Файл: Работа над произведениями виктора калинникова с китайскими обучающимися в классе дирижирования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 181

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Хотя инструментальные принципы организации хора могут показаться несовместимыми, стиль инструментовки Калинникова сочетает в себе предельное выявление стихии вокальности и возможности инструментации хора. Фактура его музыкальных произведений богата и разнообразна, позволяя ему эпизодически использовать неполный хор или менять количество голосов в каждой партии.

Один из самых уникальных голосов, которые использует Калинников, - бас-октава. Это прием, который позволяет достигать глубокой сочности звука и раскрыть потенциал хорального исполнения. Будучи дирижером, Калинников знал, как трудно держать высокую тесситуру, поэтому в его хорах диапазон и тесситура хоровых партий довольно умеренные.

В звучании его музыкальных произведений четко видно влияние голосового состава Синодального хора, который был знаменит своей высокой техникой исполнения и вокальными особенностями. Калинников умел учитывать эти особенности, что позволяло ему создавать произведения, раскрывающие голосовые возможности певцов на полную мощность.

Музыка хоровых произведений Виктора Калинникова сразу окутывает слушателя своей неповторимой атмосферой.

В его музыке прослеживаются две основные тенденции, которые подчеркивают мастерство и уникальность его творчества. Одна из них идет от П.И. Чайковского, что подчеркивается характерной русской фактурой и гармоническим языком. Мелодизация голосов, дарование каждому голосу своего уникального звучания, разнообразие звуков, все это неповторимо прослеживается в музыке Калинникова.

Вторая тенденция идет от композиторов «Могучей кучки», которые создавали музыку на основе народной песни, подражали речевым интонациям, создавали ладовые модуляции и взаимопроникновение мажора и минора. Музыка Калинникова, также, как и музыка «Могучей кучки» пропитана элементами крестьянской народной песни, она обращается к эпическим образам, выражает бытовые русские национальные картинки. Подобным произведением является, например, хоровое произведение «Лес».

Хоровая музыка – это один из наиболее сложных жанров музыки. Она требует высокой техники исполнения, навыков сложного голосового взаимодействия, умения поддерживать музыкальную связь на протяжении всего произведения.

Сочинения Виктора Калинникова помогли ему стать уникальным представителем Нового направления русской духовной музыки. Это направление было основано на использовании народных музыкальных традиций и опыта национальной композиторской школы в церковно-музыкальной композиции.


Один из основных принципов – это трактовка древнего роспева как основы для свободной композиции, а не только просто гармонизации.

Калинников смог дать музыкальному языку древнерусского церковного пения новое выражение, высвободив фактуру, гармонию, ритм, и создав новые средства, соответствующие истинному характеру композиций. Он пользовался оригинальными приемами, такими как антифонное пение, пение с канонар-хом, с головщиком, что вызвало ренессанс блестящей хоровой инструментовки. Калинников также вернулся к церковному уставу, соблюдению певческих традиций и создал новый национальный стиль хорового письма.

Творчество Калинникова и других композиторов Нового направления русской духовной музыки было оценено как высшей музыкальной культурой России.

Музыка этих композиторов не только передавала красоту и мощь религиозных текстов, но и отражала специфику национальной культуры. Она привлекает своей глубиной, красотой и оригинальностью, являясь одной из величайших страниц в истории русской музыки.

Далее обратимся к общим характеристикам сочинений Калинникова для детского хора. Цикл «Десять детских песен для двухголосного хора с фортепиано» Виктора Калинникова является прекрасным примером того, как композитор смог органически перевести детей от унисона к двухголосному пению.

Учитывая, что у каждого ребенка свое уникальное музыкальное развитие, Виктор Калинников использовал различные техники голосоведения для обучения двухголосному пению.

Первая техника, которую использовал Калинников, это движение параллельными интервалами. Она позволяла детям осознавать свои голосовые возможности и настроение каждого голоса в хоровом произведении. Далее Виктор Калинников использовал элементы подголосочной и имитационной полифонии. Они позволяют детям понимать, что голоса могут звучать различными и выводить индивидуальную мелодию, которая со временем соединяется с мелодиями других голосов.

Наконец, последняя техника, которую использовал Калинников – канон, как первую ступень сложной полифонии. Канон позволяет детям понимать, что зависимость голосов может быть более сложной и тонко настроенной.

В процессе разучивания этих произведений дети осваивают все техники голосоведения и получают фундаментальные представления о хоровом многоголосном пении. Каждое произведение в цикле помогает детям стать более опытными и уверенными в своих музыкальных навыках

, что поможет им стать хорошими музыкантами в будущем.

Одним из наиболее заметных аспектов творчества Виктора Калинникова являются его детские пьесы для хора.

Известно, что в отличие от большинства других авторов, которые обращались к популярным детским стихам и прибегали к помощи поэтов для написания текстов, Калинников сам занимался созданием слов к своим композициям.

Тексты, которые создавал композитор, являлись настоящей находкой для музыкантов. Они были насыщены народными традициями, которые были заданы еще Лядовым. Калинников умел передать дух народных прибауток, частушек, колыбельных, что делает его творчество исключительным на фоне других авторов.

Один из ключевых элементов музыкальных композиций для хора Калинникова - это текст. В его произведениях слова играют первостепенную роль, организуя форму, темп, динамику и находят отражение в фортепианной партии.

Уникальность творчества Калинникова заключается в том, что он создавал не только прекрасную музыку, но и тексты, которые были почти так же ценны, как сама мелодия. Его сочинения считаются образцами чистоты и ясности, легко запоминаются и становятся любимыми детьми и взрослыми.

