Файл: I общая характеристика пао Сбербанк России.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 21717

Скачиваний: 39

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

I  Общая характеристика ПАО «Сбербанк России»

1.1 История создания банка, место расположение и правовой статус

Публичное акционерное общество «Сбербанк России» (ПАО «СбербанкРоссии») - это крупнейший банк в России, предлагающий весь спектр инвестиционно-банковских услуг.
Исходя из истории датой основания «Сбербанка России» считается 12 ноября 1841 года, так как именно в этот день император Николай I издал указ об учреждении первых сберегательных касс.
22 марта 1991 года «Сбербанк» был юридически учрежден общим собранием акционеров, и в этом же году был передан в собственность Центрального банка Российской Федерации. После этого он был зарегистрирован как акционерный коммерческий Сберегательный банк РФ в соответствии с законом РСФСР от 02.12.1990 г. «О банках и банковской деятельности в РСФСР».
Центральный банк Российской Федерации является учредителем и основным акционером «Сбербанка России». По данным 2023 года Центральный банк РФ владеет 52,32% уставного капитала и одной голосующей акцией ПАО «Сбербанк России». Другими акционерами «Сбербанка России» являются международные и российские инвесторы.
28 ноября 2007 года руководителем банка был избран Греф Герман Оскарович. Он был назначен президентом, председателем правления ПАО «Сбербанк России».
В настоящее время ПАО «Сбербанк России» осуществляет свою деятельность на основании генеральной лицензии №1481 от 11 августа 2015 года, выданной Центральным банком Российской Федерации.
ПАО «Сбербанк России» обслуживает все группы корпоративных клиентов и предлагает широкий спектр банковских продуктов и услуг, такие как:
- депозиты,
- потребительские кредиты,
- осуществление денежных переводов,
- банковское страхование,
- брокерские услуги,
- банковские карты и другие услуги.
ПАО «Сбербанк России» является основным кредитором российской экономики и занимает крупнейшую долю на рынке вкладов.
На данный момент Сбербанк является одной из самых эффективных финансовых групп в России и мире. На новом этапе развития банк запустил масштабную цифровую трансформацию и превратился в универсальную технологическую компанию. К 2020 году Сбербанк перестал быть тольк банком и трансформировался в экосистему сервисов, удовлетворяющих потребности клиентов


В том же году был запущен новый бренд «Сбер», который символизирует переход от исключительно финансового бизнеса к экосистеме, а также  новая «Стратегия 2023».
Сбербанк является лидером рынка:
• примерно 100 млн активных частных клиентов в России;
• 67 млн активных ежемесячных пользователей мобильного приложения Сбербанк Онлайн;
• около 2,8 млн активных корпоративных клиентов в России;
• 70 тыс. устройств самообслуживания в России.
В настоящее время «Сбербанк России» имеет 11 территориальных банков и более 13 тысяч подразделений в 83 субъектах Российской Федерации.
Миссия Сбербанка: «Мы даем людям уверенность и надежность, делая их жизнь лучше, помогая реализовать устремления и мечты».
Ценности Сбербанка: «Наши ценности - основа отношения к жизни и работе, внутренний компас, помогающий принимать решения в сложных ситуациях, принципы, верность которым мы храним всегда и везде».
Сбербанк 0 самый дорогой российский бренд и самый сильный банковский бренд в мире по версии Brand Finance. .
В 2023 году численность сотрудников «Сбербанка России» составляет более 288 тысяч человек.
Головной офис находится в Москве, по адресу: 19 дом, улица Вавилова.
1.2 Бренд банка
Name: ПАО Сбербанк

Логотип: Ранее компания официально представила новый логотип: градиентный сине-желто-зеленый незаконченный круг с одной зеленой галкой внутри и написанным рядом названием «Сбер», выполненным в том же цвете. Галка — символ целеустремленности и ориентированности на пользу для человека, а круг — символ сфокусированности на потребностях людей и создании комфорта и возможностей для них. (Рисунок 1)


Рисунок 1. Логотип Сбербанка
Слоган: «Сбер.Всегда рядом!»
Миссия: Мы даем людям уверенность и надежность, мы делаем их жизнь лучше, помогая реализовывать устремления и мечты.
Ценности: Наши ценности – основа отношения к жизни и работе, внутренний компас, помогающий принимать решения в сложных ситуациях, принципы, верность которым мы храним всегда и везде.

На данный момент Сбербанк является одной из самых эффективных финансовых групп в России и мире. На новом этапе развития банк запустил масштабную цифровую трансформацию и превратился в универсальную технологическую компанию. К 2020 году Сбербанк перестал быть только банком и трансформировался в экосистему сервисов, удовлетворяющих потребности клиентов.


В том же году был запущен новый бренд «Сбер», который символизирует переход от исключительно финансового бизнеса к экосистеме, а также принята новая «Стратегия 2023».
Под брендом «Сбер» объединены почти все услуги, которые предоставляет экосистема банка, в частности «СберМаркет», «СберКлауд», «СберАвто», «СберЗдоровье», «СберЛогистика», «СберФуд».
1.3 Состав акционеров банка
Сбербанк – это крупнейший по активам банк в СНГ. Его активы составляют 39 трлн руб. Количество банкоматов – свыше 32 тыс. Достаточность основного капитала – 14%.

