Файл: Тема Конституционное право России как отрасль права, наука и учебная дисциплина Вопросы для рассмотрения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 466

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



    1. Общий порядок принятия конституционных

поправок и внесения изменений в Конституцию РФ

В соответствии со ст. 136 Конституции Российской Федерации поправки к главам 3–8 принимаются в порядке, предусмотренном федеральным законом, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее двух третей субъектов Российской Федерации. Вопрос об официальном названии поправки к Конституции в тексте Конституции Российской Федерации не был решен. Было использовано общее понятие поправки, а должен ли это был быть конституционный закон или акт с иным названием, оставалось неясным. За рамками конституционных норм остались вопросы, связанные с названием акта, которым должны оформляться поправки, сроки одобрения их субъектами Федерации. Конституционный Суд в Постановлении от 31 октября 1995 г. указал, что внесение поправок в Конституцию Российской Федерации не может осуществляться посредством принятия федерального или федерального конституционного законов.59

Подробное регулирование процедуры принятия поправок к главам 3–8 содержится в Федеральном законе от 4 марта 1998 г. № 33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации». В соответствии со ст. 2 указанного Закона поправки к Конституции принимаются в форме закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации. Под поправкой к Конституции Российской Федерации понимается любое изменение текста глав 3–8 Конституции Российской Федерации: исключение, дополнение, новая редакция какого-либо из положений указанных глав Конституции Российской Федерации.60

Предложения о внесении поправок к главам 38 Конституции Российской Федерации могут вносить Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы. Это предложение должно содержать либо текст новой статьи (части или пункта статьи), либо текст новой редакции статьи (части или пункта статьи), либо положение об исключении статьи (части или пункта статьи) из текста Конституции. Если поправкой к Конституции Российской Федерации из текста Конституции Российской Федерации исключаются глава, статья, часть или пункт статьи, исключаемый текст заменяется словами «Исключен (исключена) поправкой к Конституции Российской Федерации» с указанием наименования закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации. При этом номера и наименования исключаемых глав, номера исключаемых статей или их частей, или буквы, обозначающие исключаемые пункты, сохраняются.


Поступившее в Государственную Думу предложение о поправке к Конституции Российской Федерации направляется в комитет Государственной Думы, к ведению которого отнесены вопросы конституционного законодательства, для проверки соблюдения требований Конституции Российской Федерации и российского законодательства об условиях и о порядке внесения предложения о поправке к Конституции Российской Федерации. По результатам проверки указанный комитет Государственной Думы вносит предложение о принятии к рассмотрению Государственной Думой проекта закона о поправке к Конституции Российской Федерации либо предложение о возвращении его инициатору в случае несоблюдения требований об условиях и о порядке внесения предложения о поправке.

Рассмотрение Государственной Думой проекта закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации осуществляется в трех чтениях. Проект считается одобренным Государственной Думой, если за его одобрение проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов.

Одобренный Государственной Думой проект закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации в течение пяти дней со дня одобрения направляется в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации для обязательного рассмотрения. Проект закона о поправке к Конституции Российской Федерации считается принятым Советом Федерации, если за его одобрение проголосовало не менее трех четвертей от общего числа его членов. В случае отклонения закона Российской Федерации о поправке Совет Федерации вправе внести в Государственную Думу предложение о создании согласительной комиссии. Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации не позднее пяти дней со дня принятия закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации опубликовывает для всеобщего сведения уведомление и направляет его для рассмотрения в законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации.

Последние обязаны рассмотреть закон о поправке к Конституции Российской Федерации в срок не позднее одного года со дня его принятия. После одобрения Закона законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации в течение четырнадцати дней он направляется в Совет Федерации. Совет Федерации на своем очередном заседании, следующем за днем истечения срока рассмотрения законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации, устанавливает результаты этого рассмотрения.



Одобренный законодательными (представительными) органами не менее чем двух третей субъектов Федерации закон о поправке к Конституции Российской Федерации в течение семи дней со дня установления результатов его рассмотрения законодательными органами субъектов Российской Федерации направляется Председателем Совета Федерации Президенту Российской Федерации для подписания и официального опубликования.

Президент Российской Федерации в срок не позднее четырнадцати дней со дня получения закона о поправке к Конституции Российской Федерации подписывает его и осуществляет официальное опубликование.

Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации вступает в силу со дня его официального опубликования, если самим законом не установлена иная дата вступления в силу. Президент Российской Федерации в месячный срок со дня вступления в силу закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации осуществляет официальное опубликование Конституции Российской Федерации с внесенными в нее поправками, а также с указанием даты вступления соответствующих поправок в силу.

В случае, если закон о поправке к Конституции Российской Федерации не получит одобрения законодательных (представительных) органов не менее чем двух третей субъектов Федерации, повторное внесение в Государственную Думу предложения о данной поправке допускается не ранее чем через один год со дня установления результатов рассмотрения.


    1. Основные этапы реформирования действующей Конституции РФ

Первые вносимые в Конституцию РФ изменения (в ст. 65), имели технический характер и были связаны с изменением названий (1996-2003 гг.), а также числа субъектов РФ путём объединения регионов (2005-2008 гг.).

В конце 2008 г. в Конституцию были внесены первые содержательные поправки с момента принятия её 12 декабря 1993 г. Это поправки об увеличении срока полномочий Президента России до шести лет; Госдумы - до пяти лет; а также норма, обязывающая правительство представлять ежегодные отчёты о результатах своей деятельности в Госдуму (ст. 81, 96, 103, 114).

