Файл: Занятие 9 Тема Генетика микроорганизмов. Структура генетического аппарата у бактерий и вирусов. Модификации. Мутации. Генетические рекомбинации. Генетика вирусов. Особенности изменчивости у вирусов.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 130
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
9. Генетические рекомбинации у бактерий. Трансформация. Трансдукция. Конъюгация. Их роль в эволюции микроорганизмов.
10. Микробиологические основы генетической инженерии и биотехнологии. Конструирование генно-инженерных штаммов с заданными свойствами, их использование в получении вакцин, гормонов и других биологических препаратов.
11. Генотипические методы исследования в диагностике инфекционных болезней и в идентификации микроорганизмов. Полимеразная цепная реакция.
12. Антибиотики. История открытия (А. Флеминг). Классификация антибиотиков по происхождению, химическому составу, механизму, спектру и характеру антимикробного действия. Единицы измерения их активности.
13. Лекарственная устойчивость микроорганизмов. Генетические и биохимические механизмы приобретенной резистентности. Методы определения чувствительности микроорганизмов к антибиотикам. Пути преодоления лекарственной устойчивости.
14. Противогрибковые химиотерапевтические препараты.
Дата__________________
Занятие №13
Тема: Экология микроорганизмов. Санитарная микробиология.
Вопросы для обсуждения:
-
Санитарная микробиология, ее задачи. Санитарно-показательные микроорганизмы. Критерии достоверности выбора санитарно-показательных микроорганизмов. -
Микрофлора воды. Эпидемиологическое значение воды как фактора распространения некоторых патогенных микроорганизмов. -
Микробиологическое исследование воды: микробное число, ОКБ и ТКБ. Санитарные нормы для воды централизованного водоснабжения. -
Микрофлора воздуха. Патогенные микроорганизмы, передающиеся через воздух. -
Микробиологическое исследование воздуха. Показатели оценки санитарно-гигиенического состояния воздуха в лечебных учреждениях.
Практические задания:
1. Определить общее микробное число (ОМЧ) питьевой воды централизованного водоснабжения (КОЕ/мл).
1.1. Учесть результаты посева пробы исследуемой воды: подсчитать количество образованных колоний на поверхности и в глубине питательного агара на двух чашках (рассчитать среднее арифметическое).
Количество колоний: чашка № 1 __________чашка № 2 __________
Общее микробное число _________________ (КОЕ/мл)
1.2.Дать заключение о соответствии полученного результата требованиям, предъявляемым к микробиологической чистоте питьевой воды: ______________________
(соответствует или не соответствует санитарным нормам)
-
Определить количество ОКБ и ТКБ питьевой воды централизованного водоснабжения методом мембранных фильтров.
| |
2.1. Учесть результаты посева на среду Эндо проб исследуемой воды после ее фильтрования через нитроцеллюлозные фильтры. Подсчитать количество образованных лактозоположительных колоний на фильтре после культивирования в термостате в течение суток при t=37ºС (для ОКБ) и 44 ºС (для ТКБ) и записать полученные результаты.
2.2. Дать заключение о соответствии полученных результатов требованиям, предъявляемым к микробиологической чистоте питьевой воды:
Проба № 1 - _________, Проба № 2 - _______________Проба № 3 - ________________ (соответствует или не соответствует санитарным нормам)
3. Определить количество ОКБ и ТКБ питьевой воды централизованного водоснабжения титрационным (бродильным) методом
3.1. Учесть результаты посева проб исследуемой воды в лактозо-пептонную среду.
3.2. Дать заключение о соответствии полученного результата требованиям, предъявляемым к микробиологической чистоте питьевой воды: ______________________
(соответствует или не соответствует санитарным нормам)
-
Изучить нормативные показатели микробиологической чистоты питьевой воды (табл.1). Записать показатели качества воды централизованного водоснабжения: ОМЧ-__________,ОКБ_______________________, ТКБ ___________________.
5. Определить общее микробное число (КОЕ/м3) воздуха учебной комнаты методом естественной седиментации.
5.1.Подсчитать количество образованных колоний на поверхности питательного агара.
5.2.Определить по формуле В.Л. Омелянского количество колониеобразующих единиц (КОЕ) в 1 м3воздуха.
По формуле В.Л. Омелянского: на 100 см2 поверхности питательного агара в течение 5 минут оседают микроорганизмы, находящиеся в 10 л воздуха (10 дм
3).
Площадь чашки Петри – 78,5 см2.
Время седиментации микроорганизмов из воздуха – 5 мин.
