Файл: Целью опытноэкспериментального исследования было.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Решение задач

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 55

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
различия между особенностями психоэмоционального состояния подростков воспитывающихся при различных детско-родительских отношениях. Подростки девушки имеют ситуативную склонность к агрессивному поведению, либо к делинквентному поведению, больше зависят от окружающих обстоятельств, в то время как подростки юноши имеют агрессивность и склонность к делинквентному поведению в качестве личностной характеристики. Приверженность к делинквентному поведению у подростков оказывает воздействие на уровень их фрустрации, а также агрессивности: подростки девушки склонны демонстрировать умеренные уровни данного состояния, в то время как для подростков юношей характерны более высокие показатели в данном отношении. Приверженность к делинквентному поведению имеет влияние на следующие показатели эмоциональной сферы подростков: на оценку собственных школьных умений и возможностей, на оценку своей личности, а также на оценку собственных межличностных качеств. Наиболее негативными стилями воспитания, провоцирующими подростков на девиантное поведение, являются авторитарный стиль воспитания, либо индифферентный стиль. Также достаточно негативно сказывается и либеральный стиль воспитания.

    1. Анализ и интерпретация результатов исследования


Оценим взаимосвязь между типами детско-родительских отношений и приверженности личности к девиантному поведению, рассчитав коэффициент корреляции Спирмена (см. рис. 6):






R = -0,799
Принятие ребенка в семье родителем

R = 0,822
Делинквент ное поведение

R = 0,922

Межличност ная тревожность



Кооператив ное отношение родителя
R = -0,823

ДРО

R = -0,845 R = 0,756

R = 0,624
Агрессив- ное поведение


Авторитетный тип воспитания
Личностная тревожност ь


Рис. 6. Корреляционная матрица взаимосвязи между девиантным поведением и особенностями детско-родительских отношений в семье, где

      • положительная корреляционная взаимосвязь

      • отрицательная корреляционная взаимосвязь

Из представленного выше рисунка видно, что взаимосвязи между девиантным поведением и особенностями детско-родительских отношений в семье,

в семье была обнаружена как положительная, так и отрицательная корреляция. Проанализируем обнаруженные результаты:

  1. Положительная корреляция.

А. ДРО и делинквентным поведением (r = 0,822).

Между ДРО и склонностью личности к делинквентному поведению была обнаружена выраженная положительная корреляция. Как правило, особенности ДРО связано со склонностью личности к отклоняющемуся поведению, где делинквентное поведение одно из проявлений, признаков девиантного поведения. Личность не испытывает страха перед наказанием, а также зачастую подвержена желанию нарушить установленные правила, получить свою порцию адреналина, самоутвердиться за счет совершаемого правонарушения в микрогруппе все это укрепляет привычку систематически нарушать правила и продолжать вести подобный образ жизни в социуме.

Б. ДРО и межличностной тревожностью (r

= 0,922).

Между ДРО и межличностной тревожностью также была обнаружена выраженная положительная корреляция. Подростки как правило, имеют недостаточно сформировавшуюся психику. Они либо не получают опыта признания и принятия в семье родителями, либо подвергаются в семье психологическому и физическому насилию, что провоцирует их стремиться к самоутверждению, защите собственного Я, даже в ситуациях, когда опасность действительно отсутствует. Состояние постоянной готовности к столкновению связано с повышенным уровнем межличностной тревожности, которую продемонстрировали малолетние преступники. Вероятно, если личность ребенка будет получать принятие, поддержку, безопасность в

семье, показатели межличностной тревожности будут снижаться,

В. Между ДРО и агрессивным поведением (r = 0,624).

Между опытом ДРО и агрессивным поведением была обнаружена умеренная положительная корреляция. Подростки в целом весьма агрессивны: это обусловлено спецификой возрастной психологии, диссонансом между внутренними стремлениями и внешними ограничениями, отделением подростка от взрослой аудитории, которая прежде служила общим ориентиром для того, как следует организовать собственную жизнь. Это связано во многом со спецификой межличностных отношений в семье: фактами психологического унижения, притеснения подростка со стороны родителей, в результате чего он ищет способ эмоциональной разрядки и восстановления своей самооценки во внешней среде, в том числе и за счет совершения противоправных деяний.
А. ДРО и принятием ребенка в семье родителем (r = -0,799).

Принятием ребенка в семье родителем была обнаружена выраженная отрицательная корреляция.
Стратегии конструктивного семейного воспитания опираются на факт того, что родитель полностью принимает личность, особенности роста и развития ребенка и создает условия для того, чтобы как можно полно и качественно раскрыть эти особенности. Деструктивные стили воспитания нацелены не на самораскрытие ребенка, а на ограничение и манипулирование ребенком в угоду родительских желаний. В период дошкольного детства и младшего школьного возраста дети в условиях деструктивных стилей воспитания нередко становятся «удобными» для родителей, учатся выполнять все инструкции, чтобы получить родительскую любовь. В подростковом возрасте наступает бунт, который приводит подростков к девиантному поведению.

Особенностями ДРО и кооперативным отношением родителя (r = -0,823).

Была обнаружена выраженная отрицательная корреляция. Кооперативное отношение – стремление родителя объединить свои усилия с ребенком для достижения ценностной цели. Конструктивные детско-родительские отношения подразумевают, что родители сочетают в себе роли партнера в игре и учебе, друга, советника, и ребенок, попав в затруднительную ситуацию, обращается к ним за помощью и консультацией, которая поможет ему разрешить проблему. Деструктивные детско-

родительские отношения подразумевают, что родитель скорее контролирует
Деструктивные детско- родительские отношения подразумевают, что родитель скорее контролирует успешность ребенка и критически оценивает его успехи со стороны, с высока. Оценка родителя — это не способ для дальнейшего развития, а скорее средство манипулирования им, получения, либо не получения родительской любви. Родитель является не партнером и советником, а надзирателем, который предъявляет в отношении ребенка все более новые и новые требования, которые необходимо соблюдать.
Логично предположить, что с наступлением возрастного кризиса подросток стремится избавиться от этих правил, продемонстрировать собственную силу и собственный потенциал, обращаясь к преступной деятельности.

Именно поэтому подростки, имеющие девиантное поведение воспитывались по результатам исследования в таких условиях, которые не допускали либо родительского принятия, либо кооперации в семье, либо наличия адекватных требований к ребенку. Наиболее травмирующими для подростков оказались следующие типы детско-родительских отношений: авторитарный тип, либерально-попустительский тип, либо индифферентный. Выдвинутая гипотеза является истинной.