Файл: Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью основные направления, принципы и формы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 52

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вопросы к экзамену

  1. Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью: основные направления, принципы и формы.


Координация деятельности по борьбе с преступностью – обеспечение прокурором согласованной деятельности правоохранительных органов, направленной на разработку, обсуждение и осуществление в рамках компетенции каждого органа совместных мероприятий по своевременному предупреждению, выявлению, пресечению и раскрытию преступлений, установлению и привлечению к ответственности лиц, их совершивших, устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений.

Основными направлениями координационной деятельности правоохранительных органов являются:

  1. совместный анализ состояния преступности, ее структуры и динамики, прогнозирование тенденций развития, изучение практики выявления,расследования, раскрытия, предупреждения и пресечения преступлений;

  2. выполнение федеральных и региональных программ борьбы с преступностью;

  3. разработка совместно с другими государственными органами, а также научными учреждениями предложений о предупреждении преступлений;

  4. подготовка и направление информационных материалов по вопросам борьбы с преступностью Президенту РФФедеральному Собранию РФ и Правительству РФ, органам государственной власти субъектов РФ, а также органам местного самоуправления;

  5. обобщение практики применения законов о борьбе с преступностью и подготовка предложений об улучшении правоохранительной деятельности;

  6. разработка предложений о совершенствовании правового регулирования деятельности по борьбе с преступностью;

  7. обобщение практики выполнения международных договоров РФ и соглашений с зарубежными странами и международными организациями по вопросам сотрудничества в борьбе с преступностью и выработка соответствующих предложений;

  8. изучение координационной деятельности правоохранительных органов, распространение положительного опыта.

Формы координационной деятельности правоохранительных органов:


  • проведение координационных совещаний руководителей правоохранительных органов;

  • обмен информацией по вопросам борьбы с преступностью;

  • совместные выезды в регионы для проведения согласованных действий, проверок и оказания помощи местным правоохранительным органам в борьбе с преступностью, изучения и распространения положительного опыта;

  • создание следственно-оперативных групп для расследования конкретных преступлений;

  • проведение совместных целевых мероприятий для выявления и пресечения преступлений, а также устранения причин и условий, способствующих их совершению;

  • взаимное использование возможностей правоохранительных органов для повышения квалификации работников, проведение совместных семинаров, конференций;

  • издание совместных приказов, указаний, подготовка информационных писем и иных организационно-распорядительных документов;

  • выпуск совместных бюллетеней (сборников) и других информационных изданий;

  • разработка и утверждение согласованных планов координационной деятельности.

Принципы координации: законность; равенство всех участников координационной деятельности; самостоятельность правоохранительных органов в пределах предоставленных законом полномочий при выполнении согласованных решений, рекомендаций и проведении мероприятий; гласность в той мере, в какой она не противоречит требованиям законодательства РФ о защите прав и свобод человека и гражданина, о государственной и иной охраняемой законом тайне; ответственность за выполнение согласованных решений.

15. Участие прокурора в гражданском судопроизводстве.
В гражданском процессе прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации участвуют в рассмотрении дел судами, а также приносят апелляционные, кассационные и надзорные представления на судебные решения и определения.
Гражданско-процессуальный кодекс Российской Федерации сузил по сравнению с ранее действовавшим процессуальным законодательством возможности участия прокурора в гражданском процессе, защищаются только определенные социально значимые интересы – граждан, неопределенного круга лиц, публичных образований – Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.
Исключено обращение в суд прокурора с целью защиты прав коммерческих организаций, что соответствует задачам прокуратуры в гражданском процессе. Также возможно обращение прокурора с исками в защиту прав государственных и муниципальных предприятий и учреждений, так как их имущество находится в государственной или муниципальной собственности. Формы участия прокурора определены в ст. 45 ГПК РФ, согласно которой прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело при наличии оснований, предусмотренных законно. Прокурор защищает интересы законности, права и интересы граждан и организаций, в гражданском процессе становится субъектом гражданских процессуальных отношений, выступает в качестве лица, участвующего в деле.


