Файл: Работа над произведениями виктора калинникова с китайскими обучающимися в классе дирижирования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 175

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


РАБОТА НАД ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ ВИКТОРА КАЛИННИКОВА С КИТАЙСКИМИ ОБУЧАЮЩИМИСЯ В КЛАССЕ ДИРИЖИРОВАНИЯ

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение. 3

ГЛАВА 1 ОСВОЕНИЕ ХОРОВЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ВИКТОРА КАЛИННИКОВА КИТАЙСКИМИ ОБУЧАЮЩИМИСЯ В КЛАССЕ ДИРИЖИРОВАНИЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 7

1.1 Творческое наследие Виктора Калинникова как предмет освоения китайскими обучающимися 7

1.2 Общая характеристика стилевых особенностей хоровых произведений Виктора Калинникова 25

ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РУКОВОДСТВА В РАБОТЕ С КИТАЙСКИМИ ОБУЧАЮЩИМИСЯ НАД ИНТЕРПРЕТАЦИЕЙ ХОРА «КОНДОР» ВИКТОРА КАЛИННИКОВА

В КЛАССЕ ДИРИЖИРОВАНИЯ 43

2.1 Музыкально-стилевой анализ хора «Кондор» Виктора Калиникова 43

2.2 Проблема педагогического руководства в работе над раскрытием образного содержания хора «Кондор» в работе с китайскими

обучающимися в классе дирижирования 56

2.3 Методы работы над интерпретацией хора «Кондор» с китайскими обучающимися в классе дирижирования

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования объясняется сочетанием сразу нескольких факторов. Музыкальная культура Китая, опираясь на народные традиции, характеризуется сильным значением хоровой музыки: хоровая музыка входит в обязательное музыкальное образование Китая, во многом является базовым структурным элементом музыкального образования. При этом музыкальная культура Китая, сочетая в себе актуализированную фольклорную традицию с современной академической музыкальной культурой, второй из названных компонентов трансплантировала из России: после революции значительная часть российской интеллигенции и креативного класса эмигрировала в Китай, в результате чего создались центра распространения русской культуры. Наконец, Виктор Калинников является одним из центральных хоровых композиторов рубежа XIX – ХХ веков.

Как ясно из всего сказанного выше, освоение хоровых произведений автора китайскими обучающимися в классе дирижирования является актуальной педагогической задачей: этот материал должен стать одни из фундаментальных элементов развития представления студентов о мировой музыкальной культуре в целом и о специфике хоровых произведений в частности.

В связи с этим выявление и анализ педагогических проблем, связанных с освоением этого произведения в контексте китайских студентов, обучающихся в классе дирижирования является актуальной темой исследования.


Объект исследования – хоровые произведения Виктора Калинникова.

Предмет исследования – методы работы над хоровыми произведениями Виктора Калинникова в классе хорового дирижирования с китайскими обучающимися.

Цель исследования – обоснование методов работы над произведениями Виктора Калинникова с китайскими обучающимися в классе хорового дирижирования.

Задачи исследования:

- дать краткий очерк биографии Виктора Килинникова;

- описать специфику музыкального образования в Китае и роль хоровой музыка в нем;

- дать общую характеристику стилистических особенностей хоровых произведений Калинникова;

- осуществить музыкально-стилистический анализ хора «Кондор»;

- выявить проблемы педагогического руководства в работе над раскрытием образного содержания хора «Кондор» в работе с китайскими обучающимися в классе дирижирования;

- описать методы работы над интерпретацией хора «Кондор» с китайскими обучающимися в классе дирижирования.

Теоретическая значимость исследования заключается музыковедческом анализе хора «Кондор» Виктора Калинникова, в выявлении специфики хорового стиля композитора и в теоретическом обобщении методов работы над произведениями Виктора Калинникова с китайскими обучающимися в классе хорового дирижирования в контексте российского музыкального образования.

