Файл: Тема Конституционное право России как отрасль права, наука и учебная дисциплина Вопросы для рассмотрения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 448

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Субъекты конституционно правовых отношений весьма разнообразны. Собственно, они составляют специфику этих отношений, ибо остальные элементы во многом схожи с аналогичными элементами правоотношений, порождаемых другими отраслями права. Главным субъектом конституционных правоотношений является человек, как в статусе гражданина, так и без оного. Человек вступает в конституционно-правовые отношения с государством через его органы. Вернее, он постоянно находится в этих отношениях, обладая правом потребовать от государства через соответствующие органы защиты своих законных интересов. Это и есть правосубъектность, которая носит общий характер, а для определенных лиц может дополняться еще и специальной правосубъектностью.

Люди выступают субъектами конституционных правоотношений не только индивидуально, но и через свои добровольно созданные объединения: политические партии, общественные организации, собрания избирателей и др.

Субъектом выступает народ,например, когда проводится всенародное голосование или формулируется источник принятия Конституции: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации...» Однако таких правоотношений все же немного в силу известной, с юридической точки зрения, абстрактности этого понятия.

Далее, субъектами выступают государство и его составные элементы (субъекты федерации) республики, входящие в состав РФ, области, края, города федерального значения, автономные округа и автономная область (особенности их правового положения будут рассмотрены в последующих разделах). Эти субъекты являются участниками конституционных правоотношений как в целом, так и через органы государственной власти и управления, должностных лиц, депутатов, избирательные и парламентские комиссии и т. д. Субъектами конституционных правоотношений являются также муниципальные образования и представляющие их органы местного самоуправления.

Через избирательное право, референдум (или схожие с ним институты) государство вступает в прямые правоотношения с народом.

Глобально все субъекты конституционных правоотношений могут быть разделены на две большие категории: индивидуальные и коллективные.

К индивидуальным субъектам можно отнести:

  • физических лиц (граждан РФ, лиц без гражданства, иностранных граждан, лиц с двойным гражданством);

  • избирателей;

  • главу государства, главу муниципального образования;

  • Уполномоченного по правам человека в РФ;

  • депутатов законодательных (представительных) органов;

  • членов избирательных комиссий.


К коллективным субъектам относят:

  • народ Российской Федерации

  • государство – Российская Федерация;

  • субъекты РФ (республики, края, области, города федерального значения, автономные округа, автономная область);

  • муниципальные образования;

  • органы государственной власти (законодательные, исполнительные и судебные);

  • другие государственные органы (Центральная избирательная комиссия, Государственный Совет, Совет Безопасности и др.);

  • о бщности людей (народ РФ, коренные малочисленные народности, население муниципального образования);

  • (Рис.1.2 Виды норм конституционного права)




  • общественные объединения, политические партии, общественные движения;

  • органы местного самоуправления.

Что касается содержания конституционно-правовых отношений, то ими выступают взаимные права и обязанности субъектов правоотношений.

Со спецификой конституционных правоотношений неразрывно связана и специфика конституционно-правовых норм (Рис.1.2.).

Выше говорилось о том, что ряд этих норм представляет собой нормы - декларации. Но большинство из них содержит конкретные общеобязательные правила поведения и предполагает или прямо указывает на возможность принудительного обеспечения. В них часто можно выделить обычные структурные элементы всякой правовой нормы: гипотезу, диспозицию и санкцию. Но во многих нормах санкция отсутствует, в иных же нет и гипотезы. Это затрудняет техниконормативистский анализ многих конституционных правоотношений, заставляя юристов логически выводить или искать скрытые средства правового обеспечения таких норм.

Впрочем, часто этого не требуется, так как порождаемые этими нормами правоотношения не приводят к конфликтам или достаточно надежно обеспечиваются нормами политической морали.

Конституционно-правовые нормы имеют свои отличительные особенности:

  1. имеют учредительный характер – устанавливают обязательный для создания всех других норм порядок;

  2. регулируют базовые основополагающие общественные отношения;

  3. в основном закреплены в акте высшей юридической силы – Конституции РФ;

  4. отличаются своеобразием видов – имеют место нормы-принципы, нормы-дефиниции, нормы-цели наряду с нормами непосредственного действия;

  5. имеют усеченную структуру – как правило присутствует только два элемента − гипотеза и диспозиция, санкция встречается крайне редко;

  6. обладают повышенной стабильностью – существует особый порядок изменения конституционно-правовых норм, более сложный чем для норм других отраслей права.


Как и в других отраслях права, по характеру предписания конституционно-правовые нормы бывают:

1) императивными, в которых правило поведения не оставляет субъекту никакой свободы выбора, а четко предписывает поступать в соответствии с указанием. Пример (ст. 116 Конституции РФ): «Перед вновь избранным Президентом Российской Федерации Правительство Российской Федерации слагает свои полномочия»;

2) диспозитивными, в которых субъекту предоставляется возможность воспользоваться или не воспользоваться своим правом, выбрать одно из действий, предусмотренных в данной норме. Пример (ч. 1 ст. 85 Конституции РФ): «Президент Российской Федерации может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации...» Или (ч. 1 ст. 117 Конституции РФ): «Правительство Российской Федерации может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом Российской Федерации».

