Файл: 1. Понятие информации латинское, в словаре, ведущих ученых, юнеско, законодательное.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 396
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
силами обеспечения информационной безопасности;
системаобеспечения информационной безопасности - совокупность сил обеспечения информационной безопасности, осуществляющих скоординированную и спланированную деятельность, и используемых ими средств обеспечения информационной безопасности.
Конвенция об обеспечении международной информационной безопасности (концепция)
«угрозавинформационномпространстве(угрозаинформационнойбезопасности)»- факторы, создающие опасность для личности, общества, государства и их интересов в информационном пространстве.
«международнаяинформационнаябезопасность» - состояние международных отношений, исключающее нарушение мировой стабильности и создание угрозы безопасности государств и мирового сообщества в информационном пространстве;
Основы государственной политики Российской Федерации в области международной информационной безопасности на период до 2020 года
50. Защита информации
Деятельность государственных органов в сфере обеспечения информационной безопасности Российской Федерации основывается на следующих принципах:
законность и правовое равенство всех участников общественных отношений в информационной сфере, основывающееся на конституционном праве граждан на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации любым законным способом;
соблюдение баланса между потребностью граждан и общества в свободном обмене информацией и необходимыми ограничениями на распространение информации в целях
обеспечения национальной безопасности, в том числе в информационной сфере;
достаточность сил и средств для обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, определяемая в том числе за счет постоянного мониторинга угроз в информационной сфере;
соблюдение общепризнанных принципов и норм международного права при осуществлении деятельности по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации с учетом ограничений, установленных законодательством Российской Федерации.
«информационная война» - противоборство между двумя или более государствами в информационном пространстве с целью нанесения ущерба информационным системам, процессам и ресурсам, критически важным и другим структурам, подрыва политической, экономической и социальной систем, массированной психологической обработки населения для дестабилизации общества и государства, а также принуждения государства к принятию решений в интересах противоборствующей стороны;
История информационных войн в так называемом «чистом виде» включает следующие войны, как правило, завершившиеся либо революцией, либо путчем:
52. Информационное оружие: понятие, виды.
История войн неразрывно связана с историей развития соответствующего оружия и технологий его применения.
Эта история может быть рассмотрена с позиции развития как гуманитарной, так и технической составляющей:
53. Правонарушение и информационное правонарушение: определение, признаки, юридическая ответственность и основание привлечения к ответственности.
Правонарушение– юридический факт (наряду с событием и действием), действия, противоречащие нормам права (антипод правомерному поведению).
К общим признакам относятся противоправность, общественная опасность, деликт способность и виновность. К специальным признакам - информационная сфера, информационная среда их совершения, использование информационных средств и технологий. Анализ специальных признаков основан не только на их легальных определениях, но и на знаниях в области смежных с юриспруденцией научных дисциплин.
На основе анализа общих и специальных признаков сформулировано определениепонятияинформационногоправонарушениякак общественно опасного (вредного), противоправного, виновного деяния (действия или бездействия) деликт способного лица, совершенного в информационной сфере и (или) с использованием информационных средств и технологий работы с информацией независимо от ее формы, либо в иной области человеческой деятельности в условиях информационной среды.
Юридическаяответственностьза информационные правонарушения - это применение к виновному лицу, совершившему правонарушение, мер воздействия, предусмотренных санкцией нарушенной нормы информационного права в определенном регламентированном порядке.
Юридическимоснованиемпривлеченияк ответственностиявляется наличие в деянии (действии, бездействии) правонарушителя состава правонарушения в информационной сфере, предусмотренного нормами
права.
54. Состав информационного правонарушения.
Состав правонарушения, в том числе и информационного, включает в себя четыре обязательных элемента (признака): объект, объективную сторону, субъект и субъективную сторону.
Объектом правонарушения является совокупность общественных отношений в информационной сфере. В качестве объектов могут выступать отношения в области обеспечения информационной безопасности, в области массовой информации, авторского права, библиотечного дела, в области законодательно установленных правил создания, сохранения и использования Архивного фонда Российской Федерации и архивов, отношения в сфере установленного правового режима распространения сведений, составляющих государственную, коммерческую, служебную тайну, тайну частной жизни и т.д.
