Файл: "Роль педагогического коллектива в образовательном процессе провинциального колледжа исследование и перспективы развития".docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 104

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


группу назвать нельзя.

-Наша группа недружная. Часто возникают ссоры.

-Наша группа очень недружная. Трудно учиться в такой группе. Другая серия утверждений позволяет выявить состояние взаимопомощи (или ее отсутствие):

-В нашей группе принято помогать без напоминания.

-В нашей группе помощь оказывается только своим друзьям.

-В нашей группе помогают только тогда, когда об этом просит сам студент.

-В нашей группе помощь оказывается только тогда, когда требует преподаватель.

-В нашей группе не принято помогать друг другу.

-В нашей группе отказываются помогать друг другу.

Те суждения, которые отмечены большинством учащихся, свидетельствуют о состоянии взаимоотношений и атмосфере в коллективе.

В то же время мнение конкретного студента показывает, как он себя ощущает в системе этих отношений.

Для того чтобы зафиксировать динамику развития коллектива в колледже, целесообразно составить таблицу, в которую регулярно (а по возможности ежегодно, до выпуска) следует заносить результаты диагностики.

Опросник может использоваться как в учебных группах, так и в педагогических и родительских коллективах. Из предлагаемого перечня ответов по каждому вопросу предлагалось выбрать те, которые соответствуют вашему мнению и поставьте у такого ответа знак «+».

  1. Нравится ли вам ваша работа (школа, вуз)?

а) очень нравится;

б) пожалуй, нравится;

в) мне безразлично;

г) пожалуй, не нравится;

д) очень не нравится.

2. Хотели бы вы перейти на другую работу (в другой класс, школу; в другую группу, вуз)?

а) да;

б) нет;

в) не знаю.

3. Оцените по пятибалльной шкале степень развития перечисленных ниже качеств у вашего руководителя (воспитателя, куратора группы, декана) (5 баллов, если качество развито очень сильно, 1 - совсем не проявляется).

а) трудолюбие;

б) общественная активность;

в) профессиональные знания;

г) забота о людях;

д) требовательность;

е) отзывчивость;

ж) общительность;

з) способность разбираться в людях;

и) справедливость;

к) доброжелательность.

  1. Кто из членов вашей группы/коллектива пользуется наибольшим уважением? Назовите одну или две фамилии.

  2. Предположим, что по каким-либо причинам вы временно не учитесь/не работаете, вернулись бы вы в свой коллектив?


а) да;

б) нет;

в) не знаю.

  1. Отметьте, с каким из приведенных ниже утверждений вы больше всего согласны?

а) большинство членов нашего коллектива группы - хорошие, симпатичные люди;

б) в нашем коллективе есть всякие люди;

в) большинство членов нашего коллектива - люди малоприятные.

  1. Считаете ли вы, что было бы хорошо, если бы члены вашего коллектива жили близко друг от друга?

а) нет, конечно;

б) скорее нет, чем да;

в) не знаю, не задумывался над этим;

г) скорее да, чем нет; д) да, конечно.

  1. Выберите вариант для оценки своего коллектива/группы, если цифра «1» характеризует коллектив, который вам очень нравится, а «9» - не нравится совсем.

а) 1;

б) 2;

в) 3;

г) 4;

д) 5;

е) 6;

ж) 7;

з) 8;

и) 9.

  1. а) Как вам кажется, могли бы вы дать полную характеристику деловых качеств большинства членов вашего коллектива?

-да

-пожалуй, да

-не знаю

-пожалуй, нет

-нет.

б) Как вам кажется, могли бы вы дать полную характеристику

личных качеств большинства членов вашего коллектива?

-да

-пожалуй, да

-не знаю

-пожалуй, нет

-нет.

  1. Если бы у вас возникла возможность провести отдых вместе с членами вашего коллектива, то, как бы вы к этому отнеслись?

а) это бы меня вполне устроило;

б) не знаю;

  1. Могли бы вы с достаточной уверенностью сказать о большинстве членов вашего коллектива, с кем они охотно общаются по деловым/учебным вопросам?

а) нет;

б) не могу сказать;

в) да.

  1. Оцените атмосферу вашего коллектива, выбрав одно значение, если цифра «1» соответствует нездоровой, нетоварищеской атмосфере, а «9» - атмосфере взаимопонимания и взаимного уважения.

а) 1;

б) 2;

в) 3;

г) 4;

д) 5;

е) 6;

ж) 7;

з) 8;

и) 9.

  1. Если бы вы по какой-либо причине ушли из коллектива, стремились бы вы к встречам?

а) да, конечно;

б) скорее да, чем нет;



в) затрудняюсь ответить;

г) скорее нет, чем да;

д) нет, конечно.

  1. Укажите, в какой степени вы удовлетворены:

а) состоянием материально-технической базы работы/учебы:

-полностью удовлетворен;

-пожалуй, удовлетворен;

-трудно сказать;

-пожалуй, не удовлетворен;

-полностью не удовлетворен;

б) загруженностью работой/учебной нагрузкой:

-полностью удовлетворен;

-пожалуй, удовлетворен;

-трудно сказать;

-пожалуй, не удовлетворен;

-полностью не удовлетворен;

в) размером зарплаты/стипендии:

-полностью удовлетворен;

-пожалуй, удовлетворен;

-трудно сказать;

-пожалуй, не удовлетворен;

-полностью не удовлетворен;

г) отношениями с преподавателями и руководителем:

-полностью удовлетворен;

-пожалуй, удовлетворен;

-трудно сказать;

-пожалуй, не удовлетворен;

-полностью не удовлетворен;

д) возможностью заниматься научной работой и получать дополнительные специализации:

-полностью удовлетворен;

-пожалуй, удовлетворен;

-трудно сказать;

-пожалуй, не удовлетворен;

-полностью не удовлетворен;

е) разнообразием и сложностью учебной работы:

-полностью удовлетворен;

-пожалуй, удовлетворен;

-трудно сказать;

-пожалуй, не удовлетворен;

-полностью не удовлетворен;

ж) подготовкой в получении специальности:

-полностью удовлетворен;

-пожалуй, удовлетворен;

-трудно сказать;

-üпожалуй, не удовлетворен;

-полностью не удовлетворен.

