Файл: Тема Конституционное право России как отрасль права, наука и учебная дисциплина Вопросы для рассмотрения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 449

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Как отмечают В.Г. Стрекозов и Ю.Д. Казанчев, наука конституционного права как единая система знаний включает следующие разделы:

1) исследование понятийного аппарата, определение понятий конституционного права как отрасли права, как науки и учебной дисциплины;

2) учение о конституции в ее историческом развитии; сущность и структура, принципы и юридические свойства действующей Конституции РФ; системный анализ норм, закрепляющих основы конституционного строя государства, суверенитет народа и формы его осуществления;

3) изучение проблем конституционного регулирования взаимоотношений государства и личности, основ правового статуса иностранцев и лиц без гражданства, проблем закрепления и реализации прав и свобод человека и гражданина;

4) исследование вопросов национально-государственного устройства Российской Федерации, правового статуса Федерации и ее субъектов;

5) комплексный анализ регулирования формирования и деятельности системы государственных органов Российской Федерации, органов власти ее субъектов, местного самоуправления;

6) анализ основ организации и осуществления судебной власти в Российской Федерации4.

Опираясь на обширную базу знаний, наука конституционного права способна прогнозировать дальнейшее развитие конституционно-правовых отношений и предлагать инновационные решения, направленные на совершенствование как исследуемой ею отрасли права, так и самих конституционно-правовых отношений, отдельных норм и институтов5.

Основы науки русского государственного права в XIX - начале XX века закладывали такие выдающиеся правоведы, как Б.Н. Чичерин, П.И. Новгородцев, Б. А. Кистяковский, С.А. Котляревский, В. М. Гессен, Н.М. Коркунов, М. М. Ковалевский, Ф. Ф. Кокошкин, Я. И. Лазаревский и др.

Советский период развития науки конституционного, точнее государственного права (именно так оно в тот период называлось) права, начавшийся 25 октября 1917 г., ознаменовался классовым, партийным подходом к изучению предмета этой науки.  Этот период отмечен трудами А. Я. Вышинского, Е.А. Энгеля, Б.В. Щетинина, С. С. Кравчука, Н.Я. Куприца, В.С Основина и др.

Ключевые элементы современного конституционного права Российской Федерации сформированы трудами таких известных конституционалистов 1990-2010-х годов как, С. А. Авакьян, Н.А. Богданова,
Л. Д. Воеводин,  Н. В. Витрук,  Д. Л. Златопольский, Е. И. Козлова, Е. И. Колюшин, О. Е. Кутафин, Н. А. Михалева, Л. А. Нудненко, В. И. Фадеев и другие известные ученые. 

Конституционное право (как учебная дисциплина) — это предмет преподавания в высшей школе, сочетающий базовые нормы отрасли и важнейшие сведения науки конституционного права. Иными словами – это система знаний из области науки и отрасли конституционного права, которые посредством различных учебно-методических приемов доводятся в необходимых пределах для обучаемых специалистов юридического профиля.

Структура этого учебного курса во многом совпадает с системой отрасли и системой науки, закрепляется в содержании соответствующей учебной программы. Учебная дисциплина "Конституционное право России" призвана обеспечить будущих юристов фундаментальными знаниями, которые составят основу их деятельности в любой сфере.
1.2. Социальная природа российского конституционного права

Реалистический подход к выявлению социальной природы конституционного права весьма важен для уяснения роли этой отрасли права как регулятора социальных и политических отношений в обществе.

Для отечественного конституционного права актуальными являются два основных подхода к пониманию сущности конституционного права: либерально-демократический и марксистско-ленинский.

Марксистско-ленинский подход, долгие годы господствовавший в нашей стране, основываясь на классовом понимании государства и права, полагает сущностью конституционного права закрепление в его нормах диктатуры, доминирования в обществе и государстве, одного или нескольких господствующих классов. При этом в буржуазном государстве конституционное право закрепляет и всемерно поддерживает доминирование (диктатуру) эксплуататорского класса капиталистов над неимущими и малоимущими классами. А в социалистическом государстве конституционное право утверждает на начальном этапе диктатуру пролетариата (рабочих), а затем, по мере стирания различий между рабочими, крестьянами интеллигенцией, политическое господство всех трудящихся.

Указывая на классовый характер конституции, В.И. Ленин писал: «Сущность конституции в том, что основные законы государства вообще и законы, касающиеся избирательного права в представительные учреждения, их компетенция и пр., выражают действительное соотношение сил в классовой борьбе»6.



Либерально-демократическая доктрина, утвердившаяся в отечественном конституционализме начиная с 1990-х годов, исходит из тезиса о том, что демократическое государство не может быть классовым, ибо демократия и классовые привилегии несовместимы. Поэтому в наше время, по мнению сторонников этой идеологии, полагается бессмысленным выявлять классовую сущность конституционного (государственного) права, как это делалось государствоведческой наукой в советский период. А в нынешнем российском обществе, постепенно приобретающем черты современного гражданского общества, существуют различные классы, но все граждане, как считают последователи либерализма, независимо от социального положения, пользуются равными правами и возможностями.7

Поэтому сущность природы конституционного права в рамках такого подхода, состоит в социальном плюрализме, т. е. в возможности для всех классов и слоев общества в равной мере участвовать в формировании органов государства посредством избирательных процедур и влиять на его политику, например через институт референдума. Это влияние оказывается также через средства массовой информации, политические права, общественные объединения, лоббистские организации и иные «практики и группы давления». Конституционное право закрепляет и гарантирует права, как граждан, так и их объединений, создавая тем самым условия для постоянного контроля общественностью деятельности всех органов, входящих в единую систему публичной власти, что в сочетании с демократическими правилами их избрания должно исключить возможность использования публичной власти в эгоистических интересах отдельных социальных групп или слоев.

