Файл: Тема Конституционное право России как отрасль права, наука и учебная дисциплина Вопросы для рассмотрения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 450

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
По своей структуре Конституция 1993 г. состоит из преамбулы и двух разделов.55

Раздел первый содержит собственно Конституцию и включает девять глав (137 статей).

Раздел второй – заключительные и переходные положения.

Известно, что конституции классифицируются:

  • по форме (писаные и неписаные);

  • по времени действия (временные и постоянные);

  • по способу принятия или изменения (гибкие, жёсткие).

С учетом этих классификаций Конституция РФ является писаной, постоянной и жесткой.

Правоведы различают также конституцию юридическую и фактическую.

Юридическая конституция — это должный, установленный принципами и нормами действующей конституции порядок.

Фактическая конституция — это реально существующая система общественных отношений и институтов, "материализованный" Основной закон.

Юридическая конституция представляет собой документ, предписывающий то, что должно быть. Однако на практике может сложиться порядок осуществления государственной власти, существенно отличающийся от модели, заложенной в юридической конституции.

Если совпадение между фактической и юридической конституциями значительно, то юридическая конституция может именоваться "реальной", в противном случае она становится "фиктивной".

Часто это происходит в период революций и глубоких общественно-политических модернизаций, когда трансформируется или полностью разрушается прежняя система общественно-политических отношений и институтов. И тогда юридическая конституция начинает стремительно устаревать и уже не может оказывать регулирующее воздействие на общество, служить основой согласия и стабильности.

В случае, когда возникает сильный разрыв, дисбаланс между фактической и юридической конституциями, говорят о конституционном кризисе, который означает невозможность дальнейшего нормального функционирования конституционной системы без радикального изменения и обновления всех ее институций. Выходом в такой ситуации является создание новой конституционной системы, базой для которой должен стать обновленный Основной закон56 (новая Конституция).

Помимо федеральной Конституции РФ 1993 г. в России, как федеративном государстве, так же аналогичные акты есть в каждом из 89 субъектов РФ.

В системе нормативных правовых актов каждого субъекта РФ эти акты, имеют высшую юридическую силу на территории данного субъекта.

В республиках это конституция, в других субъектах – уставы.


Конституции и уставы представляют собой акты учредительного характера (ст. 66). Конституция и устав в правовом отношении равнозначны и представляют собой учредительные акты, закрепляющие статус данного субъекта в составе РФ: основы взаимоотношений с Федерацией, полномочия субъекта, систему его органов государственной власти, избирательную систему, организацию местного самоуправления и другие вопросы устройства данного субъекта.

Положения конституций и уставов, признанные не соответствующими Конституции РФ, утрачивают силу (ч. 6 ст. 125).



    1. Свойства Конституции Российской Федерации

Конституция РФ обладает специфическими юридическими свойствами, говоря иначе - признаками, характеризующими её как основной закон государства.

К их числу относятся:

  1. Всеохватывающий, учредительный, фундаментальный характер ее норм.

Современная конституция определяет принципы отношений в системе "человек-общество - государство", закрепляет основы государственного строя, декларирует высшие правовые гарантии прав и свобод человека и гражданина, очерчивает функции государства, устанавливает структуру и взаимоотношения органов государственной власти и управления – т.е. регулирует фундаментальные вопросы существования общества и государства57. Любой другой российский закон не имеет такого масштабного предмета регулирования, каким обладает Конституция.

При этом Конституция, как акт столь глобального характера, представляет собой сочетание программных и нормативных элементов.

  1. Юридическое верховенство конституции как основного закона государства (его нормы обладают высшей юридической силой по отношению норм других источников права).

Рассматривая это свойство российской Конституции, необходимо отметить, что данное свойство формулируется в ст. 15 Конституции Российской Федерации:

  • «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, … и применяется на всей территории Российской Федерации…»;

  • «…Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации…».


– конституция имеет «прямое действие» (ст.15 Конституции РФ) на всей территории Российской Федерации.

Выделяется несколько уровней такого прямого действия Конституции:

  1. непосредственная реализация конституционных норм и способов их защиты гражданами Российской Федерации и иными физическими лицами, а в случае, предусмотренном конституционным законодательством, и юридическими лицами;

  2. применение конституционных норм судами при разрешении конкретных дел;

  3. применение норм российской конституции в конституционном судопроизводстве при реализации различных полномочий Конституционного Суда РФ.

3) Еще одно свойство Конституции Российской Федерации заключающееся в том, что она закладывает основные начала всех отраслей национальной правовой системы, является базой текущего законодательства.

