Файл: Вопрос 1. Что такое античность и в чём особенности возникновения и развития античной цивилизации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 15

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Часть 1.

Вопрос №1.
Что такое античность и в чём особенности возникновения и развития античной цивилизации?

Античность — Античностью называют период с VIII века до нашей эры до V века нашей эры. В это время активно развивались две цивилизации — Древний Рим и Древняя Греция. 

В Греции полис формируется в период архаики (VIII—VI вв. до н.э.), расцветает в эпоху классики (V в. до н.э.) и теряет свою самостоятельность в борьбе с Македонией (IV в. до н.э.). Римская республика (VI—I вв. до н.э.) развивалась на основе полисного строя и центу-риатных комиций, которые играли роль народных собраний.




Предприимчивость и находчивость, умение принимать нестандартные, не освященные традицией решения приводили греков к успехам и стимулировали развитие индивидуализма, высокую ценность нового и оригинального. Это, в свою очередь, приводило к наращиванию темпов развития, быстрым изменениям в культуре. Сформировалось общество, основанное на индивидуализме, личной инициативе и поощряющее самореализацию индивида в любой не разрушительной форме. Его отличительной чертой стала состязательность, или агонистичность (агон — состязание, соревнование), принцип, которым была пронизана вся греческая культура — от Олимпийских игр и полисного управления до развития частной собственности, заложившей основы особого, рыночного характера экономики.

В греческом агоне берет начало диалектика как искусство спора и философия, в которой спокойно сосуществовали разные варианты объяснения мира. Все это было бы невозможно, если бы человеку античной культуры не было свойственно самоопределяться, т. е. осознавать себя особым неделимым атомом, мысленно проводя черту между собой и остальным миром. Такой подход дает возможность наблюдать и описывать и себя и других отстранено, объективно, как бы со стороны, классифицируя все как вещи и тела. Это не переживание и соединение, как на Востоке, это — отстранение и описание, появление западной рациональности.лама

Рационализм (яркая черта античной культуры) стал основой появления науки и философии как словесного и разумного объяснения мира. Тот, кто овладевал искусством логически убеждать своих сограждан, представлялся наиболее достойно прожившим жизнь человеком. Умение создавать логически безупречные картины мира ценилось столь же высоко, как и победы в олимпийских играх и любые новаторства в сфере художественного творчества



Отличительная черта Античности - это новое восприятие мира, в котором происходит полный распад родовых отношений и на первый план выдвигается отдельно взятый человек. Искусство обращает свой взор к реальной, повседневной, а не только ритуальной жизни. В мифе утверждается антропоморфизм.

Этот период делится на два этапа:




  1. Древнегреческая.


  2. Римская.


Античная цивилизация, также, как и восточная цивилизация является первичной цивилизацией. Она возродилась непосредственно из первобытности, а не на основе предыдущей цивилизации.

Античное общество развивалось очень динамично, так как с самого начала в нем происходила борьба между рабским крестьянством и аристократией. У других народов она заканчивалась победой знати, а у древних греков демос (народ) не только отстоял свободу, но и добился политического равенства. Главной причиной этого является бурное развитие ремесла и торговли. Торгово-ремесленная верхушка демоса быстро богатела и в экономическом отношении стала сильнее землевладельческой знати. Противоречия между могуществом торгово-ремесленной части демоса и уходящей в прошлое силой землевладельческой знати составило движущую пружину развития греческого общества, которое к концу VI в. до н. э. разрешилось в пользу народа [1].

Однако демократия в античном мире носила ограниченный характер: обязательное наличие привилегированного слоя, исключение из ее действия женщин, свободных иноземцев, рабов.

В греко-латинской цивилизации также существовало рабство. Оценивая его роль в античности, думается, ближе к истине позиция тех исследователей, которые секрет уникальных достижений античности видят не в рабстве (труд рабов неэффективен), а в свободе. Вытеснение свободного труда рабским в период Римской империи явилось одной из причин упадка этой цивилизации. Общественное сознание в Античности в целом носило рациональный характер. Мир воспринимался в реальности, хотя и признавалось сверхъестественное. Но античные боги были частью упорядоченного Космоса и, так же как и люди, подчинялись его законам и неумолимому Року. Греки относились к своим богам довольно прагматично — за точное выполнение обязанностей со своей стороны от них они требовали удачи и покровительства. Жизнелюбивые боги обладали сверхъестественными качествами, но многими чертами походили на людей. Как и в Космосе, характеризующемся упорядоченностью и красотой, в жизни богов и человека должны господствовать объективно существующие в мире красота, мера и гармония. Эти изначально присущие Космосу характеристики постоянно соотносятся греками с человеческой жизнью. В этом отношении греческая культура не только космо- центрична, но и антропоцентрична. Человек должен быть красив — телесно, совершенствуя свое тело упражнениями в гимназионах, и нравственно, достигая идеала, к которому должен стремиться каждый гражданин полиса, добиваясь его образованием и развивая в себе му- сического (поприще муз — пение, музыка, танцы, искусство речи, спора). Можно сказать, что идея гармонично развитой личности тоже досталась нам в наследство от античности.



