Файл: Занятие 9 Тема Генетика микроорганизмов. Структура генетического аппарата у бактерий и вирусов. Модификации. Мутации. Генетические рекомбинации. Генетика вирусов. Особенности изменчивости у вирусов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 133

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
103; 104; 105;106; 107;108,109;1010;1011;1012

2-й ЭТАП: Бактериологический метод исследования - посев по 0,1 мл из каждого разведения на соответствующие среды для определения содержания различных групп бактерий: (ниже приведены среды и разведения материала, из которых производится посев на различные группы микроорганизмов).

3-й ЭТАП: Выделение чистой культуры микроорганизмов

4-й ЭТАП: Идентификация

ПИТАТЕЛЬНЫЕ СРЕДЫ

Ж СА


ЭНДО

К ровяной агар

Хромоген-ный агар

Сабуро

МРС

Блаурокк



Вильсон-Блер



Стафилококки

Энтеробак-терии

Гемолитич.активность

Энтерокок-ки

Дрожжеподобные грибы

Лактобак-терии

Бифидобак-терии

Клостридии

103 - 105

105 - 107

103 - 105

105 - 107

103 - 105

108- 1010

107 – 109

103 - 105




Пробиотики это живые микроорганизмы, которые при применении в адекватных количествах вызывают улучшение здоровья организма.


Пребиотики это препараты немикробного происхождения, способные оказывать позитивный эффект на организм хозяина через селективную стимуляцию роста или усиления метаболической активности нормальной микрофлоры кишечника. Основные препараты-пребиотики: лактулоза (дюфалак, лактусан), памба (пара-амино-метил-бензойная кислота), лизоцим, патотенат кальция.


Синбиотики это препараты, полученные в результате рациональной комбинации пробиотиков и пребиотиков. Часто это биологически активные добавки, входящие в состав функционального питания, обогащенные одним или несколькими штаммами представителей родов Lactobacillus и Bifidobacterium.

Дата__________________

Занятие №15

Тема: Инфекция и инфекционный процесс.
Вопросы для обсуждения:

  1. Инфекционный процесс, его основные факторы.

  2. Патогенность и вирулентность микроорганизмов.

  3. Методы определения и единицы измерения вирулентности.

  4. Факторы патогенности, обеспечивающие адгезию, колонизацию, инвазию и агрессивность микроорганизмов.

  5. Характеристика токсинов бактерий.

  6. Протеиновые бактериальные токсины и их биологические свойства.

  7. Эндотоксины и их биологические свойства.

  8. Генетическая регуляция факторов патогенности, «острова и островки» патогенности у бактерий и их роль в формировании новых высоковирулентных эпидемических штаммов.

  9. Значение состояния макроорганизма в возникновении и развитии инфекционного процесса.

  10. Влияние факторов окружающей среды и социальных факторов на возникновение и развитие инфекционного процесса.

  11. Инфекционная болезнь. Характеристика особенностей инфекционной болезни.

  12. Динамика развития инфекционного процесса. Периоды течения инфекционной болезни.

  13. Формы проявления инфекции.

  14. Понятие об эпидемическом процессе и его элементах (источник, механизм, пути и факторы передачи возбудителя болезни. Восприимчивость коллектива).

  15. Эколого-эпидемиологическая характеристика инфекционных болезней: антропонозы, зоонозы, сапронозы.

  16. Понятие о карантинных (конвенционных) и особо опасных инфекциях.


Практические задания:

I. Изучить факторы патогенности бактерий:

  1. Демонстрация продукции Staphylococcus aureus:

1.1. гемолизина на кровяном агаре;

1.2. лецитиназы на желточно-солевом агаре;

1.3. плазмокоагулазы в цитратной плазме крови.

  1. Зарисовать проявление гемолитической и лецитиназной активности S. аureus на питательных средах.



Рис. 1. Проявление гемолитической Рис. 2. Проявление лецитиназной активности S. аureus на кровяном агаре активности на желточно- солевом агаре


Гемолиз эритроцитов на кровяном агаре


  1. Зарисовать капсулы Klebsiella pneumoniae, выявленные при микроскопии препарата, приготовленного из чистой культуры клебсиелл и окрашенного по Бурри-Гинсу.




