Файл: Билет 1 История отечественной педиатрии. Основные этапы развития и становления педиатрии в нашей стране.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 1025

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В ряде случаев начало заболевания (первые 3–5 дней) характеризуется клиническими симптомами ОКИ, протекающей с явлениями колита.

Энтеропатогенный эшерихиоз (ЭПЭ) чаще поражает младенцев и детей в возрасте до 24 месяцев, редко встречается у детей старшего возраста и взрослыхГрудное вскармливание осуществляет защиту от EPEC из-за наличия иммунных фак- торов и олигосахаридов, которые ингибируют прилипание этой кишечной палочки к эпителиальным клеткам. Диарея путешественников не ассоциирована с ЭПЭ.

Эпидемиология ЭПЭ изменилась с момента предоставления первоначального описания. Прошли те смертоносные вспышки, о которых ранее сообщалось в промышленно развитых странах, их заменили спорадические эндемические заболевания в странах с ограниченными ресурсами. EPEC по-прежнему имеют широкое распространение среди детей раннего возраста и являются одной из наиболее распространенных причин детской диареи в мире. Источник инфекции — пациенты в остром периоде заболевания, особенно с легкими, стертыми и бессимптомными формами болезни, т. к. с испражнениями и рвотными массами выделяется большое количество возбудителей. Ведущий путь заражения при ЭПЭ — контактно-бытовой, реже — пищевой (через продукты детского питания) и водный. Возможен также воз- душно-пылевой путь передачи инфекции и заражение новорожденных от матерей в период родов. Четкой сезонности не прослеживается, в отличие от других ОКИ, однако отмечается увеличение числа случаев в зимне-весенний период. К инфицированию предрасполагают неблагоприятный преморбидный фон ребенка (анемия, гипотрифия, рахит и др.), искусственное вскармливание, незрелость иммунной и ферментативной систем.

Патогенез.

Патогенез ЭПЭ является сложным и изучен лишь частично, обусловлен адгезией бактерий (с использованием хромосомных и плазмидных генов вирулентности) к эпителию тонкой кишки и повреждением микроворсинок, но не инвазией клеток. Колонизация слизистой оболочки EPEC, ее эндотоксины, гистамин, ингибиторы холинэстеразы, ферменты (муциназа, лидаза, протеаза и пр.) вызывают повреждение и отторжение участков апикальной цитоплазмы, слущивание эпителиоцитов, что приводит к развитию местного воспалительного процесса.

Клинические проявления. При заражении EPEC инкубационный период длится от 5 до 8 суток. При массивном инфицировании у ослабленных, а также у новорожденных детей инкубационный период может сокращаться до 1–2 суток.

Заболевание может начинаться остро или постепенно. Сначала появляются признаки энтерита. Испражнения чаще всего водянистые, желтого или оранжевого цвета. Каловые массы могут быть кашицеобразной конси- стенции, пенистыми, с незначительными включениями в виде зелени. Постоянным симптомом является рвота 1–2 раза в сутки. У детей первых месяцев жизни с первых суток заболевания могут быть упорные срыгивания.
Часто все симптомы проявляются постепенно, достигая максимума на 5–7-й день от начала заболевания. Ухудшается состояние ребенка, усиливается адинамия, значительно снижается аппетит, частота срыгиваний увеличивается. Температура может быть фебрильной или субфебрильной в течение 1–2 недель. Частота стула достигает 10–15 раз в сути и даже больше. При осмотре у ребенка выявляется вздутый живот (метеоризм), урчание по ходу тонкого кишечника, бледность кожных покровов. Симптомы обезвоживания нарастают.

Септические и токсико-септические формы эшерихиоза проявляются частой рвотой или срыгиваниями, высокой лихорадкой с большой амплитудой температуры в течение суток, частым стулом с обильными испражнениями с небольшой примесью слизи.

Энтеротоксигенный эшерихиоз (ЭТЭ) встречается у детей любого возраста и у взрослых.

