Файл: Тема 9 Бюджетный процесс рф понятие бюджетного процесса и его этапы.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 43
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
На основании ст. 5 БК РФ Закон о бюджете подлежит официальному опубликованию не позднее пяти дней после его подписания, вступает в силу с 1 января и действует по 31 декабря финансового года.
9.3.
Исполнение бюджетов
Исполнение бюджетов начинается после их утверждения в установленном порядке (для федерального бюджета - подписания Президентом РФ).
В РФ казначейское исполнение бюджетов.
В 1992 г. Указом Президента РФ от 08.12.1992 № 1556 «О Федеральном казначействе» в целях проведения государственной бюджетной политики, эффективного управления доходами и расходами федерального бюджета, повышения оперативности в финансировании государственных программ, усиления контроля за поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств была создана единая централизованная система органов
Казначейства России с подчинением ее Министру финансов РФ.
Цель создания казначейской системы исполнения федерального бюджета явилось обеспечение устойчивости финансовой системы.
Именно этот орган обеспечивает соблюдение принципа единства кассы - зачисление всех поступающих доходов и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета на единый счет бюджета и осуществление всех предусмотренных расходов с единого счета бюджета. Осуществление бюджетных операций через счета Казначейства позволяет обеспечить полный учет и контроль каждого этапа исполнения бюджета. Для исполнения федерального бюджета предусмотрено открытие в Казначействе лицевых счетов для каждого главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств.
Федеральное казначейство должно регистрировать все бюджетные операции в
Главной книге Казначейства и вести сводный реестр бюджетополучателей.
Система органов Казначейства России состоит из Главного управления
Казначейства России, управлений Казначейства РФ по субъектам РФ и более 2 тыс. органов на местах.
При кассовом обслуживании исполнения бюджетов:
• учет операций со средствами бюджетов осуществляется на единых счетах бюджетов, открытых органам Казначейства России отдельно для каждого бюджета в учреждениях ЦБ РФ;
• управление средствами на единых счетах бюджетов осуществляют финансовые органы или иные уполномоченные органы в соответствии с нормативными правовыми актами РФ, субъектов РФ, муници
• кассовые выплаты из бюджета осуществляются органом Казначейства
России на основании платежных документов, представленных в орган
Казначейства России, в порядке очередности их представления и в пределах фактического наличия остатка средств на едином счете бюджета; пальными правовыми актами;
• все операции по кассовым поступлениям в бюджет и кассовым выплатам из бюджета на едином счете бюджета проводятся и учитываются органом
Казначейства России по кодам бюджетной классификации РФ.
Исполнение бюджета организуется на основе сводной бюджетной росписи и кассового плана.
Согласно ст. 6 БК РФ сводная бюджетная роспись - документ, который составляется и ведется финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом) в соответствии с БК в целях организации исполнения бюджета по расходам бюджета и источникам финансирования дефицита бюджета.
Под кассовым планом понимается - прогноз кассовых поступлений в бюджет и кассовых выплат из бюджета в текущем финансовом году.
В соответствии ст. 218 БК РФ исполнение бюджетов по доходам предусматривает:
• зачисление на единый счет бюджета доходов от распределения налогов, сборов и иных поступлений в бюджетную систему РФ, распределяемых по нормативам, действующим в текущем финансовом году, установленным БК, законом (решением) о бюджете и иными законами субъектов РФ и муниципальными правовыми актами со счетов органов Казначейства России и иных поступлений в бюджет;
• возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы;
• зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах;
• уточнение администратором доходов бюджета платежей в бюджеты бюджетной системы РФ;
• перечисление Казначейством России средств, необходимых для осуществления возврата (зачета) излишне уплаченных или излишн
Исполнение бюджета по расходам определяет обязательные этапы по е взысканных сумм налогов, сборов и иных платежей, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, с единых счетов соответствующих бюджетов на соответствующие счета Казначейства
России, предназначенные для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы РФ, в порядке, установленном Минфином
РФ. исполнению бюджета исходя из «жизненного цикла» бюджетного обязательства
(принятие, подтверждение, санкционирование оплаты, подтверждение исполнения).
Исполнение бюджета по расходам в соответствии со ст. 219 БК РФ предусматривает:
• принятие бюджетных обязательств;
,
• подтверждение денежных обязательств;
• санкционирование оплаты денежных обязательств;
• подтверждение исполнения денежных обязательств.
Иммунитет бюджетов бюджетной системы РФ представляет собой правовой
режим, при котором обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ осуществляется только на основании судебного акта, за исключением случаев, установленных БК.
Операции по исполнению бюджета завершаются 31 декабря. Бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования текущего финансового года также прекращают свое действие 31 декабря.
Операции по исполнению бюджета завершаются 31 декабря. Бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования текущего финансового года также прекращают свое действие 31 декабря.
1 2 3
9.4.