Достаточность основного капитала – это один из самых важных показателей у банков. Характеризует возможность банка нивелировать возможные финансовые потери за свой счет. Если опускается ниже 2%, то ЦБ РФ забирает лицензию у банка. Кредитный портфель составляет 28,518 трлн руб. На рынке кредитных карт доля Сбербанка – 43,4%.

Акционеры Сбера: правительство РФ – 50%, американские инвесторы – 33%, европейские – 6,24%, физ. лица резиденты – 2,9%, юр. лица резиденты –1,5%, в свободном обращении – 6,36%.
1.4 Организационная структура ПАО «Сбербанк России»


Организационная структура – совокупность подразделений банка, которые выполняют закрепленные за ними функции. Цель организационной структуры – управление функционированием банка. Финансовая структура позволяет выделить и эффективно управлять внутренними бизнесами банка, поэтому хозрасчетная модель может быть построена только на основе финансовой структуры.
Организационная структура банка включает функциональные подразделения и службы банка, каждая из которых имеет определенные права и обязанности. Выбор оптимальной организационной структуры банка – важное условие эффективности организации труда в банке в целом, его успешной коммерческой деятельности. Основным критерием организационного построения банка является экономическое содержание и объем выполняемых банком операций.
Органами управления Банка являются:
- Общее собрание акционеров – высший руководящий орган Сбербанка России. На Общем собрании акционеров принимаются решения по основным вопросам деятельности Банка.
- Наблюдательный совет. Наблюдательный совет Банка состоит из 17 директоров, среди которых 11 представителей Банка России, 2 представителя Сбербанка России и 4 независимых директора.

- Правление Банка. Правление Банка состоит из 23 членов. Возглавляет Правление Банка Президент, Председатель Правления Банка.
Все органы управления Банком формируются на основании Устава Сбербанка России и в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Рассмотрим организационную структуру  ПАО «Сбербанк России», которая представлена на рисунке 2.



Рисунок 2. Организационная структура  ПАО «Сбербанк России»


Планирование работы ПАО «Сбербанк России» осуществляется управляющим отделения совместно с начальником экономического отдела и главным бухгалтером. Ежедневно старшим контролером каждого филиала составляется отчет и баланс, дальше проверка ведется бухгалтерией и контрольно – ревизионной службой. Ответственность за свои действия несет непосредственно каждый работник. Стимулирование работников идет через систему премирования, моральное поощрение также применяется, при допущенных ошибках в работе размер премии снижается.
Руководит отделением управляющий, ему подчиняются заместители управляющего и начальники отделов: экономического, бухгалтерии, по работе с юридическими лицами, кредитного, юридической, а также начальники службы безопасности, контролю - ревизионной службы, инкассаторской службы, заведующие операционной частью и заведующие внутренних структурных подразделений. Работники структурных подразделений подчиняются непосредственно руководителям внутренних структурных подразделений.
Исходя из основных направлений деятельности банка, экономический отдел выполняет следующие функции:
- организует и координирует всю экономическую, исследовательскую, финансовую статистическую работу в учреждении банка;
- анализирует финансово -  хозяйственную деятельность учреждения банка, выявляет причины, влияющие на прибыль, и разрабатывает предложения по ее увеличению;
- осуществляет управление кредитными ресурсами и анализирует эффективность их использования;
- изучает эффективность совершаемых операций и оказываемых услуг и разрабатывает совместно с другими службами предложения по внедрению новых и совершенствованию существующих финансовых продуктов и банковских услуг с целью привлечения новых клиентов;

- осуществляет анализ привлечения средств населения и юридических лиц во вклады, депозиты, ценные бумаги;
- изучает экономику, включая инвестиционные программы местных администраций, финансовый рынок, конкурентов в регионе;
- анализирует уровень и эффективность организации работы учреждения банка и разрабатывает предложения по созданию оптимальной структуры сети;
- разрабатывает бизнес  - планы развития банка.
Целями отдела по обслуживанию юридических лиц являются:
- привлечение денежных средств от юридических лиц, путем открытия и ведения банковских счетов предприятий и организаций любых форм собственности;
- осуществление расчетно - кассового обслуживания юридических лиц;
- осуществление операций с иностранной валютой и ценными бумагами, иных банковских операций;
обеспечение сохранности денежных средств, вверенных банку;
- оказание консультационных и информационных услуг по выполняемым операциям.
Задачами отдела являются:
- организация работы по привлечению и комплексному обслуживанию юридических лиц;
- организация и проведение исследований рынка корпоративной клиентуры;
- координация работы по развитию подразделений отдела по обслуживанию юридических лиц.
Управление автоматизации и информации банковских работ:
- организует компьютерные системы банка;
- выполняет электронные расчеты;
- разрабатывает программное обеспечение для нужд отделов банка;
- совместно с организационным отделом реализует эти программы.
Юридический отдел призван выполнять следующие функции:
- защищать права и интересы Отделения банка;
- активно использовать правовые средства для укрепления финансового положения банка и улучшения экономических показателей его работы;
- оказывать помощь органам управления банка, в деле обеспечения законности в деятельности банка;
Управление бухгалтерского учета и отчетности выполняет следующие задачи:
- формирует полную и достоверную информацию о хозяйственных процессах и результатах деятельности;