Файл: 1. Понятие информации латинское, в словаре, ведущих ученых, юнеско, законодательное.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 386

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Юридические лица (предприятия, учреждения и организации) привлекаются лишь к административной и гражданско-правовой ответственности.

55. Уголовная ответственность за информационное преступление.

Под информационным преступлением следует понимать виновное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом РФ под угрозой наказания, совершенное в области информационных правоотношений.

Уголовная ответственность за информационные преступления определяется рядом статей Уголовного кодекса Российской Федерации, расположенных в различных разделах и главах:

- преступления против свободы, чести и достоинства личности (гл. 17) (клевета (ст. 128.1);

- преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина (гл. 19) (нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений (ст. 138), незаконный оборот специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации (ст. 138.1), отказ в предоставлении гражданину информации (ст. 140), воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов (ст. 144), нарушение авторских и смежных прав (ст. 146), нарушение изобретательских и патентных прав (ст. 147)),

- преступления против собственности (гл. 21) (кража, мошенничество в сфере компьютерной информации, хищение предметов, имеющих особую ценность, умышленное уничтожение или повреждение имущества - ст. 158, 159.6, 164, 167);

- преступления в сфере экономической деятельности (гл. 22) (незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, неправомерный оборот средств платежей, незаконный экспорт технологий, научно-технической информации - 183, 187, 189);

- преступления против общественной безопасности (гл. 24) (заведомо ложное сообщение об акте терроризма (ст. 207));

- преступления против здоровья населения и общественной нравственности (гл. 25) (сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей (ст. 237), незаконное изготовление и оборот порнографических материалов или предметов (ст. 242) и др.);

- преступления в сфере компьютерной информации (гл. 28) (ст. 272. Неправомерный доступ к компьютерной информации; ст. 273. Создание, использование и распространение вредоносных компьютерных программ; ст.


274. Нарушение правил эксплуатации средств хранения, обработки или передачи компьютерной информации и информационно- телекоммуникационных сетей; ст. 274.1. Неправомерное воздействие на критическую информационную инфраструктуру Российской Федерации);

- преступления против основ конституционного строя и безопасности государства (гл. 29) (государственная измена (ст. 275), шпионаж (ст. 276), организация экстремистского сообщества (ст. 282.1), разглашение государственной тайны (ст. 283) и др.);

- преступления против мира и безопасности человечества (гл. 34) (призывы к развязыванию агрессивной войны (ст. 354)).

За совершение преступлений применяются следующие виды наказания, определенные в ст. 44 УК РФ:

1) штраф,

2) лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью,

3) исправительные работы,

4) арест,

5) лишение свободы на определенный срок,

6) пожизненное лишение свободы,

7) смертная казнь.

56. Административная ответственность в информационной сфере.


Административнаяответственностьявляется одним из видов юридической ответственности за правонарушения в информационной сфере. Она наступает вследствие совершения лицом административного правонарушения, т.е. нарушения законодательства об административных правонарушениях, посредством которого осуществляется защита личности, общества и государства от административных правонарушений. Административная ответственность представляет собой реакцию государства на совершение предусмотренных законодательством административных правонарушений в различных сферах и выражается в применении соответствующими органами государственной власти и

должностными лицами установленных законодательством административных наказаний.

Во всех случаях ответственность за административные правонарушения наступает перед государством, которое устанавливает полномочия органов (должностных лиц) по рассмотрению дел об этих правонарушениях и назначению наказаний. Этим административная ответственность существенно отличается от гражданско-правовой и дисциплинарной ответственности.

Следует отметить, что административная ответственность приобрела формальные признаки самостоятельного вида юридической ответственности в российском законодательстве в результате первой кодификации в 1985 г. И в этом качестве она используется как универсальное средство казуального регулирования самых разнообразных по своей природе общественных отношений.

