Файл: Тема 9 Бюджетный процесс рф понятие бюджетного процесса и его этапы.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 44
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
актов (муниципальных правовых актов).
Под бюджетными ассигнованиями на исполнение принимаемых обязательств понимаются ассигнования, состав и (или) объем которых обусловлены законами, нормативными правовыми актами (муници
В проекте закона (решения) о бюджете должны содержаться следующие основные характеристики бюджета: пальными правовыми актами), договорами и соглашениями, предлагаемыми (планируемыми) к принятию или изменению в текущем финансовом году, в очередном финансовом году или в плановом периоде, к принятию либо к изменению с увеличением объема бюджетных ассигнований, предусмотренного на исполнение соответствующих обязательств в текущем финансовом году, включая договоры и соглашения, подлежащие заключению получателями бюджетных средств во исполнение указанных законов и нормативных правовых актов (муниципальных правовых актов).
• общи
• общий объем расходов бюджета; й объем доходов;
• бюджетный дефицит и источники его финансирования;
• показатели прогнозируемых доходов бюджета по группам, подгруппам и статьям классификации доходов бюджета;
• нормативы отчислений от собственных доходов бюджета, передаваемых бюджетам других уровней бюджетной системы РФ;
• сведения о государственном долге и его пределах.
А также должны быть установлены:
• расходы бюджета по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов РФ;
• общий объем капитальных и текущих расходов бюджета;
• расходы и доходы целевых бюджетных фондов;
• объемы финансовой помощи бюджетам других уровней;
• распределение бюджетных ассигнований по главным распорядителям бюджетных средств в соответствии с ведомственной классификацией расходов соответствующего бюджета и иные показатели.
Минфин РФ вносит проекта федерального закона о федеральном бюджете и уполномоченным органом проектов федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ в Правительство РФ не позднее 15 дней до дня внесения проектов указанных законов в Государственную Думу.
Правительство РФ и исполнительные органы государственной власти всех уровней вносят на рассмотрение законодательного (представительного) органа соответственно проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и проекты федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ на очередной финансовый год и плановый период не позднее 15 октября текущего года, проект решения о местном бюджете - не позднее 15 ноября текущего года.
Согласно ст. 114 Конституции РФ Правительство РФ в рамке бюджетного процесса разрабатывает и предоставляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение.
Под бюджетными ассигнованиями на исполнение принимаемых обязательств понимаются ассигнования, состав и (или) объем которых обусловлены законами, нормативными правовыми актами (муници
В проекте закона (решения) о бюджете должны содержаться следующие основные характеристики бюджета: пальными правовыми актами), договорами и соглашениями, предлагаемыми (планируемыми) к принятию или изменению в текущем финансовом году, в очередном финансовом году или в плановом периоде, к принятию либо к изменению с увеличением объема бюджетных ассигнований, предусмотренного на исполнение соответствующих обязательств в текущем финансовом году, включая договоры и соглашения, подлежащие заключению получателями бюджетных средств во исполнение указанных законов и нормативных правовых актов (муниципальных правовых актов).
• общи
• общий объем расходов бюджета; й объем доходов;
• бюджетный дефицит и источники его финансирования;
• показатели прогнозируемых доходов бюджета по группам, подгруппам и статьям классификации доходов бюджета;
• нормативы отчислений от собственных доходов бюджета, передаваемых бюджетам других уровней бюджетной системы РФ;
• сведения о государственном долге и его пределах.
А также должны быть установлены:
• расходы бюджета по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов РФ;
• общий объем капитальных и текущих расходов бюджета;
• расходы и доходы целевых бюджетных фондов;
• объемы финансовой помощи бюджетам других уровней;
• распределение бюджетных ассигнований по главным распорядителям бюджетных средств в соответствии с ведомственной классификацией расходов соответствующего бюджета и иные показатели.
Минфин РФ вносит проекта федерального закона о федеральном бюджете и уполномоченным органом проектов федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ в Правительство РФ не позднее 15 дней до дня внесения проектов указанных законов в Государственную Думу.
Правительство РФ и исполнительные органы государственной власти всех уровней вносят на рассмотрение законодательного (представительного) органа соответственно проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и проекты федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ на очередной финансовый год и плановый период не позднее 15 октября текущего года, проект решения о местном бюджете - не позднее 15 ноября текущего года.
Согласно ст. 114 Конституции РФ Правительство РФ в рамке бюджетного процесса разрабатывает и предоставляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение.
Действия Правительства РФ при подготовке проекта закона о федеральном бюджете представлены в Таблице 7.
Таблица 7.
Действия Федеральных ведомств при подготовке проекта закона о федеральном бюджете представлены в Таблице 8.
ЦБ РФ до 26 августа текущего года представляет в Государственную Думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на очередной финансовый год и плановый период.
В соответствии со ст. 192 и ст. 193 БК РФ проект федерального закона о федеральном бюджете вносится в Государственную Думу и одновременно представляется Президенту РФ в срок до 24 часов 26 августа текущего года.
После внесения в Государственную Думу в течение суток проект федерального закона о федеральном бюджете направляется в Комитет по бюджету
Государственной Думы, для подготовки заключения о соответствии представленных документов и материалов требованиям БК.
