Файл: Тема 9 Бюджетный процесс рф понятие бюджетного процесса и его этапы.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 41
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема № 9 Бюджетный процесс РФ
9.1. Понятие бюджетного процесса и его этапы
Бюджетное планирование - важнейшая составная часть финансового планирования, подчиненная требованиям финансовой политики государства.
Экономическая сущность бюджетного планирования заключается в централизованном распределении и перераспределении стоимости общественного продукта и национального дохода между звеньями финансовой системы на основе государственной социально-экономической программы развития страны в процессе составления и исполнения бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Бюджетное планирование осуществляется уполномоченными законом органами государственной власти и включает в себя бюджетный процесс, его нормативно-правовую базу и организационную основу, а также вопросы теории и методологии составления бюджетов государства. В качестве принципов бюджетного планирования выделяют, в частности, единство правового регулирования, непрерывность планирования годового бюджета, балансовый метод и др.
В соответствии со ст.6 БК РФ бюджетный процесс - регламентируемая законодательством РФ деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.
Основные положения формирования бюджетов установлены Конституцией
РФ.
Задачами бюджетного процесса являются:
• выявление материальных и финансовых резервов государства;
• максимально приближенный к реальности расчет доходов и расходов бюджетов;
• обеспечение сбалансированности бюджетов;
• согласование бюджетной политики с реализуемой экономической программой;
• осуществление бюджетного регулирования в целях перераспределения источников доходов между бюджетами разного уровня, отраслями хозяйства, экономическими регионами и т.д.
9.2. Участники бюджетного процесса в РФ и их полномочия
Бюджетный процесса в РФ состоит из четырех стадии:
•составление проекта бюджета;
• рассмотрение проекта бюджета и утверждение бюджета;
• исполнение бюджета;
• составление, рассмотрение и утверждение бюджетной отчетности.
Согласно ст. 152 БК РФ участниками бюджетного процесса являются:
•
Президент РФ;
• высшее должностное лицо субъекта РФ, глава муниципального образования;
• законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления;
• исполнительные органы государственной власти (исполнительно- распорядительные органы муниципальных образований);
•
ЦБ РФ;
• органы государственного (муниципального) финансового контроля;
• органы управления государственными внебюджетными фондами;
• главные распорядители (распорядители) бюджетных средств;
• главные администраторы (администраторы) доходов бюджета;
• главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета;
• получатели бюджетных средств.
На основании ст. 153 БК РФ к бюджетным полномочиям законодательных
(представительных) органов власти относятся:
• рассмотрение и утверждение соответствующих бюджетов и отчетов об их исполнении;
• осуществление последующего контроля за исполнением соответствующих бюджетов;
• формирование и определение правового статуса органов, осуществляющих контроль за исполнением соответствующих бюджетов;
• другие полномочия в соответствии с законодательством РФ.
Статьею 154 БК РФ установлены следующие бюджетные полномочия исполнительных органов государственной власти:
• обеспечивают составление проекта бюджета (проекта бюджета и среднесрочного финансового плана);
• вносят его с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательных (представительных) органов;
• разрабатывают и утверждают методики распределения и (или) порядки предоставления межбюджетных трансфертов;
• обеспечивают исполнение бюджета и составление бюджетной отчетности;
• представляют отчет об исполнении бюджета на утверждение законодательных (представительных) органов;
• обеспечивают управление государственным (муниципальным) долгом;
• осуществляют иные полномочия в соответствии с законодательством РФ.
В числе органов, обладающих бюджетными полномочиями, обособленное положение занимает ЦБ РФ, который как орган денежно-кредитногого
регулирования в рамках ст. 155 БК РФ имеет бюджетные полномочия:
• совместно с Правительством РФ разрабатывает и представляет на рассмотрение Государственной Думы основные направления денежно- кредитной политики;
• обслуживает счета бюджетов;
• осуществляет функции генерального агента по государственным ценным бумагам РФ.
Согласно ст. 157 БК РФ органы государственного (муниципального) финансового контроля имеют бюджетные полномочия:
• осуществляют контроль за исполнением соответствующих бюджетов;
• готовят заключения на годовой отчет об исполнении соответствующих бюджетов;
• проводят экспертизы проектов указанных бюджетов, долгосрочных целевых программ и правовых актов бюджетного законодательства РФ.
В соответствии со ст. 6 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств
(главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и
(или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено БК РФ.
Главный распорядитель бюджетных средств в соответствии со ст. 158 БК РФ обладает следующими бюджетными полномочиями:
• обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии
• с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств;
• формирует перечень подведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств;
• ведет реестр расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований;
• осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований;
• составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета;
• вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств;
• вносит предложения по формированию и изменению сводной бюджетной росписи;
• совместно с Правительством РФ разрабатывает и представляет на рассмотрение Государственной Думы основные направления денежно- кредитной политики;
• обслуживает счета бюджетов;
• осуществляет функции генерального агента по государственным ценным бумагам РФ.
Согласно ст. 157 БК РФ органы государственного (муниципального) финансового контроля имеют бюджетные полномочия:
• осуществляют контроль за исполнением соответствующих бюджетов;
• готовят заключения на годовой отчет об исполнении соответствующих бюджетов;
• проводят экспертизы проектов указанных бюджетов, долгосрочных целевых программ и правовых актов бюджетного законодательства РФ.
В соответствии со ст. 6 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств
(главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и
(или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено БК РФ.