При этом прокурор не должен подменять в судебном процессе самих частных лиц – участников гражданского оборота, который строится на недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела (ст. 1 ГК РФ).
Прокурор, как и другие лица, участвующие в деле, вправе изменить основание или предмет поданного им заявления, он вправе возбудить апелляционное и кассационное производство посредством принесения апелляционного или кассационного представления, надзорное производство посредством подачи представления, подать заявление о пересмотре решения, определения или постановления по вновь открывшимся обстоятельствам.
Прокурор участвует в гражданском процессе посредством обращения с заявлением, происходит возбуждение гражданского дела в суде первой инстанции или возбуждение последующих стадий гражданского процесса. Эта форма характеризуется тем, что прокурор возбуждает гражданское дело путем обращения с заявлением в суд от своего имени, но в интересах других лиц. Круг лиц, права и законные интересы которых защищает прокурор путем возбуждения дела можно подразделить на несколько групп: а) граждане, которые не могут самостоятельно защитить свои интересыпо ряду причин (здоровье, возраст, недееспособность и т.д.); б) неопределенный круг лиц – защита данной категории лиц в наибольшей степени соответствует социальному назначению прокуратуры, посредством признания не соответствующими закону правовых актов, в том числе и нормативного характера.
Чаще всего прокуроры оспаривают незаконные нормативные акты законодательных органов и руководителей исполнительной власти субъектов РФ; в) публичные образования (Российская Федерация и ее субъекты, муниципальные образования), признаются недействительными сделки, которыми нарушены права указанных субъектов, например в процессе приватизации.
Также одной из форм участия прокурора в гражданском процессе является непосредственное вступление в уже начатое дело. Эта форма характеризуется тем, что здесь происходит использование потенциала прокуратуры как государственного органа, обладающего квалифицированными специалистами, для защиты, прежде всего, публичного интереса по делам, имеющим принципиальное значение.

  1. Участие прокурора в арбитражном судопроизводстве.

Участие прокурора в арбитражном судопроизводстве является средством укрепления законности, профилактики правонарушений в сфере экономических правоотношений.


В соответствии с приказом Генеральной прокуратуры от 25 мая 2012 г. № 223 "Об обеспечении участия прокуроров в арбитражном процессе" основными обязанностями прокуроров, обеспечивающих участие в арбитражном процессе, являются:

• участие в рассмотрении дел, производство по которым возбуждено по искам (заявлениям) прокуроров, в арбитражных судах первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанций, в том числе по заявлениям о пересмотре судебных постановлений по новым или вновь открывшимся обстоятельствам;

• рассмотрение обращений о вступлении в дела, производство по которым возбуждено по указанным в ч. 1 ст. 52 АПК РФ искам (заявлениям) иных лиц;

• участие в рассмотрении дел, производство по которым возбуждено по искам (заявлениям) иных лиц, в случае принятия Генеральным прокурором РФ или его заместителем, прокурором субъекта РФ (его заместителем), военным прокурором военного округа (флота) (его заместителем) решения о вступлении в дело в порядке ч. 5 ст. 52 АПК РФ в арбитражных судах первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанций;

• участие в рассмотрении дел, производство по которым возбуждено на основании заявлений прокуроров о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

• рассмотрение обращений о проверке вступивших в законную силу судебных актов по арбитражным делам, указанным в ст. 52 АПК РФ, от лиц, участвующих в деле, а также от лиц, не привлеченных к участию в деле, если суд принял решение об их правах и обязанностях;

• апелляционное, кассационное обжалование судебных постановлений по арбитражным делам, перечисленным в ст. 52 АПК РФ, и иным делам, в рассмотрении которых участвовал прокурор, а также внесение представления о пересмотре указанных судебных актов в порядке надзора.

Прокурор в арбитражном процессе пользуется правами и несет обязанности стороны в процессе. Полномочия по участию в арбитражном процессе он реализует путем предъявления в арбитражные суды исков (заявлений), указанных в ч. 1 ст. 52 АПК РФ.

Прокурор вправе обратиться в суд:

• с заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

• с иском о признании недействительными сделок
, совершенных органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, субъектов РФ, доля участия муниципальных образований;

• с иском о применении последствий недействительности ничтожной сделки, совершенной органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов РФ, доля участия муниципальных образований.

Положение прокурора в арбитражном процессе сходно с его процессуальным положением при участии в рассмотрении гражданских дел судами общей юрисдикции.

Прокурор, обратившийся в арбитражный суд, пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности истца. Вместе с тем положение прокурора в арбитражном процессе имеет свои особенности:

• прокурор нс обязан принимать предусмотренные законом для хозяйствующих субъектов меры к непосредственному урегулированию спора;

• исковое заявление прокурора не оплачивается государственной пошлиной, а сам прокурор освобождается от обязанности по уплате судебных расходов;

• к прокурору не может быть предъявлен встречный иск;

• прокурор не может закончить процесс, заключив мировое соглашение.

Прокурор вправе отказаться от предъявленного им иска, однако это не лишает истца, если он участвует в деле, права требовать рассмотрения дела по существу. Вместе с тем отказ истца от иска, заявленного в его интересах прокурором, влечет оставление иска без рассмотрения.

  1. Участие прокурора в рассмотрении судами уголовных дел

В основе современного уголовного судопроизводства лежит конституционный принцип состязательности и равноправия сторон (ч. 3 ст. 123 Конституции). Принцип состязательности заключается в том, что один участник уголовного судопроизводства должен выполнять только одну уголовно-процессуальную функцию. В соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства прокурор относится к стороне обвинения, содержанием которой является осуществление функции уголовного преследования.