Файл: Работа над произведениями виктора калинникова с китайскими обучающимися в классе дирижирования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 179

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Однако, после революции и гражданской войны, педагогическую деятельность Виктора Калинникова остановил тяжелый недуг. Он провел последнее десятилетие жизни под Москвой, в Салтыковке, где продолжал преподавание в консерватории и руководство хором Московского университета, но тяжелые условия послереволюционной разрухи и голода усугубляли его состояние здоровья.

Виктор Калинников был выдающимся композитором, но после его смерти судьба его наследия оказалась весьма неоднозначной. Его духовные сочинения были под запретом, но тем не менее исполнялись в церковной практике. Даже Н. М. Данилин включал его хоры в богослужения церквей Москвы до 1928 года.

В советский период отдельные детские песни, светские хоры и хоровые обработки появлялись в тематических нотных сборниках. Однако, несмотря на это, многие из его работ так и остались невыпущенными и неизвестными.

В 1970 году к столетию композитора были изданы его хоровые обработки и переложения. Это стало своего рода подтверждением того, что творческое наследие Виктора Калинникова не забыто и значимо для музыкальной культуры России.

В конце 1980-х годов в России произошло возрождение русской духовной музыки, что привело к усилению интереса к творчеству Виктора Калинникова. Духовные и светские хоры композитора начали активно исполняться и переиздаваться, что привело к появлению новых ракурсов исследования его творчества [12].

Одним из оставшихся открытым вопросов является обращение Виктора Калинникова к духовным жанрам в последний период его жизни. В частности, ему приписывается рукопись Литургии для мужского хора, датированная 1918 годом, которая была обнаружена в издательстве Московской Патриархии. На титульном листе указано имя Виктора Калинникова, а сам музыкальный стиль близок его духовным хорам.

Исполнение Литургии было восстановлено, и ее музыкальное содержание было признано высококачественным и оригинальным. Кроме того, было установлено, что именно Калинников создал первоначальную композицию Литургии, правда, позднее некоторые ее части были модифицированы другими музыкантами.

Творчество Виктора Калинникова является частью богатой музыкальной культуры России. Не только российские музыканты и поклонники его музыки, но и люди со всего мира находят в его творчестве вдохновение и красоту. Кроме того, его музыка используется в музыкальном образовании по всему миру.

Китай не является исключением. В современном Китае все больше обучающихся интересуются российской музыкальной культурой, включая творчество Виктора Калинникова. Музыкальные колледжи и университеты Китая предлагают курсы по освоению его музыкальных произведений.


Интерес к творчеству Калинникова в Китае объясняется не только красотой его музыки. Его музыка может быть использована для развития техники игры на музыкальных инструментах. Кроме того, при обучении исполнению его музыки студенты учатся работать в коллективе, координации движений, восприятию и интерпретации музыкальных произведений и т.д.

Также следует отметить, что творческое наследие Виктора Калинникова помогает укрепить дружбу и культурные связи между Китаем и Россией. Учебный процесс, связанный с его работами, может стать заметным шагом к развитию культурного обмена между двумя странами [15].

С учетом мировой популярности творчества Виктора Калинникова, его музыка продолжает вдохновлять и привлекать к себе все больше исследователей и обучающихся из Китая. В свою очередь, это позволяет более широко представлять российскую культуру и наследие в других странах.

Механизм освоения творческого наследия Виктора Калинникова китайскими обучающимися включает несколько этапов. На первом этапе студенты знакомятся с жизнью и творчеством композитора, изучают его музыку, особенности музыкального языка и методов композиции.

На втором этапе студенты начинают изучать отдельные произведения Виктора Калинникова. Это может быть как духовная музыка, так и светская. Расширяется знакомство со стилем композитора, его инструментальной и оркестровой музыкой, с его хоровыми произведениями.

