Файл: "Роль педагогического коллектива в образовательном процессе провинциального колледжа исследование и перспективы развития".docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 108
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Понятие педагогического коллектива
1.2 Воздействие коллектива на личность
1.3 Социально-педагогические возможности коллектива
1.4 Особенности педагогического коллектива
Глава 2. Практическое исследование влияния педагогического коллектива на образовательный процесс
2.2 Опросники, тесты, анкеты для изучения влияния коллектива на студента
1
Э.С. Кузьмин считает, что существование коллектива зависит от наличия совместной деятельности, которая формирует определенную структуру в группе, создает коллективные ценности и нормы, регулирующие взаимоотношения людей.2
Г.М. Андреева определяет коллектив как высшую стадию развития организованной общности людей, направленную на достижение социально значимых целей и объединяющую людей как самим процессом совместной деятельности, так и его организацией и системой стимулирования.3
В.С. Лазарев описывает педагогический коллектив как совокупность работающих педагогов, у которых есть общие образовательные цели, достижение которых является личностно значимым. Он также отмечает, что в коллективе существуют межличностные отношения и взаимодействия, способствующие достижению этих целей.4
Исходя из вышеперечисленных определений, можно сформулировать педагогический коллектив в контексте школьного образовательного учреждения как группу педагогов, объединенных общими целями совместной деятельности в реализации основной образовательной программе.
Влияние коллектива на формирование личности: Коллектив колледжа - это огромная воспитательная сила для отдельных своих членов. [6, С. 45]. Непрерывно воздействуя на личность студента, выполняя функции нравственного контроля за поведением личности общественное мнение может предупредить нарушения норм поведения.
Положительное оценивание коллектива благотворительно сказывается на внутреннем мире и поведении личности, поскольку человек живет не просто материальными благами, а душевными радостями, среди которых немало место занимает чувство душевного подъема, которое общественное признает его заслуги перед коллективом [5, С. 80]. Однако подростки не всегда обладают положительными эмоциями, вызываемыми поощрениями похвалы своих товарищей, реакция может быть завистью или недоброжелательностью, общественная похвала в ряде случаев оказывается гораздо более весомой, чем личная похвала учителя.
Часто использование общественного мнения связывают с борьбой против отрицательных поступков и недисциплинированности студентов колледжа. О нём вспоминают тогда, когда преподаватель оказывается бессилен повлиять на ученика или учителем быть невозможно. В педагогике его называют методом одобрения (в коллективе). [7, С. 321]. Награждение сверху без учёта мнений снизу снижает эффективность самого метода.
А. С. Макаренко считает, что общественное сообщество является одним из самых эффективных средств воспитания личности, и наоборот, в каждом нашем прикосновении к коллективу должно быть какое-то воздействие на коллектив, которое может вызвать зазнание и другие негативные черты личности.
Когда человек принимается в коллектив, он знает правила, традиции, должностные обязанности. Сначала он становится работником, а не членом группы. Только при принятии в коллективе он считается своим, то есть придерживается какой-либо единой системы ценностей, можно говорить, что он полноценный член группы.
Трудовой коллектив часто создается стихийно, какие сотрудники приходятся, задерживаются, и из них создается рабочий коллектив. Если руководство настроено на комфортный труд и не на достижение цели, то руководитель должен правильно определить, кто играет какую-то роль, важно не распределять ролевые, а распознавать, раскрывать свои «амбиции» сотрудников, помогать каждому воплотиться в ту роль, которую он желает.
Наряду с простыми исполнителями, которых, естественно, должно
быть большинство, ученые предлагают и следующий желательный для развития коллектива «набор персонажей».
«Генератор идей». Член коллектива, который постоянно «подпитывает» его новыми идеями. Обычно на эту роль претендуют сами лидеры — руководители коллективов. Если таким генератором руководитель не является, то ему следует мудро опираться на таких «генераторов», умело используя их потенциал, не ревнуя, не соперничая, не стремясь оттеснить в тень.
«Оппозиционер». Постоянно во всем сомневается, все подвергает критическому анализу, ничего не принимает на веру. Он считается неудобным в коллективе: раздражает резкими высказываниями, не боится высказать неприятную правду. Такой человек нужен как «совесть» коллектива, как пример самоконтроля, как ориентир для думающего лидера. Но он должен быть один, в противном случае возглавит
оппозиционную группу, в которой станет деструктивным лидером.
