Файл: Тема Конституционное право России как отрасль права, наука и учебная дисциплина Вопросы для рассмотрения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 447

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Реализация обновлений Конституции требует большой нормотворческой деятельности. Рабочая группа, которая занималась подготовкой конституционных поправок, после их одобрения сконцентрирована на мониторинге воплощения новых норм. Для этого Федеральное Собрание РФ ведет работу над примерно 100 федеральными законами, а парламентам регионов предстоит скорректировать сотни местных нормативных правовых актов.
Вопросы для самопроверки:

  1. Каковы юридические свойства конституции?

  2. Назовите основные свойства конституции.

  3. Что такое юридическая конституция и фактическая конституция?

  4. Каковы порядок пересмотра Конституции РФ 1993 г.?

  5. Каков порядок принятия конституционных поправок?

  6. Какие новые статьи появились в Конституции РФ после ее поправки в 2020 году?


Список использованных источников:

  1. Федеральный закон от 04.03.1998 N 33-ФЗ (ред. от 08.03.2015) "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации" // СЗ РФ, № 10, 09.03.1998, ст. 1146.

  2. Постановление Конституционного Суда РФ от 31.10.1995 N 12-П "По делу о толковании статьи 136 Конституции Российской Федерации" // СЗ РФ, 06.11.1995, N 45, ст. 4408.

  3. Авакьян С.А. Конституционное право России. Учебный курс (в 2-х томах, том первый; издание 7-е, перераб. и доп.).- М.: Норма: ИНФРА-М, 2021. - 864 с.

  4. Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность: 2-е изд. — М.: РЮИД, “Сашко” , 2000. - 528 с.

  5. Авакьян С.А. Проекты законов о поправках к Конституции Российской Федерации: грядет раунд четвертый? // Конституционное и муниципальное право. 2020. N 1. - С. 31 - 44.

  6. Шахрай С.М. Конституционное право Российской Федерации: учебник для академического бакалавриата и магистратуры. 4-е изд., изм. и доп. - М.: Статут, 2017. - 624 с.
  7. 1   2   3   4   5   6

Эбзеев Б.С. Конституция. Правовое государство. Конституционный Суд. - М. : Закон и право: ЮНИТИ, 1997. – 349 с.





1 Нарутто С.В. Вклад академика О.Е. Кутафина в развитие учения о предмете конституционного права России // Актуальные проблемы российского права. 2018. № 10. - С.68.

2 Однако нельзя не заметить, что само закрепление этого положения о запрете официальной идеологии в тексте российской Конституции является одним из ключевых постулатов либерализма. Равно как зафиксированы в Конституции РФ 1993 г. и другие либеральные идеологемы – о разделении властей, светскости государства, верховенстве закона и т.д. Это свидетельствует о том, что упомянутый запрет на «обязательную идеологию» не касается либеральной идеологии и фактически нацелен на ее защиту от конкурирующих идеологий, т.е. на сохранение ее монополии в современной России.

3 Конституционное право Российской Федерации: учебник для студентов, обучающихся по направлению подготовки "Юриспруденция" (квалификация "бакалавр") / И.А. Алжеев, И.Б. Власенко, Е.Ю. Догадайло и др.; отв. ред. С.И. Носов. - М.: Статут, 2014. - С.5

4 Стрекозов В.Г., Казанчев Ю.Д. Конституционное право Российской Федерации. М., 1997. - С. 20.

5 См.: Шахрай С.М. Конституционное право Российской Федерации: учебник для академического бакалавриата и магистратуры. 4-е изд., изм. и доп. М.: Статут, 2017.

6 В,И. Ленин. ПСС. т.17. С.345.

7 См.: Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. - М.: Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2015.

8 Пейн Т. Права человека // Пейн Т. Избранные сочинения. – М., 1959.– С. 207.

9 Кравец И.А. Российский конституционализм: проблемы становления, развития и осуществления. – СПб.: Юридический центр Пресс. – С.24.

