Файл: Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью основные направления, принципы и формы.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 52
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Вопросы к экзамену
-
Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью: основные направления, принципы и формы.
Координация деятельности по борьбе с преступностью – обеспечение прокурором согласованной деятельности правоохранительных органов, направленной на разработку, обсуждение и осуществление в рамках компетенции каждого органа совместных мероприятий по своевременному предупреждению, выявлению, пресечению и раскрытию преступлений, установлению и привлечению к ответственности лиц, их совершивших, устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений.
Основными направлениями координационной деятельности правоохранительных органов являются:
-
совместный анализ состояния преступности, ее структуры и динамики, прогнозирование тенденций развития, изучение практики выявления,расследования, раскрытия, предупреждения и пресечения преступлений; -
выполнение федеральных и региональных программ борьбы с преступностью; -
разработка совместно с другими государственными органами, а также научными учреждениями предложений о предупреждении преступлений; -
подготовка и направление информационных материалов по вопросам борьбы с преступностью Президенту РФ, Федеральному Собранию РФ и Правительству РФ, органам государственной власти субъектов РФ, а также органам местного самоуправления; -
обобщение практики применения законов о борьбе с преступностью и подготовка предложений об улучшении правоохранительной деятельности; -
разработка предложений о совершенствовании правового регулирования деятельности по борьбе с преступностью; -
обобщение практики выполнения международных договоров РФ и соглашений с зарубежными странами и международными организациями по вопросам сотрудничества в борьбе с преступностью и выработка соответствующих предложений; -
изучение координационной деятельности правоохранительных органов, распространение положительного опыта.
Формы координационной деятельности правоохранительных органов:
-
проведение координационных совещаний руководителей правоохранительных органов; -
обмен информацией по вопросам борьбы с преступностью; -
совместные выезды в регионы для проведения согласованных действий, проверок и оказания помощи местным правоохранительным органам в борьбе с преступностью, изучения и распространения положительного опыта; -
создание следственно-оперативных групп для расследования конкретных преступлений; -
проведение совместных целевых мероприятий для выявления и пресечения преступлений, а также устранения причин и условий, способствующих их совершению; -
взаимное использование возможностей правоохранительных органов для повышения квалификации работников, проведение совместных семинаров, конференций; -
издание совместных приказов, указаний, подготовка информационных писем и иных организационно-распорядительных документов; -
выпуск совместных бюллетеней (сборников) и других информационных изданий; -
разработка и утверждение согласованных планов координационной деятельности.
Принципы координации: законность; равенство всех участников координационной деятельности; самостоятельность правоохранительных органов в пределах предоставленных законом полномочий при выполнении согласованных решений, рекомендаций и проведении мероприятий; гласность в той мере, в какой она не противоречит требованиям законодательства РФ о защите прав и свобод человека и гражданина, о государственной и иной охраняемой законом тайне; ответственность за выполнение согласованных решений.
15. Участие прокурора в гражданском судопроизводстве.
В гражданском процессе прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации участвуют в рассмотрении дел судами, а также приносят апелляционные, кассационные и надзорные представления на судебные решения и определения.
Гражданско-процессуальный кодекс Российской Федерации сузил по сравнению с ранее действовавшим процессуальным законодательством возможности участия прокурора в гражданском процессе, защищаются только определенные социально значимые интересы – граждан, неопределенного круга лиц, публичных образований – Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.
Исключено обращение в суд прокурора с целью защиты прав коммерческих организаций, что соответствует задачам прокуратуры в гражданском процессе. Также возможно обращение прокурора с исками в защиту прав государственных и муниципальных предприятий и учреждений, так как их имущество находится в государственной или муниципальной собственности. Формы участия прокурора определены в ст. 45 ГПК РФ, согласно которой прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело при наличии оснований, предусмотренных законно. Прокурор защищает интересы законности, права и интересы граждан и организаций, в гражданском процессе становится субъектом гражданских процессуальных отношений, выступает в качестве лица, участвующего в деле.
При этом прокурор не должен подменять в судебном процессе самих частных лиц – участников гражданского оборота, который строится на недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела (ст. 1 ГК РФ).
Прокурор, как и другие лица, участвующие в деле, вправе изменить основание или предмет поданного им заявления, он вправе возбудить апелляционное и кассационное производство посредством принесения апелляционного или кассационного представления, надзорное производство посредством подачи представления, подать заявление о пересмотре решения, определения или постановления по вновь открывшимся обстоятельствам.