«Любимец». Пользуется всеобщими симпатиями. Как правило, внешне привлекателен, обаятелен. У этого человека хороший, добрый характер, он умеет быстро находить общий язык, выслушать человека, посочувствовать ему, ободрить, утешить, развеселить. К нему идут с личными проблемами и радостями.
Л. Фестингер считает, что в трудовом коллективе происходит постоянной смена ролей и перераспределение обязанностей по ходу работы предприятия (начиная с рабочего дня) [5]. Это социально-психологическое образование представляет собой устойчивую смену кадров: кто приходит на предприятие или уходит из него? И это очень динамичное социалистическое явление — трудовой коллектив характеризуется текучесть. По его определению существует надгрупповое объединение людей, которое усиливает полезные для трудового сообщества качества; ослабляет вредные [13].
В основе сплоченности коллектива лежат единство целей и социально психологическая общность работников, дисциплинированность. Уровень развития этих признаков определяет степень зрелости трудового объединения в целом. Формальная структура является основой официальной инструкции работникам по выполнению своих обязанностей; неформальную структуру составляет нормативная информация о правах других членов рабочего сообщества на выполнение определенных обязательств перед другими членами группы. Она предписывает всем сотрудникам выполнять определенные обязанности заранее предписанным способом (в рамках формальной структуры каждый сотрудник обязан взаимодействовать со всеми его коллегами определенным образом).
Одновременно члены коллектива образуют неформальную структуру, которая опирается не на функциональные отношения, а на межличностные. Такая структура коллектива называется неформальной. Внутри одной формальной структуры обычно образуются несколько неформальных групп, которые называются группировками. Члены этих групп объединяются на основе общности интересов, увлечений.
Педагогический коллектив является частью общественного объединения, куда входят составные части ученического коллектива. При всем сходстве с любым общественным объединением педагогическое учреждение имеет свои специфические особенности: уровень общей культуры членов и степень организованности их отношений; отношение к совместной деятельности на основе взаимного понимания ответственности друг друга (сотрудничество).
Педагогическая деятельность коллектива учителей протекает в тесном взаимодействии с ученическим сообществом. Задача педагогического процесса определяется тем, насколько развит воспитательный потенциал учащихся колледжей.
Педагогический и ученический коллективы выступают субъектами управления и собственного саморазвития. Педагогический коллектив является субъектом воспитания не только по отношению к детскому коллективу, но и по отношению к самому себе. Субъект-субъектные отношения, складывающиеся в общешкольном коллективе, наиболее полно характеризуют состояние школы как воспитательной системы.
К особенностям педагогического коллектива относятся:
а) Выполнение своих функций внутри другого коллектива.
б) Ограниченными возможностями взаимодействия.
в) Определение эффективности деятельности коллектива преемственностью ступеней обучения.
г) Проблема критериев эффективности педагогического труда.
В состав коллектива входят как молодые учителя, недавно окончившие вуз и опытные педагоги, проработавшие много лет. адаптация молодых учителей с возрастом усложняется: трудно адаптироваться более самостоятельным или творческим личностям.
К сожалению часто становлению нормальной рабочей обстановки мешает позиции некоторых педагогов. Психологи выделяют следующие позиции педагогов мешающих установлению здорового
психологического климата:
а) Имитатор.
б) Общественный деятель.
в) Генератор саморекламы.
г) Патриарх.
д) Прима.
Важное место в деятельности педагогического коллектива занимает общение учителя со своими коллегами учителями, которое имеет две стороны:
1. Формальные связи ( официально организованные : педагогический совет, методические объединения и т.п) носят непрерывный характер; объем решаемых вопросов обширный – он формирует экспектации коллектива в целом.
2. Неофициальные отношения, которые также играют важную роль в деятельности педколлектива. В неформальном общении учителей между собой имеются разные формы переключения от общения с учениками на общение с коллегами, которые мешают созданию доверительных отношений между коллегами:
а) Не переключаясь, авторитарно либо ласкательно, затруднено разжевывая;
б) Резкое переключение, желая показаться особенно умным, утрируя свою многозначительность.
Основными целями образовательной организации выступают педагоги в профессиональной деятельности, профессионально ориентированные педагоги реализуют свою профессиональную деятельность, Профессиональная работа педагогов состоит в том, что для достижения требуется объединение своих усилий, взаимодействия. Основные функции образовательного коллектива - учебно-производственная и социально-гуманитарная [10]. Первое значение выражает напрямую интересы общественности, второе – интересы сотрудников.