Рис. 3. Капсулы Klebsiellapneumoniae. Окраска по Бурри-Гинсу



  1. Учесть и зарисовать результаты определения токсигенности Corynebacteium diphtheriae методом иммунодиффузии в специальной агаровой питательной среде.





Рис. 4. Результаты определения токсигенности Corynebacteium diphtheriae

(метод иммунодиффузии)


II. Внести в таблицу сведения о свойствах бактериальных токсинов.

Таблица

Сравнительная характеристика экзо- и эндотоксинов


Характеристика токсина

Тип токсина

экзотоксины

эндотоксины

Химический состав







Чувствительность к температуре







Действие на клетку







Иммуногенность







Превращение в анатоксин










Подпись преподавателя ________________
Занятие № 16
Контрольная точка № 3
Тема: Экология микроорганизмов. Инфекция и инфекционный процесс.
I.Тестовый контроль знаний.

II. Практический контроль

  1. Определить ОКБ пробы питьевой воды централизованного водоснабжения методом мембранных фильтров и дать микробиологическую оценку качества исследуемой воды.

  2. Определить общее микробное число (КОЕ/мл) питьевой воды централизованного водоснабжения и дать микробиологическую оценку ее качества.

  3. Определить общее микробное число воздуха операционной хирургического блока седиментационным методом до проведения операции, и дать микробиологическую оценку чистоты воздуха.

  4. Выявить факторы патогенности бактерий на кровяном, желточно-солевом агаре, цитратной плазме кролика.



III. Вопросы для устного опроса

  1. Санитарная микробиология, ее задачи. Санитарно-показательные микроорганизмы. Критерии достоверности выбора санитарно-показательных микроорганизмов.

  2. Микрофлора воды. Эпидемиологическое значение воды как фактора распространения некоторых патогенных микроорганизмов. Микробиологическое исследование воды: микробное число, ОКБ и ТКБ.

  3. Микрофлора воздуха. Патогенные микроорганизмы, передающиеся через воздух. Микробиологическое исследование воздуха. Показатели оценки санитарно-гигиенического состояния воздуха в лечебных учреждениях.

  4. Микрофлора тела здорового человека. Характеристика основных микробиоценозов организма. Роль микроорганизмов в физиологических процессах и патологии. Гнотобиология.

  5. Основные физиологические функции естественной микрофлоры организма человека, участие ее в колонизационной резистентности.

  6. Дисбиоз (дисбактериоз) и причины его возникновения. Эубиотики. Пробиотики.

  7. Инфекция (инфекционный процесс). Инфекционная болезнь. Основные факторы, обусловливающие возникновение инфекционного процесса.

  8. Роль микроорганизмов в инфекционном процессе. Патогенность. Вирулентность, единицы измерения (DLM, LD50), методы определения. Инфекционная доза (ID).

  9. Факторы патогенности, обеспечивающие адгезию, колонизацию, инвазию и агрессивность микроорганизмов.

  10. Классификация бактериальных токсинов. Сравнительная характеристика токсинов протеиновой и липополисахаридной природы.

  11. Классификация и характеристика бактериальных протеиновых токсинов по механизму действия на эукариотические клетки (мембранотоксины, цитотоксины, функциональные блокаторы). А- и В- субъединицы молекулы токсина, их функция.

  12. Механизмы и пути передачи возбудителей инфекционных болезней от источника (резервуара) инфекции восприимчивому человеку.

  13. Микробиологическая и иммунобиологическая характеристика периодов инфекционной болезни. Характеристика особенностей инфекционных болезней: специфичность, контагиозность, цикличность течения, формирование иммунитета.

  14. Пути проникновения патогенных микробов в организм человека и их распространение по организму. Динамика развития инфекционной болезни. Пути выведения патогенных микроорганизмов из организма во внешнюю среду.

  15. Формы проявления инфекции, их характеристика. Персистенция патогенных микроорганизмов. Микробоносительство.

  16. Факторы патогенности, обеспечивающие адгезию, колонизацию, инвазию и