Файл: Тема Конституционное право России как отрасль права, наука и учебная дисциплина Вопросы для рассмотрения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 445

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема 1. Конституционное право России как отрасль права, наука и учебная дисциплина
Вопросы для рассмотрения:

1.1. Понятие и предмет конституционного права как отрасли и науки.

1.2. Социальная природа российского конституционного права.

1.3. Конституционно-правовые отношения и нормы.

1.4. Конституционное право и политическая система общества
1.1. Понятие и предмет конституционного права как отрасли и науки

Отношения между человеком и государством регулируются не только конституционным правом, но и другими отраслями права (административным, трудовым и др.).

Но конституционное право содержит нормы основополагающего характера, из которых складываются правовой статус человека, его основные права и свободы.

В науке широко распространено понимание права как меры свободы, и как раз конституционное право в наибольшей степени отвечает этому пониманию.

Регулирование отношений, связанных с признанием свободы человека как естественного состояния, — сложное дело. Оно предполагает закрепление не только прав, но и обязанностей человека по отношению к другим людям и государству. Свобода не может быть абсолютной, она требует ограничений, чтобы предупредить злоупотребления ею. Конституционное право к тому же не только провозглашает права, но и создает их правовые гарантии, способствует учреждению такого государства, которое, не превращаясь в ночного сторожа свободы, берет на себя обязанность создать условия для благополучия людей; в сущности, этому подчинено все устройство государственной власти.

Некоторые российские ученые полагают, что предметом конституционного права как отрасли являются отношения человека с обществом, закрепление основ общественного строя, установление принципов гражданского общества.

Эти подходы являются скорее данью традиции со времен, когда в условиях авторитаризма государственное руководство обществом признавалось превалирующим. Т.е. государство признавалось первичным, а человек, его права – вторичными. Об этом свидетельствует, например, то факт, что в «сталинской» Конституции СССР 1936 года глава, посвященная основным права и обязанностям граждан располагалась в конце текста и значилась под десятым номером, тогда как главы «Общественное устройство» и «Государственное устройство» находились на первом и втором местах соответственно. Это означает, что в закрытом советском обществе человек являлся не целью, а средством государственной политики, нацеленной на достижение не личностных, а общественно значимых идеалов.


Н апротив, в либеральной доктрине господствует идея о том, что в подлинной свободной стране существует гражданское общество, независимое от государства, которое стоит над ним, строится на признании свободы и инициативы человека и объединений людей как в политической, так и в экономической областях.1

С этой последней точки зрения право регулирует только малую часть общественных отношений, в то время как большая их часть является предметом саморегуляции на основе морали и гражданских прав. Через права человека складывается определенный общественный порядок: формы собственности, организация экономики, политическая система, социальные отношения и т. д. При этом Конституция закрепляет некоторые общественные устои (равную защиту всех форм

Рис.1.1. Место конституционного права в системе отраслей Российского права

собственности, многопартийность, плюрализм, разделение властей и др.) (Рис.1.1.).

Демократическое государство не должно признавать господство той или иной идеологии (коммунистической, националистической, традиционалисткой, религиозной и т.п.), поскольку в любом случае это будет навязыванием желания одной части населения другой. Именно такое положение зафиксировано в статье 13 Конституции РФ2. Иное дело, что государственная политика может иметь ту или иную социально-экономическую направленность в зависимости от того, какие политические силы окажутся у власти в результате свободных выборов. Однако в любом случае конституционным путем нельзя ликвидировать конституционные права и свободы граждан. На это в частности в России направлен запрет внесения поправок в главу 2 Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина».

В вопросе о регулировании конституционным правом основ общественного строя зарубежная правовая мысль весьма неоднородна. В странах, где действуют старые конституционные акты (США, Великобритания и др.), на подобного рода основы нет и намека, а потому, вероятно, и в науке, следующей по пути либерализма, почти не встречаются рассуждения по этому поводу. Общественный строй здесь если и определяется, то категориями свободы, демократии, справедливости, прав человека и соответствующими функциями государства.

Но в странах, где конституции принимались в XX веке и, зачастую, под сильным нажимом левых сил (СССР, Франция, Италия, Испания, Португалия и др.), в текстах основных законов появились разделы об экономическом строе, социально этических отношениях и т. т.д. Они, однако, традиционно фиксируют институт естественных прав и свобод человека и сводятся к определению экономических и социальных функций государства (содействовать образованию, охране здоровья, охранять собственность, создавать условия для благосостояния людей и т. п.). Это, следовательно, все та же сфера взаимоотношений человека и государства с приоритетом (в либерально-демократических государствах) свободы человека и установлением пределов обязанностей государства.



Модель современного российского конституционного права в рассматриваемом вопросе занимает как бы промежуточное положение. В Конституции РФ 1993 г. (в отличие от предыдущей Конституции РСФСР 1978 г.) нет раздела об основах общественного строя, но в то же время во многих ее статьях, в первую очередь главы 1 «Основы конституционного строя», устанавливаются экономические и социальные функции государства, подчиненные главной цели — охране и содействию реализации прав и свобод человека. Это объясняется тем, что Конституция в 1993 году создавалась под сильным влиянием традиций и в то же время западнического модерна - либерализма (его сторонников в тот период в России называли «демократами»).