дача 1. Прочитайте отрывок из произведения Аристотеля "Политика. Афинская полития" о законодательстве Солона:

«Да, я народу почет предоставил, какой ему нужен, —

Не сократил его прав, не дал и лишних зато.

Также подумал о тех я, кто силу имел и богатством

Славился, — чтоб никаких им не чинилось обид.

Встал я, могучим щитом своим тех и других прикрывая,

И никому побеждать не дал неправо других».

Действительно ли Солон заложил основы демократии в Афинах?

Солон, выдающийся политический деятель, мыслитель и поэт, хорошо понимал сложность создавшейся социально-политической ситуации. Эвпатрид по происхождению, родственным и дружеским связям, он много занимался торговыми операциями и хорошо знал нужды торгово-ремесленных слоев Афин.

Он провел ряд очень важных реформ:

Солон, выдающийся политический деятель, мыслитель и поэт, хорошо

понимал сложность создавшейся социально-политической ситуации.

Эвпатрид по происхождению, родственным и дружеским связям, он много

занимался торговыми операциями и хорошо знал нужды торгово-

ремесленных слоев Афин.

Солон, выдающийся политический деятель, мыслитель и поэт, хорошо

понимал сложность создавшейся социально-политической ситуации.

Эвпатрид по происхождению, родственным и дружеским связям, он много

занимался торговыми операциями и хорошо знал нужды торгово-

ремесленных слоев Афин.




  • крестьяне перестали зависеть от высшего сословия, так как он уничтожил все долговые обязательства крестьян и приказал убрать долговые камни с их участков.


  • освободил всех, кто находился в долговом рабстве, с тех пор было запрещено брать кого-то в рабство за долг;


  • ввел систему народного собрания, на заседаниях которого стали приниматься законы и решаться государственные дела. В собрании принимал участие каждый афинянин.


  • создал народный суд, определяющим условием которого было то, что афиняне всех разрядов были равны перед законом[2].


Таким образом, все реформы Солона были очень важны, ведь заложили основы демократического строя в Афинах.

2. Прочитайте отрывок: «Раскопки начались в апреле 1870 г…. В самой высокой части города стоял храм Афины, вокруг него Посейдон и Аполлон построили стену Пергама – так говорил Гомер. Следовательно, храм нужно было искать н середине холма; там же должна была находиться возведенная богами стена. Разрыв вершину холма, … обнаружил стену. Здесь он нашел оружие и домашнюю утварь, украшения и вазы – неоспоримое свидетельство того, что на этом месте был богатый город. Но он нашел и коечто другое, и тогда впервые имя … прогремело по всему свету: под развалинами Нового Илиона он обнаружил другие развалины, под этими – еще одни: холм походил на какую-то чудовищную луковицу, с которой надо было снимать слой за слоем. Как 
можно было предположить, каждый из слоев относился к определенной эпохе. Жили и умирали целые народы, расцветали и гибли города, неистовствовал меч и бушевал огонь, одна цивилизация сменяла другую – и каждый раз на месте города мертвых вырастал город живых». Карам К. Боги, гробницы, ученые. – М., 1964.

О каких раскопках и каких цивилизациях идет речь в отрывке? Кто руководил раскопками?

В данном отрывке говорится о раскопках Древней Трои, проводимые под руководством археолога-самоучки Генриха Шлимана. Генрих Шлиман считал, что «Илиада» Гомера скрывает в себе таинственный ребус, который нужно распознать и расшифровать, чтобы найти путь к настоящей Трое, поэтому решил предпринять раскопки. Географические описания, данные в Илиаде, заставляли подозревать, что руины Трои могут быть сокрыты под холмом Гиссарлык на северо-западе современной Турции. В апреле 1870 года он, получив разрешение османских властей, начал раскопки под холмом Гиссарлык.

За сравнительно небольшой период он и его помощники нашли не менее семи исчезнувших городов, а позднее еще два - девять [2].

Было ясно, что нижний слой относится к древнейшим временам, так как было понятно, что тем, кто жил тогда было еще неизвестно употребление металлов, а верхний слой, очевидно, самый молодой; здесь и должны были сохраниться остатки того Нового Илиона, в котором Ксеркс и Александр совершали свои жертвоприношения.