Файл: Тема 9 Бюджетный процесс рф понятие бюджетного процесса и его этапы.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 45
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
произошла конкретизация понятия «получатель бюджетных средств»
В соответствии со ст. 6 БК РФ Получатель бюджетных средств (получатель средств соответствующего бюджета) — орган государственной власти
(государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств бюджетное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено БК РФ.
Согласно ст. 162 БК РФ получатель бюджетных средств обладает бюджетными полномочиями:
• составляет и исполняет бюджетную смету;
• принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства;
• обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований;
• вносит соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств предложения по изменению бюджетной росписи;
• ведет бюджетный учет либо передает на основании соглашения это полномочие иному государственному (муниципальному) учреждению
(централизованной бухгалтерии);
• формирует и представляет бюджетную отчетность получателя бюджетных средств соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств;
• исполняет иные полномочия в соответствии с законодательством РФ.
Полномочия и ответственность участников бюджетного процесса федерального уровня регламентируется гл. 19 БК РФ.
К участникам бюджетного процесса, в рамках ст. 164.5 БК РФ, обладающими полномочиями на федеральном уровне, относятся:
•
Президент РФ;
•
Государственная Дума Федерального Собрания РФ;
•
Совет Федерации Федерального Собрания РФ;
•
Правительство РФ;
•
Минфин России;
•
Казначейство России;
•
ЦБ РФ;
•
Счетная палата РФ;
•
Росфиннадзор;
• органы управления государственными внебюджетными фондами РФ;
• главные распорядители, распорядители и получатели средств федерального бюджета;
• главные распорядители, распорядители и получатели средств бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ;
• главные администраторы (администраторы) доходов федерального
В соответствии со ст. 6 БК РФ Получатель бюджетных средств (получатель средств соответствующего бюджета) — орган государственной власти
(государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств бюджетное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено БК РФ.
Согласно ст. 162 БК РФ получатель бюджетных средств обладает бюджетными полномочиями:
• составляет и исполняет бюджетную смету;
• принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства;
• обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований;
• вносит соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств предложения по изменению бюджетной росписи;
• ведет бюджетный учет либо передает на основании соглашения это полномочие иному государственному (муниципальному) учреждению
(централизованной бухгалтерии);
• формирует и представляет бюджетную отчетность получателя бюджетных средств соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств;
• исполняет иные полномочия в соответствии с законодательством РФ.
Полномочия и ответственность участников бюджетного процесса федерального уровня регламентируется гл. 19 БК РФ.
К участникам бюджетного процесса, в рамках ст. 164.5 БК РФ, обладающими полномочиями на федеральном уровне, относятся:
•
Президент РФ;
•
Государственная Дума Федерального Собрания РФ;
•
Совет Федерации Федерального Собрания РФ;
•
Правительство РФ;
•
Минфин России;
•
Казначейство России;
•
ЦБ РФ;
•
Счетная палата РФ;
•
Росфиннадзор;
• органы управления государственными внебюджетными фондами РФ;
• главные распорядители, распорядители и получатели средств федерального бюджета;
• главные распорядители, распорядители и получатели средств бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ;
• главные администраторы (администраторы) доходов федерального
бюджета;
• главные администраторы
(администраторы) доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;
• главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита федерального бюджета;
• главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ.
В соответствии со ст. 165 БК РФ Министерство финансов РФ обладает следующими бюджетными полномочиями:
• принимает нормативные акты в установленной сфере деятельности;
• организует составление и составляет проект федерального бюджета, представляет его в Правительство РФ, принимает участие в разработке проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ;
• осуществляет методологическое руководство в области составления и исполнения бюджетов бюджетной системы РФ;
• разрабатывает и представляет в Правительство РФ основные направления бюджетной и налоговой политики;
• ведет реестр расходных обязательств Российской Федерации;
• разрабатывает прогноз основных параметров бюджетов бюджетной системы
РФ, в том числе прогноз консолидированного бюджета РФ;
• получает от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов
РФ, органов управления государственными внебюджетными фондами РФ и органов (должностных лиц) местных администраций муниципальных образований материалы, необходимые для составления проекта федерального бюджета, прогноза основных параметров бюджетов бюджетной системы РФ и прогноза консолидированного бюджета РФ;
• проектирует предельные объемы бюджетных ассигнований по главным распорядителям средств федерального бюджета либо субъектам бюджетного планирования;
• разрабатывает по поручению Правительства РФ программу государственных внутренних заимствований Российской Федерации, условия выпуска и размещения государственных займов Российской Федерации, выступает в качестве эмитента государственных ценных бумаг РФ, проводит государственную регистрацию условий эмиссии и обращения государственных ценных бумаг субъектов РФ и муниципальных ценных бумаг;
• осуществляет по решению Правительства РФ сотрудничество с международными финансовыми организациями;
•представляет Российскую Федерацию в договорах о предоставлении государственных гарантий Российской Федерации;
•представляет Правительство РФ на переговорах о предоставлении государственных гарантий Российской Федерации и предоставляет (выдает) от имени Российской Федерации государственные гарантии Российской
Федерации;
• главные администраторы
(администраторы) доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;
• главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита федерального бюджета;
• главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ.
