Файл: "Роль педагогического коллектива в образовательном процессе провинциального колледжа исследование и перспективы развития".docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 104
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Понятие педагогического коллектива
1.2 Воздействие коллектива на личность
1.3 Социально-педагогические возможности коллектива
1.4 Особенности педагогического коллектива
Глава 2. Практическое исследование влияния педагогического коллектива на образовательный процесс
2.2 Опросники, тесты, анкеты для изучения влияния коллектива на студента
группу назвать нельзя.
-Наша группа недружная. Часто возникают ссоры.
-Наша группа очень недружная. Трудно учиться в такой группе. Другая серия утверждений позволяет выявить состояние взаимопомощи (или ее отсутствие):
-В нашей группе принято помогать без напоминания.
-В нашей группе помощь оказывается только своим друзьям.
-В нашей группе помогают только тогда, когда об этом просит сам студент.
-В нашей группе помощь оказывается только тогда, когда требует преподаватель.
-В нашей группе не принято помогать друг другу.
-В нашей группе отказываются помогать друг другу.
Те суждения, которые отмечены большинством учащихся, свидетельствуют о состоянии взаимоотношений и атмосфере в коллективе.
В то же время мнение конкретного студента показывает, как он себя ощущает в системе этих отношений.
Для того чтобы зафиксировать динамику развития коллектива в колледже, целесообразно составить таблицу, в которую регулярно (а по возможности ежегодно, до выпуска) следует заносить результаты диагностики.
Опросник может использоваться как в учебных группах, так и в педагогических и родительских коллективах. Из предлагаемого перечня ответов по каждому вопросу предлагалось выбрать те, которые соответствуют вашему мнению и поставьте у такого ответа знак «+».
-
Нравится ли вам ваша работа (школа, вуз)?
а) очень нравится;
б) пожалуй, нравится;
в) мне безразлично;
г) пожалуй, не нравится;
д) очень не нравится.
2. Хотели бы вы перейти на другую работу (в другой класс, школу; в другую группу, вуз)?
а) да;
б) нет;
в) не знаю.
3. Оцените по пятибалльной шкале степень развития перечисленных ниже качеств у вашего руководителя (воспитателя, куратора группы, декана) (5 баллов, если качество развито очень сильно, 1 - совсем не проявляется).
а) трудолюбие;
б) общественная активность;
в) профессиональные знания;
г) забота о людях;
д) требовательность;
е) отзывчивость;
ж) общительность;
з) способность разбираться в людях;
и) справедливость;
к) доброжелательность.
-
Кто из членов вашей группы/коллектива пользуется наибольшим уважением? Назовите одну или две фамилии. -
Предположим, что по каким-либо причинам вы временно не учитесь/не работаете, вернулись бы вы в свой коллектив?
а) да;
б) нет;
в) не знаю.
-
Отметьте, с каким из приведенных ниже утверждений вы больше всего согласны?
а) большинство членов нашего коллектива группы - хорошие, симпатичные люди;
б) в нашем коллективе есть всякие люди;
в) большинство членов нашего коллектива - люди малоприятные.
-
Считаете ли вы, что было бы хорошо, если бы члены вашего коллектива жили близко друг от друга?
а) нет, конечно;
б) скорее нет, чем да;
в) не знаю, не задумывался над этим;
г) скорее да, чем нет; д) да, конечно.
-
Выберите вариант для оценки своего коллектива/группы, если цифра «1» характеризует коллектив, который вам очень нравится, а «9» - не нравится совсем.
а) 1;
б) 2;
в) 3;
г) 4;
д) 5;
е) 6;
ж) 7;
з) 8;
и) 9.
-
а) Как вам кажется, могли бы вы дать полную характеристику деловых качеств большинства членов вашего коллектива?
-да
-пожалуй, да
-не знаю
-пожалуй, нет
-нет.
б) Как вам кажется, могли бы вы дать полную характеристику
личных качеств большинства членов вашего коллектива?
-да
-пожалуй, да
-не знаю
-пожалуй, нет
-нет.
-
Если бы у вас возникла возможность провести отдых вместе с членами вашего коллектива, то, как бы вы к этому отнеслись?
а) это бы меня вполне устроило;
б) не знаю;
-
Могли бы вы с достаточной уверенностью сказать о большинстве членов вашего коллектива, с кем они охотно общаются по деловым/учебным вопросам?
а) нет;
б) не могу сказать;
в) да.
-
Оцените атмосферу вашего коллектива, выбрав одно значение, если цифра «1» соответствует нездоровой, нетоварищеской атмосфере, а «9» - атмосфере взаимопонимания и взаимного уважения.
а) 1;
б) 2;
в) 3;
г) 4;
д) 5;
е) 6;
ж) 7;
з) 8;
и) 9.
-
Если бы вы по какой-либо причине ушли из коллектива, стремились бы вы к встречам?
а) да, конечно;
б) скорее да, чем нет;
в) затрудняюсь ответить;
г) скорее нет, чем да;
д) нет, конечно.
