Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 53
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Примечание: * - показатель достоверности при р ≤ 0,05
Из осуществленного расчета видно, что достоверности достигают показатели испытуемых по шкалам агрессивного и делинквентного поведения: подростки –девушки имеют ситуативную склонность к агрессивному поведению, либо к делинквентному поведению, больше зависят от окружающих обстоятельств, в то время как подростки юноши имеют агрессивность и склонность к делинквентному поведению в качестве личностной характеристики.
Оценим специфику самооценки психического состояния подростков по методике И. Айзенка (см. рис. 2):
| 14 | | |||||||||||||||||
| | | |||||||||||||||||
| | | |||||||||||||||||
| 10,71 | | | | |||||||||||||||
| | | | | | ||||||||||||||
| | | | ||||||||||||||||
| 8,36 | 8,42 | | | | 8,81 | | | 8,7 | 8,85 | | ||||||||
| | | | | | | | | | | | ||||||||
| 5,36 | ||||||||||||||||||
| | | | | | | | | | | | | |||||||
| | | | | | | | | | | | |
Рис. 2. Особенности психического состояния подростков, в ср. зн. (хср) Как видно из представленного выше рисунка, показатели ощутимо сказываются на их самооценке психического состояния. Наиболее значимые результаты характерны для шкалы фрустрированности, когда подростки из выборки 2 демонстрируют преобладающие показатели фрустрации (хср = 10,71), в то время как подростки из выборки 1 демонстрируют низкий уровень фрустрации (хср = 5,36). Кроме этого, значительные расхождения обнаружены по шкале агрессивности, где для
подростков выборки 2 характерно более высокая склонность к агрессии (хср = 14), в то время как подростки из выборки 1 демонстрируют умеренный уровень агрессивности (хср = 8,81). В отношении показателей тревожности и ригидности обнаружены умеренные результаты в обеих выборках. Осуществим расчет статистической значимости по методике Г. Айзенка (см. табл. 4):
Таблица 4 Статистическая значимость результатов по методике Г. Айзенка
Шкала | Выборка 1 | Выборка 2 | Т-критерий |
Тревожность | 8,36 | 8,42 | 0,33 |
Фрустрация | 5,36 | 10,71 | 0,01* |
Агрессивность | 8,81 | 14 | 0,01* |
Ригидность | 8,7 | 8,85 | 0,26 |
Примечание: * - показатель статистической значимости при р ≤ 0,05 Насколько позволяет наглядно определить приведенный выше расчет,
статистической значимости достигают результаты испытуемых по шкале фрустрации и агрессивности. Это означает,
что приверженность к делинквентному поведению у подростков оказывает воздействие на уровень их фрустрации, а также агрессивности: подростки девушки склонны демонстрировать умеренные уровни данного состояния, в то время как для подростков юношей с выраженной склонностью к противоправному поведению характерны более высокие показатели в данном отношении.
Оценим специфику тревожности подростков в двух выборках (см. рис.
3):
Охарактеризуем специфику детско-родительских отношений по итогам методики Степановой С.С. (см. рис. 4):
Рис. 4. Выраженность стилей семейного воспитания в семьях подростков (в ср. знач.)
Из представленного выше рисунка видно, что выраженность тех или иных стилей воспитания в семьях подростков в двух выборка представлена по-разному. Для подростков девушек 1 характерно наличие выраженного либерального стиля детско-родительских отношений, при которых родители не устанавливают разумных рамок, ограничивающих деятельность ребенка, вследствие чего у последнего формируется ошибочное представление о вседозволенности. Для подростков юношей характерно наличие выраженного авторитарного воспитания в семье, либо индифферентного воспитания в семье. При авторитарном воспитании происходит неоправданное подавление воли и личности подростка, что провоцирует его на бунт, который вполне может выражаться в противоправной деятельности. При индифферентном воспитании подросток не испытывает какого-либо внимания к своей личности вообще,
что провоцирует их на демонстрационное привлечение к себе внимания.
Оценим достоверность полученных различий в двух выборках (см. табл. 6):
Таблица 6 Достоверность различий по методике С.С. Степановой
Показатель | Выборка 1 | Выборка 2 | Т-критерий |
Авторитарный | 6,6 | 9,5 | 0,02* |
Авторитетный | 5,8 | 5 | 0,78 |
Либеральный | 9,9 | 7 | 0,04* |
Индифферентный | 4,5 | 7,8 | 0,02* |
Примечание: * - показатель статистической значимости при р ≤ 0,05
Из представленного выше расчета видно, что достоверности достигают показатели по шкалам авторитарного стиля воспитания, либерального, а также индифферентного стиля воспитания в семье. Отсюда следует, что наиболее негативными стилями воспитания, провоцирующими подростков на противоправное поведение, являются авторитарный стиль воспитания, либо индифферентный стиль. Также достаточно негативно сказывается и либеральный стиль воспитания.
Оценим специфику родительского отношения в семьях девиантных подростков (см. рис. 5):
Рис. 5. Типы родительских отношений к подросткам
Из представленного выше рисунка видно, что показатели приверженности подростков к преступным деяниям непосредственно
связаны с некоторыми шкалами
родительского отношения: ощутимая разница характерна для шкал отвержения, социальной желательности, а также авторитарной гиперсоциализации и инвалидизации. По большинству показателей преобладают оценки родителей, воспитывающих подростков в выборке 2 юноши. Это может оказывать деструктивное воздействие на развитие личности ребенка в семье.
Оценим достоверность полученных различий в двух выборках (см. табл. 7):
Таблица 7
Достоверность различий по выборке ОРО
Показатель | Выборка 1 | Выборка 2 | Т-критерий |
Отвержение | 8,7 | 14,9 | 0,01* |
Социальная желательность | 6,6 | 8,8 | 0,05* |
Симбиоз | 14,3 | 14,5 | 0,78 |
Гиперсоциализация | 7,4 | 15 | 0,02* |
Инвалидизация | 11,5 | 12,5 | 0,08 |
Примечание: * - показатель статистической значимости при р ≤ 0,05
Из представленного выше расчета видно, что статистической значимости достигают показатели родительского отношения в соответствии с приверженностью тактики отвержения ребенка, нацеленности на его социальную желательность, авторитарную гиперсоциализацию. Именно эти факторы выступают в качестве определяющих при деформации личности ребенка в условиях искаженных детско-родительских отношений.
Таким образом, можно сделать вывод, что по результатам статистического исследования были обнаружены