Основы бюджетного учета и бюджетной отчетности
Составление отчетности об исполнении бюджета и ее утверждение - неотъемлемый элемент бюджетного процесса.
Бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и не финансовых активов и обязательств РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства.
Бюджетный учет представляет собой разновидность бухгалтерского учета, разработанную в целях исполнения бюджетов.
Бюджетный учет осуществляется в соответствии с планом счетов, включающим в себя бюджетную классификацию РФ.
В соответствии со с. 264.1 БК РФ бюджетная отчетность включает:
• отчет об исполнении бюджета;
• баланс исполнения бюджета;
• отчет о финансовых результатах деятельности;
• отчет о движении денежных средств;
• пояснительную записку.
Согласно ст. 264.2 БК РФ главные распорядители бюджетных средств, главные администраторы доходов бюджета, главные администраторы источников финансирования дефицита бюджета составляют сводную бюджетную отчетность на основании представленной им бюджетной отчетности подведомственными получателями (распорядителями) бюджетных средств, администраторами доходов бюджета, администраторами источников финансирования дефицита бюджета.
На основании ст. 264.4 БК РФ внешняя проверка годового отчета:
• об исполнении федерального бюджета осуществляется Счетной палатой
РФ;
• внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета субъекта РФ осуществляется органом государственного финансового контроля субъекта
РФ;
• внешняя проверка годового отчета об исполнении местного бюджета осуществляется органом муниципального финансового контроля;
• по обращению представительного органа поселения внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета поселения может осуществляться контрольным органом муниципального района или органом государственного финансового контроля субъекта РФ.
Основы бюджетного учета и бюджетной отчетности
Составление отчетности об исполнении бюджета и ее утверждение - неотъемлемый элемент бюджетного процесса.
Бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и не финансовых активов и обязательств РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства.
Бюджетный учет представляет собой разновидность бухгалтерского учета, разработанную в целях исполнения бюджетов.
Бюджетный учет осуществляется в соответствии с планом счетов, включающим в себя бюджетную классификацию РФ.
В соответствии со с. 264.1 БК РФ бюджетная отчетность включает:
• отчет об исполнении бюджета;
• баланс исполнения бюджета;
• отчет о финансовых результатах деятельности;
• отчет о движении денежных средств;
• пояснительную записку.
Согласно ст. 264.2 БК РФ главные распорядители бюджетных средств, главные администраторы доходов бюджета, главные администраторы источников финансирования дефицита бюджета составляют сводную бюджетную отчетность на основании представленной им бюджетной отчетности подведомственными получателями (распорядителями) бюджетных средств, администраторами доходов бюджета, администраторами источников финансирования дефицита бюджета.
На основании ст. 264.4 БК РФ внешняя проверка годового отчета:
• об исполнении федерального бюджета осуществляется Счетной палатой
РФ;
• внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета субъекта РФ осуществляется органом государственного финансового контроля субъекта
РФ;
• внешняя проверка годового отчета об исполнении местного бюджета осуществляется органом муниципального финансового контроля;
• по обращению представительного органа поселения внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета поселения может осуществляться контрольным органом муниципального района или органом государственного финансового контроля субъекта РФ.
Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ представляет отчет об исполнении бюджета субъекта РФ для подготовки заключения на него не позднее 15 апреля текущего года. Подготовка заключения на годовой отчет об исполнении бюджета субъекта РФ проводится в срок, не превышающий 1,5 месяца.
Местная администрация представляет отчет об исполнении местного бюджета для подготовки заключения на него не позднее 1 апреля текущего года.
Подготовка заключения на годовой отчет об исполнении местного бюджета проводится в срок, не превышающий один месяц.
Орган государственного (муниципального) финансового контроля готовит заключение на отчет об исполнении бюджета на основании данных внешн
Заключение на годовой отчет об исполнении бюджета представляется органом государственного (муниципального) финансового контроля в законодательный (представительный) орган с одновременным направлением соответственно в Правительство РФ, выс ей проверки годовой бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств. ши
В соответствии со ст. 264.5 БК РФ годовой отчет об исполнении бюджета субъекта РФ представляется в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ не позднее 1 июня текущего года. й исполнительный орган государственной власти субъекта РФ, местную администрацию.
Годовой отчет об исполнении местного бюджета представляется в представительный орган муниципального образования не позднее 1 мая текущего года.
Законом (решением) об исполнении бюджета утверждается отчет об исполнении бюджета за отчетный финансовый год с указанием общего объема доходов, расходов и дефицита (профицита) бюджета.
