Файл: Работа над произведениями виктора калинникова с китайскими обучающимися в классе дирижирования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 180

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Виктор Калинников начал свою творческую карьеру еще в училище. Это был его первый серьезный труд, который получил одобрительные отзывы от брата. В письме С. Н. Кругликову старший брат отметил, что концертная увертюра, написанная Виктором, ему очень понравилась. Вторая тема была прелестной, а манера писать уникальной. Однако, старший брат подметил, что родственность может играть здесь не малую роль, однако, заимствований у Виктора не было, что очень важно. Эта увертюра стала дипломной работой Виктора, который в 1896 году успешно окончил курс филармонического училища с серебряной медалью и аттестатом «свободного художника». Это было только начало его творческого пути, который в будущем принесет ему мировую известность как композитору и дирижеру [11].

В начале 1897 года Виктор Сергеевич закончил свою работу в оркестре частной русской оперы С. И. Мамонтова в качестве солиста-гобоиста и начал новый этап своей карьеры. Он стал инспектором, а затем преподавателем Музыкально-драматического училища. Виктор Сергеевич преподавал в училище теоретические дисциплины, такие как контрапункт, общую теорию музыки и сольфеджио. Он также преподавал теорию музыки в других учебных заведениях Москвы, таких как Елизаветинский институт (ныне Московский педагогический государственный университет), Сиротский институт императора Николая I, Второй Арбатский (мужской) и Александровско-Тверской (женский) училища, а также в Первой народной консерватории. Хотя он вел класс гобоя, но основное направление его работы было связано с преподаванием теоретических дисциплин. Виктор Сергеевич стал известен как талантливый педагог, строго наставляющий студентов, но при этом дававший многое из собственного опыта. Поэтому его лекции и занятия были очень популярными среди студентов и имели большое значение для музыкального образования в России [19].

Работа Виктора Сергеевича в Синодальном училище церковного пения сыграла важную роль в его творческой жизни. В 1898 году он был приглашен в это учебное заведение, которое с тех пор было связано с ним до конца жизни. В 1918 году училище было переименовано в Московскую народную хоровую академию, а в 1923 году было объединено с Московской консерваторией. Ориентируясь на исполнительские возможности хора Синодального училища и на художественно-эстетическую стилистику самой школы, Виктор Калинников написал 24 духовных хора в период с 1903 по 1918 годы. Эти произведения стали важным вкладом в музыкальную культуру России. Они были написаны в трех- или четырехголосной аранжировке и звучали в храмах и церквях, что делало их доступными для широкой публики. Каждый хор был написан с огромной любовью к музыке и исполнению, что и сделало их популярными и узнаваемыми в нашей стране. Виктор Сергеевич смог создать непревзойденные произведения, которые останутся в истории музыкального искусства России на многие годы вперед [16].


С 1904 по 1918 год издательство П. Юргенсона выпускало отдельные серии пятнадцати песнопений Литургии и девяти песнопений Всенощной. Последовательность их появления была довольно неравномерной, были перерывы между отдельными номерами. Например, между номерами № 11 «Приидите, поклонимся» (1908 г.) и № 12 «Верую» (1911 г.) был значительный перерыв, который был связан с ухудшением здоровья композитора. Как и его старший брат, Виктор Сергеевич страдал туберкулезом. Это свидетельствует о том, что композитор не рассматривал эти песнопения как части единого музыкально-литургического цикла. Тем не менее, эти произведения были полностью написаны Виктором Сергеевичем и входили в общую культуру религиозной музыки. Для Виктора Сергеевича создание музыки для религиозных церемоний было особенно важно, поскольку он считал, что музыка должна помогать людям в их поиске связи с божественным. Благодаря его работе, эти произведения стали неотъемлемой частью культурного наследия России и до сих пор восхищают публику своей красотой и глубиной [1].

Период последних лет XIX - первого десятилетия XX века стал для композитора Виктора Калинникова временем творческого расцвета и стремительного развития музыкальной карьеры. Он работал в различных направлениях и проявлял себя как яркий музыкант и педагог.