-
Укажите, в какой степени вы удовлетворены:
а) состоянием материально-технической базы работы/учебы:
-полностью удовлетворен;
-пожалуй, удовлетворен;
-трудно сказать;
-пожалуй, не удовлетворен;
-полностью не удовлетворен;
б) загруженностью работой/учебной нагрузкой:
-полностью удовлетворен;
-пожалуй, удовлетворен;
-трудно сказать;
-пожалуй, не удовлетворен;
-полностью не удовлетворен;
в) размером зарплаты/стипендии:
-полностью удовлетворен;
-пожалуй, удовлетворен;
-трудно сказать;
-пожалуй, не удовлетворен;
-полностью не удовлетворен;
г) отношениями с преподавателями и руководителем:
-полностью удовлетворен;
-пожалуй, удовлетворен;
-трудно сказать;
-пожалуй, не удовлетворен;
-полностью не удовлетворен;
д) возможностью заниматься научной работой и получать дополнительные специализации:
-полностью удовлетворен;
-пожалуй, удовлетворен;
-трудно сказать;
-пожалуй, не удовлетворен;
-полностью не удовлетворен;
е) разнообразием и сложностью учебной работы:
-полностью удовлетворен;
-пожалуй, удовлетворен;
-трудно сказать;
-пожалуй, не удовлетворен;
-полностью не удовлетворен;
ж) подготовкой в получении специальности:
-полностью удовлетворен;
-пожалуй, удовлетворен;
-трудно сказать;
-üпожалуй, не удовлетворен;
-полностью не удовлетворен.
-
Насколько хорошо, по вашему мнению, организована работа/учеба?
а) очень хорошо;
б) в общем неплохо, хотя есть возможность улучшения;
в) трудно сказать;
г) работа/подготовка организована неудовлетворительно; д) очень плохо.
-
Можете ли вы сказать, от кого в большей мере зависит успешность вашей подготовки к специальности?
а) да (в этом случае назовите эти лица);
б) трудно сказать;
в) пожалуй, нет;
г) нет.
-
Ваш пол:
а) м;
б) ж;
-
Возраст. -
Сроки обучения/ стаж работы. -
Ваша специализация. -
Ваше семейное положение.
Обработка результатов. На основании ответов можно дать краткую характеристику коллектива или группы, в которой указывается численность, половой и возрастной состав, специализация, семейное положение, зарплата или стипендия.
Вопросы 6-13 направлены на выявление особенностей отражения сложившихся межличностных отношений с учетом эмоционального, когнитивного и поведенческого компонента.
Каждый такой компонент тестируется тремя вопросами:
-эмоциональный - 6, 8, 12;
-когнитивный - 9а, 9б, 11;
-поведенческий - 7, 10, 13.
Ответ на каждый из этих вопросов оценивается как +1,0 или -1.
Для целостной характеристики отдельного компонента сочетания ответов на вопросы обобщаются
- положительная оценка получается при сочетаниях +++,++ 0, ++-;
-отрицательная оценка при сочетаниях ---,--+,-- 0;
-неопределенная (противоречивая) оценка при сочетаниях 0 0 0, 0 0 -, 0 0 +.
Для каждого компонента в группе подсчитывается средняя оценка Э = ((+)-(-)) / п, где (+) - количество положительных ответов, (-) - количество отрицательных ответов, п - количество участников опроса.
Предлагаемая методика позволяет выявить три возможных «типа» восприятия индивидом группы, где в качестве показателя типа восприятия выступает роль группы в деятельности воспринимающего.
Первый «тип» восприятия индивидом группы называют «индивидуалистическим» (И): когда индивид относится нейтрально к группе, уклоняясь от совместных форм деятельности и ограничивая контакты в общении.
Второй тип восприятия индивидом группы называют «прагматическим» (П): когда индивид оценивает группу с точки зрения полезности и отдает предпочтение контактам лишь с наиболее компетентными источниками информации и способными оказать помощь.
Третий тип восприятия индивидом группы называют «коллективистическим» (К): индивид воспринимает группу как самостоятельную ценность, при этом наблюдается заинтересованность в успехах каждого члена группы и стремление внести свой вклад в жизнедеятельность группы.
По каждому пункту надо выбрать только одну альтернативу, наиболее точно выражающую Вашу точку зрения.
-
Лучшими партнерами в группе я считаю тех, кто:
а) знает больше, чем я;
б) все вопросы стремится решать сообща;
в) не отвлекает внимание преподавателя во время занятий.
-
Лучшими преподавателями являются те, которые:
а) имеют индивидуальный подход к обучающимся;
б) создают условия для помощи со стороны других;
в) создают атмосферу поиска и коллективного обсуждения проблем.
-
Я рад, когда мои друзья:
а) знают больше, чем я, и могут мне помочь;
б) умеют самостоятельно, не мешая друг другу, добиваться успехов;
в) помогают другим, когда в них нуждаются.
-
Больше всего мне нравится, когда в группе:
а) не надо никому помогать и есть у кого поучиться;
б) каждый сам по себе уникален и не вмешивается в дела других;
в) остальные слабее подготовлены, чем я.
-
Мне кажется, что я способен на многое, когда:
а) я уверен, что получу помощь и поддержку со стороны других;
б) уверен, что мои усилия будут как-то вознаграждены и отмечены;
в) предоставляется возможность проявить себя в полезном и важном деле.
-
Мне нравится группа, в которой:
а) каждый заинтересован в улучшении результатов всех;
б) каждый занят своим делом и не мешает другим;
в) каждый откликается на помощь и совет, если оказывается в этом необходимость.
-
Я не удовлетворен преподавателями, которые:
а) создают дух соперничества;
б) не занимаются увлеченно своей наукой;
в) создают условия напряжения и жесткого контроля.
-
Я больше удовлетворен жизнью, если:
а) занимаюсь научной работой или узнаю что-то новое;
б) общаюсь и отдыхаю;
в) нужен кому-то и полезен.
-
Основная роль учебного заведения должна заключаться:
а) в воспитании гражданина и гармонично развитой личности;
б) в подготовке человека к самостоятельной жизни и деятельности;
в) в подготовке к общению и совместной деятельности человека.
-
Если в группе возникает проблема, то я:
а) предпочитаю не вмешиваться;
б) предпочитаю сам во всем разобраться, не полагаясь на других;