10 Безруков А.В. Конституционное право России: учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юстицинформ, 2015. - С.34.


11 Понятия политической системы общества и государственного строя нередко синтезируют в понятие «политический строй», которое не является строго юридическим и может использоваться только в публицистике.

12 Автократ - лицо, обладающее неограниченной верховной властью либо властью, позволяющей ему доминировать в политической системе.


13 Баглай М.В. Указ. соч.

14 Антонченко В. В. Тоталитаризм и либерализм в парадигмах правопонимания // Российское право: образование, практика, наука. 2022. №4. – С.21.

15 Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. М., 2015. С. 29—30. 

16 Комкова Г.А. Содержание системы конституционного права России: современное прочтение // Актуальные проблемы российского права. 2018. №10. С.77.

17 Комкова Г. Н. Принципы конституционного права России // Принципы права: общетеоретический и отраслевой аспекты / под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. Саратов, 2010. С. 369—392.

18 Кокотов А. Н. Право конституции в российском праве // Актуальные проблемы российского права. 2014. № 10 (47). С. 2164.

19 Комкова Г.А. Указ. соч. С.81

20 Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 2010. С. 17 - 20.

21 Конституционное право : словарь / отв. ред. В. В. Маклаков. М. : Юристъ, 2001. С.9.

22 Винников А. Ю. (2013). Декларации в системе источников конституционного права Российской Федерации. Вестник Челябинского государственного университета. – 2013, №11 (302). – С.12.

23 См.: Постановление Конституционного суда РФ от 31 октября 1995 г. № 12-П «По делу о толковании статьи 136 Конституции Российской Федерации» // Собр. законодательства РФ. 1995. 6 нояб. № 45. Ст. 4408.

24 См.: Федеральный закон от 4 марта 1998 г. № 33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» // Собр. законодательства РФ. 1998. 9 марта. № 10. Ст. 1146.

25 Кутафин О. Е. Предмет конституционного права. М. : Юристъ, 2001. С. 209.

26 Винников А. Ю. Указ. соч. – С.18.

27 Федеральный закон от 15.07.1995 N 101-ФЗ (ред. от 08.12.2020) "О международных договорах Российской Федерации"

28


29 Федеративный договор от 31.03.1992 "Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации" (вместе с "Протоколом к Федеративному договору").

30 Шахрай С.М. Конституционное право Российской Федерации: учебник для академического бакалавриата и магистратуры. 4-е изд., изм. и доп. М.: Статут, 2017.

31 См.: ФКЗ от 08.12.2020 N 7-ФКЗ "О внесении изменений в отдельные федеральные конституционные законы".


32 Постановление Конституционного Суда РФ от 11.04.2000 N 6-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений пункта 2 статьи 1, пункта 1 статьи 21 и пункта 3 статьи 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в связи с запросом Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации"


33 Барциц И.Н. Конституционный обычай: признаки и значение // Журнал российского права. 2019. №9. – С.43.

34 Декреты Советской власти. Т.I. М., Гос.изд-во полит.литературы, 1957. – С.17-20..

35 Декреты Советской власти. Т.I. М., Гос.изд-во полит.литературы, 1957. – С.39-41.

36 Собрание узаконений и распоряжений Рабоче-крестьянского Правительства РСФСР (далее - СУ РСФСР), 1918 . № 15. Ст. 215.

37 Там же.

38 Там же.

39 За годы Гражданской войны в России было закрыто более 600 монастырей, уничтожено свыше 10 тыс. человек из числа монашества и священства. Террор не прекратился и после ее окончания. Всего за 20-летие (1918–1938 гг.) было репрессировано около 250 митрополитов, архиепископов и епископов Русской православной церкви.

40 Вплоть до принятия новой Конституции СССР в 1936 г. день 6 июля праздновался как День Конституции.