Практическая значимость работы заключается в возможности привлекать результаты данного исследования при освоении хоровых произведений Виктора Калинникова в классе дирижирования при работе с китайскими обучающимися.

Положения, выносимые на защиту:

Освоение китайскими обучающимися хорового творчества Вик. Калинникова в хоровом классе будет успешным, если

- одной из основных технологий обучения станет привлечение к образовательному процессу не только дисциплин, направленных на совершенствование исполнительских навыков, но так же и на общее развитие личности, обогащение знаний китайских обучающихся о музыкальной культуре вообще и русской музыке, в частности;

- в освоении содержания хоровых произведений русских композиторов опираться на анализ текста на китайском языке и подстрочный перевод.

Теоретико-методологическую основу исследования составили труды

- по истории русской хоровой музыки – Б. Асафьева, Т. В. Манько, З. А. Касаткиной, Н. Ю. Плотниковой;

- по методике преподавания хоровых дисциплин – А. А. Егорова, Т. В. Петровой;

- о творчестве Вик. Калинникова – М. В. Зайцева, В. С. Щепетильникова, П. А. Шалагина, В. И. Юдиной;



- по проблемам интерпретации хоровой музыки – В. Л. Живова;

- по проблемам освоения китайскими обучающимися русской музыки – Лю Минхуэй.

Методы исследования:

Теоретические – изучение искусствоведческой и музыкально-педагогической литературы по проблематике исследования, анализ литературного и нотного текста музыкальных произведений, музыкально-стилистический анализ;

Эмпирические – изучение и обобщение опыта работы в дирижерско-хоровом классе, наблюдение, педагогический анализ, сравнение интерпретаций.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Первая глава носит общетеоретический характер, ее целью является рассмотрение освоения хоровых произведений Виктора Килинникова как педагогической проблемы. Вторая глава носит методологический характер, в ней анализируются педагогический проблемы, связанные с освоением хора Калинина «Кондор».


ГЛАВА 1 ОСВОЕНИЕ ХОРОВЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ВИКТОРА КАЛИННИКОВА КИТАЙСКИМИ ОБУЧАЮЩИМИСЯ В КЛАССЕ ДИРИЖИРОВАНИЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
1.1 Творческое наследие Виктора Калинникова как предмет освоения китайскими обучающимися
В отечественной музыкальной истории имя Виктора Сергеевича Калинникова, младшего брата известного композитора Василия Калинникова, долго пребывало в тени старшего брата. Василий Сергеевич славился своими симфониями, вокальными и фортепианными сочинениями, в то время как творчество его брата Виктора было менее известно.

Однако начиная с начала ХХ века произведения Виктора Калинникова начали исполняться ничуть не меньше, особенно это относилось к его композициям для духовных хоров. А в послереволюционное десятилетие творчество Виктора Калинникова стало особенно востребованным.

Младший брат Калинникова создавал обработки русских народных и революционных песен, а также произведения для детского репертуара, которые были популярны в различных кругах общества. Его композиции несут в себе яркий дух народности и простоты, широко используются в хоровой музыке и детских спектаклях.

Виктор Калинников был не только композитором, но и талантливым педагогом. Он преподавал в Московской консерватории и на Московских высших женских курсах, воспитывая несколько поколений музыкантов.

Творчество Виктора Калинникова не
оставляет равнодушным меломанов и музыковедов, он оставил значительный след в развитии русской музыки и хорового искусства. Постепенно, в последние годы, его имя стало все более уважаемым и признанным в музыкальном сообществе, что актуализирует значение освоения данной темы китайскими обучающимися .[6]

Виктор Калинников – выдающийся композитор, чье творчество было забыто долгие годы. Только начиная с конца 80-х годов ХХ века началось возрождение интереса к его музыке. Калинников был очень разносторонним музыкантом, однако до сих пор нет сколь-нибудь значительного исследования его творческой деятельности.