Эпидемиология. ЭТЭ имеет широкое распространение во всем мире, особенно в странах Азии, Африки и Латинской Америки. С этим возбудите- лем ассоциирована диарея путешественников. Основной путь инфициро-вания — пищевой. Возможна также передача инфекции через воду и контактно бытовым путями. В развивающихся странах загрязнение пищевых и водных источников происходит часто.

Патогенез. ETEC не обладают инвазивностью и размножаются только в тонком кишечнике на поверхности микроворсинок слизистой оболочки с выделением экзотоксина. Поэтому заболевание протекает по типу энтерита или гастроэнтерита, а по клиническим проявлениям напоминает холеру. Термолабильный энтеротоксин (холероподобный) активирует аденилатциклазу клеточных мембран энтероцитов. Это сопровождается усилением образования циклического аденозинмонофосфата (цАМФ). Увеличение концентрации цАМФ приводит к гиперсекреции воды и электролитов в просвет кишечника и к развитию водянистой (секреторной) диареи.

Клинические проявления. Клинические симптомы при ЭТЭ сходны с симптомами при сальмонеллезе, пищевой токсикоинфекции или могут напоминать легкую форму холеры.


Инкубационный период составляет от нескольких часов до 1–2 дней (от 14 до 50 часов). Начинается болезнь чаще всего на фоне субфебрильной или нормальной температуры. Отмечается многократная рвота, неприятные ощущения в животе, обильная «водянистая» диарея. Диарейный синдром появляется одновременно со рвотой или несколько часов спустя. Интоксикация, судороги, тенезмы отсутствуют. Каловые массы лишены специфического калового запаха. В тяжелых случаях частота стула достигает 15–20 раз в сутки и более. Патологические примеси (кровь, слизь, гной) в испражнениях отсутствуют. При пальпации живота отмечается урчание по ходу тонкой ки- шки (по всему животу). Сигмовидная кишка не спазмирована, анус сомкнут, явлений сфинктерита нет. Постепенно нарастает дегидратация, отмечается олигурия. Продолжительность заболевания обычно не превышает 5–10 дней, и в большинстве случаев выздоровление наступает даже без лечения. Однако у детей первых лет жизни с эксикозом II–III степени возможен летальный исход.


ДИАГНОСТИКА
Диагноз устанавливается на основании клинико-эпидемиологических данных. Эпидемиологическими критериями диагностики являются указания на возможное употребление инфицированных пищевых продуктов (чаще молочных, мясных) или воды за 8–120 часов до начала заболевания. Лабораторная диагностика для идентификации возбудителей проводится с использованием микробиологических, молекулярно-генетических методов диагно- стики и методов серологической диагностики. Материалом для исследований служат фекалии. Могут быть использованы также слизь из ротоглотки, рвотные массы, промывные воды из желудка, спинномозговая жидкость, при генерализованных формах заболевания — кровь. «Золотым» стандартом диагностики считается бактериологический метод, который должен применяться в ранние сроки болезни, желательно до начала антимикробной терапии.

Молекулярно-генетическая диагностика (ПЦР)

Также для диагностики ОКИ применяется серологическое исследование.

При копрологическом исследовании (макро- и микроскопия кала) определяется наличие лейкоцитов в поле зрения (свыше 10), эритроцитов, которые в норме отсутствуют, и слизи (в норме — незначительное количество).

ЛЕЧЕНИЕ

Лечебное питание. Диетотерапия является постоянным и ведущим компонентом терапии на всех этапах болезни. Пища должна быть механически и химически щадящей. В остром периоде заболевания исключают продукты, оказывающие послабляющий эф- фект, усиливающие бродильные процессы в кишечнике и содержащие гру- бые пищевые волокна. При легких формах заболевания объем пищи в пер- вые два дня болезни необходимо уменьшить на 15–20 % от физиологической потребности. Частота кормлений должна быть 5–6 раз в день. Пищу необходимо давать в теплом виде (температура 33–38 oС).

