Файл: Работа над произведениями виктора калинникова с китайскими обучающимися в классе дирижирования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 177

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Некоторые музыкальные приемы композитора, речь о которых пойдет позднее, наталкивают нас на следующие ассоциации. Мы придерживаемся позиции, что И.А. Бунин в стихотворении «Кондор» использовал аллегорию, сравнив суровую птицу с одиноким романтическим героем. Так же сурова и архаична музыка. Кондор - это страдающий от одиночества герой, над которым нависают громады гор, подобно высоким мрачным готическим храмам, довлеющим над средневековым человеком.

Многие исследователи относят хор «Кондор» к лирико-эпическому жанру2. В первой и третьей части скупость и строгость мелодики, её небольшой диапазон, редкое использование скачков (только однажды вводится скачок на сексту и один раз - на квинту) создают эпический, повествовательный образ.

В средней части скачки и резкий пунктирный ритм драматизируют повествование, приводят к кульминации хора. Можно сказать, что средняя часть не столько лирична, сколько глубоко драматична, а общее содержание хора и вовсе трагическое.

В целом жанр хора «Кондор» можно охарактеризовать как балладу. На эту мысль наталкивает романтический образ одинокого, уродливого кондора, эпический характер повествования и драматическая кульминация, которая также присуща романтикам.

Проанализируем с системных позиций использованные композитором средства музыкальной выразительности и музыкальную форму.

Звуковая основа. Главная тональность хора a moll, характеризующая душевные переживания героя, тоску. Калинников использует натуральный минор. Минорные тональности в произведении преобладают. Встречаются ещё d-moll, e-moll. Длительное выдерживание доминанты к ля минору в конце кульминационного эпизода звучит успокаивающе, примиряющее («…и замирает в небе…»). Заканчивается хор «Кондор» в ми миноре - тональности смерти, бездны («и веет на вершине дыханьем смерти, холодом пустыни»). Как мы видим, тональный план точно соответствует содержанию хора.

Хор «Кондор» написан для смешанного хора, как и большинство хоров В.С. Калинникова. В хоре семь голосов, возникающих за счет divisi.

Фактура хора также зависит от музыкального образа. Калинников использует гомофонно-гармонический склад, однако гармоническими средствами пользуется очень сдержанно. По сути, аккорды образуются в результате использования определенного композиционного принципа: мелодия излагается в октавном удвоении в трёх голосах, и одновременно выдерживается двухголосная октавная педаль. Зайцев М. В. В своей работе «Тембр как выразительное средство в хорах Вик. Калинникова. Лекция по курсу хоровой литературы» (Ленинград, 1974) при описании хоровой фактуры в произведениях Калинникова говорит о так называемом «приёме смешения тембров»:


«Этот приём композитор широко применяет в своём творчестве. Композитор, как живописец, соединяя различные краски хоровых голосов, находит новые колориты, обладающие выразительными свойствами. Чаще всего композитор использует приём смешения тембров двух партий при октавном удвоении, что придаёт звучанию мелодической линии, кроме новой окраски, ещё и «объёмный характер», вызывающий «ощущение звуковой перспективы».

Используя такой же приём смешения тембров, Калинников достигает в начале хора «Кондор» почти зримого впечатления безжизненности, бескрайности и величия природы, над которой медленно парит одинокая птица. Ощущение «пространственности» усилено здесь включением в мелодическую функцию партии сопрано, образующим двухоктавную массивную мелодию». В результате возникает звучание, создающее ощущение давящей, мрачной атмосферы угрюмого пейзажа. композитор калинников хор кондор

Гармонический язык второй части более сложен. Диссонансы передают отчаяние, попытку героя (Кондора) спастись от жуткого, непереносимого одиночества. Во второй части меняется и фактура, появляются признаки полифонического имитационного склада:

Альтовая партия вступает в диалог с остальными голосами. Возможно, так В.С. Калинников изобразил эхо, разбуженное диким криком кондора.

Вертикаль в хоре в основном терцовая. Композитор часто использует жестко звучащие неполные аккорды. Это также способствует созданию ощущения пустоты и одиночества.

Композитор часто использует аккорды тонической группы (t53, t6), предпочтительно в неполном виде.

При возникновении образа Кондора композитор вводит аккорды субдоминантовой группы: IV7, VI6, III34, III34#5ь7, III2#5ь7, II7 неп, III34#5, s6. Альтерация аккордов возникает, когда В.С. Калинников показывает угрюмость героя, его уродливость, угловатость.

Во второй, контрастной части, где герой отчаянно пытается разорвать гнетущую тишину своим криком, композитор использует преимущественно аккорды доминантовой группы: d53, VII53 нат., d6, DD2#7, DD7 неп, DD умвв7, умвв7. Эти аккорды, наряду с прочими средствами музыкальной выразительности ярче изображают протест героя.

Последования вертикалей таковы: в крайних частях чаще всего встречается соотношение тоники и натуральной доминанты, что придает хору архаичный характер. Однако каждый период завершается классической автентической каденцией. Заключительная каденция полная совершенная.



