Файл: 1. Понятие информации латинское, в словаре, ведущих ученых, юнеско, законодательное.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 396

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
силами обеспечения информационной безопасности;

системаобеспечения информационной безопасности - совокупность сил обеспечения информационной безопасности, осуществляющих скоординированную и спланированную деятельность, и используемых ими средств обеспечения информационной безопасности.

Конвенция об обеспечении международной информационной безопасности (концепция)

«угрозавинформационномпространстве(угрозаинформационнойбезопасности)»- факторы, создающие опасность для личности, общества, государства и их интересов в информационном пространстве.

«международнаяинформационнаябезопасность» - состояние международных отношений, исключающее нарушение мировой стабильности и создание угрозы безопасности государств и мирового сообщества в информационном пространстве;

Основы государственной политики Российской Федерации в области международной информационной безопасности на период до 2020 года

50. Защита информации

Деятельность государственных органов в сфере обеспечения информационной безопасности Российской Федерации основывается на следующих принципах:

законность и правовое равенство всех участников общественных отношений в информационной сфере, основывающееся на конституционном праве граждан на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации любым законным способом;

соблюдение баланса между потребностью граждан и общества в свободном обмене информацией и необходимыми ограничениями на распространение информации в целях
обеспечения национальной безопасности, в том числе в информационной сфере;

достаточность сил и средств для обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, определяемая в том числе за счет постоянного мониторинга угроз в информационной сфере;

соблюдение общепризнанных принципов и норм международного права при осуществлении деятельности по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации с учетом ограничений, установленных законодательством Российской Федерации.

«информационная война» - противоборство между двумя или более государствами в информационном пространстве с целью нанесения ущерба информационным системам, процессам и ресурсам, критически важным и другим структурам, подрыва политической, экономической и социальной систем, массированной психологической обработки населения для дестабилизации общества и государства, а также принуждения государства к принятию решений в интересах противоборствующей стороны;

История информационных войн в так называемом «чистом виде» включает следующие войны, как правило, завершившиеся либо революцией, либо путчем:

  1. Революция «Солидарности» в Польше (1989);

  2. «Бархатные» революции в странах Восточной Европы (1989);

  3. Августовский путч в СССР (1991);

  4. Агрессия в Югославии (2000);

  5. «Революция роз» в Грузии (2003);

  6. «Оранжевая революция» в Украине (2004).

  7. Гуманитарная катастрофа в Южной Осетии (2008).

  8. Арабские революции (2010-2011) в Египте, Тунисе, Ливии, Йемене, Бахрейне, Алжире, Иордании, Марокко, Сирии

  9. Крымская весна (2014)


52. Информационное оружие: понятие, виды.

История войн неразрывно связана с историей развития соответствующего оружия и технологий его применения.

Эта история может быть рассмотрена с позиции развития как гуманитарной, так и технической составляющей:

  • история оружия в гуманитарной сфере — это история СМИ и технологий скрытного управления человеком (гипноз, реклама, специальные учения, НЛП- программирование и т.п.);

  • история оружия в технической сфере — это история программных средств скрытого информационного воздействия (вирусы, закладки) и информационных технологий их применения.

  • Г.В. ЕмельяновиА.А.Стрельцовпод информационныморужиемпредлагают понимать «специальные средства, технологии и информацию, позволяющие осуществлять

  • «силовое» воздействие на информационное пространство общества и привести к значительному ущербу политическим, оборонным, экономическим и другим жизненно важным интересам государства».

  • С.П. Расторгуев определяет понятие «информационное_оружие»'>«информационное оружие» как «открытые и скрытые целенаправленные информационные воздействия информационных систем друг на друга с целью получения определенного выигрыша в материальной сфере»3.

  • Конвенция об обеспечении международной информационной безопасности (концепция)

  • «информационноеоружие»- информационные технологии, средства и методы, предназначенные для ведения информационной войны;

53. Правонарушение и информационное правонарушение: определение, признаки, юридическая ответственность и основание привлечения к ответственности.


Правонарушение юридический факт (наряду с событием и действием), действия, противоречащие нормам права (антипод правомерному поведению).

К общим признакам относятся противоправность, общественная опасность, деликт способность и виновность. К специальным признакам - информационная сфера, информационная среда их совершения, использование информационных средств и технологий. Анализ специальных признаков основан не только на их легальных определениях, но и на знаниях в области смежных с юриспруденцией научных дисциплин.

На основе анализа общих и специальных признаков сформулировано определениепонятияинформационногоправонарушениякак общественно опасного (вредного), противоправного, виновного деяния (действия или бездействия) деликт способного лица, совершенного в информационной сфере и (или) с использованием информационных средств и технологий работы с информацией независимо от ее формы, либо в иной области человеческой деятельности в условиях информационной среды.

Юридическаяответственностьза информационные правонарушения - это применение к виновному лицу, совершившему правонарушение, мер воздействия, предусмотренных санкцией нарушенной нормы информационного права в определенном регламентированном порядке.

Юридическимоснованиемпривлеченияк ответственностиявляется наличие в деянии (действии, бездействии) правонарушителя состава правонарушения в информационной сфере, предусмотренного нормами
права.

54. Состав информационного правонарушения.

Состав правонарушения, в том числе и информационного, включает в себя четыре обязательных элемента (признака): объект, объективную сторону, субъект и субъективную сторону.

Объектом правонарушения является совокупность общественных отношений в информационной сфере. В качестве объектов могут выступать отношения в области обеспечения информационной безопасности, в области массовой информации, авторского права, библиотечного дела, в области законодательно установленных правил создания, сохранения и использования Архивного фонда Российской Федерации и архивов, отношения в сфере установленного правового режима распространения сведений, составляющих государственную, коммерческую, служебную тайну, тайну частной жизни и т.д.

Предметом правонарушения в информационной сфере могут являться информация, документированная информация, компьютерная информация.

Сложность регулирования информационных правоотношений заключается также в том, что здесь применяются все виды ответственности: административная, гражданско-правовая, уголовная, дисциплинарная.

Объективная сторона правонарушения в информационной сфере характеризует внешнее выражение процесса незаконного посягательства на информацию. В целом ее образуют следующие признаки:

1) нарушение норм права в информационной сфере путем деяния (действия, бездействия);

2) причинение вреда информационным интересам личности, общества или государства либо создание реальной опасности такого вреда;

3) наличие причинной связи между опасным деянием в информационной сфере и наступившими последствиями в виде причинения вреда информационным интересам личности, общества или государства.

С субъективной стороны могут иметь место две формы вины - умышленная или неосторожная. В Уголовном кодексе РФ предусматривается деление умысла на прямой и косвенный (ст. 25), а неосторожности - на легкомыслие и небрежность (ст. 26).

Субъектами правонарушения в информационной сфере могут быть физические и юридические лица в зависимости от вида юридической ответственности.

Российская правовая система предусматривает четыре вида ответственности физических лиц за правонарушения - дисциплинарную (включая материальную), административную, гражданско- правовую(имущественную) и уголовную.