Количество колоний, которые образовались бы на поверхностипитательной среды площадью в 100 см2 при данной экспозиции – а:
а = | количество колоний на поверхности питательного агара х 100 | |
78,5 см2 |
а - количество микроорганизмов в 10 л воздуха, а в 1м3 – Х.
Х = | а х 1000 | или Х = а х 100 |
Заключение:
Общее микробное число воздуха учебной комнаты составляет _____ КОЕ/м3.
6. Изучить нормативные показатели санитарно-гигиенического состояния воздуха в помещениях лечебных учреждений (по таблице). Записать показатели чистоты воздуха операционных помещений: ОМЧ в 1 м3 операционной до начала работы__________, во время работы; число колоний S. аureus в 1 м3____________, число колоний плесневых и дрожжевых грибов в 1дм 3 воздуха _____________________.
Дополнительные материалы
Санитарно-бактериологическое показатели исследования воды
Показатели | Единицы измерения КОЕ/мл | Нормативы |
Термотолерантные колиформные бактерии | Число бактерий в 100 мл* (1) | Отсутствие |
Общие колиформные бактерии * (2) | Число бактерий в 100 мл *(1) | Отсутствие |
Общее микробное число * (2) | Число образующих колоний бактерий в 1 мл | Не более 50 |
Колифаги * (3) | Число бляшкообразующих единиц (БСЕ) в 100 мл | Отсутствие |
Споры сульфитредуцирующих клостридий * (4) | Число спор в 20 мл | Отсутствие |
Цисты лямблий * (3) | Число цист в 50 л | Отсутствие |
Нормативы чистоты воздуха ЛПУ в зависимости от класса чистоты помещений.
Класс чистоты | Помещения | До начала работы | Во время работы |
Особо чистые (А) | Операционные, родильный зал, палаты для недоношенных детей, ожоговых больных | ОМЧ -Не более 200 | ОМЧ-не более 500 |
Чистые (Б) | Перевязочные, процедурные, детские палаты, комнаты сбора и хранения грудного молока, | ОМЧ не более 500 | ОМЧ не более 750 |
Условно-чистые (С) | Палаты хирург. отдел. Смотровые, ординаторские, коридоры, примыкающие к род. отделению и хирургич. отделению | ОМЧ не более 750 | ОМЧ не более 1000 |
Подпись преподавателя ________________
Дата__________________
Занятие № 14
Тема: Нормальная микрофлора организма человека и её становление. Препараты для коррекции микрофлоры.
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие о микробиоценозе. Микробная флора органов и тканей как гомеостатическое звено. Становление нормальной микрофлоры человека.
- Микрофлора кожи, ее значение.
- Микрофлора верхних дыхательных путей, ее значение.
- Микрофлора ротовой полости и ее значение.
- Микрофлора желудочно-кишечного тракта (пищевод, желудок, тонкая кишка, толстая кишка), ее значение.
-Микрорфлора мочевыводящих путей, ее значение.
-Микрофлора половых путей, ее значение.
2.*Микрофлора новорожденных.
3.Физиологические функции естественной микрофлоры организма человека, участие ее в колонизационной резистентности.
4. Состояние эубиоза и дисбиоза (дисбактериоза).
5. Микробиологическая диагностика кишечного дисбактериоза.
6. Принципы лечения дисбактериоза. Применение препаратов для нормализации микрофлоры и повышения иммунологической реактивности организма (пробиотики, пребиотики, синбиотики).
Практические задания:
1. Указать основные группы микроорганизмов, специфичные для различных биотопов организма человека.
Кожные покровы: _____________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Ротовая полость: ______________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Пищевод и желудок:___________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Тонкая кишка: ________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Толстая кишка: ________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Вульва и вагина:_______________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
2. Перечислить функции нормальной микрофлоры человека: _____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Записать наиболее распространенные биологические препараты, применяемые для восстановления микрофлоры кишечника и указать из каких микроорганизмов они приготовлены.__________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подпись преподавателя ________________
Дополнительный материал
Качественный и количественный состав основной микрофлоры толстого кишечника у здоровых людей (КОЕ/ г фекалий)
ПРИНЦИП ЛАБОРАТОРНОЙ ДИАГНОСТИКИ ДИСБАКТЕРИОЗОВ
Исследуемый материал: Испражнения, моча, слюна, отделяемое слизистой носа, зева, влагалища
Исследуемый материал доставляют в баклабораторию; отвешивают 1 г, смешивают с 9 мл 0,85% стерильного физиологического раствора, растирают, исследуют надосадочную жидкость.
1-й ЭТАП: приготовление серии десятикратных разведений материала в физиологическом растворе, начиная с разведения