Теперь и о форме хора. По мнению исследователей, форма «Кондора» 3-частная репризная. (9., с. 73) Вторая часть обособляется в самостоятельный раздел, ярко контрастирующий по музыкальному содержанию крайним частям. Он включает напряжённую драматическую кульминацию всего произведения и отделяется от репризы глубоко выразительной ферматой на паузе. Следовательно, целое очерчивается контурами трехчастной формы с контрастирующей серединой. Точно такой же принцип Калинников использовал в другом, не менее известном хоре «На старом кургане», являющемся свободной фантазией на тему романса Василия Калинникова3

Отметим только, что реприза в хоре сокращена и потому его структура может быть выражена схемой А В А1.

Такая трактовка формы хора полностью соответствует его образному содержанию: повествовательная, спокойная первая часть; яркая вспышка, взрыв во второй части; и гнетущая неизбежность третьей.

Задача дирижёра и хора, исполняющего «Кондор» состоит, прежде всего, в передаче сложного, философского образа произведения. Исполнителям необходимо прочувствовать страдания героя, погрузиться в мрачную атмосферу хора. Следует выполнять каждую рекомендацию композитора, касающуюся темпа, динамики, агогики и прочих средств музыкальной выразительности, не передающихся нотным текстом. В.С. Калинников очень точен в своих ремарках.

Стремясь яснее отразить интонации поэтического текста, композитор

использует переменный размер. Этим композитор достигает широты мелодии, её неспешного декламационного характера. При этом становятся более ясными смысловые ударения на ключевые слова.

Хотелось бы обратить внимание на первые слова хора. Весомое, глубокое высказывание является интонационным ядром, которое погружает слушателя в мрачную атмосферу хора. Звучание каждого аккорда композитор усиливает акцентом:

Важную роль в хоре играют динамические и темповые изменения. Так, в первой части каждый период затихает и сильно замедляется к концу, усиливая чувство неизбежности и одиночества, выраженное в поэтическом тексте.

Для эпического повествования в первой части композитор использует средние тесситурные условия, достаточно комфортные для всех партий хора (Сопрано ми1 - ре2; альты сим - ми
1; тенора 1 мим - ре1, тенора 2 мим - лям; басы миб - мим). Здесь тесситура не играет особой выразительной роли.

В первой части созданию образа мрачного пустынного пейзажа способствуют прежде всего гулкие неполные аккорды.

Характерной чертой мелодического движения первой части хора является неразвитость, «застылость» мелодии.

При возникновении в тексте образа Кондора, к которому как поэт, так и композитор испытывают глубокое сочувствие, от мелодической линии отделяются басы и «просторная» мелодия уже мягко звучит в окраске октавы лирических сопрано и теноров4.

Повествовательный образ трансформируется, драматизируется. Композитор делает мелодию более выразительной. Фразу, в которой описывается Кондор, он начинает со скачка, смягчая его последующим поступенным заполнением. Мелодия обогащается хроматическими звуками. Появление альтераций говорит о сложности, глубине образа Кондора. Гармонический язык здесь подобен более ярким и сочным красками, которые использует художник, выделяя главного персонажа на общем фоне картины.

Вторая часть резко контрастна первой. Она врывается, пронзает, словно молния вспарывает тяжёлую тучу. Мелодию отличает острый пунктирный ритм, обилие шестнадцатых, введение скачков на сексту. Новые диссонирующие аккорды придают литературному тексту («И дикий крик, звенящий крик тоски…») живое звучание. Смысл этого раздела - попытка героя вырваться из гнетущей среды.

Во второй части тесситура более высокая. Особенно важны тесситурные условия басов - намеренно высокие, что придает звуку напряженность (басы 1 лям- сим; басы 2 мим - лям).

Последнего созвучие растворяется, ускользает от слушателя. этот прием композитора следует трактовать, как безутешность, истаивание надежды героя на возможность вырваться. Следует сказать, что эффекта таяния, исчезновения звука композитор достигает, постепенно «отключая» голоса, оставляя в итоге одну звучащую ноту.

Фермата на паузе окончательно растворяет крик Кондора, и в третьей части композитор возвращает слушателей к бесстрастному, неподвижному морю и холодной бесконечной пустыне.

Третья часть снова возвращает нас к угрюмому мрачному пейзажу и острому одиночеству.

В репризе Калинников ещё больше снижает тесситуру и переносит мелодию в средние голоса, тогда как верхний голос неподвижно звучит на одной ноте, тем самым полностью погружая слушателей в атмосферу безысходности.


Сумрачный, тяжёлый характер третьей части требует более низкой тесситуры (Сопрано ми1 - ми1, альты сольм - до1, тенора 1 мим-до1, тенора 2 мим - мим, басы миб - дом

Хоры В.С. Калинникова часто используются в хоровой и дирижёрской практике. Они интересны и популярны. Однако хоровое творчество композитора редко привлекало внимание музыкальных теоретиков. В настоящей работе мы сделали попытку проанализировать один из хоров В.С. Калинникова не только с точки зрения исполнителя, но и с точки зрения теоретика.

Однако на примере одного хора невозможно судить о ценности всего хорового творчества композитора. Поэтому остается надеяться, что творчество замечательного русского композитора Виктора Сергеевича Калинникова будет и далее изучаться музыкальными теоретиками, а новые исследования расширят представления о самобытной, яркой и выразительной музыке композитора.