Файл: "Роль педагогического коллектива в образовательном процессе провинциального колледжа исследование и перспективы развития".docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 98

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство просвещения Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«Ярославский государственный педагогический

университет им. К.Д. Ушинского»

Кафедра _______________________________________

(наименование кафедры)

Направление __________________________

(наименование направления)

Профиль__________________________

(наименование профиля)

Курсовая работа
На тему "Роль педагогического коллектива в образовательном процессе провинциального колледжа: исследование и перспективы развития"

Выполнил: ____________________________________________ _____________

(фамилия, имя, отчество студента, курс) (личная подпись)
Научный

руководитель _________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество, ученая степень, ученое звание,)


Заключение научного руководителя о допуске к защите: __________________

______________________________________________________________________

(подпись научного руководителя)
Оценка публичной защиты работы:

______________________________________________________________________

(оценка, подпись научного руководителя)
Ярославль

2023 г.

Оглавление

ГЛАВА 1 "Коллективная деятельность и единство в педагогическом коллективе: ценности, организация и взаимодействие" 7

1.1 Понятие педагогического коллектива 7

1.2 Воздействие коллектива на личность 9

1.3 Социально-педагогические возможности коллектива 10

1.4 Особенности педагогического коллектива 12

Глава 2. Практическое исследование влияния педагогического коллектива на образовательный процесс 17

2.1 Экспериментальная работа по изучению влияния коллектива на совершенствование педагогического процесса колледжа 17

2.2 Опросники, тесты, анкеты для изучения влияния коллектива на студента 22

Заключение 38

Список источников 39


В настоящее время современное образование стало одной из ключевых составляющих социального прогресса и развития общества. Изменения в социально-политической и культурной сферах, а также переход к информационному обществу и экономике, основанной на знаниях, оказывают существенное влияние на образовательные системы. В этом контексте особую значимость приобретает изучение роли педагогического коллектива в образовательном процессе.

Наше исследование фокусируется на роли педагогического коллектива в провинциальном колледже, осознавая его важность и вклад в формирование и развитие образовательной среды. "Провинциальный колледж" — это образовательное учреждение, расположенное в городе Ярославль, которое предоставляет студентам возможность получить среднее общее образование за два года обучения (10-11 классы). За это время педагогический коллектив колледжа играет ключевую роль в создании и поддержании образовательного, воспитательного и коммуникативного процесса, обеспечивая студентам качественное обучение и развитие.

В нашем исследовании мы стремимся проанализировать и оценить влияние педагогического коллектива на формирование образовательной среды, а также выявить перспективы развития этого коллектива в "Провинциальном колледже". Мы уделяем особое внимание исследованию методов и подходов, которые применяются педагогами для обеспечения успешного обучения и развития студентов. Наша цель заключается в выявлении факторов, способствующих эффективности работы педагогического коллектива и предлагающих пути оптимизации и улучшения его деятельности.

Исследование роли педагогического коллектива в "Провинциальном колледже" имеет значимость не только на местном уровне, но и в контексте развития образования в целом. Результаты этого исследования могут способствовать разработке стратегий и мероприятий, направленных на совершенствование работы педагогического коллектива и повышение качества образовательного процесса в провинциальных образовательных учреждениях.

Проблема исследования заключается в необычной ситуации, когда дети проводят всего два года в колледже, но за этот короткий период достигают хороших образовательных результатов и

развивают тесные отношения не только с одноклассниками, но и с учителями.

Актуальность исследования заключается в том, что обычно в более длительных учебных программах у детей есть больше времени для образовательного роста и установления близких связей с преподавателями. В случае МОУ «Провинциальный колледж», где дети проводят всего два года, необходимо исследовать, как педагогический коллектив способствует созданию благоприятной образовательной среды, в которой учащиеся достигают успехов и формируют тесные связи с учителями.

Исследование будет направлено на выявление факторов, которые обусловливают такие положительные результаты. Возможно, это связано с особенностями методики обучения, индивидуальным подходом преподавателей к каждому ученику, наличием поддержки и менторства со стороны педагогического коллектива. Также будет исследоваться, какие факторы способствуют установлению доверительных отношений между учащимися и преподавателями, созданию атмосферы взаимного уважения и понимания.

