Файл: Психологические особенности подростков социальнопсихологические ценности и самооценка современных подростков.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 47

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Учеными исследована роль сверстника в развитии ценностных ориентаций подростка. В процессе формирования личности подростка особую роль приобретает «Я - идеал», как основа для саморазвития. Именно сверстник выполняет «посредническую» функцию, выступая носителем «идеальной формы», задающей новые смыслы деятельности. Сравнение со сверстником, выступающим как «эталон», «образец» для подростка, рассматривается рядом авторов как один из механизмов формирования личности подростка.

Больше всего вопросов вызывают жизненные цели и ценностные ориентации подростков, представление подростков о своих правах и их наличии, отношение к учебе и образованию, проведение досуга и особенности медиа потребления. Выявлено, что у подростков сохраняется традиционная шкала ценностей, которая определяет их цели на будущее. Подростки ценят семью, стремятся к семейному счастью, благополучию в профессии, материальному достатку, общению с друзьями. Вместе с тем они достаточно прагматичны и индивидуалистичны, поскольку ориентированы, прежде всего, на личный успех, удовольствия, отдых и развлечения, однако плохо представляют себе, как этого можно достичь. Кроме этого, стоит отметить дефицит увлечений и интересов, приоритетную нацеленность на общение в интернете, влекущую за собой неумение взаимодействовать вне виртуального пространства.

Возвращаясь к поставленной проблеме – определения ценностных ориентаций современных подростков, сделаем следующие выводы:

  1. «Семья», «жизнь», «доброта», «достижения» и «самостоятельность» - вот преобладающие ценности для современных подростков. Подобные доминанты ценностей позволяют нам говорить об устойчивой ориентации современных подростков на личные отношения, настоящую любовь, искреннюю доброту, верную дружбу, а значит, молодежь стоит на верном пути и имеет прочные задатки для

формирования гуманного высоконравственного общественного сознания.

  1. «Традиции», «Родина» - ценности, которые имеют значимость только в индивидуальных случаях, в большинстве для всех возрастных групп они не представляют никакого интереса, что говорит о несформированности или слабо сформированной гражданско-патриотической позиции. Такая проблема ставит ряд вопросов, связанных с формированием и утверждением гражданской идентичности: чувства долга и ответственности перед обществом, защита своих прав и интересов и т.д.

    1. Условия формирования самооценки подростка.


Самооценка - представления человека о важности своей личности и деятельности среди других людей; оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или даже закрыто [4].

Согласно исследованию самооценки подростков Д.И. Фельдштейна, на первой стадии (10 – 11 лет) детям свойственна особая критичность в самооценке. При обследовании 34% мальчиков и 26% девочек дали себе полностью отрицательную характеристику, примерно 70% испытуемых, хотя и нашли у себя позитивные черты, обнаружили преобладание негативных. Потребность в самооценке (и одновременно неумение себя оценивать) проявляется очень остро.

На второй стадии (12 – 13 лет) на фоне общей адекватной самооценки большинства подростков, появляется ситуативное отношение к себе, нередко отрицательное и зависящее от отношения окружающих, прежде всего сверстников.

Третья стадия (14 – 15 лет) развития самооценки в подростковом возрасте характеризуется ориентацией на некий эталон (81%), состоящий из идеальных черт других людей. В этот период возникает "оперативная самооценка", определяющая отношение подростка к себе "здесь и теперь", и основанная на сопоставлении себя как личности и своего поведения с определенными нормами, выступающими как "идеальная форма" себя и своего поведения.

Важнейшей особенностью самооценки личности подростка, обоснованной в

работах Д.И. Фельдштейна, стало утверждение: «Подростком решается не просто задача занятия определенного "места" в обществе, но и проблема взаимоотношений в обществе, определения себя в обществе и через общество, то есть решается задача личностного самоопределения, принятия активной позиции относительно социокультурных ценностей и тем самым определения смысла своего существования" [5].

Можно выделить 3 уровня самооценки подростка:

  1. Адекватная самооценка – реалистичная оценка самого себя, своих способностей и поступков. Адекватная самооценка помогает подростку правильно соотнести свои силы с различными задачами и требованиями окружающих. Подростки с адекватной самооценкой имеют много интересов, межличностных контактов. Их активность умеренна и целесообразна, направлена на познание других и себя в процессе общения.

  2. Завышенная самооценка – неадекватно высокое оценивание подростком своих умений и способностей. Подростки с завышенной самооценкой имеют большую направленность на общение, причем малосодержательное. Они меньше склонны выражать себя через продуктивную деятельность.

  3. Заниженная самооценка – неадекватное недооценивание себя, принижение своих достоинств. Данные многочисленных исследований показывают, что подростки с низкой самооценкой подвержены депрессивным тенденциям. Причем одни исследования выявили, что низкая самооценка предшествует депрессивным реакциям или является их причиной, а другие – что депрессивный аффект проявляется сначала, а затем инкорпорируется в низкую самооценку.


В подростковом возрасте адекватность самооценки постепенно увеличивается.

Р. Берне объясняет это тем, что подростки оценивают себя ниже по тем показателям, которые представляются им самим важными, и это снижение указывает на их больший реализм, в то время как детям свойственно завышать оценку собственных качеств.