Э.С. Кузьмин считает, что существование коллектива зависит от наличия совместной деятельности, которая формирует определенную структуру в группе, создает коллективные ценности и нормы, регулирующие взаимоотношения людей.2
Г.М. Андреева определяет коллектив как высшую стадию развития организованной общности людей, направленную на достижение социально значимых целей и объединяющую людей как самим процессом совместной деятельности, так и его организацией и системой стимулирования.3
В.С. Лазарев описывает педагогический коллектив как совокупность работающих педагогов, у которых есть общие образовательные цели, достижение которых является личностно значимым. Он также отмечает, что в коллективе существуют межличностные отношения и взаимодействия, способствующие достижению этих целей.4
Исходя из вышеперечисленных определений, можно сформулировать педагогический коллектив в контексте школьного образовательного учреждения как группу педагогов, объединенных общими целями совместной деятельности в реализации основной образовательной программе.
1.2 Воздействие коллектива на личность
Влияние коллектива на формирование личности: Коллектив колледжа - это огромная воспитательная сила для отдельных своих членов. [6, С. 45]. Непрерывно воздействуя на личность студента, выполняя функции нравственного контроля за поведением личности общественное мнение может предупредить нарушения норм поведения.
Положительное оценивание коллектива благотворительно сказывается на внутреннем мире и поведении личности, поскольку человек живет не просто материальными благами, а душевными радостями, среди которых немало место занимает чувство душевного подъема, которое общественное признает его заслуги перед коллективом [5, С. 80]. Однако подростки не всегда обладают положительными эмоциями, вызываемыми поощрениями похвалы своих товарищей, реакция может быть завистью или недоброжелательностью, общественная похвала в ряде случаев оказывается гораздо более весомой, чем личная похвала учителя.
Часто использование общественного мнения связывают с борьбой против отрицательных поступков и недисциплинированности студентов колледжа. О нём вспоминают тогда, когда преподаватель оказывается бессилен повлиять на ученика или учителем быть невозможно. В педагогике его называют методом одобрения (в коллективе). [7, С. 321]. Награждение сверху без учёта мнений снизу снижает эффективность самого метода.
А. С. Макаренко считает, что общественное сообщество является одним из самых эффективных средств воспитания личности, и наоборот, в каждом нашем прикосновении к коллективу должно быть какое-то воздействие на коллектив, которое может вызвать зазнание и другие негативные черты личности.
1.3 Социально-педагогические возможности коллектива
Когда человек принимается в коллектив, он знает правила, традиции, должностные обязанности. Сначала он становится работником, а не членом группы. Только при принятии в коллективе он считается своим, то есть придерживается какой-либо единой системы ценностей, можно говорить, что он полноценный член группы.
Трудовой коллектив часто создается стихийно, какие сотрудники приходятся, задерживаются, и из них создается рабочий коллектив. Если руководство настроено на комфортный труд и не на достижение цели, то руководитель должен правильно определить, кто играет какую-то роль, важно не распределять ролевые, а распознавать, раскрывать свои «амбиции» сотрудников, помогать каждому воплотиться в ту роль, которую он желает.
Наряду с простыми исполнителями, которых, естественно, должно
быть большинство, ученые предлагают и следующий желательный для развития коллектива «набор персонажей».
«Генератор идей». Член коллектива, который постоянно «подпитывает» его новыми идеями. Обычно на эту роль претендуют сами лидеры — руководители коллективов. Если таким генератором руководитель не является, то ему следует мудро опираться на таких «генераторов», умело используя их потенциал, не ревнуя, не соперничая, не стремясь оттеснить в тень.
«Оппозиционер». Постоянно во всем сомневается, все подвергает критическому анализу, ничего не принимает на веру. Он считается неудобным в коллективе: раздражает резкими высказываниями, не боится высказать неприятную правду. Такой человек нужен как «совесть» коллектива, как пример самоконтроля, как ориентир для думающего лидера. Но он должен быть один, в противном случае возглавит
оппозиционную группу, в которой станет деструктивным лидером.
«Любимец». Пользуется всеобщими симпатиями. Как правило, внешне привлекателен, обаятелен. У этого человека хороший, добрый характер, он умеет быстро находить общий язык, выслушать человека, посочувствовать ему, ободрить, утешить, развеселить. К нему идут с личными проблемами и радостями.