Композиторство Виктора Калинникова характеризуется глубоким пониманием хоровой музыки. Это особенно заметно в его пятнадцати светских хоровых произведениях a capella для смешанного хора, которые отражают многие стилистические особенности его композиторского письма. Но также эти особенности можно найти и в детских хорах, написанных Калинниковым.

Одной из главных особенностей стиля Калинникова является умение сочетать в себе различные элементы классической и народной музыки. В его произведениях можно услышать явное влияние русской народной музыки, а также элементы классического стиля, такие как контрапункт, гармония и мелодия.

Однако, в детских хорах Калинникова значительную роль в создании музыкального образа берет партия фортепиано. Этот подход часто использовался в музыкальных произведениях, написанных для детей, поскольку он позволяет выделить основные музыкальные идеи и создать надежную основу для исполнения.

Тем не менее, несмотря на то, что в опусах для детей главную роль играет фортепиано, элементы классической музыки все равно присутствуют в них. Калинников использует сложные и интересные гармонии, которые легко запоминаются и приятны для слуха. Он также использует различные ритмические приемы, чтобы создать музыкальную текстуру, которая была бы интересна не только детям, но и взрослым.


Музыкальное творчество Виктора Калинникова характеризуется умением передавать образы природы. Это особенно заметно в таких его произведениях, как «Зима», «Жаворонок», «Солнце, солнце встает» и «Осень», в которых передаются различные состояния природы. Однако, не менее интересно их связь с произведениями для детских хоров.

В одноголосных хорах «Осень» и двухголосных хорах «Осень» и «Сосны» можно найти отражение пейзажной миниатюры, представленной в произведениях для смешанного хора. Так, образно-поэтическая фактура передается различными музыкальными приемами, которые раскрывают состояние природы.

В музыкальных произведениях, описывающих природные ландшафты, можно уловить сходство в образно-поэтической фактуре. Различными музыкальными приемами авторы передают состояние и настроение природы. Звукопись деревьев, колыхание листьев, постепенное угасание – все это раскрывается через специфическую фигурацию музыкальных инструментов и голосов. Примером этому может служить произведение «Зима» (рисунок 1) для четырехголосного хора a cappella, в котором через разреженную фактуру и остинато в басу передается звукописная картина оцепенения природы.



Рисунок 1. В. Калинников. Зима. 17–23 тт.



Рисунок 2. В. Калинников. Осень. 13–19 тт.

Также образ ландшафта передается в произведении «Осень» (рисунок 2) для детского одноголосного хора, где постепенное угасание звучит через партитуру фортепиано с педалью в басу и широкую аккордовую фактуру.

В творчестве Виктора Калинникова заметно присутствие романсовой лирики, которая отличается выразительной мелодической линией и мягкими субдоминантовыми гармониями. Эти особенности можно услышать как в хорах для взрослых, так и в произведениях для детского хора.

Например, произведение «Элегия» для четырехголосного хора a cappella представляет собой яркий образец такой лирики. В ходе работу над ней у композитора зрела идея передать через музыкальные звуки настроение грусти и тоски. Плотная и густая фактура голосов, мягкая гармония и трогательная мелодия создают атмосферу невыразимой скорби и печали.

Другой шедевр романсовой лирики Калинникова, «Нам звезды кроткие сияли» (рисунок 3), является чрезвычайно эмоциональным и выразительным произведением. Оно поражает душу своей красотой и тонкостью восприятия окружающего мира. Лирическая мелодия, сочетание голосов и гармоний создают особую атмосферу, позволяющую ощутить глубокий смысл и значение слов.




Рисунок 3. В. Калинников. Нам звезды короткие сияли



Рисунок 4. В. Калинников. Звездочки

В детских хорах «Котик», «Звездочки» (пример 4) романсовая лирика также прослеживается. Хотя диапазон звуков голосов у детей может быть крайне узким, мелодия всегда остается эмоциональной и выразительной. Примером этому может служить мелодичная и трогательная песня «Котик». Также в детских хорах присутствуют мягкие субдоминантовые гармонии, что характерно для романсовой лирики Калинникова.

Сатирические четырехголосные хоры Виктора Калинникова на слова А. Толстого, такие как «У приказных ворот», «Ходит спесь, надуваючись» и «Ой, честь ли молодцу», для многих слушателей ассоциируются с ярко выраженным характером и стилем, уникальным творчеством композитора Виктора Калинникова.

Шуточные детские хоры «Царь Картаус» и «Журавель» имеют определенное сходство с сатирическими четырехголосными хорами А. Толстого, так как они используют подобные музыкальные решения.

Во-первых, богато используется подголосочная полифония, традиционная для народных песен, что создает атмосферу общего звучания, гармонии и единства голосов.

Во-вторых, яркая акцентуация мелодии, особенно главного голоса, передает непосредственность и прямоту речи. Также использование традиционных интонаций русской народной песни добавляет произведениям неизбежного народного очарования и увлекательности.

В детских хорах «Царь Картаус» и «Журавель» партия фортепиано играет важную роль в передаче тембров других музыкальных инструментов, традиционных для народных песен. Так же, как в четырехголосных сатирических хорах А. Толстого, функцию передачи тембра инструмента могут выполнять альты, теноры и другие голоса.

Интригующие мелодии, яркие ритмы и гармонии создают умиротворенный настрой в произведениях Виктора Калинникова и придают особую привлекательность их звучанию.

На этом основании можно подчеркнуть, что творчество Виктора Калинникова выделяется своей романсовой лирикой, которая захватывает душу слушателя. Эти особенности присутствуют не только в его произведениях для взрослых, но и в детских хорах. Мелодия, гармония и выразительность звучания - характерные черты стиля композитора, которые он передавал через язык музыки.