Срок
Действия Правительства РФ
До 25 декабря года, предшествующего
текущему финансовому году
Утверждает:
-
уточненный прогноз социально-экономического развития
Российской Федерации;
-
концепции федеральных целевых программ
До 15 марта текущего финансового года
Одобряет:
-
основные направления налоговой политики;
-
основные направления таможенной политики;
-
основные условия и задачи государственной денежно-
кредитной политики;
-
сценарные условия функционирования экономики РФ
До 1 мая текущего финансового года
Одобряет:
-
предложения по изменению действующих расходных
обязательств;
-
основные направления бюджетной политики
До 1 5 июня текущего финансового года
Утверждает:
-
основные параметры прогноза социально-экономического
развития РФ;
-
основные характеристики федерального бюджета;
-
сводный финансовый баланс РФ;
-
распределение объемов бюджетных ассигнований
федерального бюджета;
-
предлагаемые проекты федеральных целевых программ;
-
бюджетные инвестиции, не включенные в федеральные
целевые программы
Не позднее 20 августа текущего финансового
года
Рассматривает проект федерального закона о федеральном
бюджете на очередной финансовый год и плановый период
Установленная БК РФ продолжительность рассмотрения проекта:
• в первом чтении - 30 дней со дня внесения в ГД;
• во втором - 35 дней со дня принятия в первом чтении;
• в третьем - 15 дней со дня принятия во втором.
В первом чтении ГД обсуждает основные характеристики федерального бюджета:
• прогнозируемый в очередном финансовом году и плановом периоде общий объем доходов с выделением прогнозируемого объема нефтегазовых доходов федерального бюджета;
• приложение к федеральному закону о федеральном бюджете, устанавливающее нормативы распределения доходов между бюджетами бюджетной системы;
• общи
• условно утверждаемые расходы в объеме не менее 2,5% общего объема расходов федерального бюджета на первый год планового периода и не менее 5% общего объема расходов федерального бюджета на второй год й объем расходов в очередном финансовом году и плановом периоде;
Таблица 8.
Срок
(текущего
финансовог
о
Участник
Действия
До 20 июня
Минрегион РФ
Согласовывает с Минфином РФ распределение дотаций на
выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ
Минздравсоцразвития
РФ
Согласовываете Минрегион РФ и Минфином РФ распределение
трансфертов из бюджета ФФОМС бюджетам ТФОМС
Субъекты бюджетного
планирования
Согласовывает с Минрегион РФ и Минфином РФ распределение
межбюджетных трансфертов
(за исключением дотаций на выравнивание бюджетной
обеспеченности субъектов РФ)
До 1 июля
Минфин РФ
Направляет в финансовые органы субъектов РФ методику и
исходные данные для расчетов дотаций на выравнивание бюджетной
обеспеченности субъектов РФ
Субъекты бюджетного
планирования
Направляет в финансовые органы субъектов РФ методику расчета
субвенций субъектам РФ
До 10 июля
Субъекты бюджетного
планирования
Представляют в Минфин РФ изменения распределения бюджетных
ассигнований, реестры расходных обязательств, обоснования
бюджетных ассигнований, материалы к проекту закона о
федеральном бюджете
Главные
администраторы
доходов бюджетов
Представляют в Минфин РФ расчеты по статьям доходов и
источникам финансирования дефицита бюджета
До 25 июля
Бюджетная комиссия
Рассматривает несогласованные вопросы по расходам, доходам и
дефициту федерального бюджета
Минэкономразвития
России
Представляет в Минфин РФ прогноз социально-экономического
развития, сводный финансовый баланс РФ, свод отчетов о
реализации федеральных целевых программ, федеральную аресную
инвестиционную программу
Субъекты бюджетного
планирования
Представляют в Минфин РФ методики распределения
межбюджетных трансфертов
(за исключением дотаций на выравнивание бюджетной
обеспеченности субъектов РФ)
Не позднее
11 августа
Минфин РФ
Направляет проект федерального закона о федеральном бюджете в
Правительство РФ
планового периода;
• объем нефтегазового трансферта в очередном финансовом году и плановом периоде;
• верхний предел государственного внутреннего и внешнего долга
Российской Федерации на конец очередного финансового года и каждого года планового периода;
• нормативная величина Резервного фонда в очередном финансовом году и плановом периоде;
• дефицит (профицит) федерального бюджета.
•
При утверждении основных характеристик федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период указываются прогнозируемый в соответствующем финансовом году объем валового внутреннего продукта и уровень инфляции (потребительских цен).
В течение 15 дней со дня внесения в ГД проекта федерального бюджета комитеты ГД готовят и направляют в Комитет по бюджету свои заключения и предложения о принятии или об отклонении представленного законопроекта, а также предложения и рекомендации по предмету первого чтения. На основании заключений и предложений комитетов ГД Комитет по бюджету готовит свое заключение по указанному законопроекту, а также проект постановления ГД о принятии (или отклонении) в первом чтении проекта федерального бюджета.