Полученные результаты исследования позволят лучше понять роль педагогического коллектива в достижении высоких образовательных результатов и формировании эмоционально-психологической связи между учащимися и учителями в МОУ «Провинциальный колледж». Кроме того, исследование может предложить рекомендации по улучшению работы педагогического коллектива и созданию ещё более благоприятной образовательной среды, которая будет способствовать лучшему обучению и личностному развитию студентов.

Объект исследования: педагогический коллектив МОУ «Провинциальный колледж».

Предмет исследования: роль педагогического коллектива в образовательном процессе колледжа и формирование эмоционально-психологической связи между учащимися и учителями.

Цель исследования: исследовать роль педагогического коллектива в достижении высоких образовательных результатов и формировании близких отношений между учащимися и учителями в МОУ «Провинциальный колледж», а также предложить рекомендации по улучшению работы педагогического коллектива и созданию благоприятной образовательной среды для лучшего обучения и развития студентов.

Задачи исследования:


  1. Анализировать организационную структуру и функционирование педагогического коллектива МОУ «Провинциальный колледж».

  2. Изучить методы и подходы, применяемые педагогическим коллективом для достижения высоких образовательных результатов.

  3. Оценить эмоционально-психологическую связь между учащимися и учителями в МОУ «Провинциальный колледж».

  4. Исследовать факторы, способствующие формированию близких отношений между учащимися и учителями.

  5. Предложить рекомендации и разработать стратегии для улучшения работы педагогического коллектива и создания благоприятной образовательной среды в МОУ «Провинциальный колледж».


Гипотеза исследования:

Предполагается, что эффективная роль педагогического коллектива в образовательном процессе провинциального колледжа является определяющим фактором для достижения высоких образовательных результатов и перспектив развития учебного заведения.

Методы исследования:

  1. Анализ литературы: Изучение научных и практических источников, связанных с педагогическим коллективом, образовательным процессом и развитием колледжа.

  2. Наблюдение: Прямое наблюдение за деятельностью педагогического коллектива в рамках образовательного процесса провинциального колледжа.

  3. Анкетирование: Распространение структурированных анкет, предназначенных для сбора мнений, оценок и взглядов педагогического коллектива на свою роль в образовательном процессе и перспективы развития колледжа

  4. Документальный анализ: Изучение документации колледжа, такой как планы работы, отчеты, протоколы, материалы педагогических советов и другие документы, чтобы получить информацию о работе педагогического коллектива и его влиянии на образовательный процесс



ГЛАВА 1 "Коллективная деятельность и единство в педагогическом коллективе: ценности, организация и взаимодействие"

1.1 Понятие педагогического коллектива




Важным вклад в формирование понятия "педагогический коллектив" внес В.А. Сухомлинский. Он подчеркивал отсутствие глубокого исследования сущности, роли и места педагогического коллектива в современной педагогической литературе. В своем понимании педагогического коллектива Сухомлинский опирался на принципы коллективной организации деятельности учителей Павлышской средней школы.

Согласно его концепции, педагогический коллектив состоит из учителей и является составной частью единого общественного коллектива, в который также входит ученический коллектив. Основной задачей педагогического коллектива является обучение и воспитание ученического коллектива. Сухомлинский рассматривал педагогический коллектив как основу школы, однако он видел его только как коллектив учителей, отдельно от коллектива учащихся.

Таким образом, Сухомлинский сформировал свое понимание педагогического коллектива на основе коллективной организации работы учителей и придал ему важность в контексте обучения и воспитания школьного коллектива. Однако его концепция не включала ясного определения статуса и роли ученического коллектива в общем коллективе, что оставляло этот аспект неоднозначным.

Исследователи русской педагогической науки, такие как Н.К. Крупская, А.С. Макаренко и Т.С. Шацкий, заложили основы современных подходов к понятиям "педагогический коллектив" и "совместная деятельность в коллективе" уже в начале XX века. Они придавали большое значение коллективной работе педагогов, утверждая,

что только совместные усилия могут принести эффективные результаты в повышении мастерства педагогов.

А.В. Петровский подчеркивает, что коллектив — это организованная группа людей, объединенных общими ценностями, целями и задачами деятельности, которые имеют значимость как для каждого отдельного члена, так и для всей группы. Межличностные отношения в коллективе определяются содержанием и значимостью совместной деятельности.