Предметом правонарушения в информационной сфере могут являться информация, документированная информация, компьютерная информация.
Сложность регулирования информационных правоотношений заключается также в том, что здесь применяются все виды ответственности: административная, гражданско-правовая, уголовная, дисциплинарная.
Объективная сторона правонарушения в информационной сфере характеризует внешнее выражение процесса незаконного посягательства на информацию. В целом ее образуют следующие признаки:
1) нарушение норм права в информационной сфере путем деяния (действия, бездействия);
2) причинение вреда информационным интересам личности, общества или государства либо создание реальной опасности такого вреда;
3) наличие причинной связи между опасным деянием в информационной сфере и наступившими последствиями в виде причинения вреда информационным интересам личности, общества или государства.
С субъективной стороны могут иметь место две формы вины - умышленная или неосторожная. В Уголовном кодексе РФ предусматривается деление умысла на прямой и косвенный (ст. 25), а неосторожности - на легкомыслие и небрежность (ст. 26).
Субъектами правонарушения в информационной сфере могут быть физические и юридические лица в зависимости от вида юридической ответственности.
Российская правовая система предусматривает четыре вида ответственности физических лиц за правонарушения - дисциплинарную (включая материальную), административную, гражданско- правовую(имущественную) и уголовную.
системаобеспечения информационной безопасности - совокупность сил обеспечения информационной безопасности, осуществляющих скоординированную и спланированную деятельность, и используемых ими средств обеспечения информационной безопасности.
Конвенция об обеспечении международной информационной безопасности (концепция)
«угрозавинформационномпространстве(угрозаинформационнойбезопасности)»- факторы, создающие опасность для личности, общества, государства и их интересов в информационном пространстве.
«международнаяинформационнаябезопасность» - состояние международных отношений, исключающее нарушение мировой стабильности и создание угрозы безопасности государств и мирового сообщества в информационном пространстве;
Основы государственной политики Российской Федерации в области международной информационной безопасности на период до 2020 года
50. Защита информации
Деятельность государственных органов в сфере обеспечения информационной безопасности Российской Федерации основывается на следующих принципах:
законность и правовое равенство всех участников общественных отношений в информационной сфере, основывающееся на конституционном праве граждан на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации любым законным способом;
соблюдение баланса между потребностью граждан и общества в свободном обмене информацией и необходимыми ограничениями на распространение информации в целях
обеспечения национальной безопасности, в том числе в информационной сфере;
достаточность сил и средств для обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, определяемая в том числе за счет постоянного мониторинга угроз в информационной сфере;
соблюдение общепризнанных принципов и норм международного права при осуществлении деятельности по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации с учетом ограничений, установленных законодательством Российской Федерации.
«информационная война» - противоборство между двумя или более государствами в информационном пространстве с целью нанесения ущерба информационным системам, процессам и ресурсам, критически важным и другим структурам, подрыва политической, экономической и социальной систем, массированной психологической обработки населения для дестабилизации общества и государства, а также принуждения государства к принятию решений в интересах противоборствующей стороны;
История информационных войн в так называемом «чистом виде» включает следующие войны, как правило, завершившиеся либо революцией, либо путчем:
-
Революция «Солидарности» в Польше (1989); -
«Бархатные» революции в странах Восточной Европы (1989); -
Августовский путч в СССР (1991); -
Агрессия в Югославии (2000); -
«Революция роз» в Грузии (2003); -
«Оранжевая революция» в Украине (2004). -
Гуманитарная катастрофа в Южной Осетии (2008). -
Арабские революции (2010-2011) в Египте, Тунисе, Ливии, Йемене, Бахрейне, Алжире, Иордании, Марокко, Сирии -
Крымская весна (2014)
52. Информационное оружие: понятие, виды.
История войн неразрывно связана с историей развития соответствующего оружия и технологий его применения.
