Файл: Содержание Введение 2 Теоретикометодологические основы конкуренции.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 175

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Динамический подход предполагает, что конкуренция является процессом развития рынка. Она представляет эндогенную составляющую рыночной среды, которая обусловливает характер изменения рынка и фирм. Понимание динамического характера конкуренции позволяет признать многообразие соотношений конкуренции и монополий как соотношений, проявляющихся в различных вариантах рыночной власти – конкуренции

между производителями дифференцированного продукта и ценовой дискриминации. При исследовании конкуренции как динамического по своей природе процесса конкуренция и монополия оказываются лишь моментами единого процесса развития рынка, «во всей системе цен силы конкуренции и монополии неразрывно сплетаются в единую ткань, отличаясь в ней лишь своими особыми узорами».

Конкуренция –многоуровневое явление, проявляющееся на различных уровнях:макроэкономическом, мезо экономическом и микроэкономическом. Она может рассматриваться в различных аспектах, в том числе:

-как способ координации хозяйственной деятельности;

-как механизм взаимодействия агентов рынка;

-как способ достижения экономических целей;

-как способ завоевания конкурентных преимуществ.
1.2 Понятие конкурентоспособности и её свойства

В экономической литературе еще не существует единого определения конкурентоспособности, которое могло бы всесторонне отразить ее сущность как экономической категории.

Опираясь на экономическое содержание понятия «конкуренция»,

многие авторы раскрывают понятие «конкурентоспособность», акцентируя внимание на различных ее аспектах.

На сегодняшний день даны различные определения конкурентоспособности (таблица 1.1).

Таблица 1.1– Примеры определения термина «конкурентоспособность»

Автор

Определение конкурентоспособности

М. Портер

Свойство товара, услуги, субъекта рыночных отношений выступать на рынке наравне с присутствующими там аналогичными товарами, услугами или конкурирующими субъектами рыночных отношений.

М. Гельвановский

Обладание свойствами, создающими преимущества для субъекта экономического соревнования.

П. Завьялов

Концентрированное выражение

экономических, научно- технических, производственных, организационно- управленческих, маркетинговых и иных возможностей страны, которые реализуются в товарах и услугах, успешно противостоящим конкурирующим аналогам, как на внутреннем, так и на внешнем рынке

В. Е. Хруцкий,

И. В. Корнеева

Способность успешно оперировать на конкретном рынке (регионе сбыта) в данный период времени путем выпуска и реализации конкурентоспособных изделий и услуг.

Р. А. Фатхутдинов

Свойство объектов, характеризующее степень удовлетворения конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Определяет способность объекта выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке.



Различия в трактовках «конкурентоспособности» обусловлены особенностями её экономической сущности. Следует отметить многоуровневый характер конкурентоспособности.

Термин «конкурентоспособность» в современной экономике используется применительно к категориям разного уровня: конкурентоспособность товара, фирмы, отрасли, региона, страны.

Для наглядного представления о взаимосвязи и взаимообусловленности различных уровней конкурентоспособности, воспользуемся схемой, представляющей собой «пирамиду конкурентоспособности» (рисунок 1.1).



На разных уровнях существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость между понятиями конкурентоспособности. Конкурентоспособность страны и отраслевая конкурентоспособность в конечном итоге зависят от способности конкретных товаропроизводителей выпускать конкуренто-способные товары. С другой стороны, выпуск конкурентоспособной продукции может осуществляться в условиях, созданных для товаропроизводителей в отрасли и в стране в целом, т. е. конкурентоспособность объектов каждого нижестоящего уровня является фактором конкурентоспособности объектов всех вышестоящих уровней. В свою очередь, объекты вышестоящих уровней создают условия, обеспечивающие конкурентоспособность объектов на нижних уровнях.

И, тем не менее, между понятиями конкурентоспособности различных уровней существуют принципиальные различия.

Понятия «конкурентоспособность страны» и «конкурентоспособность предприятия» различаются, во-первых, неодинаковыми целевыми функциями этих объектов. Во-вторых, сами целевые установки развития стран в зависимости от исторически сложившихся традиций живущих в них людей могут существенно различаться. В-третьих, все страны очень различаются по масштабам, роли в мировой истории, экономическим и геополитическим потенциалам. Этим объясняется несходство национально- государственных интересов, экономических стратегий и внешнеэкономических сегментов этих стратегий.

Конкурентоспособность – универсальный показатель, который может

применяться во многих сферах жизнедеятельности. Но по своей сути она остается понятием экономическим, и правильным является её применение именно к экономическим объектам.

Всё многообразие конкурентных отношений, возникающих в сфере экономики, можно условно подразделить на три уровня:



-микроуровень (конкретные виды продукции, производства, предприятия) – характеристики, отражающие собственно качество и цены продукции;

-мезо уровень (отрасли, объединения предприятий и фирм) – характеристики, обеспечивающие устойчивое улучшение показателей эффективности использования имеющихся производственных ресурсов отраслей;

-макроуровень(народнохозяйственные комплексы, страны, объединения стран) – характеристики, отражающие общее состояние хозяйственных систем, их сбалансированность, инвестиционный климат.

На макроэкономическом уровне определяются основные условия конкурентоспособности функционирования всей хозяйственной системы. Мезо уровень конкурентоспособности формирует перспективы развития отрасли или корпорации, охватывающей группу предприятий.