Главный распорядитель бюджетных средств в соответствии со ст. 158 БК РФ обладает следующими бюджетными полномочиями:
• обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии
• с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств;
• формирует перечень подведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств;
• ведет реестр расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований;
• осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований;
• составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета;
• вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств;
• вносит предложения по формированию и изменению сводной бюджетной росписи;
• определяет порядок утверждения бюджетных смет подведомственных бюджетных учреждений;
• формирует государственные (муниципальные) задания;
• обеспечивает контроль за соблюдением получателями субвенций, межбюджетных субсидий и иных субсидий, определенных БК, условий, установленных при их предоставлении;
• организует и осуществляет ведомственный финансовый контроль в сфере своей деятельности;
• формирует бюджетную отчетность главного распорядителя бюджетных средств;
• осуществляет иные бюджетные полномочия в соответствии с законодательством РФ.
Участниками бюджетного процесса так-же являются распорядители бюджетных средств.
В соответствии со ст. 6 БК РФ распорядитель бюджетных средств
(распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, бюджетное учреждение, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.
На основании п.2 ст. 158 БК РФ распорядитель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями:
• осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета;
• распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и (или) получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета;
• вносит предложения главному распорядителю бюджетных средств, в ведении которого находится, по формированию и изменению бюджетной росписи;
• в случае и порядке, установленных соответствующим главным распорядителем бюджетных средств, осуществляет отдельные бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится.
При проведении бюджетной реформы потребовалось введение главного администратора (администратора) доходов бюджета.
Согласно ст. 6 БК РФ главный администратор доходов бюджета - определенный законом (решением) о бюджете орган государственной власти
(государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, ЦБ
РФ, иная организация, имеющие в своем ведении администраторов доходов бюджета и (или) являющиеся администраторами доходов бюджета, если иное не установлено БК РФ.
Согласно ст. 160.1 БК РФ главный администратор доходов бюджета обладает следующими бюджетными полномочиями:
• формирует перечень подведомственных ему администраторов доходов бюджета;
• представляет сведения, необходимые для составления среднесрочного финансового плана и (или) проекта бюджета;
• представляет сведения для составления и ведения кассового плана;
• формирует и представляет бюджетную отчетность главного администратора доходов бюджета;
• осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные БК РФ.
В соответствии со ст. 6 БК РФ администратор доходов бюджета - орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, ЦБ РФ, бюджетное учреждение, осуществляющие в соответствии с законодательством РФ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы РФ, если иное не установлено БК РФ.
Администратор доходов бюджета на основании ст. 160.1 БК РФ обладает следующими бюджетными полномочиями:
• осуществляет начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним;
• осуществляет взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов;
• принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представляет поручение в орган Казначейства России для осуществления возврата в порядке, установленном Минфином России;
• принимает решение о зачете (уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы РФ и представляет уведомление в орган Казначейства России;
• в случае и порядке, установленных главным администратором доходов бюджета, формирует и представляет главному администратору доходов бюджета сведения и бюджетную отчетность, необходимые для осуществления полномочий соответствующего главного администратора доходов бюджета;
• осуществляет иные бюджетные полномочия в соответствии с законодательством РФ.
Главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета также были введены в качестве участников бюджетного процесса в рамках реализации реформирования бюджетного процесса.
В соответствии со ст. 6 БК РФ главный администратор источников финансирования дефицита бюджета (главный администратор источников финансирования дефицита соответствующего бюджета) - определенный законом
(решением) о бюджете орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, иная организация, имеющие в своем ведении администраторов источников финансирования дефицита бюджета и (или) являющиеся администраторами источников финансирования дефицита бюджета.
Главный администратор источников финансирования дефицита бюджета обладает следующими бюджетными полномочиями в рамках ст. 160.2 БК РФ:
• формирует перечни подведомственных ему администраторов источников финансирования дефицита бюджета;
• осуществляет планирование (прогнозирование) поступлений и выплат по источникам финансирования дефицита бюджета;
• обеспечивает адресность и целевой характер использования выделенных в его распоряжение ассигнований, предназначенных для погашения источников финансирования дефицита бюджета;
• распределяет бюджетные ассигнования по подведомственным администраторам источников финансирования дефицита бюджета и исполняет соответствующую часть бюджета;
• организует и осуществляет ведомственный финансовый контроль в сфере своей деятельности;
• формирует бюджетную отчетность главного администратора источников финансирования дефицита бюджета.
В соответствии со ст. 6 БК РФ администратор источников финансирования дефицита бюджета (администратор источников финансирования дефицита соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, иная организация, имеющие право в соответствии с БК РФ осуществлять операции с источниками финансирования дефицита бюджета.
На основании ст. 160.2 БК РФ администратор источников финансирования дефицита бюджета обладает следующими бюджетными полномочиями:
• осуществляет планирование (прогнозирование) поступлений и выплат по источникам финансирования дефицита бюджета;
• осуществляет контроль за полнотой и своевременностью поступления в бюджет источников финансирования дефицита бюджета;
• обеспечивает поступления в бюджет и выплаты из бюджета по источникам финансирования дефицита бюджета;
• формирует и представляет бюджетную отчетность;
• в случае и порядке, установленных соответствующим главным администратором источников финансирования дефицита бюджета, осуществляет отдельные бюджетные полномочия главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, в ведении которого находится;
• осуществляет иные бюджетные полномочия.
В свете внесения последних изменений в бюджетное законодательство