41 Реальная власть в стране фактически сосредоточилась в руках лиц, входящих в Политбюро ЦК. А всю управленческую систему государственных и общественных организаций полностью контролировал ЦК ВКП(б). В аппарате ЦК действовало Управление кадров, в котором было 45 отделов по всем отраслям государственной, хозяйственной и общественно-политической жизни. Оно не только формировало руководство этих органов государственной власти, назначая высших руководителей (рекомендовало избрать или утвердить в должности), но и осуществляло повседневный контроль за номенклатурными работниками.

42 Право па труд, провозглашенное Конституцией СССР 1936 г., произвело особенно сильное  впечатление на трудящихся в капиталистических  странах. Значение этого факта усиливалось  тем, что  Конституция 1936 г. была принята  в то время, когда в буржуазных государствах насчитывались десятки  миллионов безработных.

43 Это должно было гарантироваться тем, что аресты, обыски, выемки корреспонденции могли производиться лишь с санкции прокурора или по решению суда. Однако эти гарантии повсеместно нарушались в ходе массовых репрессий второй половины 1930-х гг.

44 Ранее, еще с 1918 г. лишение избирательных прав «нетрудовых» и «бывших» групп населения являлось принципом избирательного права. Причем круг лишенцев расширился с конца 1920-х годов. В избирательной кампании 1928–1929 гг. в СССР в списки лишенцев были внесены 3,7 млн человек, или 4,9% взрослого населения (4,1% жителей сельской местности и 8,5 - горожан). В 1930 г. перечень лишенцев пополнились «нэпманами». Кроме них в этом перечне значились «бывшие»: землевладельцы, торговцы, кулаки, дворяне, полицейские, царские чиновники, владельцы частных предприятий, члены оппозиционных политических партий, белые офицеры, служители культа, монахи. В 1932 г. «лишенцы» вместе с семьями насчитывали 7 млн чел. (были лишены не только прав избирательных, но и на жилье, медицинское обслуживание и даже продуктовые карточки).


45 До 1936 г., даже для тех, кто Конституцией 1918 г. был наделен правом голосования (не относился к лишенцам), устанавливались неравные избирательные пропорции: один голос городского рабочего или служащего приравнивался к нескольким голосам крестьян.

46 С 1918 до 1936 г. Советы как представительные органы избирались не прямым, а косвенным способом - через нижестоящие, и, следовательно, подчиненные им советы.

47 До 1936 года выборы в советы всех уровней проводились открытым голосованием.

48 Отчетный доклад тов. Молотова о работе правительства VІІ Сезду Советов ССР. Правда, 29.1.1935.

49 Состязательные выборы под давлением «испуганных местных партийных чиновников» (Арч Гетти, историк, США) были тайно отменены в октябре 1937 года непосредственно перед выборами в Верховный Совет. Это существенно нивелировало демократический потенциал новой Конституции 1936 г.

50 Программа построения коммунизма, выдвинутая Н. Хрущевым, представляла большое неудобство для нового брежневского руководства, понимавшего невозможность ее скорого осуществления. Требовалось постепенно подменить теоретические разработки хрущевской эпохи, касавшиеся развития социализма к коммунизму в обозримой перспективе, менее радикальными идеями. Так появилась теория «развитого социализма», который теперь объявили необходимым этапом на пути к коммунизму.

51 В Конституции 1936 г. обозначены право на труд, на отдых, на материальное обеспечение в случае болезни и в старости, на образование, на свободу отправления религиозных культов и антирелигиозную пропаганду, на свободу слова, печати, собраний, шествий и проч., на объединение, право на неприкосновенность личности и жилища.

52 Политические права граждан в условиях авторитаризма не могли быть реализованы в полной мере. Свобода слова, а тем более свободы собраний, союзов, шествий и т. д. в СССР 1970-1980-х гг. фактически отсутствовали. Но, с другой стороны, права, касавшиеся социальной сферы (право на труд, на отдых, на материальное обеспечение в старости, на охрану здоровья, на образование) в СССР действительно соблюдались.