Файл: Целью опытноэкспериментального исследования было.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Решение задач

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 53

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Примечание: * - показатель достоверности при р ≤ 0,05

Из осуществленного расчета видно, что достоверности достигают показатели испытуемых по шкалам агрессивного и делинквентного поведения: подростки –девушки имеют ситуативную склонность к агрессивному поведению, либо к делинквентному поведению, больше зависят от окружающих обстоятельств, в то время как подростки юноши имеют агрессивность и склонность к делинквентному поведению в качестве личностной характеристики.

Оценим специфику самооценки психического состояния подростков по методике И. Айзенка (см. рис. 2):





14

























10,71











































8,36

8,42










8,81







8,7

8,85











































5,36

















































































Рис. 2. Особенности психического состояния подростков, в ср. зн. (хср) Как видно из представленного выше рисунка, показатели ощутимо сказываются на их самооценке психического состояния. Наиболее значимые результаты характерны для шкалы фрустрированности, когда подростки из выборки 2 демонстрируют преобладающие показатели фрустрации (хср = 10,71), в то время как подростки из выборки 1 демонстрируют низкий уровень фрустрации ср = 5,36). Кроме этого, значительные расхождения обнаружены по шкале агрессивности, где для

подростков выборки 2 характерно более высокая склонность к агрессии (хср = 14), в то время как подростки из выборки 1 демонстрируют умеренный уровень агрессивности (хср = 8,81). В отношении показателей тревожности и ригидности обнаружены умеренные результаты в обеих выборках. Осуществим расчет статистической значимости по методике Г. Айзенка (см. табл. 4):

Таблица 4 Статистическая значимость результатов по методике Г. Айзенка

Шкала

Выборка 1

Выборка 2

Т-критерий

Тревожность

8,36

8,42

0,33

Фрустрация

5,36

10,71

0,01*

Агрессивность

8,81

14

0,01*

Ригидность

8,7

8,85

0,26

Примечание: * - показатель статистической значимости при р ≤ 0,05 Насколько позволяет наглядно определить приведенный выше расчет,

статистической значимости достигают результаты испытуемых по шкале фрустрации и агрессивности. Это означает,

что приверженность к делинквентному поведению у подростков оказывает воздействие на уровень их фрустрации, а также агрессивности: подростки девушки склонны демонстрировать умеренные уровни данного состояния, в то время как для подростков юношей с выраженной склонностью к противоправному поведению характерны более высокие показатели в данном отношении.

Оценим специфику тревожности подростков в двух выборках (см. рис.

3):
Охарактеризуем специфику детско-родительских отношений по итогам методики Степановой С.С. (см. рис. 4):
Рис. 4. Выраженность стилей семейного воспитания в семьях подростков ср. знач.)

Из представленного выше рисунка видно, что выраженность тех или иных стилей воспитания в семьях подростков в двух выборка представлена по-разному. Для подростков девушек 1 характерно наличие выраженного либерального стиля детско-родительских отношений, при которых родители не устанавливают разумных рамок, ограничивающих деятельность ребенка, вследствие чего у последнего формируется ошибочное представление о вседозволенности. Для подростков юношей характерно наличие выраженного авторитарного воспитания в семье, либо индифферентного воспитания в семье. При авторитарном воспитании происходит неоправданное подавление воли и личности подростка, что провоцирует его на бунт, который вполне может выражаться в противоправной деятельности. При индифферентном воспитании подросток не испытывает какого-либо внимания к своей личности вообще,
что провоцирует их на демонстрационное привлечение к себе внимания.

Оценим достоверность полученных различий в двух выборках (см. табл. 6):

Таблица 6 Достоверность различий по методике С.С. Степановой

Показатель

Выборка 1

Выборка 2

Т-критерий

Авторитарный

6,6

9,5

0,02*

Авторитетный

5,8

5

0,78

Либеральный

9,9

7

0,04*

Индифферентный

4,5

7,8

0,02*

Примечание: * - показатель статистической значимости при р 0,05

Из представленного выше расчета видно, что достоверности достигают показатели по шкалам авторитарного стиля воспитания, либерального, а также индифферентного стиля воспитания в семье. Отсюда следует, что наиболее негативными стилями воспитания, провоцирующими подростков на противоправное поведение, являются авторитарный стиль воспитания, либо индифферентный стиль. Также достаточно негативно сказывается и либеральный стиль воспитания.

Оценим специфику родительского отношения в семьях девиантных подростков (см. рис. 5):



Рис. 5. Типы родительских отношений к подросткам

Из представленного выше рисунка видно, что показатели приверженности подростков к преступным деяниям непосредственно

связаны с некоторыми шкалами
родительского отношения: ощутимая разница характерна для шкал отвержения, социальной желательности, а также авторитарной гиперсоциализации и инвалидизации. По большинству показателей преобладают оценки родителей, воспитывающих подростков в выборке 2 юноши. Это может оказывать деструктивное воздействие на развитие личности ребенка в семье.

Оценим достоверность полученных различий в двух выборках (см. табл. 7):
Таблица 7

Достоверность различий по выборке ОРО

Показатель

Выборка 1

Выборка 2

Т-критерий

Отвержение

8,7

14,9

0,01*

Социальная

желательность

6,6

8,8

0,05*

Симбиоз

14,3

14,5

0,78

Гиперсоциализация

7,4

15

0,02*

Инвалидизация

11,5

12,5

0,08

Примечание: * - показатель статистической значимости при р 0,05

Из представленного выше расчета видно, что статистической значимости достигают показатели родительского отношения в соответствии с приверженностью тактики отвержения ребенка, нацеленности на его социальную желательность, авторитарную гиперсоциализацию. Именно эти факторы выступают в качестве определяющих при деформации личности ребенка в условиях искаженных детско-родительских отношений.

Таким образом, можно сделать вывод, что по результатам статистического исследования были обнаружены