Файл: Занятие 9 Тема Генетика микроорганизмов. Структура генетического аппарата у бактерий и вирусов. Модификации. Мутации. Генетические рекомбинации. Генетика вирусов. Особенности изменчивости у вирусов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 130

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


9. Генетические рекомбинации у бактерий. Трансформация. Трансдукция. Конъюгация. Их роль в эволюции микроорганизмов.

10. Микробиологические основы генетической инженерии и биотехнологии. Конструирование генно-инженерных штаммов с заданными свойствами, их использование в получении вакцин, гормонов и других биологических препаратов.

11. Генотипические методы исследования в диагностике инфекционных болезней и в идентификации микроорганизмов. Полимеразная цепная реакция.

12. Антибиотики. История открытия (А. Флеминг). Классификация антибиотиков по происхождению, химическому составу, механизму, спектру и характеру антимикробного действия. Единицы измерения их активности.

13. Лекарственная устойчивость микроорганизмов. Генетические и биохимические механизмы приобретенной резистентности. Методы определения чувствительности микроорганизмов к антибиотикам. Пути преодоления лекарственной устойчивости.

14. Противогрибковые химиотерапевтические препараты.

Дата__________________

Занятие №13

Тема: Экология микроорганизмов. Санитарная микробиология.
Вопросы для обсуждения:

  1. Санитарная микробиология, ее задачи. Санитарно-показательные микроорганизмы. Критерии достоверности выбора санитарно-показательных микроорганизмов.

  2. Микрофлора воды. Эпидемиологическое значение воды как фактора распространения некоторых патогенных микроорганизмов.

  3. Микробиологическое исследование воды: микробное число, ОКБ и ТКБ. Санитарные нормы для воды централизованного водоснабжения.

  4. Микрофлора воздуха. Патогенные микроорганизмы, передающиеся через воздух.

  5. Микробиологическое исследование воздуха. Показатели оценки санитарно-гигиенического состояния воздуха в лечебных учреждениях.


Практические задания:
1. Определить общее микробное число (ОМЧ) питьевой воды централизованного водоснабжения (КОЕ/мл).

1.1. Учесть результаты посева пробы исследуемой воды: подсчитать количество образованных колоний на поверхности и в глубине питательного агара на двух чашках (рассчитать среднее арифметическое).

Количество колоний: чашка № 1 __________чашка № 2 __________

Общее микробное число _________________ (КОЕ/мл)

1.2.Дать заключение о соответствии полученного результата требованиям, предъявляемым к микробиологической чистоте питьевой воды: ______________________


(соответствует или не соответствует санитарным нормам)

    1. Определить количество ОКБ и ТКБ питьевой воды централизованного водоснабжения методом мембранных фильтров.







2.1. Учесть результаты посева на среду Эндо проб исследуемой воды после ее фильтрования через нитроцеллюлозные фильтры. Подсчитать количество образованных лактозоположительных колоний на фильтре после культивирования в термостате в течение суток при t=37ºС (для ОКБ) и 44 ºС (для ТКБ) и записать полученные результаты.
2.2. Дать заключение о соответствии полученных результатов требованиям, предъявляемым к микробиологической чистоте питьевой воды:

Проба № 1 - _________, Проба № 2 - _______________Проба № 3 - ________________ (соответствует или не соответствует санитарным нормам)

3. Определить количество ОКБ и ТКБ питьевой воды централизованного водоснабжения титрационным (бродильным) методом

3.1. Учесть результаты посева проб исследуемой воды в лактозо-пептонную среду.



3.2. Дать заключение о соответствии полученного результата требованиям, предъявляемым к микробиологической чистоте питьевой воды: ______________________

(соответствует или не соответствует санитарным нормам)


    1. Изучить нормативные показатели микробиологической чистоты питьевой воды (табл.1). Записать показатели качества воды централизованного водоснабжения: ОМЧ-__________,ОКБ_______________________, ТКБ ___________________.


5. Определить общее микробное число (КОЕ/м3) воздуха учебной комнаты методом естественной седиментации.

5.1.Подсчитать количество образованных колоний на поверхности питательного агара.

5.2.Определить по формуле В.Л. Омелянского количество колониеобразующих единиц (КОЕ) в 1 м3воздуха.

По формуле В.Л. Омелянского: на 100 см2 поверхности питательного агара в течение 5 минут оседают микроорганизмы, находящиеся в 10 л воздуха (10 дм

3).

Площадь чашки Петри – 78,5 см2.

Время седиментации микроорганизмов из воздуха – 5 мин.