На микро-уровне конкурентоспособность обретает свою окончательную, завершенную форму в виде конкурентоспособности предприятия, товара, проявляющейся, например, в соотношении цены и качества. Это соотношение зависит от условий, сформировавшихся на предшествующих двух уровнях, и от персонала предприятия, его способности использовать как свои ресурсы, так и сравнительные национальные общехозяйственные и отраслевые преимущества.

Одним из свойств конкурентоспособности является необходимость её

количественной оценки, без чего поддержание уровня конкурентоспособности, его повышение носит субъективный характер. В данном контексте конкурентоспособности присуще свойство много вариантности (многоаспектности). Данная категория относится к числу оценочных, что предполагает наличие субъекта оценки (кто оценивает), объекта оценки (что оценивается), цели (критерия) оценки

конкурентоспособности. Субъектом конкурентоспособности могут быть

инвесторы, покупатели, организации, органы государственной власти и т. п.

К числу объектов относят продукцию (работы, услуги). Целями (критериями) оценки могут быть темпы развития, положение на рынке, способность возврата заёмных средств.

Конкурентоспособность носит относительный характер и выявляется

сопоставлением анализируемого объекта (субъекта) с конкурирующими с

ним объектами (субъектами). Сопоставление должно удовлетворять требованиям конкретности и полноты. Исключение составляют редкие случаи «абсолютного» характера конкурентоспособности. Например, товар, обладающий уникальными свойствами, не имеющий аналогов; предприятие – монополист.

Конкурентоспособность обладает таким важным свойством, как


конкретность проявления, т. е. привязанность ее к конкретным условиям, к

конкретному рынку и определенному периоду времени.

Конкурентоспособности свойственен динамический характер, она

Изменяется с течением времени, и зависит это, например, от изменений во

внешней и внутренней среде, жизненного цикла субъекта(объекта)

конкурентоспособности и других обстоятельств.

Одной из важнейших особенностей конкурентоспособности является

возможность оказывать на нее влияние, т. е. управлять ею как одним

из важнейших параметров стратегического развития.

Кроме того, конкурентоспособности присуще свойство противоречивости,

что обусловливает необходимость сочетания интересов потребителя и

товаропроизводителя.
1.3 Факторы конкурентоспособности предприятия и принципы её

оценки.

В широком смысле конкурентоспособность предприятия можно определить как способность к достижению собственных целей в

условиях противодействия конкурентов в течение определенного времени.

Конкурентоспособность предприятия – экономическая категория,

отражающая его способность выпускать конкурентоспособную продукцию,

его конкурентные преимущества по отношению к другим предприятиям

данной отрасли внутри страны и за ее пределами.

Конкурентоспособность предприятия может быть оценена только в рамках

группы предприятий, относящихся к одной отрасли, поэтому при оценке

степени конкурентоспособности предприятия необходимо в первую очередь

выбирать базовые объекты для сравнения.

Выбранные для сравнения предприятия – конкуренты должны обладать соизмеримостью:

-характеристик выпускаемой продукции по идентичности потребностей, удовлетворяемых с её помощью;

-сегментов рынка, для которых предназначена выпускаемая продукция;

-фаз жизненного цикла, в котором функционирует предприятие [8].

Конкурентоспособность предприятия – способность прибыльно производить и реализовывать товарную продукцию по цене не выше, а по качеству не хуже, чем у других рыночных контрагентов в своей рыночной нише. В связи с чем конкурентоспособность предприятия складывается из

трехосновных факторов:

-ресурсного (физические затраты ресурсов на единицу готовой продукции); -ценового (уровень и динамика цен на все используемые ресурсы производства и готовую продукцию);


-«фактора среды» (экономическая политика государства и степень её воздействия на рыночного контрагента) .

Само предприятие на микроуровне способно контролировать, прежде всего, ресурсный фактор роста конкурентоспособности, поэтому повышение производительности труда, капиталоотдачи, общей эффективности производства очень важно и зависит от политики самой компании по организации НИОКР, накоплению основного капитала, маркетинга, системы производственной кооперации, профессиональной подготовки и переподготовки кадров и т. д.

Организация управления, технологический и финансовый потенциал предприятия могут обеспечить рост ресурсной компоненты конкурентоспособности. Сложнее контролировать рыночные цены на сырье

и полуфабрикаты, а также на собственную готовую продукцию, так как

уровень цен во многом зависит от состояния мировой и национальной экономики.

В «фактор среды» входят такие составляющие, как надежность банковской системы, банковский процент, уровень инфляции, валютный курс, внешнеторговый тариф и другие, непосредственно влияющие на конкурентоспособность предприятия. Поэтому предприятия, особенно малые и средние, не могут контролировать значительное число внешних факторов конкурентоспособности.

Основные группы факторов, влияющие на уровень конкуренции:

-технико–технологическая группа включает факторы, характеризующие производственное оборудование, предметы труда, состав и технологию выполняемых работ. Эта группа факторов является во многом определяющей, поскольку состояние и качество средств и предметов труда, степень их использования, уровень механизации и автоматизации производства, совершенство применяемых технологий напрямую влияют на операционную эффективность деятельности предприятия;

-организационно – управленческая группа содержит факторы, приводящие в действие технико – технологическую подсистему благодаря организации производства и труда, подбору персонала, внедрению прогрессивной системы оплаты труда;

-финансово–экономическая концентрирует в себе факторы функционирования предприятия с позиций эффективного распоряжения ресурсами, доходности и финансовой устойчивости;

-социально – психологическая группа факторов охватывает персонал предприятия, его организационную культуру, ценности, потребности и интересы работников. Необходимо создавать нормальные условия труда и отдыха для развития потребностей в самовыражении и самоактуализации;