Л. Фестингер считает, что в трудовом коллективе происходит постоянной смена ролей и перераспределение обязанностей по ходу работы предприятия (начиная с рабочего дня) [5]. Это социально-психологическое образование представляет собой устойчивую смену кадров: кто приходит на предприятие или уходит из него? И это очень динамичное социалистическое явление — трудовой коллектив характеризуется текучесть. По его определению существует надгрупповое объединение людей, которое усиливает полезные для трудового сообщества качества; ослабляет вредные [13].
В основе сплоченности коллектива лежат единство целей и социально психологическая общность работников, дисциплинированность. Уровень развития этих признаков определяет степень зрелости трудового объединения в целом. Формальная структура является основой официальной инструкции работникам по выполнению своих обязанностей; неформальную структуру составляет нормативная информация о правах других членов рабочего сообщества на выполнение определенных обязательств перед другими членами группы. Она предписывает всем сотрудникам выполнять определенные обязанности заранее предписанным способом (в рамках формальной структуры каждый сотрудник обязан взаимодействовать со всеми его коллегами определенным образом).
Одновременно члены коллектива образуют неформальную структуру, которая опирается не на функциональные отношения, а на межличностные. Такая структура коллектива называется неформальной. Внутри одной формальной структуры обычно образуются несколько неформальных групп, которые называются группировками. Члены этих групп объединяются на основе общности интересов, увлечений.
1.4 Особенности педагогического коллектива
Педагогический коллектив является частью общественного объединения, куда входят составные части ученического коллектива. При всем сходстве с любым общественным объединением педагогическое учреждение имеет свои специфические особенности: уровень общей культуры членов и степень организованности их отношений; отношение к совместной деятельности на основе взаимного понимания ответственности друг друга (сотрудничество).
Педагогическая деятельность коллектива учителей протекает в тесном взаимодействии с ученическим сообществом. Задача педагогического процесса определяется тем, насколько развит воспитательный потенциал учащихся колледжей.
Педагогический и ученический коллективы выступают субъектами управления и собственного саморазвития. Педагогический коллектив является субъектом воспитания не только по отношению к детскому коллективу, но и по отношению к самому себе. Субъект-субъектные отношения, складывающиеся в общешкольном коллективе, наиболее полно характеризуют состояние школы как воспитательной системы.
К особенностям педагогического коллектива относятся:
а) Выполнение своих функций внутри другого коллектива.
б) Ограниченными возможностями взаимодействия.
в) Определение эффективности деятельности коллектива преемственностью ступеней обучения.
г) Проблема критериев эффективности педагогического труда.
В состав коллектива входят как молодые учителя, недавно окончившие вуз и опытные педагоги, проработавшие много лет. адаптация молодых учителей с возрастом усложняется: трудно адаптироваться более самостоятельным или творческим личностям.
К сожалению часто становлению нормальной рабочей обстановки мешает позиции некоторых педагогов. Психологи выделяют следующие позиции педагогов мешающих установлению здорового
психологического климата:
а) Имитатор.
б) Общественный деятель.
в) Генератор саморекламы.
г) Патриарх.
д) Прима.
Важное место в деятельности педагогического коллектива занимает общение учителя со своими коллегами учителями, которое имеет две стороны:
1. Формальные связи ( официально организованные : педагогический совет, методические объединения и т.п) носят непрерывный характер; объем решаемых вопросов обширный – он формирует экспектации коллектива в целом.
2. Неофициальные отношения, которые также играют важную роль в деятельности педколлектива. В неформальном общении учителей между собой имеются разные формы переключения от общения с учениками на общение с коллегами, которые мешают созданию доверительных отношений между коллегами:
а) Не переключаясь, авторитарно либо ласкательно, затруднено разжевывая;
б) Резкое переключение, желая показаться особенно умным, утрируя свою многозначительность.
Основными целями образовательной организации выступают педагоги в профессиональной деятельности, профессионально ориентированные педагоги реализуют свою профессиональную деятельность, Профессиональная работа педагогов состоит в том, что для достижения требуется объединение своих усилий, взаимодействия. Основные функции образовательного коллектива - учебно-производственная и социально-гуманитарная [10]. Первое значение выражает напрямую интересы общественности, второе – интересы сотрудников.