В основе либерально-демократического подхода лежит доктрина общественного договора, примененная к конституционно-правовой сфере. В соответствии с ним конституция, и шире - конституционное право, рассматриваются как результат общественного согласия, компромисса в той или иной степени между различными социальными слоями и политическими силами по поводу фундаментальных принципов организации общества и государства, взаимоотношений личности и государства. Как утверждал философ, «крестный отец США» Томас Пейн, «Конституция есть вещь, предшествующая государству; государство - это всего лишь детище конституции. Конституция некой страны есть акт не правительства, а народа, создающего его [правительство]»8.

Классовый марксистско-ленинский и либеральный плюралистический подходы к пониманию сущности конституционного права, таким образом являются антиподами. И каждый из них в своей абсолютизации страдает идеологической однобокостью.


Марксистко-ленинское понимание, диалектически верно определяющее тот факт, что право в том числе конституционное право «есть возведенная в закон воля экономически господствующего класса», не во всем учитывает всю сложность современного постмодернистского общества, разнонаправленность и неоднозначность интересов составляющих его социальных групп.

В свою очередь прекраснодушная вера сторонников либеральных взглядов в идеалы и потенциал плюралистической демократии, как надежный инструмент обеспечения равенства и свободы всех членов общества, во многом опровергается повседневной практикой фактического социально-экономического неравенства и формализмом (но не практической эффективностью) политических прав граждан современных государств, в том числе России. В связи с этим взгляд на нормы конституционного права, как на результат общественного согласия (договора), который выражает истинную волю всех классов общества, надежно гарантирует подлинные интересы как всех этих социальных слоев, так и каждого отдельного гражданина будет явным искажением повседневной реальности.

Исходя из этого, можно, признав частичную правоту сторонников обеих подходов. И сделать вывод о том, что социальная сущность конституционного права выражается в том, что с одной стороны, его нормы закрепляют волю доминирующего социального слоя, а с другой стороны – отражают социальный компромисс, такие порядки и правила «политической игры», которые в той или иной мере соответствуют интересам большинства членов общества9.
1.3 Конституционно-правовые отношения и нормы

Как уже отмечалось, в сферу конституционного права попадает только определенная часть общественных отношений. Но это не значит, что сфера конституционно правового регулирования незначительна. На самом деле и по своему значению, и по объему эти отношения весьма важны. Более того, оставаясь только частью общества, государство постоянно расширяет свое вмешательство в общественную жизнь. Это происходит не только из-за политических устремлений оказывающихся у власти тех или иных общественных сил, но и по причине объективно обусловленного усложнения экономических, политических и социальных отношений, возникновения все новых препятствий на пути общественного прогресса (рост преступности, терроризм, падение нравов и наркомания, угроза экологической катастрофы, опасности, связанные со злоупотреблениями научно-техническими открытиями, бесконтрольная цифровизация, глобальные пандемии и др.).


Отсюда усиливающийся соблазн решать общественные проблемы авторитарными методами, тенденция сползания к антидемократическим формам и методам в деятельности государства.

Конституционное право должно быть определенной преградой для этих тенденций.

Из общей теории права известно, что воздействие права на общественные отношения порождает правоотношения, через которые происходит реализация права. Что касается конституционного права, то не все его нормы способны породить правоотношения. Эта отрасль в силу своего назначения и характера содержит много деклараций, которые, безусловно, важны для установления порядка в той или иной области, но не через конкретные правоотношения, а путем психологического воздействия на людей и провозглашения самых общих правил и принципов, которые влияют на создание конкретных норм.

Примером такой декларативной нормы является положение ст. 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Ясно, что эта норма не порождает конкретного правоотношения с его обязательственной частью, не может быть предъявлена в суде тем или иным человеком для защиты своих требований. Но она важна как императивное указание государству постоянно помнить о приоритете человека по отношению к власти, и в этом — значение данной нормы для поддержания демократического порядка.

Однако большинство конституционно-правовых норм все же порождает конкретные правоотношения.

Конституционно-правовые отношения — это урегулированные нормами конституционного права общественные отношения, участники которых обладают отдельными правами и несут определенные обязанности10.

Традиционно структура правоотношений образуется из объекта, субъекта и содержания.

Объектами конституционно-правовых отношений выступают явления, материальная и духовная реальность, по поводу которой складываются и строятся отношения, регулируемые конституционным правом. Участники этих отношений имеют интерес, связанный с конкретными объектами, и реализуют свои притязания, полномочия, обязанности, соблюдают или нарушают запреты. К объектам конституционно-правовых отношений относятся: государственная территория, материальные ценности, поведение людей, действие органов государства и должностных лиц, личные неимущественные права (честь, достоинство).

Весьма важно иметь ясные представления о субъектах этих правоотношений, без чего нельзя решить вопрос о конкретных носителях прав и обязанностей, а следовательно, и об ответственности за нарушение предписанной нормы поведения. Конституционно правовые правоотношения не столь очевидны, как, например, гражданско-правовые или уголовно-процессуальные, они редко становятся специальным объектом рассмотрения общих судов. Но эти правоотношения, хотя подчас и незримо, все же определяют взаимоотношения людей и органов власти, т. е. устанавливают баланс прав и обязанностей, и получают судебную защиту.