Таким образом, из самой структуры и содержания Конституции государству исходят определенные указания экономического и социального характера. Но эти указания не создают какой-то идеологически определенный общественный строй и не пытаются определять принципы гражданского общества. Они только устанавливают пределы вмешательства государства в общественную жизнь и его обязанности по отношению к людям. Собственно же гражданское общество по первоначальному замыслу создателей Конституции в главном должно оставаться максимально удаленным от государственного регулирования, обеспечивая людям свободу в выборе жизненных идеалов и собственных путей к счастью.

Вместе с тем эта очевидная либеральная тенденциозность Конституции 1993 года была частично смягчена после ее масштабной поправки в 2020 году, когда в тексте российского Основного закона появились элементы консервативной идеологии (упоминание о сохранении «памяти предков, передавших нам идеалы и веру в Бога», защите «исторической правды», недопустимости умаления «значения подвига народа при защите Отечества», приоритете «семейного воспитания» (ст.67.1), традиционных семейных ценностях (п.«в», ч.1, ст.114)).

В нынешний период гражданское общество в России еще не утвердилось, и у населения нет навыков свободы в ее взаимосвязи с дисциплиной, поэтому необходима большая регулирующая роль государства в обществе, особенно в связи с ростом терроризма, экстремизма и внешнеполитической нестабильности.

Устройство государственной власти предполагает не только учреждение органов государственной власти, но и регламентацию широкого круга отношений между ними. Органы государственной власти, несмотря на различие их задач и разделение полномочий, должны составлять единую целостную систему и находиться в таких отношениях с людьми и их интересами, которые содействовали бы раскрытию роли государства в обществе. Конституционное право составляет исходную точку развития властно правовых процессов, оно призвано и может стать основой для слаженного и целенаправленного взаимодействия всех государственных органов, но при отсутствии внутреннего единства способно породить разлад в их действиях, конституционные кризисы и хаос в государственной жизни.


Эта системообразующая функция конституционного права требует от него четкого закрепления объема полномочий, задач и статуса органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также органов местного самоуправления, порядка их образования, компетенции, форм деятельности и т. д.

На основе изложенного можно дать обобщённое определение конституционного права(как отрасль права) — это ведущая отрасль российского права, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих основы конституционного строя, основы правового статуса человека и гражданина, федеративное устройство, систему органов государственной власти и систему местного самоуправления3.

В России до 1917 года конституционное право называлось преимущественно «государственным». Термин «конституционное право» тогда применялся к иностранным государствам, в которых государственный строй характеризовался разделением властей и народным представительством.

После Великой Октябрьской Социалистической революции 1917 года, во времена советской правовой школы, термин «государственное право» стал ещё более распространенным. Это было, во-первых, связано с малозначительной и формальной ролью социалистических конституций в СССР и, во-вторых с тем, что буржуазный конституционализм полагался советскими властями обманом трудящихся, красивым пропагандистским клише, прикрывавшим всевластие буржуазии, средством обмана трудящихся в капиталистических государствах.

Сегодня выбор термина зависит от ряда факторов:

  • во-первых, подхода к предмету и объекту правового регулирования отрасли;

  • во-вторых, значимости характеристики сторон государственного и конституционного строя;

  • в-третьих, определения приоритета во взаимосвязях "государство - право - личность";

  • в-четвертых, исторических и правовых традиций государства. Так, англосаксонская или романская правовые системы традиционно пользуются термином "конституционное право", в то время как для германской правовой системы характерно использование термина "государственное право".

Активное распространение термин «конституционное право» получил в нашей стране со второй половины 1980 - начала 1990 г., в условиях смены в России политических режимов с советского на либерально-буржуазный, которому свойственна ориентация на демократические ценности, в том числе на идеи конституционализма.


В предмет конституционного права входят общественные отношения:

- прежде всего определяющие основы конституционного строя, принципы, выражающие качественную характеристику государства, форму правления, демократический, правовой характер государства и т.д.;

- составляющие основы экономической системы, закрепляющие установленные в государстве формы собственности, способы хозяйственной деятельности, гарантии защиты прав собственников;

- определяющие основы взаимоотношений человека с государством и обществом, гражданство, основные права и свободы человека и гражданина, определяющие его положение в обществе и государстве;

- относящиеся к сфере государственного устройства, внутренней территориальной структуре государства, системе связей между его территориальными единицами. Эти отношения являются системообразующими, обеспечивающими целостность государства, его единство, поэтому они относятся к предмету конституционного права;

- федеративные отношения, принципы федеративного устройства, особенности взаимоотношений Российской Федерации и ее субъектов;

- закрепляющие основные принципы системы органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Выбор термина зависит от ряда факторов: во-первых, подхода к предмету и объекту правового регулирования отрасли; во-вторых, значимости характеристики сторон государственного и конституционного строя; в-третьих, определения приоритета во взаимосвязях "государство - право - личность"; в-четвертых, исторических и правовых традиций государства. Так, англосаксонская или романская правовые системы традиционно пользуются термином "конституционное право", в то время как для германской правовой системы характерно использование термина "государственное право".

Необходимо также знать, что конституционное право может трактоваться не только как отрасль права, но и как наука, а также как учебная дисциплина.

Конституционное право (как наука) представляет собой совокупность различных теорий, учений, взглядов, гипотез по вопросам конституционного права, изложенных в книгах, статьях, научных докладах.

Конституционное право как наука является более широким понятием, чем конституционное право как отрасль системы права Российской Федерации. Наука конституционного права изучает не только современное состояние отечественного конституционализма, но также вопросы конституционной истории, развитие важнейших доктрин конституционного права, особенности государственного строительства и конституционный опыт зарубежных государств, выявляя закономерности и тенденции конституционного развития государства и общества.