При среднетяжелых формах болезни суточный объем пищи уменьшают на 20–30 % и в течение 2–3 дней кормят ребенка дробно. При улучшении общего состояния пациента, появлении аппетита, уменьшении симптомов интоксикации и дисфункции кишечника объем пищи быстро доводят до физиологической потребности и расширяют набор продуктов.
При тяжелых формах, сопровождающихся анорексией, при наличии частой рвоты, можно одно-два кормления пропустить, а затем перейти на дробное питание с уменьшением объема пищи в течение суток на 40–50 %. Начиная со 2–3-го дня болезни суточный объем пищи ежедневно увеличивают на 10–15 % и удлиняют интервалы между кормлениями.
В лечебном питании детей с шигеллезом, эшерихиозом целесообразно использовать плоды и овощи, содержащие большое количество пектина (яблоки, бананы, картофель и др.).

Молоко, а также каши на цельном молоке, не назначаются в остром периоде заболевания, т. к. они усиливают перистальтику кишечника, бродильные процессы, способствуя усилению диарейного синдрома.
Этиотропная терапия включает в себя антимикробные лекарствен- ные средства.

При энтерогеморагическом эшерихиозе антибиотики не рекомендуются, т. к. они не улучшают течение этого заболевания и не предотвращают осложнения, а могут наоборот усугублять заболевание, способствуя выработке и высвобождению шигатоксина.

Патогенетическая терапия. Адекватная патогенетическая терапия
включает коррекцию дегидратации и электролитных нарушений, использование энтеросорбентов. Пероральная регидратация выполняется при следующих условиях:
– отсутствие шока у пациента;
– пациент должен быть полностью в сознании;
– пациент должен быть в состоянии пить (рвота, особенно часто встречающаяся у детей, не является абсолютным противопоказанием, потому что частое небольшими глотками выпаивание и кормление восстанавливает нарушение обмена веществ, и рвота прекращается);
– наличие перистальтики;
– нормальная почечная функция.
Показаниями для проведения парентеральной регидратации являются: – тяжелая степень обезвоживания (≥ 9 %);
– гиповолемический шок;
– сочетание обезвоживания любой степени с тяжелой интоксикацией; – неукротимая рвота (3 и более эпизодов за 1 час), сохраняющаяся по-
сле промывания желудка; – олигурия, анурия;
– неэффективность оральной регидратации.

Билет №15.

1.Устройство и принцип работы детской поликлиники и больницы.

В деятельности детской больницы особое значение придается поддержанию порядка, чистоты, а также преемственности в работе медицинского персонала. Младший сестринский, сестринский и врачебный персонал должен соблюдать правила санитарно-противоэпидемического режима, предусматривающего организацию и проведение комплекса санитарно-профилактических и противоэпидемических мероприятий. В стационаре концентрируются больные и ослабленные дети, поэтому самое серьезное внимание должно уделяться профилактике внутрибольничных (нозокомиальных) инфекций (ВБИ).
Для обеспечения санитарно-противоэпидемического благополучия в детской больнице необходимо придерживаться существующих санитарных правил:

- соблюдать принцип изоляции отдельных групп детей при заполнении отделений (палат, боксов и т.д.), использовать имеющиеся помещения по назначению;
- создавать оптимальный воздушно-тепловой поток в помещениях;
- строго соблюдать правила работы пищеблока и буфетов-раздаточных;
- соблюдать правила приема на работу персонала и обеспечивать своевременное прохождение обязательных профилактических меди цинских осмотров;
- детям и персоналу соблюдать правила личной гигиены;
- иметь средства для проведения дезинфекционных мероприятий (достаточное количество спецодежды, уборочного инвентаря, моющих и дезинфицирующих средств);
- осуществлять инженерно-техническое и санитарное благоустройство учреждения и принадлежащих ему участков земли.