Файл: Практическое занятие Речевой этикет и проведение с дошкольниками занятий по речевому этикету.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 168

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Педагог. Сашенька, предложи, пожалуйста, Тане стул.

(Саша с готовностью несет стул и говорит: “Садись, Таня, пожалуйста!“)

Педагог. Мы рады, Таня, что ты пришла к нам в гости. Ребята, давайте угостим Таню чаем!

Саша. Таня, чай пить!

Педагог. Нужно сказать: “Садись, Таня, с нами чай пить“.

(Саша повторяет приглашение. Таня благодарит.)

Педагог. Алла и Наташа, расставьте, пожалуйста, чашки для всех.

(Девочки старательно расставляют кукольный сервиз. Педагог предлагает всем сесть к столу, вежливо приглашает и Таню, Сашу просит налить чай. Саша сидит рядом с Таней и ей первой наливает чай.)

Педагог. Правильно, Саша, гостье первой наливают чай.

Саша (протягивает Тане конфету). Ешь, Таня, конфету.

Педагог. Надо взять вазочку и сказать: “Угощайся, Таня, пожалуйста“. Вот так.

(Саша подает вазочку, предлагает Тане угощение. Таня благодарит.)

Дети с интересом наблюдают за происходящим, пьют чай. Педагог, действуя за Таню, показывает, как правильно, красиво держать чашку, не поднимать ее высоко, допивая чай, и т. п.

Педагог обращает внимание на то, как следует держать чашку, показывает, как Таня вытирает рот салфеткой.

Затем Таня благодарит детей за угощение, прощается. Дети прощаются с ней, снова приглашают в гости.

          9. Художественные тексты для развития диалогической          

                    речи и знакомства с формами этикета.

                                    Кисонька-мурысонька

-Кисонька-мурысонька, где была?              - Где вода?

-Коней поила.                                                - Быки выпили.

-Где кони?                                                      - Где быки?

-За ворота ушли.                                            - За гору ушли.

-Где ворота?                                                   - Где гора?

-Огонь сжег.                                                   - Черви источили.

-Где огонь?                                                     - Где черви?

-Вода залила.                                                  - Утки склевали.

                                                                               А. Благинина.

      Белкины карманы                                             Медведь

-Белка, где твой склад грибов?                   -Ты куда идешь, медведь?

-По карманам у дубов!                                -Да на пчелок поглядеть.

-Где домишко твой?                                    -А зачем несешь бачок?

-В сосне.                                                       -Так…Повешу на сучок.


-А постель?                                                                           Н.Галиновская

-Постель на мне!

                         Н.Анденко

  Маринка                                                             Медведь

-Мам, - кричит Маринка,                              -Ты куда идешь медведь?

Где моя косынка?                                          -В город елку посмотреть.

-Мам, кричит Маринка, -                              -А зачем тебе она?

Где моя резинка?                                           -Новый год встречать пора.

-Мам, на праздничный берет                       -Где поставишь ты ее?

Сделан бантик или нет?                               -В дом возьму к себе, в жилье.

Брат за пышную косичку                             -Что ж не вырубил в лесу?

Повернул к себе сестричку:                         -Жалко, лучше принесу.

-Больно спросы велики,                                                                А.Тараскин

А у мамы две руки.

                             А.Усанова

                   

                   Еж                                                             Разговор с котом

-Ты скажи мне, милый еж,                                  -Почему ты черен, кот?

Чем ежиный мех хорош?                                     -Лазил ночью в дымоход.

-Тем он, лисонька, хорош,                                   -Почему сейчас ты бел?

Что зубами не возьмешь!                                     -Из горшка сметану ел.

                                 В. Фетисов                            -Почему ты серым стал?

                                                                                -Пес в пыли меня валял.

                                                                                -Так какого же ты цвета?

                                                                                -Я и сам не знаю это!

                                                                                                     В. Ливановский

   

                   * * *                                                             * * *

Дядя Саша огорчен                                   Встретил Витю я – соседа,                                

Рассказал он вот о чем                              Встреча грустная была:

Настя – славная девчонка,                        На меня он как торпеда

Настя ходит в детский сад,                       Налетел из-за угла!