Универсальность административной ответственности в информационной сфере определяется не только
широким кругом лиц, подлежащих этому виду ответственности (физические, юридические, но и индивидуальные предприниматели, должностные лица, причем они конкретизированы как субъекты административных правонарушений вплоть до персоналий), а также по широкому кругу субъектов КоАП РФ и законов субъектов РФ об административных правонарушениях от судей различных судов до должностных лиц практически всех органов исполнительной власти и даже некоторых государственных учреждений (гл. 13 КоАП РФ).

Основными отличительными признаками административного информационного правонарушения являются: то, что объектом посягательства является порядок государственного управления в информационной сфере, связанный с обеспечением прав и свобод человека и гражданина, общественного порядка и нравственности, установленного порядка государственной власти и безопасности; противоправность как признак, подчеркивающий направленность деяния на нарушение установленных нормами административного наказания правил поведения.

Таким образом, административное информационное правонарушение можно определить как общественно опасное, противоправное, виновное деяние (действие или бездействие) деликтоспособного лица, посягающее на установленный порядок государственного управления в информационной сфере и (или) с использованием информационных средств и информационных технологий либо иных видов информационной деятельности.

КоАП РФ содержит информационные правонарушения в большинстве глав, описывающих составы административных правонарушений (главы 5 - 8, 10, 13 - 17,

19 и 21).

В главе 13 "Административные правонарушения в области связи и информации" предусмотрена ответственность:

  • за нарушение законодательства в области персональных данных (ст. 13.11) и правил защиты информации (ст. 13.12);

  • за незаконную деятельность в области защиты информации (ст. 13.13);

  • разглашение информации с ограниченным доступом (ст. 13.14);

  • злоупотребление свободой массовой информации (ст. 13.15);

  • воспрепятствование распространению продукции средства массовой информации (ст. 13.16);

  • нарушение правил распространения обязательных сообщений (ст. 13.17);

  • воспрепятствование уверенному приему радио- и телепрограмм и работе сайтов в сети "Интернет" (ст. 13.18)

  • непредоставление первичных статистических данных (ст. 13.19);

  • нарушение правил хранения, комплектования, учета или использования архивных документов (ст. 13.20);

  • нарушение порядка изготовления или распространения продукции средства массовой информации (ст. 13.21);

  • нарушение порядка объявления выходных данных (ст. 13.22);

  • нарушение порядка представления обязательного экземпляра документов, письменных уведомлений, уставов и договоров (ст. 13.23).


Согласно ст. 3.2 КоАП РФ за совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административныенаказания(взыскания):

  1. предупреждение;

  2. административный штраф;

  3. конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

  1. лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

  2. административный арест;

  3. административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

  4. дисквалификация.

57. Гражданско-правовая ответственность в информационной сфере.

Гражданско-правовая (имущественная) ответственность наступает в тех случаях, когда в результате несоблюдения соответствующих норм информационного права причиняется вред предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам. Такую ответственность несут как юридические, так и физические лица. В соответствии с Гражданским кодексом РФ имущественный вред возмещается виновной стороной в полном объеме (ст. 1064 ГК РФ).

Гражданско-правовая ответственность за правонарушения в информационной сфере подразделяется на договорную и внедоговорную. Договорная ответственность возникает при нарушении условий договора, которым предусмотрены санкции, прямо не обеспеченные нормами действующего законодательства. Внедоговорная ответственность возникает при причинении личности потерпевшего или его имуществу вреда, который не связан с неисполнением нарушителем договорных обязательств. Внедоговорную ответственность обычно именуют деликтной. Примером деликтной ответственности будут являться меры по возмещению вреда, причиненного вследствие недостоверной или недостаточной информации о товаре (работе, услуге), предусмотренные ст. 1095 ГК РФ.

Комплекс гражданско-правовых мер, носящих имущественный характер, с помощью которых производится восстановление (признание) нарушенных

(оспариваемых) субъективных прав в информационной сфере, неоднороден по своим общественным последствиям и юридической природе.

П. У. Кузнецов предлагает определить гражданско-правовое информационное правонарушение (деликт) как посягающее на нематериальные блага информационной природы общественно-вредное, противоправное, виновное деяние деликтоспособиого лица.