Файл: "Роль педагогического коллектива в образовательном процессе провинциального колледжа исследование и перспективы развития".docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 100
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Понятие педагогического коллектива
1.2 Воздействие коллектива на личность
1.3 Социально-педагогические возможности коллектива
1.4 Особенности педагогического коллектива
Глава 2. Практическое исследование влияния педагогического коллектива на образовательный процесс
2.2 Опросники, тесты, анкеты для изучения влияния коллектива на студента
В этой связи можно говорить о текущих, периодических, итоговых, отдаленных по времени результатах. Целесообразно учитывать и
анализировать информацию, полученную не только в разные периоды, но
и различными методами.
Наиболее важными компонентами диагностики, на наш взгляд, являются изучение воспитанности студентов колледжа, сплоченности коллектива и отношений в нем, исследование организационных аспектов.
Как уже отмечалось, эффективность воспитательной работы школы определяется в какой-то мере воспитанностью учеников и выпускников школы, подготовленностью их к сознательному выбору профессии, способностью адаптироваться к современным условиям жизни. Необходимо подчеркнуть, что определение уровня воспитанности студентов колледжа позволяет выявить меру соответствия личности учащегося запланированному воспитательному результату и степень реализации цели и задач воспитательной работы учебного заведения.
Что относят к показателям воспитанности студентов колледжа?
Общепринято считать интегральным показателем общественную направленность детей, которая выражается во взглядах, убеждениях, ценностных ориентациях личности. Направленность студентов колледжа проявляется через ведущие устойчивые мотивы деятельности, через интерес к определенным видам социальной активности, через отношение к окружающему миру.
Выделяют три главных вида направленности: «на себя», «на объект», «на других людей». Например, «на себя»: быть здоровым, жить весело, развлекаться; «на объект»: наличие интересного дела, увлеченность занятием; «на других людей»: желание помочь окружающим, наличие друзей.
Возможен и другой подход к характеристике направленности личности: положительная, то есть направленность на добро, созидание, и отрицательная, то есть направленность на зло, разрушение.
Существует точка зрения исследователей, что показателем воспитанности школьника является наличие социально значимых качеств. По уровню их сформированности дается общая оценка воспитанности студентов колледжа. Качества личности рассматриваются как сплав специфического для данного качества мотива и форм, способов поведения.
Какой комплекс качеств может выступать как показатель воспитанности школьника? На данный момент нет единой программы, которая бы определяла требования к воспитанности школьника, заканчивающего обучение. Мы полагаем, что это невозможно сделать, так как существуют самые различные типы общеобразовательных школ, выпускники которых значительным образом могут и должны отличаться друг от друга. В этой связи каждое учебное заведение вправе само определить образ своего выпускника, на формирование которого и будет направлен педагогический процесс в данной школе. В качестве ориентира для характеристики воспитанности выпускника можно выбрать ряд интегральных отношений к высшим ценностям: к человеку, труду, школе, прекрасному, природе, к самому себе.
Для изучения результатов и эффективности воспитательного процесса в школе наиболее объективными и реально измеряемыми показателями, на наш взгляд, являются ведущие мотивы поведения детей, нравственные ценности и ориентации, поступки учащихся. Исходя из этого, предлагаем ряд методик, которые были использованы нами в ходе практической работы по исследуемой теме. Работа проводилась на базе Денисовской средней школы в течение учебного года. Представленные методики могут быть использованы в исследовании воспитанности учащихся.
2.2 Опросники, тесты, анкеты для изучения влияния коллектива на студента
Поскольку реальным проявлением воспитанности являются поступки, то важно зафиксировать их, наблюдая за поведением учащихся или создавая специальные ситуации, в основе которых лежит свобода выбора школьниками своих действий.
«Акт добровольцев» как метод изучения направленности личности может естественно «вписываться» в учебно-воспитательный процесс. Например, в колледже через определенный промежуток времени появляются следующие объявления:
ØРебята! Поможем учителям в оформлении кабинетов 5 сентября приглашаем всех желающих в школу в 10 часов. Совет учеников колледжа.
ØВсех желающих приглашаем на разговор-поиск «Как нашу школу сделать красивой и уютной».
ØТех, кто хочет принять участие в подготовке и проведении Новогоднего праздника для младших студентов колледжа, ждем 25 ноября в 14 часов в актовом зале колледжа. Совет дела. Вот еще несколько ситуаций, созданных в одной из школ: - Учитель приходит к старшеклассникам и просит помочь в подготовке праздника для малышей.
ØКуратор обращается с просьбой к учащимся помочь перевезти мебель.
Полагаем, что хотя бы некоторое увеличение числа выпускников колледжа, проявляющих активность при оказании содействия другим людям, свидетельствует о повышении эффективности воспитательной работы коллектива колледжа.
