Файл: Психологические особенности подростков социальнопсихологические ценности и самооценка современных подростков.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 45

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

МБОУ «Гимназия школы №3»

Проектно-исследовательская работа

на тему:

«Психологические особенности подростков: социально-психологические ценности и самооценка современных подростков»

(обществознание)

Подготовила:

ученица 9 «В» класса

Санталова Алена

Руководитель проекта:

Шлыкова Ольга Николаевна

педагог-психолог

г. Рубцовск

2021 г.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретические основы психологических особенностей старших подростков………………………………………………………………................5

    1. Понятие подросткового возраста………………………………………….....5



    1. Социально-психологические ценности современных подростков……………………………………………………………………..9



    1. Условия формирования самооценки подростков…………………………………....................................................11

Глава 2. Эмпирическое исследование психологических особенностей старших подростков……………………………………………………………..16

2.1 Программа и методы исследования………………………………………...16

2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования………………………17

Заключение……………………………………………………………………….21

Список литературы………………………………………………………………22

Введение

Актуальность. Психологические особенности старших подростков -довольно актуальная тема в современном мире, но мало кто пробовал в ней разобраться. Нынешний подросток – продукт современной жизни, он сложен, интересен, противоречив. В старшем школьном возрасте завершается физическое созревание индивида. Возраст от 15 до 18 лет принято считать периодом ранней юности. Хотелось бы, чтобы каждый всё-таки знал о психологических особенностях подростков в данный возрастной период.

Цель: изучение психологических особенностей подростков.

Задачи:

  • Узнать что такое психологические особенности

  • Узнать больше о подростковом возрасте и его важности в жизни каждого из нас

  • Определить социально-психологические ценности современного подростка

  • Выявить условия формирования самооценки подростков

  • Узнать способы и методы повышения самооценки подростка


Гипотеза. Я считаю, что основные психологические потребности подростка - это стремление к общению со сверстниками, стремление к самостоятельности и независимости, эмансипации от взрослых, к признанию своих прав со стороны других людей. Чувство взрослости - это психологический симптом начала подросткового возраста.

Объект - психологические особенности подростков

Предмет - социально-психологические ценности и самооценка современных подростков

Методы:

- теоритические (анализ, синтез, обобщение)

- практические (тестирование: методика Дембо - Рубинштейна, методика Рокича)
Работа состоит из двух глав. В первой главе раскрываются особенности переходного возраста, ценности подростков и формирование самооценки. Во второй главе представлены методики, при помощи которых можно определить основные ценности современных подростков, а также уровень их самооценки, проведено исследование ценностей и самооценки подростков. В заключении сделаны выводы о ценностях и формировании самооценки современных подростков.

Глава 1. Теоретические основы психологических особенностей старших подростков.

    1. Понятие подросткового возраста.

Подростковый период – это период перехода ребенка от детства к взрослости, перестройки физиологических и психологических процессов и активного формирования взглядов и убеждений. Возраст этот труден как для родителей и педагогов, так он действительно труден и для самих детей. «Это самый мятущийся, самый критический, самый неуравновешенный возраст», – писала Н. К. Крупская. Подростковый период — испытание, данное каждому человеку. Представляете, сколько людей проходило этим путем до вас? Более 100 миллиардов! А сколько еще пройдут? [1]

Этот жизненный опыт нельзя передать кому-то другому. К сожалению, каждый подросток начинает свой путь снова. Юношеские ошибки миллиардов людей, тоже когда-то проходивших тем же путем, к сожалению, не всех учат. Вы можете совершать те же ошибки, мучиться над решением тех же вечных вопросов. Даже если вам дадут тысячу готовых рецептов мудрости, чаще всего вы, повинуясь голосу природы, будете упорно искать собственные ответы на вопросы жизни.

Только развивая самостоятельное мышление, анализируя причины событий, поведение и поступки людей в разных жизненных ситуациях, вы научитесь делать свой выбор, сможете избежать многих ошибок.



Ученые убеждены, что «правильный» возраст, когда ребенок во всем слушается взрослых, продолжается до 10—11 лет. В 7—10 лет маленький человек во всем подражает старшим наставникам. Совсем иное дело — старший подросток, вступивший в период от 13 до 15 лет. Старший подростковый период называют еще «трудным возрастом» или «переломным периодом». Именно в это время «правильное» поведение сменяется «неправильным». Взрослеющий человек пытается поступать вопреки тому, что предписывают правила или предлагают взрослые. Непокорность — это своеобразная проба пера. Подросток занят важной работой — воспитанием в себе самостоятельности, независимости. Естественно, что подобная работа не проходит без осложнений и ошибок.

На этом этапе родители не узнают своего ребенка — настолько сильно он меняется. От почти полного послушания, свойственного малым детям, подростки часто переходят вначале к сдержанному непослушанию, а затем и к скрытому неповиновению родителям. Если раньше, будучи ребенком, он смотрел на мир глазами своих родителей, то теперь у подростка выстраивается параллельная система ценностей и взглядов на мир. Она частично пересекается с позицией родителей, а частично — со взглядами сверстников.

Среди негативных компонентов подросткового возраста отмечается увеличение конфликтности поведения, стремление к полной эмансипации от близких взрослых, снижение успешности учебных занятий. Эмоциональная неустойчивость, резкие изменения в поведении, колебания самооценки, так же как и социальная неопределенность этого периода могут приводить и к маргинализации подростков, поискам собственной культуры, стиля поведения и общения, отличающихся как от детских норм, так и от норм и правил взрослых. Возможно и развитие защитной агрессии, как реакции на давление взрослых. При неблагоприятных условиях в этот период может развиваться так называемое отклоняющееся (девиантное) поведение, различные невротические комплексы.