При рассмотрении проекта федерального бюджета в первом чтении ГД заслушивает доклад Правительства РФ и содоклады.
Если ГД принимает указанный законопроект в первом чтении, то утверждаются основные характеристики федерального бюджета.
После первого чтения ГД переходит ко второму чтению федерального закона о федеральном бюджете.
Предметом рассмотрения проекта во втором чтении являются:
• приложение, устанавливающее перечень главных администраторов доходов федерального бюджета;
• приложение, устанавливающее перечень главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета;
• бюджетные ассигнования (за исключением утвержденных в первом чтении условно утверждаемых (утвержденных) расходов) по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов федерального бюджета в пределах общего объема расходов федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период, утвержденных в первом чтении;
• приложение, устанавливающее распределение между субъектами РФ межбюджетных трансфертов;
• программа предоставления государственных финансовых и государственных экспортных кредитов;
• программа государственных внутренних заимствований Российской
Федерации;
• программа государственных внешних заимствований Российской
• объем нефтегазового трансферта в очередном финансовом году и плановом периоде;
• верхний предел государственного внутреннего и внешнего долга
Российской Федерации на конец очередного финансового года и каждого года планового периода;
• нормативная величина Резервного фонда в очередном финансовом году и плановом периоде;
• дефицит (профицит) федерального бюджета.
•
При утверждении основных характеристик федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период указываются прогнозируемый в соответствующем финансовом году объем валового внутреннего продукта и уровень инфляции (потребительских цен).
В течение 15 дней со дня внесения в ГД проекта федерального бюджета комитеты ГД готовят и направляют в Комитет по бюджету свои заключения и предложения о принятии или об отклонении представленного законопроекта, а также предложения и рекомендации по предмету первого чтения. На основании заключений и предложений комитетов ГД Комитет по бюджету готовит свое заключение по указанному законопроекту, а также проект постановления ГД о принятии (или отклонении) в первом чтении проекта федерального бюджета.
При рассмотрении проекта федерального бюджета в первом чтении ГД заслушивает доклад Правительства РФ и содоклады.
Если ГД принимает указанный законопроект в первом чтении, то утверждаются основные характеристики федерального бюджета.
После первого чтения ГД переходит ко второму чтению федерального закона о федеральном бюджете.
Предметом рассмотрения проекта во втором чтении являются:
• приложение, устанавливающее перечень главных администраторов доходов федерального бюджета;
• приложение, устанавливающее перечень главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета;
• бюджетные ассигнования (за исключением утвержденных в первом чтении условно утверждаемых (утвержденных) расходов) по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов федерального бюджета в пределах общего объема расходов федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период, утвержденных в первом чтении;
• приложение, устанавливающее распределение между субъектами РФ межбюджетных трансфертов;
• программа предоставления государственных финансовых и государственных экспортных кредитов;
• программа государственных внутренних заимствований Российской
Федерации;
• программа государственных внешних заимствований Российской
Федерации;
• программа государственных гарантий Российской Федерации в валюте РФ;
• программа государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте;
• текстовые статьи проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
При рассмотрении в третьем чтении в соответствии с распределением бюджетных ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов федерального бюджета, предусмотренным отдельными приложениями к федеральному закону о федеральном бюджете, принятыми во втором чтении, утверждаются ведомственная структура расходов федерального бюджета на очередной финансовый год и ведомственная структура расходов федерального бюджета на первый и второй годы планового периода. Для рассмотрения в третьем чтении законопроект выносится на голосование в целом.
Принятый ГД Федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год в течение 5 дней со дня его принятия передается на рассмотрение
Совета Федерации, который рассматривает закон в течение 14 дней со дня представления ГД и голосует в целом. В случае одобрения в течение 5 дней закон направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. В случае отклонения проекта он передается в согласительную комиссию, перерабатывается, передается в ГД для утверждения в одном чтении, затем повторно передается в
Совет Федерации для окончательного утверждения. Вето Совета Федерации может быть отклонено ГД повторным голосованием не менее чем двумя третями голосов.
В случае неподписания закона Президентом в течение 14 дней закон направляется в согласительную комиссию и вновь рассматривается Федеральным Собранием.
При этом в состав согласительной комиссии включается представитель
Президента РФ. Для преодоления вето Президента требуется не менее двух третей голосов Федерального Собрания.
Правительство РФ и субъекты права законодательной инициативы могут вносить изменения и дополнения в федеральный закон о федеральном бюджете в случаях:
• превышения доходов над учтенными федеральным законом о федеральном бюджете более чем на 10 процентов, что подтверждено итогами исполнения федерального бюджета за первое полугодие текущего финансового года, при условии, что Правительство РФ не внесло в Государственную Думу соответствующий законопроект в течение 10 дней со дня рассмотрения
Государственной Думой отчета об исполнении федерального закона о федеральном бюджете за первое полугодие;
• выявления не целевого и неэффективного использования средств федерального бюджета, подтвержденного проверками Счетной палаты РФ, контрольных органов Правительства РФ и Министерства РФ, и внесения предложений о сокращении либо о блокировке расходов по выявленным направлениям неэффективного или не целевого использования средств федерального бюджета.