Файл: Целью опытноэкспериментального исследования было.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Решение задач

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 50

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.





Целью опытно-экспериментального исследования было изучения девиантного поведения подростков, детско-родительских отношений и определения наличия/отсутствия взаимосвязи между ними.

Основными задачами данного этапа исследования являлись:

  1. Изучить особенности детско-родительских отношений в семьях воспитывающих девиантных подростков.

  2. Диагностировать степень взаимосвязи типов детско-родительских отношений и склонности личности к делинквентному поведению.

Эмпирической базой исследования является МБОУ СОШ №43 испытуемых составляют составили 20 подростков в возрасте 12-17 лет. Все дети имеют те или инные проявления девиантного поведения . Кроме этого, в исследовании также принимают участие родители детей в количестве 1 родителя из каждой выделенной семьи в количестве 20 человек. Возрастное распределение выборки данных испытуемых: от 31 до 57 лет, гендерное распределение: 14 женщин, 6 мужчин.

Для того чтобы достигнуть поставленной цели и задач эмпирического исследования, нами были применены такие методики как: методика Э.В. Леус на определение склонности к девиантному поведению [43, c. 55], самооценка психических состояний Г. Айзенка [45, c. 68],

«Стратегии семейного воспитания» [45, c. 34], опросник родительского отношения ОРО [с. 51]. В качестве инструмента для статистической обработки данных и выделения корреляции на наличие взаимосвязи используется расчет коэффициента Пирсона, а также Т-критерий Стьюдента [54, c. 78; 81].

Гипотезой исследования является предположение, что существует
связь между типами детско-родительских отношений в семье и приверженностью личности к отклоняющемуся поведению: чем выше уровень деструктивности детско-родительских отношений, тем сильнее предрасположенность личности к делинквентному поведению.

Эмпирическое исследование включало в себя несколько этапов:

    1. этап: непосредственное проведение методик и опросов для достижения поставленных задач эмпирического исследования (длительность: 2 недели)

    2. этап: математико-статистическая обработка и анализ данных, определение истинности выдвигаемой гипотезы (длительность: 1 неделя).

    3. этап: формулировка выводов и рекомендаций по проблеме исследования (длительность 1 неделя).

Организация методик осуществлялась на протяжении 2 недель, в рамках которой на каждую методику было отведено по 2 дня. Исследование с подростками проводилось в первой половине дня, когда усталость от видов деятельности еще не успела оказать воздействия на воспитанников. Работа с родителями воспитанников осуществлялась в рамках выходного дня, когда родители также не были уставшими после работы.

Охарактеризуем содержание отобранного инструментария:

  1. Методика Э.В. Леус на определение склонности к девиантному поведению [43, c. 55].

Методика авторства Э.В. Леус для диагностирования девиантного поведения является одним из наиболее универсальных средств для определения девиантного поведения

в жизнедеятельности личности. Благодаря отобранным положениям и способам оценки данной диагностики возможно определить степень выраженности имеющейся десоциализации личности и, как следствия, взаимосвязи дезадаптации с различными видами девиантного поведения.

По итогам реализации данной методики возможно выделение следующих показателей выраженности девиантного поведения:

  • ЗП: зависимое (аддиктивное) поведение

  • СП: суицидальное (самоповреждающее) поведение

  • АП: агрессивное поведение

  • ДП: делинквентное поведение

  • СОП: социально-обусловленное поведение.

Соответственно, вопросы, включенные в данную методику, включают в себя характеристики данных проявлений. По итогам реализации методики происходит подсчет общих баллов в соответствии с каждым направлением. Сумма по направлениям сверяется с ключом, и в случае, если достигнутый результат превышает допустимую норму, диагностируется выраженность того или иного типа девиантного поведения.

В зависимости от степени выраженности категорий девиантного поведения, данная методика позволяет выделить выраженность признаков в соответствии со следующими уровнями:

  • отсутствие признаков девиантного поведения;

  • средний уровень девиантного поведения;

выраженное девиантное поведение.

Участникам исследования выдается листок с перечнем утверждений и пустыми графами «Да», «Нет», «Никогда». Испытуемым предлагается ознакомиться с содержанием высказываний и отметить то состояние, которое наиболее типично для них. Опросник содержит в себе 75 утверждений, характеризующих проявления девиантного поведения указанного выше типа.

По итогам тестирования исследователь подсчитывает общую сумму по
каждому из направлений девиантного поведения:

  • количество баллов, набранное от 0-10, характеризует отсутствие признаков девиантного поведения;

  • количество баллов, набранное от 11-20, обнаруживает ситуативную предрасположенность к проявлению некоторых признаков девиантного поведения;

  • количество баллов, набранное от 21-30, обнаруживает высокий уровень выраженности девиантного поведения, принятый личностью в качестве основного поведенческого паттерна.

  1. Самооценка психических состояний Г. Айзенка [45, c. 68].

Целью данной методики является определение особенностей психического состояния респондента на момент заполнения опросника.

Испытуемым предлагается бланк из 40 утверждений, где каждое положение характеризует ту или иную реакцию на внутренний или внешний раздражитель. Также имеется пустой бланк для заполнения туда испытуемые переносят номера вопросов в соответствии с уровнем собственного согласия с ними. Варианты такие: подходит, подходит, но не очень, не подходит.

После того, как тестирование завершено, исследователь собирает заполненные анкеты и производит подсчет результатов. Вопросы разбиты по нескольким психическим состояниям, и чем больше испытуемый указывает согласие с определенными высказываниями, тем явственнее у него

проявляются следующие психические состояния:

  • тревожность;

  • фрустрация;

  • агрессивность;

  • ригидность.

Оценка выраженности того или иного психического состояния происходит по следующим уровням:

  • низкий уровень выраженности 0-7 баллов;

  • средний уровень выраженности 8-14 баллов;

  • высокий уровень выраженности 15-20 баллов.


Соответственно, при высоком уровне выраженности наблюдаются негативные психоэмоциональные реакции подростков на внутренние и внешние раздражители, которые будут находить свое выражение в высоком уровне тревожности, непереносимости собственных неудач, ситуаций неуспеха, повышенной агрессивности, преобладания деструктивных аутоагрессивных проявлений, а также неспособность к изменению поведения в соответствии с ситуацией, неприспособляемость психики к новым условиям.

  1. Методика С.С. Степановой «Стратегии семейного воспитания» [45, c. 34].

Методика С.С. Степановой предназначена для выполнения родителями испытуемых с целью определения стратегии семейного воспитания. Эта методика проводится в форме анкетирования, и включает в себя 10 вопросов с имеющимися 4 вариантами ответов. Каждый из вариантов ответа диагностирует подверженность родителей тому или иному варианту семейного воспитания. Подсчет результатов происходит через определение преобладающего типа ответа. Так, если в ответах родителя больше ответов под буквой А – диагностируется авторитарный стиль воспитания, буква Б – используется авторитетный стиль воспитания, буква В – либеральный стиль, буква Г – индифферентный стиль.

  1. Опросник родительского отношения ОРО [45, c. 51].

Основной целью данного опросника является определение уровня родительского восприятия детей, отношения к ним, взаимодействия. Под родительским отношением в данном случае следует понимать комплекс весьма разнообразных чувств, которые родитель испытывает в отношении ребенка, поведенческих паттернов, которые