С 1898 года Калинников начал преподавать в Синодальном училище церковной музыки, где привлекал внимание своими музыкальными знаниями и опытом. Он совмещал педагогическую деятельность в училище с работой в Московском художественном театре, который был открыт тогдашними известными режиссерами К.С. Станиславским и В.И. Немировичем-Данченко.

С 1898 по 1901 годы Калинников работал в Московском художественном театре в качестве дирижера и заведующего музыкальной частью, принимая участие в постановке спектаклей, которые стали знаковыми для отечественной сцены. Среди таких спектаклей были «Чайка» А.П. Чехова, «Царь Федор Иоаннович» А.К. Толстого, «Снегурочка» А.Н. Островского и «Антигона» Софокла [7].

За период с 1901 по 1911 годы композитор Калинников написал пятнадцать хоров a cappella на стихи русских поэтов, которые стали замечательным вкладом в мировую хоровую музыку. Эти произведения были известны своей яркой образностью, особой мелодичностью и интересными темброво-колористическими решениями.

Хоры на слова русских поэтов, которых написал Калинников, были особенно примечательны своими «эмоционально окрашенными пейзажами», где композитор использовал оригинальные способы передачи настроения и эмоций. Например, в произведениях «Лес» на стихи А. Кольцова, «На старом кургане» на слова И. Никитина и «Кондор» на стихи И. Бунина можно услышать отчетливую передачу образов и настроений.



Интересно, что некоторые критики того времени даже отдавали предпочтение светским хорам Калинникова, считая их более удачными и художественно значимыми, чем его церковные сочинения. Один из критиков, А. Никольский, даже отнес Калинникова к числу знаменитых духовных композиторов, высоко оценивая его творчество.

Не смотря на то, что первоначально пятнадцать хоров a cappella были опубликованы П. Юргенсоном, они оказались востребованы и в советское время. Они были переизданы неоднократно, как в группах, так и в отдельных произведениях [2].

Кроме знаменитых хоров a cappella, композитор Калинников оставил свой след и в области светской музыки. В 1908 году были написаны две инструментальные миниатюры для струнного квартета, которые поразили слушателей своей гармонией и красотой звучания. Эти произведения отличались оригинальностью и тонкостью передачи настроения, что делает их по-настоящему ценной находкой для музыкальных ценителей.

Также, Калинников работал в области вокальной музыки и написал несколько вокальных произведений, среди которых романс «Шарманка за углом на улице поет» на слова А. Федорова. Эта композиция была написана в 1908–1909 гг. В этот период музыкант работал в Высшем техническом училище и руководил студенческим оркестром. Эта работа позволила ему применить свои знания и талант не только в области композиторства, но и в области организации музыкального исполнения.

В начале ХХ века Виктор Сергеевич Калинников начал работать в музыкально-этнографической комиссии (МЭК), созданной при Этнографическом отделе Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии Московского университета. В течение двадцати лет, МЭК занималась записью, изучением и пропагандой произведений народного музыкального творчества народов России [4].

Калинников работал с тюрко-татарским фольклором, делая хоровые обработки, а также участвовал в создании сборников народных песен. Совместно с другими членами МЭК, он подготовил к изданию два «Школьных сборника русских народных песен», выпущенных в 1904 и 1910 годах. Впоследствии, его обработки вошли в авторские сборники, в том числе в изданный П.Юргенсоном сборник «Одиннадцать детских песен для унисонного хора с фортепиано», предназначенный для начальных училищ или низших классов средних учебных заведений.

Работа Калинникова в МЭК позволила ему оставить след в истории этической музыки. Он внес свой вклад в сохранение и изучение богатого музыкального наследия народов России, сделав хоровые обработки народных песен. Его работа в МЭК стала важным этапом в его творческой деятельности, а его обработки народных песен вошли в сборники и до сегодняшнего дня используются в учебных заведениях.


Виктор Сергеевич Калинников принимал активное участие в работе музыкально-этнографической комиссии (МЭК) при Этнографическом отделе Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии Московского университета. Он не только делал хоровые обработки народных песен, но и принимал участие в подготовке и проведении этнографических концертов МЭК.