Б. С. Эбзеев утверждает, что конституция представляет собой более или менее совершенную общую модель организации общества и взаимодействия его структур, определяет место человека в этом обществе58. Принятие новой Конституции повлечет пересмотр и переработку всех отраслей национального законодательства.

4) Особо сложная процедура (способ) принятия Конституции, обеспечивающая высший, среди всех остальных НПА, уровень легитимности этого акта.

В РФ при принятии действующей Конституции РФ 12 декабря 1993 года был использован электоральный (плебисцитарный) способ – всенародное голосование. Если же в перспективе возникнет необходимость принятия новой конституции (в случае принятия решения о пересмотре ныне действующего основного закона), то предусмотрены два альтернативных способа. Либо принятие новой конституции специально формируемым для этой цели Конституционным собранием, либо на всенародном голосовании (см. подробнее следующий параграф – 3.3)

5) Усложненный порядок внесения поправок в текст Конституции, обеспечивающий высокий уровень стабильности и значимости ее норм:

Основные положения о поправках Конституции содержатся в главе 9 Конституции «Конституционные поправки и пересмотр Конституции» (см. подробнее следующий параграф – 3.4).

6) Особый порядок ее охраны (например, посредством института специализированного конституционного контроля).


Правовая охрана Конституции – это совокупность юридических средств, с помощью которой достигается выполнение всех установленных конституционных норм, соблюдение режима конституционной законности.

Наиболее опасные нарушения наказываются в уголовном порядке. В любой стране предусматриваются такие составы преступления, как «заговор с целью захвата власти», «призывы к насильственному свержению государственного строя» или просто «неуважение к конституции».

Целям охраны Конституции служит положение о запрещении создания и деятельности объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя (ч. 5 ст. 13).

Конституция РФ предусматривает активные формы её охраны гражданами. Так, решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суде (ч. 2 ст. 46). Граждане вправе обращаться в Конституционный Суд с жалобами на нарушение конституционных прав и свобод.

Главная ответственность за соблюдение и охрану конституции падает на должностных лиц государства. Президент РФ является её гарантом, что предполагает право и обязанность самостоятельно принимать им решения по защите Конституции. Особую роль в охране конституции и обеспечении её соблюдения играет Конституционный Суд (ст. 125), имеющий статус высшего судебного органа конституционного контроля в Российской Федерации, осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории Российской Федерации.


    1. Пересмотр Конституции РФ

Конституция РФ и российское законодательство предусматривают несколько способов изменения конституционных положений.

Важность отдельных глав Конституции Российской Федерации в жизни государства определяется особым порядком их пересмотра. Этим самым была усилена «жесткость» Конституции, усложнена процедура ее частичного или полного пересмотра, был внесен ряд принципиально новых моментов. К ним относятся: во-первых, обусловленность этой процедуры иерархией конституционных норм, различающихся по своей значимости; во-вторых, приведение этой процедуры в полное соответствие с принципами федерализма; в-третьих, образование нового органа в лице Конституционного Собрания, исключительной компетенцией которого являются разработка и принятие проекта новой Конституции; в-четвертых, возможное использование института референдума для принятия новой Конституции.


Изменение статей глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации возможно только в качестве пересмотра всей Конституции. Эта новелла была введена для обеспечения стабильности российского конституционного законодательства. Эти главы в соответствии со ст. 135 Конституции не могут быть пересмотрены российским парламентом – Федеральным Собранием.

Предложения о пересмотре Конституции могут вносить Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

Предложения о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации, внесенные в Государственную Думу, должны содержать новую редакцию указанных глав Конституции Российской Федерации или их отдельных статей, частей, пунктов, а также обоснование данных предложений.

Предложения направляются Советом Государственной Думы в Комитет Государственной Думы по государственному строительству и Комитет Государственной Думы по законодательству для подготовки совместного заключения, после чего включаются Советом Государственной Думы в календарь рассмотрения вопросов Государственной Думой. По итогам обсуждения поправок на заседании Государственной Думы принимается постановление об одобрении или отклонении указанных предложений.

Предложение о пересмотре положений Конституции Российской Федерации считается одобренным Государственной Думой, если за его одобрение проголосовало не менее трех пятых от общего числа депутатов Государственной Думы. В этом случае постановление Государственной Думы вместе с законопроектом направляются в течение пяти дней в Совет Федерации для последующего рассмотрения.

Предложение о пересмотре Конституции должно быть также одобрено двумя третями голосов от общего числа членов Совета Федерации. После этого в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание. Оно либо подтверждает неизменность Конституции Российской Федерации, либо разрабатывает проект новой. Новая российская Конституция принимается двумя третями голосов от общего числа членов Конституционного Собрания или выносится на всенародное голосование. При проведении всенародного голосования Конституция считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей.