Файл: Целью опытноэкспериментального исследования было.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Решение задач

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 54

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
он применяет в отношении детей, специфики восприятия и понимания характера личности ребенка.

Всего в структуру опросника входят следующие шкалы:

  1. Шкала принятия или отвержения.

  2. Шкала кооперации.

  3. Шкала симбиоза.

  4. Шкала авторитарной гиперсоциализации.

  5. Шкала «маленький неудачник».

Родители получают перечень из 61 утверждения, в соответствии с которыми им необходимо согласиться, либо не согласиться. Обработка результатов происходит на основании ключа, где за каждое совпадение засчитывается по одному баллу. Чем выше получаемый балл, тем более вероятными становятся деструктивные типы родительского отношения по шкалам отвержения, социальной желательности, симбиоза, гиперсоциализации, а также инфантилизации (инвалидизации). Низкие баллы в данном отношении указывают на наличие конструктивных типов родительского восприятия: принятия, кооперации, самостоятельности, демократичного отношения, уважительного восприятия.

  1. Методы математической статистики.

Т-критерий Стьюдента используется для определения статистической значимости различий средних величин. Может применяться в случаях сравнения независимых выборок. Определение t-критерия Стьюдента позволяет определить степень достоверности между результатами двух выборок. Наиболее частые случаи применения t-критерия связаны с проверкой равенства средних значений в двух выборках. В случае, если

разность между двумя выборками статистически подтверждается, гипотеза подтверждена.


Для расчета t-критерия Стьюдента пользуются формулой:

???? = X1 X2

√????2 + ????2

1 2

(1)

в которой:

    • Х1 средняя арифметическая первой сравниваемой совокупности (группы);

    • Х2 средняя арифметическая второй сравниваемой совокупности (группы);

    • m1 - средняя ошибка первой средней арифметической;

    • m2 - средняя ошибка второй средней арифметической.

Критерий корреляции Пирсона позволяет определить, какова теснота (или сила) корреляционной связи между двумя показателями, измеренными в количественной шкале. При помощи дополнительных расчетов можно также определить, насколько статистически значима выявленная связь. Коэффициент корреляции Пирсона рассчитывается в соответствии со следующей формулой:



(2)

Значения коэффициента корреляции Пирсона интерпретируются исходя из его абсолютных значений. Возможные значения коэффициента корреляции варьируют от 0 до ±1. Чем больше абсолютное значение rxy тем выше теснота связи между двумя величинами. rxy = 0 говорит о полном отсутствии связи. rxy = 1 свидетельствует о наличии абсолютной (функциональной) связи. Если значение критерия корреляции Пирсона оказалось больше 1 или меньше -1 в расчетах допущена ошибка.

В случае, если показатели менее обнаруженных 0,05, допускается статистическая значимость обнаруженных показателей. В случае, если показатели превосходят результат в 0,05, статистическая значимость между

сравниваемыми баллами не подтверждается.

Таким образом, было определено, что эмпирическое исследование было подчинено цели обнаружения взаимосвязи между детско - родительскими отношениями и приверженностью личности к девиантному поведению. В соответствии с данной целью были организованы три последовательных этапа, в рамках которых производилось исследование личностной сферы подростков и типов детско- родительских отношений в семье. На втором этапе происходила математико- статистическая обработка данных. На третьем этапе были сформулированы выводы по итогам исследования и определена истинность выдвинутой гипотезы.


    1.   1   2   3


Количественный и качественный анализ полученных данных


По результатам проведенного исследования была составлена сводная таблица данных, представленная в приложении (см. Приложение). Охарактеризуем полученные результаты в соответствии с методиками.

Для обработки результатов вся аудитория исследования была подразделена на 2 выборки: в выборку 1 вошли подростки девушки (n = 10), в выборку 2 вошли подростки- юноши (n = 10). Охарактеризуем специфику полученных результатов в соответствии с проведенными методиками.

Для начала определим приверженность испытуемых в типам девиантного поведения в соответствии с методикой Леус. Результаты представлены в средних значениях (см. рис. 1):





23,6
















18,8



















15




14,85

14,55




15,7







15,8







15,3

15,5







14,05



































































































Рис. 1.

Склонность к девиантному поведению по методике Леус средних значениях), где ЗП – зависимое (аддиктивное) поведение; СП – суицидальное поведение;

АП – агрессивное поведение; ДП делинквентное поведение;

СОП социально-обусловленное поведение

Из представленного выше рисунка видно, что в двух выборках присутствуют как аналогичные и схожие между собой типы склонности к девиантному поведению на ситуативном, среднем уровне, так и достаточно выраженные различия. По шкалам зависимого и суицидального поведения в двух выборках были обнаружены умеренные результаты, указывающие на то, что большинство подростков зависимы от социального окружения, и пока что не освоили данные виды девиантного поведения в качестве личностной черты или прерогативы. Различия обнаруживаются по шкале агрессивного поведения, где подростки из выборки 2 (хср = 18,8) демонстрируют большую выраженность склонности к данному виду девиантного поведения в сравнении с подростками из выборки 1 ср = 15,7), а также по шкале делинквентного поведения, где подростки из выборки 2 ср = 23,6) обнаруживают более высокие уровни склонности к данному типу поведения.

Для оценки достоверности обнаруженных различий осуществим расчет Т-критерия Стьюдента (см. табл. 3):

Таблица 3 Достоверность различий в двух выборках по методике Леус

Показатель

Выборка 1

Выборка 2

Т-критерий

ЗП

14,05

15

0,34

СП

14,85

14,55

0,77

АП

15,7

18,8

0,03*

ДП

15,8

23,6

0,01*

СОП

15,3

15,5

0,79