В соответствии со ст. 165 БК РФ Министерство финансов РФ обладает следующими бюджетными полномочиями:
• принимает нормативные акты в установленной сфере деятельности;
• организует составление и составляет проект федерального бюджета, представляет его в Правительство РФ, принимает участие в разработке проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ;
• осуществляет методологическое руководство в области составления и исполнения бюджетов бюджетной системы РФ;
• разрабатывает и представляет в Правительство РФ основные направления бюджетной и налоговой политики;
• ведет реестр расходных обязательств Российской Федерации;
• разрабатывает прогноз основных параметров бюджетов бюджетной системы
РФ, в том числе прогноз консолидированного бюджета РФ;
• получает от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов
РФ, органов управления государственными внебюджетными фондами РФ и органов (должностных лиц) местных администраций муниципальных образований материалы, необходимые для составления проекта федерального бюджета, прогноза основных параметров бюджетов бюджетной системы РФ и прогноза консолидированного бюджета РФ;
• проектирует предельные объемы бюджетных ассигнований по главным распорядителям средств федерального бюджета либо субъектам бюджетного планирования;
• разрабатывает по поручению Правительства РФ программу государственных внутренних заимствований Российской Федерации, условия выпуска и размещения государственных займов Российской Федерации, выступает в качестве эмитента государственных ценных бумаг РФ, проводит государственную регистрацию условий эмиссии и обращения государственных ценных бумаг субъектов РФ и муниципальных ценных бумаг;
• осуществляет по решению Правительства РФ сотрудничество с международными финансовыми организациями;
•представляет Российскую Федерацию в договорах о предоставлении государственных гарантий Российской Федерации;
•представляет Правительство РФ на переговорах о предоставлении государственных гарантий Российской Федерации и предоставляет (выдает) от имени Российской Федерации государственные гарантии Российской
Федерации;
•осуществляет нормативное и методическое обеспечение управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния и управляет этими средствами в порядке, определяемом Правительством РФ, и др.
Министерство финансов РФ обладает полномочиями внесения изменений в сводную бюджетную роспись федерального бюджета, а также ее утверждение, корректировать лимиты бюджетных обязательств, на предоставление бюджетных кредитов из федерального бюджета.
Казначейство РФ осуществляет бюджетные полномочия по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов РФ.
На основании ст.166.1 БК РФ Казначейство России обладает бюджетными полномочиями:
• производит распределение доходов от налогов, сборов и иных;
• перечисляет средства, необходимые для осуществления возврата (зачета) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов и иных платежей, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излиш
• открывает в ЦБ РФ и кредитных организациях счета по учету средств бюджетов бюджетной системы РФ; не взысканные суммы, с единых счетов соответствующих бюджетов на соответствующие счета Казначейства
России;
• направляет в учреждения ЦБ РФ и кредитные организации представления о приостановлении операций в валюте РФ по счетам, открытым бюджетным учреждениям в учреждениях ЦБ РФ и кредитных организациях в нарушение бюджетного законодательства РФ;
• осуществляет приостановление операций по лицевым счетам, открытым главным распорядителям, распорядителям и получателям средств федерального бюджета в органах Казначейства России в предусмотренных бюджетным законодательством РФ случаях, в порядке, установленном
Минфином России;
• осуществляет управление операциями со средствами на едином счете федерального бюджета в установленном им порядке;
• устанавливает порядок кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы РФ в соответствии с БК и др.
В систему органов, обладающих бюджетными полномочиями, входят финансовые органы, органы денежно-кредитного регулирования и органы государственного (муниципального) финансового контроля, каждый из которых выполняет свои задачи и действует в рамках установленных полномочий. Следует отметить, что главенствующую роль в законодательном регулировании бюджетного процесса играют именно федеральные органы власти. Они устанавливают основы бюджетного регулирования, которые распространяются на все бюджеты бюджетной системы РФ.
9.3.
Порядок составления, рассмотрения и утверждения бюджетов
Стадии бюджетного процесса жестко регламентируются бюджетным законодательством с указанием конкретных сроков предоставления информации органами власти всех уровней в целях составления, рассмотрения и утверждения проектов бюджетов.
Проект федерального бюджета и проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ составляются и утверждаются сроком на три года — очередной финансовый год и плановый период.
Составление проекта бюджета основывается:
• на бюджетном послании Президента РФ;
• прогнозе социально-экономического развития соответствующей территории;
• основных направлениях бюджетной и налоговой политики;
• прогнозе сводного финансового баланса;
• прогнозировании доходов бюджета и планировании бюджетных ассигнований.
В Бюджетном послании Президента РФ отражаются приоритеты и основные направления бюджетной и налоговой политики РФ на очередной финансовый год и плановый период. Бюджетное послание Президента РФ направляется
Федеральному Собранию не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году.
В соответствии со ст. 173 БК РФ прогноз социально-экономического развития
РФ, субъекта РФ, муниципального района (городского округа) разрабатывается на период не менее трех лет. Для поселений установлен период - очередной финансовый год либо очередной финансовый год и плановый период.
При разработке прогноза социально-экономического развития Российской
Федерации и проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период составляется сводный финансовый баланс РФ в целях оценки объемов финансовых ресурсов и влияния федеральной политики в области экономического развития на показатели прогноза социально-экономического развития РФ.
Сводный финансовый баланс РФ в соответствии со ст. 175 БК РФ - документ, характеризующий объем и использование финансовых ресурсов РФ (валового национального располагаемого дохода) и секторов экономики.
Под бюджетными ассигнованиями на исполнение действующих расходных обязательств понимаются ассигнования, состав и (или) объем которых обусловлены законами, нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), договорами и соглашениями, не предлагаемыми (не планируемыми) к изменению в текущем финансовом году, в очередном финансовом году или в плановом периоде, к признанию утратившими силу либо к изменению с увеличением объема бюджетных ассигнований, предусмотренного на исполнение соответствующих обязательств в текущем финансовом году, включая договоры и соглашения, заключенные (подлежащие заключению) получателями бюджетных средств во исполнение указанных законов и нормативных правовых