Некоторые авторы работ по конституционному праву рассматривают обязывание и дозволение как проявление различных приемов и способов правового воздействия на общественные отношения, совокупность которых образует метод конституционно правового регулирования. Но для такого вывода нет достаточных оснований, поскольку обязывание и дозволение свойственны нормам практически всех отраслей права и, следовательно, никакой специфики конституционного права не выражают. А это лишает смысла и вывод о якобы специальном методе конституционно правового регулирования.

Классифицировать конституционно-правовые нормы принято также по иным основаниям:

1) в зависимости от функций:

  • общерегулятивные − устанавливают общие положения для отрасли конституционного права, являются нормами-целями, нормами-принципами, нормами-дефинициями (например, статья 2 Конституции РФ «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью» является нормой-принципом, так как закрепляется приоритет прав и свобод человека и гражданина);

  • конкретно-регулятивные – правила поведения, непосредственно устанавливающие конкретные права и обязанности (например, ст. 101 Конституции РФ содержит конкретное правило поведения: «Совет Федерации и Государственная Дума образуют комитеты и комиссии, проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания»).

2) по содержанию регулируемых общественных отношений, то есть по принадлежности нормы к тому или иному конституционно-правовому институту:


  • устанавливающие основы конституционного строя;

  • устанавливающие основы правового статуса личности;

  • устанавливающие федеративное устройство;

  • устанавливающие основы функционирования системы органов публичной власти;

  • устанавливающие порядок пересмотра Конституции и внесения конституционных поправок.

3) по территории действия:

  • действующие на всей территории РФ (например, нормы Конституции РФ, всех федеральные конституционные законы и большинства федеральных законов);

  • действующие на территории субъектов РФ (например, нормы конституций и уставов субъектов РФ, законов субъектов РФ);

  • действующие на территории муниципального образования (например, нормы уставов муниципальных образований, решений представительных органов).

4) по роли в механизме правового регулирования:

  • материальные нормы, которые непосредственно устанавливают правила поведения, определяют содержание действия (например, п.3 ст. 81 гласит: «Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков»);

  • процессуальные нормы, которые устанавливают определенный порядок осуществления юридических действий (например, ст. 93 устанавливает процедуру отрешения от должности Президента РФ).


1.4. Конституционное право и политическая система общества

Эти два понятия тесно связаны между собой.

Политическая система общества (далее также ПСО)11 — совокупность государственных и негосударственных институтов и отношений, в рамках которой происходит политическая жизнь общества и осуществляется государственная и общественная власть.

К основным элементам ПСО можно отнести:

  1. политико-правовые институты:

  • государство;

  • политические партии;

  • общественные организации и объединения, если они вовлечены в политическую жизнь, «группы давления»;

  • институты непосредственной демократии (выборы, референдумы, демонстрации, митинги) и др.;

  1. политическое сознание (идеологическая и психологическая стороны политической власти),

  2. социальные, в том числе, и правовые нормы, регулирующие осуществление политической власти и управления обществом;

  3. политические отношения, складывающиеся в процессе формирования и функционирования власти, политический режим;

  4. политическая практика, как результат деятельности и совокупного опыта субъектов ПСО


Конституционно-правовые отношения - часть политических отношений, однако часть центральная. Например, правоотношения в сфере политических прав и свобод, составляют ключевой элемент деятельности политических организаций, их борьбы за власть.

Конституционное право устанавливает порядок, в рамках которого выражают и проявляют себя основные политические силы. При этом с точки зрения классических канонов конституционализма политика должна подчиняться праву.

Через нормы конституционного права реализуется определенный общественный консенсус, в котором заинтересованы все конструктивные субъекты политических отношений, вся политическая элита. Легитимность власти нужна всем, кто всерьез думает о ее завоевании и удержании.

Политическая система тесно взаимодействует с избирательной, которая устанавливается конституционным правом. Как правило, избирательная система приспосабливается к партийной системе (двух, многопартийной), отказывая в поддержке малым партиям, создавая скрытые привилегии для крупных, закрепляя возможность для заключения межпартийных блоков на выборах и т. д. Но избирательная система не только сама приспосабливается, но и оказывает влияние на партийную систему, заставляя порой малые партии покидать политическую арену из-за бесперспективности проведения своих кандидатов в представительные органы. Конституционное право регулирует определенные стороны деятельности политических партий и общественных организаций, например их финансы.

Наконец, характер политической системы накладывает отпечаток на внутреннюю организацию парламентов, правительств местных органов государственной власти. Конституционное право, кроме того, регулирует деятельность лоббистских организаций в парламентах.

Существуют и другие формы взаимодействия конституционного права с политической системой, они в немалой степени определяют политическую динамику в каждой стране, объясняют причину глубокой заинтересованности всех политических сил в развитии конституционного права.

Конституционное право при всей его значимости, все же не дает полного ответа на вопрос о том, кто и как правит в той или иной стране. Нормы этого права сами по себе как бы безжизненны, они оживают только тогда, когда входят в соприкосновение с политической динамикой. О некоторых правовых нормах участники политических отношений иногда не вспоминают годами, но, когда возникает острая политическая ситуация, забытая норма играет спасительную роль, удерживая стороны от внеправовых действий и методов.