Файл: Работа над произведениями виктора калинникова с китайскими обучающимися в классе дирижирования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 176

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Музыкальные произведения Виктора Калинникова известны своей фактурой, которая формирует «поющую гармонию». Это обусловлено тем, что Калинников создает имитационное взаимодействие голосов, что придает его произведениям узнаваемый стиль.

Уникальность его творческого подхода проявляется также в яркой индивидуальной мелодической линии, которая прослеживается во всех его композициях. Таким образом, музыка Калинникова является примером высокого композиторского мастерства и уникального стиля.

Однако, не менее важно отметить, что все эти качества раскрываются и в детских хорах. В упрощенной, доступной начинающему музыканту форме, композитор сохраняет свои стилевые особенности. Это свидетельствует о том, что Калинников умело владел педагогическим инструментарием и мог адаптировать свои произведения для нужд детского хора. Его детские хоры написаны с учетом детской психологии и возможностей детского голоса. Оригинальные тексты, созданные композитором, помогают детям лучше понимать музыкальные образы и учат читать более сложные партитуры.

Таким образом, музыкальные произведения, описывающие природные пейзажи, могут быть не только мелодичными и красивыми, но и передавать образы природы через звуковые эффекты и фактуры. В этом смысле эти произведения можно рассматривать как своеобразный перевод образов природы в язык музыкальных звуков. Стилистические особенности композиторского письма Калинникова можно найти и в его детских хорах. Он умело сочетал в себе элементы классической и народной музыки, создавая музыку, которая была доступна и понятна детям. Использование фортепиано в качестве основы для музыки не снижает ее качества и интересности, а напротив, делает ее еще более привлекательной. Хоровые произведения Виктора Калинникова являются воплощением национальной музыкальной культуры России. В его музыке прослеживаются стилистические черты класической и народной музыки, что делает его музыку уникальной и неповторимой.

Одним из основных элементов музыкы Калинникова является гармония. Его музыка полна гармонических развитий, которые создают особенную гармоническую ткань. Кроме того, Калинников придает большое значение мелодике и ритмике, в которых также прослеживаются народные музыкальные традиции.

Одной из ярких стилистических особенностей музыки Калинникова является использование характерных русских песенных форм, таких как романсы, стихотворные хоры, кантаты, молящиеся хоры, торжественные хоры и др. Его музыкальный стиль также основывается на полифонической фактуре, что позволяет создавать сложные композиции, состоящие из множества голосов.


В музыке Калинникова очень часто встречаются народные текстильные мотивы и декоративные элементы, которые в свою очередь исполняют функции музыкального материала. Этот метод позволяет создавать музыку, основанную на народном творчестве и показывать ее красоту и мощь.

Кроме того, Калинников нередко комбинирует различные жанры музыкального искусства, что добавляет музыке оригинальности и разнообразия. Так, в его творчестве часто встречаются элементы оперы, симфонического стиля, эксперименты с инструментом.

В целом, хоровые произведения Виктора Калинникова являются прекрасным творением классической и народной музыки, которые достойны восхищения и уважения. Они передают духовную глубину и национальные традиции России и помогают сохранять нашу культурную историю.


ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РУКОВОДСТВА В РАБОТЕ С КИТАЙСКИМИ ОБУЧАЮЩИМИСЯ НАД ИНТЕРПРЕТАЦИЕЙ ХОРА «КОНДОР» ВИКТОРА КАЛИННИКОВА В КЛАССЕ ДИРИЖИРОВАНИЯ

2.1 Музыкально-стилевой анализ хора «Кондор» Виктора Калиникова

Прежде чем анализировать хор «Кондор», кратко охарактеризуем музыкальное творчество В.С. Калинникова в целом.

Произведения Виктора Сергеевича Калинникова Виктор Калинников родился в 1870 году в селе Воин Орловской губернии в семье, тяготевшей к высокому искусству и музыкальному образованию. Большое влияние на музыкальное формирование композитора оказал его старший брат Василий Сергеевич, подготовивший брата к поступлению в Музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества. Позже Виктор Сергеевич Калинников продолжает преподавать в училище, параллельно работая в Московском Синодальном училище. Активно занимается общественной работой. Последние 5 лет жизни Виктор Калинников - профессор теории музыки в Московской консерватории.

Сохранилась статья Калинникова «О хоровом пении», которая характеризует его как общественного деятеля, увлеченного широкой просветительской работой. В статье автор указывает два пути приобщения масс к музыкальной культуре: «потребительский» (пассивное слушание музыки) и «воспроизводительский» (участие в исполнении). Наиболее демократическим видом исполнительства Калинников считает хоровое пение («русский народ - народ-певец», говорит композитор). Поэтому он горячо агитирует за развитие хоровой деятельности в стране, указывая на облагораживающее влияние работы в ансамбле. Также в работе Калинникова призывает бережно хранить традиции русского народного песенного творчества. (6, с.55-56) являются своего рода средоточием таланта, а также всех знаний и умений, которые композитор накопил за долгие годы учёбы, педагогической и дирижёрской практики. Им написано 15 хоров a cappella, ряд хоровых обработок народных песен, детские песни в сопровождении фортепиано, несколько духовных хоров, переложения для хора некоторых романсов русских композиторов, а также Концертная увертюра. Сведения о написанных Калинниковым произведениях взяты нами из «Хорового словаря» Романовского.