Эта история может быть рассмотрена с позиции развития как гуманитарной, так и технической составляющей:
-
история оружия в гуманитарной сфере — это история СМИ и технологий скрытного управления человеком (гипноз, реклама, специальные учения, НЛП- программирование и т.п.); -
история оружия в технической сфере — это история программных средств скрытого информационного воздействия (вирусы, закладки) и информационных технологий их применения. -
Г.В. ЕмельяновиА.А.Стрельцовпод информационныморужиемпредлагают понимать «специальные средства, технологии и информацию, позволяющие осуществлять -
«силовое» воздействие на информационное пространство общества и привести к значительному ущербу политическим, оборонным, экономическим и другим жизненно важным интересам государства». -
С.П. Расторгуев определяет понятие «информационное_оружие»'>«информационное оружие» как «открытые и скрытые целенаправленные информационные воздействия информационных систем друг на друга с целью получения определенного выигрыша в материальной сфере»3. -
Конвенция об обеспечении международной информационной безопасности (концепция) -
«информационноеоружие»- информационные технологии, средства и методы, предназначенные для ведения информационной войны;
53. Правонарушение и информационное правонарушение: определение, признаки, юридическая ответственность и основание привлечения к ответственности.
Правонарушение– юридический факт (наряду с событием и действием), действия, противоречащие нормам права (антипод правомерному поведению).
К общим признакам относятся противоправность, общественная опасность, деликт способность и виновность. К специальным признакам - информационная сфера, информационная среда их совершения, использование информационных средств и технологий. Анализ специальных признаков основан не только на их легальных определениях, но и на знаниях в области смежных с юриспруденцией научных дисциплин.
На основе анализа общих и специальных признаков сформулировано определениепонятияинформационногоправонарушениякак общественно опасного (вредного), противоправного, виновного деяния (действия или бездействия) деликт способного лица, совершенного в информационной сфере и (или) с использованием информационных средств и технологий работы с информацией независимо от ее формы, либо в иной области человеческой деятельности в условиях информационной среды.
Юридическаяответственностьза информационные правонарушения - это применение к виновному лицу, совершившему правонарушение, мер воздействия, предусмотренных санкцией нарушенной нормы информационного права в определенном регламентированном порядке.
Юридическимоснованиемпривлеченияк ответственностиявляется наличие в деянии (действии, бездействии) правонарушителя состава правонарушения в информационной сфере, предусмотренного нормами
права.
54. Состав информационного правонарушения.
Состав правонарушения, в том числе и информационного, включает в себя четыре обязательных элемента (признака): объект, объективную сторону, субъект и субъективную сторону.
Объектом правонарушения является совокупность общественных отношений в информационной сфере. В качестве объектов могут выступать отношения в области обеспечения информационной безопасности, в области массовой информации, авторского права, библиотечного дела, в области законодательно установленных правил создания, сохранения и использования Архивного фонда Российской Федерации и архивов, отношения в сфере установленного правового режима распространения сведений, составляющих государственную, коммерческую, служебную тайну, тайну частной жизни и т.д.
Предметом правонарушения в информационной сфере могут являться информация, документированная информация, компьютерная информация.
Сложность регулирования информационных правоотношений заключается также в том, что здесь применяются все виды ответственности: административная, гражданско-правовая, уголовная, дисциплинарная.
Объективная сторона правонарушения в информационной сфере характеризует внешнее выражение процесса незаконного посягательства на информацию. В целом ее образуют следующие признаки:
1) нарушение норм права в информационной сфере путем деяния (действия, бездействия);
2) причинение вреда информационным интересам личности, общества или государства либо создание реальной опасности такого вреда;
3) наличие причинной связи между опасным деянием в информационной сфере и наступившими последствиями в виде причинения вреда информационным интересам личности, общества или государства.
С субъективной стороны могут иметь место две формы вины - умышленная или неосторожная. В Уголовном кодексе РФ предусматривается деление умысла на прямой и косвенный (ст. 25), а неосторожности - на легкомыслие и небрежность (ст. 26).
Субъектами правонарушения в информационной сфере могут быть физические и юридические лица в зависимости от вида юридической ответственности.
Российская правовая система предусматривает четыре вида ответственности физических лиц за правонарушения - дисциплинарную (включая материальную), административную, гражданско- правовую(имущественную) и уголовную.