Но давно уже от Насти                              Но представьте!

Я не слышу слова (здрасьте),                    Зря от Вити

А слово-то какое –                                      Ждал я слова…(извините),

Очень дорогое.                                            А слово – то какое -



                                                                      Очень дорогое.

            * * *                                                                   * * *

Он про внучку говорил:                              Маша знала слов немало

Экая досада!                                                 Но одно из них пропало

Я ей мишку подарил,                                  А оно-то, как на грех

Вижу очень рада.                                         Говорится чаще всех

Но нельзя ж молчать, как рыба,                 Это слово ходит следом

Ну сказала бы…(спасибо),                         За подарком, за обедом,

А слово-то какое –                                       Это слово говорят,

Очень дорогое.                                             Если вас благодарят,

                     А. Шибаев                               Но молчит она, как рыба,

                                                                       Вместо каждого…(спасибо).

                                                                                                            И. Токмакова

                         10. Пословицы и поговорки

Предложенные пословицы и поговорки о значении речи в жизни людей, содержащие различные формы обращений, пожеланий в различных ситуациях общения помогут детям глубже понять важность освоения культуры речи, обогатить свой язык, сделать его выразительнее.

  • Вежливости открываются все двери.

  • Ласковое слово и кошке приятно.

  • Слово жжет хуже огня.

  • Доброе слово лечит, а злое калечит.

  • Плохое слово, что грязная вода.

  • Ласковым словом и мед растопишь.

  • Ласковое слово, что вешний день.

  • Ласковое слово лучше мягкого пирога.

  • Краткое слово гнев побеждает.

  • Каков привет, таков и ответ.

  • На добрый привет, добрый совет.

  • В долгий век и в добрый час.

  • Жить да молодеть, добреть да богатеть!

  • Добро пожаловать, дорогие гости, милости просим!

  • Просим к нашему хлебу – соли!

  • Просим в избу: красному гостю красное место.

  • Чем богаты, тем и рады.

     

      На первом этапе проделанная работа обеспечивает существенные изменения в развитие ребенка: обогащается эмоциональная сфера, расширяются интересы к речевому этикету, развивается процесс восприятия разнообразных этических норм поведения, осуществляется первоначальное обучение речевому этикету. Расширяются знания  об окружающем мире, и обеспечивается овладение видами и формами речевого этикета


   

     


Второй этап: обучающий.

     Цель: совершенствование процесса восприятия форм и видов речевого этикета.

     Формы работы: занятия, включенные в систему предшествующей и последующей работы; дидактические игры; рассматривание иллюстративного материала; игры и упражнения.

                                           

                                                  Содержание 

     

   1.Занятие “Это слово говорят, если вас благодарят“

     Цель:

- Развивать умение уместно употреблять слова благодарности в зависимости от ситуации.

- Продолжать работу над интонационной выразительностью, учить сочетать движения и речь, развивать элементарные навыки мимики и жестикуляции.

- Развивать воображение, коммуникативные навыки, культуру речевого общения.

     Ход занятия:

     Речевая разминка

  1. Дикционное упражнение.

Произнести с разной эмоциональной окраской голоса:

                                - Поешь овса из корыта,

                                Приятного аппетита!

                                - Спасибо! – лошадка сказала, -

                                Но этого мне очень мало!

                                                                 (М. Дружинина)

2. Прохлопать ритм с разным темпом, четко проговаривая слова:

                               Пода-ри-ли Хрюш-ке

                               Пряни-ки и суш-ки.

                               Ра-да Хрюш-ка:

                               - Хрю-хрю-хрю!

                               Вас, друзья, благодарю!

     Речевая ситуация

  1. Чтение стихотворения И. Токмаковой.

                      Маша знала слов немало,

                      Но одно из них пропало.

                      И оно-то, как на грех,

                      Говорится чаще всех!

                      Это слово ходит следом

                      За подарком, за обедом.

                      Это слово говорят,

                      Если вас благодарят.