Значительную часть творческого наследия В. Калинникова составляют хоры без сопровождения. Они часто исполняются в концертах и являются активно используемой частью учебного репертуара в классе дирижирования. Каждый хор является шедевром, требующим детального и пристального рассмотрения, но крайне редко становится объектом специального изучения музыковедов. Поэтому предпринятая в настоящей работе попытка проанализировать музыкальный язык и форму в хоре «Кондор» представляется актуальной.


Свою творческую деятельность Калинников начал в ту пору, когда сложились очень благоприятные условия для создания именно хоровых произведений. Достигает высочайшего уровня деятельность Петербургской капеллы и Синодального хора. Становятся популярными капелла Шереметьева и хор Архангельского, капелла Булычева и хор Иванова. Начинают активную концертную деятельность множество хоров разных учебных заведений.

Развитие хоровой культуры повлекло за собой появление новых талантливых хоровых дирижёров и композиторов: В.С. Орлова, Н.М. Данилина, П.Г. Чеснокова и др. Ими написано множество хоров без сопровождения. Отличительной чертой этих хоровых сочинений является их подлинно хоровая природа, поскольку авторы все были либо хоровыми дирижерами, либо воспитанниками Петербургской капеллы и Синодального хора, то есть отличными знатоками хорового пения, глубоко понимающими его вокальную специфику, своеобразие выразительных возможностей и красоту звучания.

Насыщенная «хоровая атмосфера» тех лет была существенным фактором, определившим направление творчества Калинникова. Также важной предпосылкой формирования творчества Калинникова, в значительной мере, обусловившей выбор им поэтических текстов для хоров, были незабываемые детские и юношеские впечатления от природы средней полосы России, родных орловских пейзажей1.

В.С. Калинников писал хоры на стихи многих поэтов: А.С. Пушкина, И.С. Никитина, А.В. Кольцова, Е.А. Баратынского, И.А. Бунина. В их стихах композитор искал, прежде всего, определённое душевное и поэтическое состояние, которое он позже облекал в музыкальную форму.

В сущности, все хоры Калинникова по своему содержанию являются «эмоционально окрашенными пейзажами». В противоречие мягким южным сумеркам «Элегии» и приветливому летнему утру в хоре «Звёзды меркнут», в хоре «Кондор» описан мрачный и дикий ландшафт. (6., с. 58) «Иззубренные скалы» вгрызаются в тяжёлое небо, «в ущелья и провалы нисходит ночь». Океан безмолвен, горы нависают над пустынным берегом, и лишь одинокий крик кондора «взрывает» угнетающую атмосферу. И снова возвращается безысходность: «но бесстрастно синеет море и веет на вершине дыханием смерти, холодом пустыни».

Хор «Кондор» написан на слова Ивана Алексеевича Бунина.

М. Эпштейн в своей работе «Природа, мир, тайник вселенной... Система пейзажных образов в русской поэзии» так охарактеризовал поэтическое наследие этого замечательного русского писателя:


«Иван Алексеевич Бунин - один из крупнейших поэтов-пейзажистов, мастер изображения безлюдной природы, в которой скрыто присутствие каких-то безличных, непостижимых сил. Верный традициям реалистического пейзажа в литературе XIX века (особенно А.Н. Майкова и Я. Полонского), И. Бунин вместе с тем подчеркивает самодостаточность и независимость природы от человека, так сгущает краски ее вещественного бытия, что природа в его изображении выглядит необжитой, грозной и тревожной в своем безмолвии. Как бы ни менялась география бунинских стихов: от степных раздолий и лесной глухомани ранней поры до азиатских, ближневосточных, тихоокеанских, средиземноморских, пейзажей 1903-1916 годов, - глубже всего поэт переживает одиночество человека среди природы и одиночество природы без человека, "блаженную тоску" пустынности: "Не видно птиц. Позорно чахнет..."; "Могилы, ветряки, дороги и курганы..."; "Зеленоватый свет пустынной лунной ночи..."; "И ветер, и дождик, и мгла. … Над холодной пустыней воды" ("Одиночество"); "Окраина земли, … Безлюдные пустынные прибрежья..." ("Цейлон"); "Звезды горят над безлюдной землею..."; "Пустыня в тусклом, жарком свете..."; "На плоском взморье - мертвый зной и штиль" ("Штиль"). Такова бунинская природа, словно покинутая человеком или не впускающая его в себя, всегда "безлюдная", "пустынная", "мертвая", "неживая" (любимые бунинские эпитеты). Даже пшеничное поле - "Зреющего поля мертвая страна" ("Вечерний жук").

Вместе с тем никто до Бунина не изображал с такой проникновенностью мир живых существ, как бы перевоплощаясь в них, разделяя их томление, смутные думы, чувство тоскливой заброшенности или хищной радости ("Кондор", "Сапсан", "Змея", "Собака", "Ночная змея", "Кобылица"). Не одухотворяя природу, не уподобляя ее человеку, Бунин прилагает к природе ее собственную меру, раскрывая в своем лирическом герое то бессознательное, чувственно-стихийное, что сближает его со всеми созданиями на земле».

В.С. Калинников мастерски передаёт одиночество и «чувство тоскливой заброшенности», которые выразил в своём стихотворении И.А. Бунин. Он достигает совершенства в использовании средств музыкальной выразительности для передачи глубокого, тяжёлого образа одинокого существа в гнетущей атмосфере пустыни, мрачных гор и моря.