По отношению к подросткам могут применять еще одно слово — юный, хотя юность — это период развития, следующий за подростковым. Однако в связи с удлинением подросткового периода специалисты часто употребляют слова подростковый и юный как синонимы. И не только специалисты. Наверное, вам приятно, когда пожилая женщина обращается к вам со словами: «Молодой человек (другой вариант: юноша, девушка), помогите мне, пожалуйста!» Быть юношей или девушкой, т.е. выглядеть не по годам взрослым, не только приятно, но и очень ответственно. Ведь от вас ждут настоящих, взрослых поступков.


Психологические особенности подростков неразрывно связаны с изменениями, происходящими в их теле и сознании. Это крайне противоречивое время, наполненное быстро происходящими переменами, с которыми вчерашние дети не всегда могут справиться. Главные особенности психологии в этом возрасте соотносятся со взрослостью. Это тенденция к ней и ее чувство. Принято считать, что для подростков младшего возраста характерно наличие тенденции к взрослению. Для тех, кто постарше, соответственно, свойственно чувство, ощущение собственной взрослости.

Именно от того, что ощущает подросток, и зависит его поведение, манера разговаривать, поступки.

Первая главная особенность психологии подростка – это тенденция ко взрослости. Что это означает? То, что подросток хочет быть взрослым и стремится продемонстрировать это всеми возможными средствами. Именно при наличии тенденции, но при отсутствии осознания, ощущения взрослости подростки начинают грубить, нарушать установленные правила и в целом бунтовать. Для этого психологического этапа характерно осознание прав на что-либо при полном отсутствии чувства ответственности.

Когда взрослые задаются вопросом: «Подросток — это какой возраст?» - то, как правило, они просто хотят узнать, когда же их ребенок успокоится и вновь станет милым, добрым и хорошим. Однако подростки перестают хулиганить и грубить вовсе не тогда, когда заканчивается переходный возраст, а в тот момент, когда в их сознании тенденция к взрослению меняет на ощущение. То есть, как только к подростку приходит чувство взрослости, его поведение кардинально меняется.

Чем характеризуется это чувство? В первую очередь, осознанием ответственности за собственные поступки и слова. Во вторую очередь появляется понимание ценности вещей и значения денег. Подростки уже не стремятся просто хулиганить и бунтовать против существующих правил, они пытаются подработать, сэкономить карманные деньги для приобретения чего-либо. Также они более последовательны в своих пожеланиях, высказываемых родителям в отношении подарков к праздникам. Во сколько лет дети становятся подростками, имеющими чувство взрослости, а не тенденцию к ней? Ответа на этот вопрос не существует. Развитие личности протекает индивидуально и во многом зависит от того, в каких условиях живет ребенок.

В чем же всё-таки важность подросткового возраста? К сожалению, многие родители не осознают того, что в переходном возрасте формируется не только мужское или же женское естество, но и психика человека.


Психологи выделяют три ключевые, главные характеристики переходного периода:

  • социальное развитие

  • деятельность

  • новообразования

Под социальным развитием в этом возрастном периоде понимается в первую очередь общение со сверстниками. Если в детстве у человека в приоритете было мнение родителей, бабушек и дедушек, педагогов, то в отрочестве ситуация меняется. Наиболее важную роль в этом возрасте играет мнение сверстников и ребят немного постарше. Именно их одобрения ищет подросток.

Что понимается под деятельностью? Психологические процессы, происходящие при повседневных занятиях. Например, в школе подросток сравнивает себя с другими, у него формируется представление о собственной личности. Осваивая какой-либо предмет, подросток оценивает его уже не на уровне интереса, а с позиции того, готов он этим заниматься или нет.

Новообразования – это все те психические процессы, которые не были свойственны ребенку, но появились в сознании подростка. То есть к ним следует отнести как интерес к противоположному полу, так и понимание ценности вещей, денег [2].



    1. Социально-психологические ценности современных подростков.

Ценностные ориентации – одно из важнейших образований в структуре сознания и самосознания человека, так как именно они отражают его характеристики как личности, поэтому условия динамично меняющегося общества делают эту сферу исследования актуальной, особенно в отношении подростков [3].

В изучении ценностей современных подростков следует особое внимание уделить социально-психологическим факторам, влияющих на их формирование. В подростковом возрасте особая роль в становлении ценностей принадлежит семье и группе сверстников. В критический период переходного возраста, когда происходит глобальная переоценка ценностей, меняются взаимоотношения с родителями, стиль общения со значимыми взрослыми, именно родительская семья становится важнейшим фактором развития и построения индивидуальной системы ценностных ориентаций подростка.

Родительская семья выступает в качестве главного канала культурно - образовательной связи между поколениями. Этот канал определяет нравственные доминанты личностного становления подростка и является важнейшим фактором развития его ценностных ориентаций. Анализ

современного состояния проблемы влияния семьи на формирование ценностей подростков показал, что российская семья в условиях социально-экономической нестабильности и ценностного кризиса постепенно теряет возможность противодействовать нарушениям нравственных ориентиров и этических норм, имеет сниженный внутренний воспитывающий потенциал положительной социализации и развития ценностных ориентаций детей и подростов.