2014 год был отмечен внесением сразу нескольких поправок.

Во-первых, к высшим судебным органам страны и прокуратуре - гл. 7 (объединение Высшего Арбитражного Суда с Верховным судом, а также расширение полномочий Президента по назначению прокуроров, февраль 2014 г.). Таким образом были существенно скорректированы нормы о судопроизводстве, упразднен Высший Арбитражный Суд РФ, упрочены позиции Верховного Суда РФ, исправлены нормы о прокуратуре (глава 7 Конституции стала именоваться "Судебная власть и прокуратура"), при этом усилена роль Президента РФ в назначении на должность и освобождении от должности руководящих лиц данной системы. О том, что это была конституционная реформа, говорили мало. Но ясно ведь, что и сами новеллы серьезные, и концепцию Конституции существенно поправили: а)
сильно изменили судебную власть; б) конструкцию разделения властей явочным путем, без особого комментирования, сделали несколько иной, поскольку ст. 10 Конституции говорит о судебной власти, а в название главы 7 к ней добавилась "и прокуратура"61.

Во-вторых, впервые был изменен реальный численный состав субъектов РФ в ст. 65 (включение в состав России двух новых присоединенных регионов Республики Крым и Севастополя, март 2014 г.);

В-третьих, к порядку формирования Совета Федерации -ст. 83, 95 (предоставление Президенту РФ права на введение в состав Совета Федерации дополнительных представителей, июль 2014 г.). В текст Конституции включили нормы о членах Совета Федерации - представителях Российской Федерации, назначаемых Президентом РФ. Идея понятна - учет влияния федералистских начал в деятельности данного органа, который в Совете Федерации все еще называют "палатой регионов", а также усиление позиций Президента РФ. Правда, неясно, почему этот закон не применяется, в Совете Федерации пока нет представителей от Российской Федерации62.

Однако самые существенные и значительные по объёму изменения в Основной Закон страны были произведены в 2020 году.

С предложениями о внесении соответствующих поправок в Конституцию РФ В.В. Путин выступил на оглашении ежегодного послания Президента России Федеральному Собранию 15 января 2020 г. Глава государства, в частности, посчитал необходимым зафиксировать приоритет российской Конституции над требованиями международного законодательства, закрепить роль и статус Госсовета, расширить полномочия Госдумы, Совета Федерации и Конституционного Суда, закрепить ряд мер социальной поддержки населения и т.д.

15 января 2020 г. специальным распоряжением Президента России была создана рабочая группа по подготовке предложений о внесении поправок в Конституцию, в которую вошло 75 человек.

20 января 2020 г. Президент РФ внёс в Госдуму проект закона о поправке к Конституции России «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации публичной власти». Законопроект предполагал внесение изменений в 22 статьи глав 3-8 Конституции страны, но не затрагивал принципиальные 1, 2, и 9, главы Основного Закона.

11 марта 2020 г. указанный законопроект был принят Государственной Думой в третьем, окончательном чтении и одобрен Советом Федерации, а затем, 12 и 13 марта 2020 г., получил поддержку законодательных органов всех субъектов РФ.


14 марта 2020 г. Совет Федерации утвердил результаты рассмотрения закона о поправке к Конституции в российских регионах.

В тот же день Президент РФ направил в Конституционный Суд запрос на соответствие поправок 1, 2 и 9 главам Конституции России. 16 марта 2020 г. Конституционный Суд РФ признал предлагаемые поправки в Конституцию РФ соответствующими Основному Закону.

17 марта 2020 г. В.В. Путин подписал указ о проведении общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию РФ 22 апреля 2020 г.

На голосование ставился вопрос «Вы одобряете изменения в Конституцию Российской Федерации?». При этом подчёркивалось, что если ситуация с распространением коронавируса потребует, то дата голосования будет перенесена. Указом Президента от 25 марта 2020 г. проведение голосования из-за неблагоприятной эпидемиологической обстановки было отложено до особого указа Президента.

Такой указ был подписан Президентом РФ 1 июня 2020 г. Общероссийское голосование по изменениям в Конституции было назначено на 1 июля. При этом в Указе особо подчёркивалась «необходимость обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVЮ-19)». Поэтому основному дню голосования (1 июля) предшествовало 6 дней (с 25 июня) как электронного, так и традиционного («бумажного») волеизъявления избирателей.

В результате общероссийского голосования предложенные изменения в Конституцию РФ были одобрены, так как за них проголосовало более половины граждан страны, принявших участие в голосовании: за поправки проголосовало 77,92%. По данным ЦИК РФ, итоговая явка на голосовании составила 67,97% из числа включённых в списки для голосования .

Всего в Основной Закон страны было внесено 206 модификаций. Поправлена 41 статья (первоначально планировалось произвести изменения в 22 статьях), появилось 5 новых статей. К ним относятся: ст. 67(1) О правопреемственности Российской Федерации, защите исторической правды и о создании условий для развития детей; ст. 75 (1) О повышении благосостояния граждан; ст. 79 (1) Об укреплении международного мира и безопасности; ст. 92 (1) О правах Президента Российской Федерации, прекратившего свои полномочия; ст. 103 (1) О парламентском контроле Совета Федерации и Государственной Думы.

В результате объём Конституции увеличился почти на 50%.

Внесённые в Конституцию РФ поправки направлены на сохранение стабильности и развитие политической системы, закрепление принципа единой публичной власти и совершенствование системы сдержек и противовесов, защиту суверенитета и укрепление целостности государства, развитие социальной сферы общества, сохранение традиций и исторической памяти многонационального народа России.