Направленность личности изучалась с помощью метода «Недописанный тезис». Студнтам предлагается за небольшой промежуток времени закончить одно или несколько предложений. Времени для завершения фразы дается, как правило, не более 15 - 20 секунд, затем идет начало следующего предложения. Мы предлагали студентам несколько недописанных предложений:
ØЧеловек счастлив, когда...
ØВ хорошей школе всегда...
ØЕсли бы я нашел клад, то...
ØЕсли бы я все мог, то я...
ØСамое главное в жизни... ØНельзя прожить без...
При обработке материалов, полученных в результате использования
данного метода, мнения студентов колледжа группировались так, чтобы можно было определить соотношение ценностей учащихся:
а) индивидуалистических или общественных;
б) вещно-предметных или духовных;
в) содержащих зло или добро для окружающих;
г) направленных на созидание или разрушение.
В ходе анализа результатов отмечается, что ответы студентов более осознанны, боле реалистичны и характеризуются действиями, направленными на положительный исход, на созидание чего-то нового, на восстановление разрушаемого.
Направленность личности школьника, характер его ценностей определяли с помощью анкеты, в которой предлагается дать ответ на следующие вопросы и задания:
-Почему нельзя опаздывать на пары?
-Напиши десять слов или фраз, отвечая на вопрос: что ты больше всего ненавидишь?
-Что ты собираешься делать в свободное время?
-Напиши три желания в порядке их значимости для тебя и др.
Определение ведущих мотивов студентов колледжа возможно с помощью шкалирования и ранжирования. Учащимся предлагали определить, что и в какой степени привлекает их в деятельности. Для ответа предоставили следующую шкалу:
- привлекает очень сильно;
- привлекает в значительной степени;
- привлекает слабо;
- не привлекает совсем.
Что привлекает в деятельности?
- Интересное дело.
-Возможность общения с разными людьми.
-Возможность помочь товарищам.
-Возможность передать свои знания.
-Возможность творчества.
-Возможность приобрести новые знания, умения.
-Возможность руководить другими.
-Возможность участвовать в делах своего коллектива.
-Возможность заслужить уважение товарищей.
-Возможность сделать доброе дело для других.
-Возможность выделиться среди других.
-Возможность выработать у себя определенные черты характера.
Обработка результатов. Для определения преобладающих мотивов следует выделить следующие блоки:
а) общественные мотивы (пункты 3, 4, 8, 10);
б) личностные мотивы (пункты 1, 2, 5, 6, 12);
в) престижные мотивы (пункты 7, 9, 11).
Сравнение средних оценок по каждому блоку позволяет определить преобладающие мотивы участия студентов колледжа в деятельности. Установление эффективности воспитательной работы в школе предполагает сравнение показателей, характеризующих выпускников в течение нескольких лет.
Одним из важнейших критериев, позволяющих определить эффективность воспитательной работы учебного заведения, является уровень развития коллектива и отношений участников педагогического процесса. В психологии и педагогике разработаны показатели и методики, с помощью которых можно это сделать. Важнейшей характеристикой развития коллектива является социально-психологический климат в нем, изучение которого осуществляется по следующим показателям:
-Удовлетворенность членов коллектива взаимоотношениями, процессом организации деятельности, руководством;
-Преобладающее настроение;
-Взаимопонимание руководителей и подчиненных, старших и
младших, взрослых и детей;
-Степень участия членов коллектива в управлении, уровень развития самоуправления;
-Сплоченность, продуктивность совместной деятельности;
-Чувство собственного достоинства у каждого члена коллектива, гордость за свой коллектив;
-Защищенность всех членов коллектива.
Основной характеристикой развития коллектива является состояние взаимодействия его членов.
О развитии коллектива можно судить по уровню самоуправления в ученическом, педагогическом коллективах и во всём колледже.
При диагностике коллектива необходимо помнить о многоаспектности этого явления и выбрать для исследования те показатели, которые в наибольшей мере важны для оценки эффективности воспитательной работы.
Педагоги могут самостоятельно отобрать такие показатели и соответствующие им диагностические средства.
В ходе работы в колледже нами была использована методика «Наши отношения», предложенная в книге Л.М. Фридмана, и др.
Методика «Наши отношения» Цель: выявить степень удовлетворенности учащихся различными сторонами жизни коллектива.
Проведение. Студенту предлагается ознакомиться, например, с шестью утверждениями. Нужно записать номер того утверждения, которое больше всего совпадает с его мнением. Например, для изучения дружбы, сплоченности или, наоборот, конфликтности может быть предложена серия утверждений:
-Наша группа очень дружная и сплоченная.
-В нашей группе нет ссор, и конфликтной нашу группу назвать нельзя.
-В нашей группе иногда бывают ссоры, но конфликтной нашу