Отдельными приложениями к закону (решению) об исполнении бюджета за отчетный финансовый год утверждаются показатели (ст. 264.6 БК РФ):
• доходов бюджета по кодам классификации доходов бюджетов;
• доходов бюджета по кодам видов доходов, подвидов доходов, классификации операций сектора государственного управления, относящихся к доходам бюджета;
• расходов бюджета по ведомственной структуре расходов соответствующего бюджета;
• расходов бюджета по разделам и подразделам классификации расходов бюджетов;
• источников финансирования дефицита бюджета по кодам классификации источников финансирования дефицитов бюджетов;
• источников финансирования дефицита бюджета по кодам групп, подгрупп, статей, видов источников финансирования дефицитов бюджетов классификации операций сектора государственного управления, относящихся к источникам финансирования дефици
Казначейство России составляет и представляет в Минфин РФ бюджетную тов бюджетов.
отчетность РФ.
Бюджетная отчетность РФ представляется Минфином РФ в Правительство
РФ.
Отчет об исполнении федерального бюджета за первый квартал, полугодие и девять месяцев текущего финансового года утверждается Правительством РФ и направляется в Государственную Думу, Совет Федерации и Счетную палату РФ.
Годовой отчет об исполнении федерального бюджета подлежит рассмотрению Государственной Думой и утверждению федеральным законом.
Федеральным законом об исполнении федерального бюджета утверждается отчет об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год с указанием общего объема доходов, расходов и дефицита (профицита) федерального бюджета.
•
Отдельными приложениями к федеральному закону об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год утверждаются показатели:
• доходов федерального бюджета по кодам классификации доходов бюджетов;
• доходов федерального бюджета по кодам видов доходов, подвидов доходов, классификации операций сектора государственного управления, относящихся к доходам бюджета;
• расходов федерального бюджета по ведомственной структуре расходов федерального бюджета;
• расходов федерального бюджета по разделам, подразделам классификации расходов бюджетов;
• источников финансирования дефицита федерального бюджета по кодам классификации источников финансирования дефицитов бюджетов;
• источников финансирования дефицита федерального бюджета по кодам групп, подгрупп, статей, видов источников финансирования дефицитов бюджетов классификации операций сектора государственного управления, относящихся к источникам финансирования дефици
Годовой отчет об исполнении федерального бюджета до его рассмотрения в
Государственной Думе подлежит внешней проверке Счетной палатой РФ. тов бюджетов.
Главные администраторы средств федерального бюджета не позднее 1 апреля текущего финансового года представляют годовую бюджетную отчетность в
Счетную палату РФ для внешней проверки.
Результаты внешней проверки годовой бюджетной отчетности главных администраторов средств федерального бюджета оформляются заключениями по каждому главному администратору средств федерального бюджета в срок до
1 июня текущего финансового года.
Правительство РФ направляет не позднее 15 июня текущего финансового года в Счетную палату РФ годовой отчет об исполнении федерального бюджета и иные документы, подлежащие представлению в Государственную Думу одновременно с годовым отчетом об исполнении федерального бюджета.
На основании внешней проверки годовой бюджетной отчетности главных
Бюджетная отчетность РФ представляется Минфином РФ в Правительство
РФ.
Отчет об исполнении федерального бюджета за первый квартал, полугодие и девять месяцев текущего финансового года утверждается Правительством РФ и направляется в Государственную Думу, Совет Федерации и Счетную палату РФ.
Годовой отчет об исполнении федерального бюджета подлежит рассмотрению Государственной Думой и утверждению федеральным законом.
Федеральным законом об исполнении федерального бюджета утверждается отчет об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год с указанием общего объема доходов, расходов и дефицита (профицита) федерального бюджета.
•
Отдельными приложениями к федеральному закону об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год утверждаются показатели:
• доходов федерального бюджета по кодам классификации доходов бюджетов;
• доходов федерального бюджета по кодам видов доходов, подвидов доходов, классификации операций сектора государственного управления, относящихся к доходам бюджета;
• расходов федерального бюджета по ведомственной структуре расходов федерального бюджета;
• расходов федерального бюджета по разделам, подразделам классификации расходов бюджетов;
• источников финансирования дефицита федерального бюджета по кодам классификации источников финансирования дефицитов бюджетов;
• источников финансирования дефицита федерального бюджета по кодам групп, подгрупп, статей, видов источников финансирования дефицитов бюджетов классификации операций сектора государственного управления, относящихся к источникам финансирования дефици
Годовой отчет об исполнении федерального бюджета до его рассмотрения в
Государственной Думе подлежит внешней проверке Счетной палатой РФ. тов бюджетов.
Главные администраторы средств федерального бюджета не позднее 1 апреля текущего финансового года представляют годовую бюджетную отчетность в
Счетную палату РФ для внешней проверки.
Результаты внешней проверки годовой бюджетной отчетности главных администраторов средств федерального бюджета оформляются заключениями по каждому главному администратору средств федерального бюджета в срок до
1 июня текущего финансового года.
Правительство РФ направляет не позднее 15 июня текущего финансового года в Счетную палату РФ годовой отчет об исполнении федерального бюджета и иные документы, подлежащие представлению в Государственную Думу одновременно с годовым отчетом об исполнении федерального бюджета.
На основании внешней проверки годовой бюджетной отчетности главных