  1. Насколько хорошо, по вашему мнению, организована работа/учеба?

а) очень хорошо;

б) в общем неплохо, хотя есть возможность улучшения;

в) трудно сказать;

г) работа/подготовка организована неудовлетворительно; д) очень плохо.

  1. Можете ли вы сказать, от кого в большей мере зависит успешность вашей подготовки к специальности?

а) да (в этом случае назовите эти лица);

б) трудно сказать;

в) пожалуй, нет;

г) нет.

  1. Ваш пол:

а) м;


б) ж;

  1. Возраст.

  2. Сроки обучения/ стаж работы.

  3. Ваша специализация.

  4. Ваше семейное положение.

Обработка результатов. На основании ответов можно дать краткую характеристику коллектива или группы, в которой указывается численность, половой и возрастной состав, специализация, семейное положение, зарплата или стипендия.

Вопросы 6-13 направлены на выявление особенностей отражения сложившихся межличностных отношений с учетом эмоционального, когнитивного и поведенческого компонента.

Каждый такой компонент тестируется тремя вопросами:

-эмоциональный - 6, 8, 12;

-когнитивный - 9а, 9б, 11;

-поведенческий - 7, 10, 13.

Ответ на каждый из этих вопросов оценивается как +1,0 или -1.

Для целостной характеристики отдельного компонента сочетания ответов на вопросы обобщаются

- положительная оценка получается при сочетаниях +++,++ 0, ++-;

-отрицательная оценка при сочетаниях ---,--+,-- 0;

-неопределенная (противоречивая) оценка при сочетаниях 0 0 0, 0 0 -, 0 0 +.

Для каждого компонента в группе подсчитывается средняя оценка Э = ((+)-(-)) / п, где (+) - количество положительных ответов, (-) - количество отрицательных ответов, п - количество участников опроса.

Предлагаемая методика позволяет выявить три возможных «типа» восприятия индивидом группы, где в качестве показателя типа восприятия выступает роль группы в деятельности воспринимающего.

Первый «тип» восприятия индивидом группы называют «индивидуалистическим» (И): когда индивид относится нейтрально к группе, уклоняясь от совместных форм деятельности и ограничивая контакты в общении.

Второй тип восприятия индивидом группы называют «прагматическим» (П): когда индивид оценивает группу с точки зрения полезности и отдает предпочтение контактам лишь с наиболее компетентными источниками информации и способными оказать помощь.

Третий тип восприятия индивидом группы называют «коллективистическим» (К): индивид воспринимает группу как самостоятельную ценность, при этом наблюдается заинтересованность в успехах каждого члена группы и стремление внести свой вклад в жизнедеятельность группы.

По каждому пункту надо выбрать только одну альтернативу, наиболее точно выражающую Вашу точку зрения.

  1. Лучшими партнерами в группе я считаю тех, кто:


а) знает больше, чем я;

б) все вопросы стремится решать сообща;

в) не отвлекает внимание преподавателя во время занятий.

  1. Лучшими преподавателями являются те, которые:

а) имеют индивидуальный подход к обучающимся;

б) создают условия для помощи со стороны других;

в) создают атмосферу поиска и коллективного обсуждения проблем.

  1. Я рад, когда мои друзья:

а) знают больше, чем я, и могут мне помочь;

б) умеют самостоятельно, не мешая друг другу, добиваться успехов;

в) помогают другим, когда в них нуждаются.

  1. Больше всего мне нравится, когда в группе:

а) не надо никому помогать и есть у кого поучиться;

б) каждый сам по себе уникален и не вмешивается в дела других;

в) остальные слабее подготовлены, чем я.

  1. Мне кажется, что я способен на многое, когда:

а) я уверен, что получу помощь и поддержку со стороны других;

б) уверен, что мои усилия будут как-то вознаграждены и отмечены;

в) предоставляется возможность проявить себя в полезном и важном деле.

  1. Мне нравится группа, в которой:

а) каждый заинтересован в улучшении результатов всех;

б) каждый занят своим делом и не мешает другим;

в) каждый откликается на помощь и совет, если оказывается в этом необходимость.

  1. Я не удовлетворен преподавателями, которые:

а) создают дух соперничества;

б) не занимаются увлеченно своей наукой;

в) создают условия напряжения и жесткого контроля.

  1. Я больше удовлетворен жизнью, если:

а) занимаюсь научной работой или узнаю что-то новое;

б) общаюсь и отдыхаю;

в) нужен кому-то и полезен.

  1. Основная роль учебного заведения должна заключаться:

а) в воспитании гражданина и гармонично развитой личности;

б) в подготовке человека к самостоятельной жизни и деятельности;

в) в подготовке к общению и совместной деятельности человека.

  1. Если в группе возникает проблема, то я:

а) предпочитаю не вмешиваться;

б) предпочитаю сам во всем разобраться, не полагаясь на других;