Существующие работы посвящены отдельным сторонам жизни и наследия композитора, но они в основном содержат только отрывочную информацию о его жизни и творчестве, которая порой противоречива и затрудняет понимание основных событий его жизни и хронологии его сочинений. Это проблема не только для обучающихся из Китая, но и для всех, кто интересуется музыкой и творчеством Виктора Калинникова. Необходимо провести более детальное исследование его творчества, чтобы узнать больше о жизни этого выдающегося музыканта и о его забытом, но настоящем наследии, которое несомненно заслуживает большего внимания.
Виктор Калинников, самостоятельно изучая инструмент по «Школе игры на скрипке» Ш. Берио, смог достичь высокого уровня игры. Однако, помимо учебы, огромную роль в формировании его музыкального таланта сыграло домашнее музицирование. Семейный вокальный ансамбль, в состав которого входили братья и сестры Калинниковы, регулярно выступал на литургиях и всенощных бдениях в приходской церкви в Орле, что доставляло огромное утешение священнослужителям и прихожанам. От пения совместно с близкими, Виктор Калинников получил не только умение играть на инструменте, но и научился работать в коллективе, слушать других музыкантов и адаптироваться к ним. Домашнее музицирование имело решающее значение в формировании музыкального таланта Виктора Калинникова. Без этого опыта и участия в ансамбле, возможно, его творческий путь был бы совсем другим. Однако, благодаря этому, он смог стать одним из самых ярких и талантливых композиторов своего времени [9].

Для понимания творческого наследия Виктора Калинникова необходимо обратить внимание на его опыт работы с церковным хором и семейного хорового пения. Эти два опыта являются ключевыми факторами, которые во многом предопределили доминирование в композиторском творчестве Виктора Сергеевича сочинений для хора.


Работа с церковным хором дала Калинникову возможность познакомиться с культурой православного и церковного песнопения. Она помогла ему развить навыки композиции и организации вокальных голосов, а также улучшила понимание гармонии и техники сольфеджио.

Опыт семейного хорового пения также сыграл важную роль в формировании музыкального таланта Калинникова. Он научился слушать других музыкантов, работать в коллективе и адаптироваться к ним. Благодаря этому опыту, Калинников смог развить свои композиторские навыки и создать сочинения, которые впоследствии стали популярными и признанными в мире музыки.

Однако, для понимания этих сочинений студентами из Китая необходимо также знание культуры православного и церковного песнопения. Только так можно полностью оценить творчество Калинникова и увидеть его гениальность в создании музыки, которая сочетала в себе и лучшие традиции православия и мировой музыкальной культуры [3].

Опыт работы с церковным хором и семейного хорового пения были критически важными факторами в формировании музыкального таланта Виктора Калинникова и определили доминирование в его композиторском творчестве сочинений для хора. Они также являются важными элементами для понимания этого творчества студентами из Китая и других стран.

Между братьями Виктором и Василием Калинниковыми всегда сохранялась близкая связь – как житейская, так и духовная. Их общие интересы к музыке и взаимная поддержка в этой области не только объединяли их, но и повлияли на творческие достижения каждого из них.

Василий Калинников подготовил Виктора к поступлению в Музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества в 1887 году, а также помогал ему в учебе игры на фортепиано. Братья жили и работали вместе: подрабатывали частными уроками, переписывали ноты, играли в симфоническом оркестре.

У братьев были общие учителя по теоретическим дисциплинам, таким как С.Н. Кругликов, П.А. Бларамберг, А.А. Ильинский. Виктор обучался игре на гобое у профессора Е.Л. Гуревича, в то время как Василий стал свидетелем первых композиторских опытов младшего брата, оценив написанную им увертюру.

До начала карьеры композитора, Виктор работал оркестровым музыкантом, часто выступая в филармонии или театре «Парадиз». Помимо этого, он часто выступал в качестве дирижера, работая с хором Филармонического училища и Василия Калинникова. Во многом благодаря поддержке и советам своего старшего брата, которого он навещал, он смог самореализоваться в музыке [13].