Этот период отмечен резким переходом от фрагментарного и недостаточно четкого видения себя к относительно полной, всеобъемлющей "Я-концепции". Кроме того, совершенствуется их видение своих недостатков. Вместе с этим внешность начинает оказывать очень сильное влияние на развитие самооценки в подростковом возрасте: соответствие внешних данных ребенка стандартам, принятым в группе сверстников, становится определяющим фактором в его социальном признании, положении в группе. Здесь стоит отметить, что самооценка девочек подростков часто бывает ниже, чем у мальчиков, потому что для девушек оценка привлекательности своего тела важнее его эффективности. У юношей, наоборот, ведущим критерием самооценки является эффективность тела.

Так как же всё-таки можно повысить самооценку подростку?

Повышать уверенность в себе следует постепенно. Прежде всего, надо совершенствоваться в тех сферах, которые даются лучше всего. Необходимо уделять время саморазвитию, читать соответствующую литературу. Мальчику надо обязательно заниматься каким-нибудь видом спорта. Красивая мужская фигура повышает интерес со стороны девушек.

Девочке-подростку очень важно, как она выглядит на фоне своих подруг. Ей небезразлично мнение родителей, педагогов, сверстников. Девушке помогает поднять уверенность в себе работа над своим внешним видом. Не нужно полностью заглушать в себе такие природные качества, как скромность и застенчивость. К развязным барышням молодые люди быстро теряют интерес. Следует научиться чередовать стеснительность со строгостью.

Нужно полюбить себя со всеми имеющимися недостатками и достоинствами. Не следует заниматься самобичеванием. Признайте свои ошибки, постарайтесь исправить их. Необходимо бороться с собственной ленью, потому что она часто мешает выйти из зоны комфорта и распрощаться с ролью неудачника. Посетите специальный тренинг, нацеленный на повышение самоуважения. Не стесняйтесь хвалить себя.


Чаще улыбайтесь, радуйтесь каждой минуте жизни. Верьте в себя и окружающих. Осознайте свою уникальность. Вы неповторимы. Другого подобного человека не существует.

Очень важно найти собственное предназначение. Уделяйте должное внимание любимым занятиям, интересам и увлечениям. Займитесь поиском своих талантов. Ищите сильные стороны, развивайте их. Выбирайте профессию по душе. Чаще общайтесь с окружающими, при этом не стоит жаловаться на свою несчастную жизнь. Стремитесь помочь людям, которым необходима ваша поддержка. Такие действия помогают поднять самооценку.

Л. Бассет также исследовал вопрос, как повысить самооценку и уверенность подростку, и разработал методику "Восемь способов изменения самооценки" [6].

1. Постарайтесь более позитивно относиться к жизни. Используйте внутренний диалог с собой, состоящий только из позитивных утверждений. Если негативные мысли будут иметь место, постарайтесь тут же переключиться на приятное.

2. Относитесь к людям так, как они того заслуживают. Выискивайте в каждом человеке не изъяны, а достоинства.

3. Относитесь к себе с уважением. Составьте список своих достоинств. Убедите себя в том, что вы имеете таковые.

4. Попытайтесь избавиться от того, что вам самим не нравится в себе. Чаще смотрите на себя в зеркало, пытаясь ответить на вопрос: стоит ли что-то изменить в себе. Если да – то не откладывайте.

5. Начинайте принимать решение самостоятельно. Помните, что не существует правильных и неправильных решений. Любые принятые вами решения вы всегда можете оправдать и обосновать.

6. Постарайтесь окружить себя тем, что оказывает на вас положительное влияние. Приобретайте любимые книги, магнитофонные записи. Имейте и любите свои "слабости".

7. Начинайте рисковать. Принимайте на себя ответственность, пусть доля риска сначала может быть невелика.

8. Обретите веру: в человека, в обстоятельства и т.д. Помните, что вера в нечто более значительное, чем мы сами, может помочь нам в решении трудных вопросов. Если вы не можете повлиять на ход событий, "отойдите в сторону" и просто подождите.

Кроме того, для повышения самооценки очень полезной является аффирмация: «Во всем мире нет абсолютно такой (го) же, как я. Мне принадлежит все, что есть во мне мысли, чувства, действия. Мне принадлежат все мои фантазии, сны, мечты, желания. Мне принадлежат мои победы и поражения, успехи и неудачи, достижения и ошибки. Я – это Я!"


Глава 2. Эмпирическое исследование психологических особенностей старших подростков

2.1 Программа и методы исследования

С целью изучения социально-психологических характеристик подростков нами было проведено исследование ценностей и самооценки подростка.

Для диагностики ценностей была использована методика «Ценностные ориентации» М. Рокича, Данная методика определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и "философии жизни".

М. Рокич различает два класса ценностей:

  • терминальные – убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;

  • инструментальные – убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.

С целью изучения самооценки я использовала методику Дембо - Рубинштейна «Исследование самооценки подростков». Данная методика основана на непосредственном оценивании школьниками ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и так далее. Испытуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний, т. е. уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял их. Каждому испытуемому предлагается бланк методики, содержащий инструкцию и задание.

Норму, реалистический уровень притязаний, характеризует результат от 60 до 89 баллов. Оптимальный — сравнительно высокий уровень — от 75 до 89 баллов, подтверждающий оптимальное представление о своих возможностях, что является важным фактором личностного развития. Результат от 90 до 100 баллов обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение детей к собственным возможностям. Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, он — индикатор неблагоприятного развития личности.
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования

На первом этапе я провела диагностику ценностей. В результате исследования инструментальных ценностей было выявлено, что наиболее значимо для подростков в жизни: жизнерадостность, аккуратность, честность, независимость, рационализм и чуткость. Наименее же важным для ребят являются: высокие запросы, исполнительность, непримиримость к недостаткам, самоконтроль и широта взглядов (Рис. 2.2.1).