Количество колоний, которые образовались бы на поверхностипитательной среды площадью в 100 см2 при данной экспозиции – а:

а =

количество колоний на поверхности питательного агара х 100




78,5 см2

а - количество микроорганизмов в 10 л воздуха, а в 1м3 – Х.

Х =

а х 1000

или Х = а х 100


Заключение:

Общее микробное число воздуха учебной комнаты составляет _____ КОЕ/м3.
6. Изучить нормативные показатели санитарно-гигиенического состояния воздуха в помещениях лечебных учреждений (по таблице). Записать показатели чистоты воздуха операционных помещений: ОМЧ в 1 м3 операционной до начала работы__________, во время работы; число колоний S. аureus в 1 м3____________, число колоний плесневых и дрожжевых грибов в 1дм 3 воздуха _____________________.

Дополнительные материалы

Санитарно-бактериологическое показатели исследования воды

Показатели

Единицы измерения КОЕ/мл

Нормативы

Термотолерантные колиформные бактерии

Число бактерий в 100 мл* (1)

Отсутствие

Общие колиформные бактерии * (2)

Число бактерий в 100 мл *(1)

Отсутствие

Общее микробное число * (2)

Число образующих колоний бактерий в 1 мл

Не более 50

Колифаги * (3)

Число бляшкообразующих единиц (БСЕ) в 100 мл

Отсутствие

Споры сульфитредуцирующих

клостридий * (4)

Число спор в 20 мл

Отсутствие

Цисты лямблий * (3)

Число цист в 50 л

Отсутствие



Нормативы чистоты воздуха ЛПУ в зависимости от класса чистоты помещений.

Класс чистоты

Помещения

До начала работы

Во время работы

Особо чистые

(А)

Операционные, родильный зал, палаты для недоношенных детей, ожоговых больных

ОМЧ -Не более 200

ОМЧ-не более 500

Чистые

(Б)

Перевязочные, процедурные, детские палаты, комнаты сбора и хранения грудного молока,

ОМЧ не более 500

ОМЧ не более 750

Условно-чистые

(С)

Палаты хирург. отдел. Смотровые, ординаторские, коридоры, примыкающие к род. отделению и хирургич. отделению

ОМЧ не более 750

ОМЧ не более 1000



Подпись преподавателя ________________

Дата__________________

Занятие № 14
Тема: Нормальная микрофлора организма человека и её становление. Препараты для коррекции микрофлоры.
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие о микробиоценозе. Микробная флора органов и тканей как гомеостатическое звено. Становление нормальной микрофлоры человека.

- Микрофлора кожи, ее значение.

- Микрофлора верхних дыхательных путей, ее значение.

- Микрофлора ротовой полости и ее значение.

- Микрофлора желудочно-кишечного тракта (пищевод, желудок, тонкая кишка, толстая кишка), ее значение.

-Микрорфлора мочевыводящих путей, ее значение.

-Микрофлора половых путей, ее значение.

2.*Микрофлора новорожденных.

3.Физиологические функции естественной микрофлоры организма человека, участие ее в колонизационной резистентности.

4. Состояние эубиоза и дисбиоза (дисбактериоза).

5. Микробиологическая диагностика кишечного дисбактериоза.

6. Принципы лечения дисбактериоза. Применение препаратов для нормализации микрофлоры и повышения иммунологической реактивности организма (пробиотики, пребиотики, синбиотики).


Практические задания:

1. Указать основные группы микроорганизмов, специфичные для различных биотопов организма человека.

Кожные покровы: _____________________________________________________________

_____________________________________________________________________________
Ротовая полость: ______________________________________________________________

_____________________________________________________________________________
Пищевод и желудок:___________________________________________________________

_____________________________________________________________________________


Тонкая кишка: ________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Толстая кишка: ________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Вульва и вагина:_______________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

2. Перечислить функции нормальной микрофлоры человека: _____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Записать наиболее распространенные биологические препараты, применяемые для восстановления микрофлоры кишечника и указать из каких микроорганизмов они приготовлены.__________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Подпись преподавателя ________________

Дополнительный материал


Качественный и количественный состав основной микрофлоры толстого кишечника у здоровых  людей (КОЕ/ г фекалий)


ПРИНЦИП ЛАБОРАТОРНОЙ ДИАГНОСТИКИ ДИСБАКТЕРИОЗОВ

Исследуемый материал: Испражнения, моча, слюна, отделяемое слизистой носа, зева, влагалища

Исследуемый материал доставляют в баклабораторию; отвешивают 1 г, смешивают с 9 мл 0,85% стерильного физиологического раствора, растирают, исследуют надосадочную жидкость.

1-й ЭТАП: приготовление серии десятикратных разведений материала в физиологическом растворе, начиная с разведения