Калинников возглавил объединенный хор любителей и хор Вспомогательного общества купеческих приказчиков, который был специально создан для проведения IV Этнографического концерта. Это значимое событие состоялось 19 ноября 1901 года в Малом зале консерватории. В рамках этого концерта были исполнены великорусские, малорусские, польские, еврейские и башкирские песни в обработках членов МЭК А. Л. Маслова и А. А. Ильинского. Калинников принес свой вклад в разнообразие и богатство музыкального творчества народов России [8].

Активное участие Калинникова в подготовке и проведении этнографических концертов свидетельствует о его заинтересованности в сохранении и изучении народной музыки России.

Опыт работы в музыкально-этнографической комиссии оказал влияние на творчество народного артиста СССР Виктора Калинникова. Сформировавшиеся принципы обработки фольклорного материала повлияли на создание его музыкальных произведений. В особенности, значительное место в творчестве Калинникова занимают обработки и переложения для хора, сделанные в период с конца 1910-х по 1920-е годы. В этих обработках использовались русские народные песни такие как «У ворот, ворот батюшкиных», «Вниз по матушке по Волге», «Ты взойди, солнце красное», «Как за речкою», «Заиграй, моя волынка», «Верный наш колодец», «Как у нас во садочке». Эти произведения публиковались и отдельно, и в сборнике, принеся славу и признание автору и их исполнителям [5].

В 1920-х годах композитор Виктор Калинников прославился своими хоровыми обработками революционных гимнов и пролетарских песен. Такие композиции, как «Интернационал», «Марсельеза», «Дубинушка» и «Эй, ухнем!» выпускались в массовых тиражах и исполнялись как профессиональными хорами, так и самодеятельными музыкантами.

Однако, интересным опытом Виктора Калинникова стали его хоровые обработки произведений русской музыкальной классики. В числе таких произведений можно назвать романсы М. И. Глинки, А. П. Бородина и П. И. Бларамберга, а также хоры Н. Н. Черепнина. Эти обработки были связаны с работой композитора в редакционно-издательской секции музыкального отдела Пролеткульта.


В своей статье «О хоровом пении», Калинников обращает внимание на значимость хоровой культуры и ее влияние на национальные певческие традиции. Он поднимает вопросы недостатков современного хорового репертуара и перспективы их преодоления на основе сохранения национальных певческих традиций. В своей статье Калинников пишет: «Нет села или деревни на всем пространстве России, где в свободную минуту не раздавалось бы хоровое пение, нет такого торжества общественного или частного, которое обошлось бы без пения» [6].

Педагогическая деятельность Виктора Сергеевича Калинникова была очень разнообразной. В течение 1918-1920 годов он работал в Синодальном училище и консерватории, совмещая это с обязанностями члена комиссии по детскому образованию и воспитанию при театрально-музыкальной секции Московского Совета рабочих депутатов. В рамках этой деятельности он выпустил репертуарный сборник для детей «Десять детских песен для двухголосного хора с фортепиано», включающий в себя обработки известных песен, таких как «Котик», «Теньтень», «Заинька», «Журавель» и другие [10].

Этот сборник стал очень популярным и уже через два года после первой публикации был переиздан, а в 1925 году вышло повторное издание «Одиннадцати детских песен для унисонного хора с фортепиано». Таким образом, Виктор Калинников смог добиться огромной популярности и признания в мире музыкальной литературы и педагогики.

Виктор Сергеевич Калинников был ярким представителем музыкальной культуры начала XX века. Его значительно вклад в развитие детской хоровой музыки стал отличным примером успешной педагогической и исполнительской деятельности.

Создавая детские произведения и занимаясь пропагандой хорового пения, Калинников активно отстаивал идею массового обучения музыке. Именно благодаря его усилиям стали возможными многие культурные мероприятия, которые сегодня доступны каждому ребенку.

Согласно Калинникову, хоровое пение является одним из наиболее продуктивных средств введения масс в музыкальную самодеятельность. Ансамблевое исполнение дает возможность выразить самые сложные художественные произведения, а также обучает участников хора совместному исполнению [2].

Кроме того, Калинников подчеркивал, что участие в художественной отделке произведений помогает формировать художественный вкус и научиться ценить не только технику исполнения, но и его художественную сторону. Он также отмечал, что глухое восприятие музыки может привести к потере связи с миром культуры и искусства.