Третий этап включает изучение исполнения произведений. Студенты учатся играть на музыкальных инструментах, исполнять хоры и другие музыкальные произведения Виктора Калинникова. В процессе обучения особое внимание уделяется взаимодействию в коллективе и как музыка может выражать различные эмоции и настроения.

На последнем этапе студенты могут использовать знания и навыки, полученные в процессе обучения, для создания своих собственных произведений. Они могут использовать стиль и методы композиции Виктора Калинникова и перенести их на собственную музыку.

Изучение творчества Виктора Калинникова позволяет китайским обучающимся погрузиться в российскую музыкальную культуру и развить свои музыкальные навыки и творческий потенциал. Этот процесс может не только помочь в укреплении культурных связей между Китаем и Россией

, но и привести к созданию новых музыкальных произведений, объединяющих в себе культуры обоих народов [17].

Таким образом, можно сделать следующий вывод: Калинников был талантливым и разносторонним музыкантом, который работал в различных жанрах музыки, от создания церковных сочинений до написания хоров и светской музыки. Его инструментальные произведения и вокальные композиции отмечены высокими оценками критиков и являются важным достижением в мировой музыкальной культуре. Виктор Калинников внес значительный вклад в развитие хоровой культуры. Его хоровые обработки революционных гимнов и пролетарских песен, а также произведений русской музыкальной классики стали настоящими произведениями искусства и отражением национальных музыкальных традиций. Работа Виктора Сергеевича Калинникова в области педагогической деятельности была очень разнообразной и включала в себя работу в различных учреждениях, написание репертуарных сборников для детей и преподавание в консерватории. В настоящее время интерес к творчеству Виктора Калинникова продолжает возрастать, и на его творчество обращают внимание все больше исследователей. Если учесть, что многие из его работ были недооценены в его жизнь, то можно сказать, что в настоящее время происходит настоящее возрождение творчества этого выдающегося композитора.
1.2 Общая характеристика стилевых особенностей хоровых произведений Виктора Калинникова
Творчество Виктора Калинникова в области хоровой музыки является настоящим шедевром. Каждое его произведение содержит в себе эмоционально насыщенные пейзажи, в которых композитор передает свои чувства и впечатления.

Хотя тематика его произведений похожа, в целом, на других композиторов, Калинников выделяется своим индивидуальным подходом к их трактовке. К примеру, его картинно-пейзажные хоры, такие как «Жаворонок» и «Зима», описывают красивый и содержательный мир природы в их музыкальной форме.

Хоровые романсы, такие как «Элегия» и «Нам звезды кроткие сияли», выражают чувства и эмоции, связанные с любовью, при этом музыка Калинникова способна передать сложные и глубокие чувства.

Лирико-эпические хоры, такие как «На старом кургане» и «Кондор», рассказывают о людских страстях и переживаниях, и Калинников умело передает философию и эмоции текста своей музыкой.

Характерные картинки в русском стиле, например «Ой, честь ли то молодцу» и «Спесь», характеризуются ясностью и прямотой, выражая мнения и мысли героев с помощью музыки.


При этом Калинников умело использует различные приемы композиторского мастерства, чтобы передать характеристики каждой тематической группы. Его гармония выделяется чрезвычайно разнообразными неаккордовыми звуками, задержаниями и альтерациями, что придает его композициям своеобразный звук.

Калинников также оставил свой след в мире поэтических текстов хоровых произведений. Он умело объединяет литературный текст с музыкой, создавая уникальный стиль, который выделяется своей эмоциональностью и эстетической красотой.

При анализе общих характеристик стилевых особенностей хоровых произведений Виктора Калинникова необходимо разделять духовную музыку и сочинения для детских хоровых коллективов. Представляется необходимым рассмотреть их характеристики последовательно.