Прокурор участвует в гражданском процессе посредством обращения с заявлением, происходит возбуждение гражданского дела в суде первой инстанции или возбуждение последующих стадий гражданского процесса. Эта форма характеризуется тем, что прокурор возбуждает гражданское дело путем обращения с заявлением в суд от своего имени, но в интересах других лиц. Круг лиц, права и законные интересы которых защищает прокурор путем возбуждения дела можно подразделить на несколько групп: а) граждане, которые не могут самостоятельно защитить свои интересыпо ряду причин (здоровье, возраст, недееспособность и т.д.); б) неопределенный круг лиц – защита данной категории лиц в наибольшей степени соответствует социальному назначению прокуратуры, посредством признания не соответствующими закону правовых актов, в том числе и нормативного характера.
Чаще всего прокуроры оспаривают незаконные нормативные акты законодательных органов и руководителей исполнительной власти субъектов РФ; в) публичные образования (Российская Федерация и ее субъекты, муниципальные образования), признаются недействительными сделки, которыми нарушены права указанных субъектов, например в процессе приватизации.
Также одной из форм участия прокурора в гражданском процессе является непосредственное вступление в уже начатое дело. Эта форма характеризуется тем, что здесь происходит использование потенциала прокуратуры как государственного органа, обладающего квалифицированными специалистами, для защиты, прежде всего, публичного интереса по делам, имеющим принципиальное значение.
-
Участие прокурора в арбитражном судопроизводстве.
Участие прокурора в арбитражном судопроизводстве является средством укрепления законности, профилактики правонарушений в сфере экономических правоотношений.
В соответствии с приказом Генеральной прокуратуры от 25 мая 2012 г. № 223 "Об обеспечении участия прокуроров в арбитражном процессе" основными обязанностями прокуроров, обеспечивающих участие в арбитражном процессе, являются:
• участие в рассмотрении дел, производство по которым возбуждено по искам (заявлениям) прокуроров, в арбитражных судах первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанций, в том числе по заявлениям о пересмотре судебных постановлений по новым или вновь открывшимся обстоятельствам;
• рассмотрение обращений о вступлении в дела, производство по которым возбуждено по указанным в ч. 1 ст. 52 АПК РФ искам (заявлениям) иных лиц;
• участие в рассмотрении дел, производство по которым возбуждено по искам (заявлениям) иных лиц, в случае принятия Генеральным прокурором РФ или его заместителем, прокурором субъекта РФ (его заместителем), военным прокурором военного округа (флота) (его заместителем) решения о вступлении в дело в порядке ч. 5 ст. 52 АПК РФ в арбитражных судах первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанций;
• участие в рассмотрении дел, производство по которым возбуждено на основании заявлений прокуроров о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
• рассмотрение обращений о проверке вступивших в законную силу судебных актов по арбитражным делам, указанным в ст. 52 АПК РФ, от лиц, участвующих в деле, а также от лиц, не привлеченных к участию в деле, если суд принял решение об их правах и обязанностях;
• апелляционное, кассационное обжалование судебных постановлений по арбитражным делам, перечисленным в ст. 52 АПК РФ, и иным делам, в рассмотрении которых участвовал прокурор, а также внесение представления о пересмотре указанных судебных актов в порядке надзора.
Прокурор в арбитражном процессе пользуется правами и несет обязанности стороны в процессе. Полномочия по участию в арбитражном процессе он реализует путем предъявления в арбитражные суды исков (заявлений), указанных в ч. 1 ст. 52 АПК РФ.
Прокурор вправе обратиться в суд:
• с заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
• с иском о признании недействительными сделок
, совершенных органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, субъектов РФ, доля участия муниципальных образований;
• с иском о применении последствий недействительности ничтожной сделки, совершенной органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов РФ, доля участия муниципальных образований.
Положение прокурора в арбитражном процессе сходно с его процессуальным положением при участии в рассмотрении гражданских дел судами общей юрисдикции.
Прокурор, обратившийся в арбитражный суд, пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности истца. Вместе с тем положение прокурора в арбитражном процессе имеет свои особенности:
• прокурор нс обязан принимать предусмотренные законом для хозяйствующих субъектов меры к непосредственному урегулированию спора;
• исковое заявление прокурора не оплачивается государственной пошлиной, а сам прокурор освобождается от обязанности по уплате судебных расходов;
• к прокурору не может быть предъявлен встречный иск;
• прокурор не может закончить процесс, заключив мировое соглашение.
Прокурор вправе отказаться от предъявленного им иска, однако это не лишает истца, если он участвует в деле, права требовать рассмотрения дела по существу. Вместе с тем отказ истца от иска, заявленного в его интересах прокурором, влечет оставление иска без рассмотрения.
-
Участие прокурора в рассмотрении судами уголовных дел
В основе современного уголовного судопроизводства лежит конституционный принцип состязательности и равноправия сторон (ч. 3 ст. 123 Конституции). Принцип состязательности заключается в том, что один участник уголовного судопроизводства должен выполнять только одну уголовно-процессуальную функцию. В соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства прокурор относится к стороне обвинения, содержанием которой является осуществление функции уголовного преследования.