Духовные музыкальные сочинения Виктора Калинникова были отличительной чертой его творческого наследия как представителя Новой московской школы церковного пения. Именно произведения для духовных хора стали ядром его творчества. Хотя в них отражена характерная черта Синодальной школы — «собственный музыкальный мир» (С. Смоленский), они были написаны в индивидуальном композиторском стиле, который был лаконичным и выразительным. Этот стиль соответствовал состоянию глубокой молитвенной сосредоточенности, которое порой сочеталось с открытой эмоциональностью и выражалось яркими, ликующими мелодическими интонациями и красочными сочетаниями хоровой вертикали. Все это свидетельствовало, что 24 духовных хора являются произведениями зрелого мастера, обладающего отточенной профессиональной техникой и виртуозно владеющего средствами хорового письма [18].

В начале 20-го века духовные хоры Калинникова вызывали интерес критиков и слушателей. Несмотря на то, что некоторые эксперты делились своим неоднозначным мнением, они отмечали высокое качество композиций и подлинное народное религиозное чувство, которое чувствовалось в музыке.

Композитор смело затрагивал темы, связанные с религией и духовностью, и создавал музыку, из которой веяла искренность и простота. Безусловно, в его сочинениях были некоторые промахи, но именно такой подход к творчеству помогал ему находить новые и неординарные решения, рискуя выйти за пределы стандартных музыкальных канонов.

Композитор, несмотря на свою скромную и робкую натуру, имел свою уникальную музыкальную грань и чувствовал народную душу. Именно поэтому В. Беляев считал, что музыка Калинникова обладает своей особой свежестью, искренностью и архаичностью, которые привносят в музыку нечто новое и оригинальное.


Сочинения Калинникова были неслучайно популярны в предреволюционный период. Они широко исполнялись в Петербурге и Москве, а также в провинциальных городах. Разнообразные хоровые коллективы, такие как Синодальный хор, хор Большого театра под управлением У. О. Авранека, «Славянская капелла» М. Д. Агреневой-Славянской, хор А. А. Архангельского включали в свой репертуар сочинения Калинникова.

Одним из самых известных произведений композитора стал хор «Во царствии Твоем», который был исполнен несколькими коллективами на закрытии I Всероссийского съезда регентов в 1908 году. Согласно мнению И. А. Гарднера, это произведение требует хороших хоровых сил, благодаря своему сложному полифоническому строению.

Музыка Калинникова не только отражала духовность и религиозную тематику, но и сочетала в себе высокое качество и разнообразие. Она удивляла своей изысканностью и глубиной, умело использовала народные мотивы и создавала новые музыкальные формы. Именно благодаря этим качествам ее исполнение было широко распространено в самых разных группах и коллективах того времени [14].

Музыкальное наследие духовных сочинений В. Калиникова было не только популярно в крупных городах России, но и в провинциальных коллективах, которые находились в Нижнем Новгороде, Пензе, Вятке, Тифлисе, Томске и других местах. Они были любимы за чистоту церковного стиля, красоту напевов и оригинальность хоровых решений.

Данные сочинения были широко исполняемы во время храмовых богослужений и духовных концертов и воспринимались как ценное музыкальное наследие духовной культуры. Например, только в Харькове они исполнялись тремя церковными хорами: Архиерейским, Мироносицкой и Ново-Троицкой церквей под управлением А.М. Житникова и хором И.М. Туроверова.

Внимание к сочинениям Калиникова продолжалось и в дальнейшем. Везде, предположительно, сохранялись рекомендации по исполнению произведений этого композитора. Например, С.Н. Кругликов оставил свои рекомендации к их исполнению на клиросе, о которых можно узнать из записи Журнала Наблюдательного совета при Синодальном училище церковного пения.

Хоровые произведения Виктора Калинникова – это настоящий драгоценный камень в мире музыки. Они располагаются на высоком уровне техники исполнения, что позволяет их исполнению раскрыть все потенциальные возможности этого жанра. Исполнение высокого уровня, этот композитор мастерски использует хоровую инструментовку, способную раскрыть голосовое богатство наших певцов.