Файл: Практическое занятие Речевой этикет и проведение с дошкольниками занятий по речевому этикету.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 168
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Педагог. Сашенька, предложи, пожалуйста, Тане стул.
(Саша с готовностью несет стул и говорит: “Садись, Таня, пожалуйста!“)
Педагог. Мы рады, Таня, что ты пришла к нам в гости. Ребята, давайте угостим Таню чаем!
Саша. Таня, чай пить!
Педагог. Нужно сказать: “Садись, Таня, с нами чай пить“.
(Саша повторяет приглашение. Таня благодарит.)
Педагог. Алла и Наташа, расставьте, пожалуйста, чашки для всех.
(Девочки старательно расставляют кукольный сервиз. Педагог предлагает всем сесть к столу, вежливо приглашает и Таню, Сашу просит налить чай. Саша сидит рядом с Таней и ей первой наливает чай.)
Педагог. Правильно, Саша, гостье первой наливают чай.
Саша (протягивает Тане конфету). Ешь, Таня, конфету.
Педагог. Надо взять вазочку и сказать: “Угощайся, Таня, пожалуйста“. Вот так.
(Саша подает вазочку, предлагает Тане угощение. Таня благодарит.)
Дети с интересом наблюдают за происходящим, пьют чай. Педагог, действуя за Таню, показывает, как правильно, красиво держать чашку, не поднимать ее высоко, допивая чай, и т. п.
Педагог обращает внимание на то, как следует держать чашку, показывает, как Таня вытирает рот салфеткой.
Затем Таня благодарит детей за угощение, прощается. Дети прощаются с ней, снова приглашают в гости.
9. Художественные тексты для развития диалогической
речи и знакомства с формами этикета.
Кисонька-мурысонька
-Кисонька-мурысонька, где была? - Где вода?
-Коней поила. - Быки выпили.
-Где кони? - Где быки?
-За ворота ушли. - За гору ушли.
-Где ворота? - Где гора?
-Огонь сжег. - Черви источили.
-Где огонь? - Где черви?
-Вода залила. - Утки склевали.
А. Благинина.
Белкины карманы Медведь
-Белка, где твой склад грибов? -Ты куда идешь, медведь?
-По карманам у дубов! -Да на пчелок поглядеть.
-Где домишко твой? -А зачем несешь бачок?
-В сосне. -Так…Повешу на сучок.
-А постель? Н.Галиновская
-Постель на мне!
Н.Анденко
Маринка Медведь
-Мам, - кричит Маринка, -Ты куда идешь медведь?
Где моя косынка? -В город елку посмотреть.
-Мам, кричит Маринка, - -А зачем тебе она?
Где моя резинка? -Новый год встречать пора.
-Мам, на праздничный берет -Где поставишь ты ее?
Сделан бантик или нет? -В дом возьму к себе, в жилье.
Брат за пышную косичку -Что ж не вырубил в лесу?
Повернул к себе сестричку: -Жалко, лучше принесу.
-Больно спросы велики, А.Тараскин
А у мамы две руки.
А.Усанова
Еж Разговор с котом
-Ты скажи мне, милый еж, -Почему ты черен, кот?
Чем ежиный мех хорош? -Лазил ночью в дымоход.
-Тем он, лисонька, хорош, -Почему сейчас ты бел?
Что зубами не возьмешь! -Из горшка сметану ел.
В. Фетисов -Почему ты серым стал?
-Пес в пыли меня валял.
-Так какого же ты цвета?
-Я и сам не знаю это!
В. Ливановский
* * * * * *
Дядя Саша огорчен Встретил Витю я – соседа,
Рассказал он вот о чем Встреча грустная была:
Настя – славная девчонка, На меня он как торпеда
Настя ходит в детский сад, Налетел из-за угла!
Но давно уже от Насти Но представьте!
Я не слышу слова (здрасьте), Зря от Вити
А слово-то какое – Ждал я слова…(извините),
Очень дорогое. А слово – то какое -
Очень дорогое.
* * * * * *
Он про внучку говорил: Маша знала слов немало
Экая досада! Но одно из них пропало
Я ей мишку подарил, А оно-то, как на грех
Вижу очень рада. Говорится чаще всех
Но нельзя ж молчать, как рыба, Это слово ходит следом
Ну сказала бы…(спасибо), За подарком, за обедом,
А слово-то какое – Это слово говорят,
Очень дорогое. Если вас благодарят,
А. Шибаев Но молчит она, как рыба,
Вместо каждого…(спасибо).
И. Токмакова
10. Пословицы и поговорки
Предложенные пословицы и поговорки о значении речи в жизни людей, содержащие различные формы обращений, пожеланий в различных ситуациях общения помогут детям глубже понять важность освоения культуры речи, обогатить свой язык, сделать его выразительнее.
-
Вежливости открываются все двери. -
Ласковое слово и кошке приятно. -
Слово жжет хуже огня. -
Доброе слово лечит, а злое калечит. -
Плохое слово, что грязная вода. -
Ласковым словом и мед растопишь. -
Ласковое слово, что вешний день. -
Ласковое слово лучше мягкого пирога. -
Краткое слово гнев побеждает. -
Каков привет, таков и ответ. -
На добрый привет, добрый совет. -
В долгий век и в добрый час. -
Жить да молодеть, добреть да богатеть! -
Добро пожаловать, дорогие гости, милости просим! -
Просим к нашему хлебу – соли! -
Просим в избу: красному гостю красное место. -
Чем богаты, тем и рады.
На первом этапе проделанная работа обеспечивает существенные изменения в развитие ребенка: обогащается эмоциональная сфера, расширяются интересы к речевому этикету, развивается процесс восприятия разнообразных этических норм поведения, осуществляется первоначальное обучение речевому этикету. Расширяются знания об окружающем мире, и обеспечивается овладение видами и формами речевого этикета
Второй этап: обучающий.
Цель: совершенствование процесса восприятия форм и видов речевого этикета.
Формы работы: занятия, включенные в систему предшествующей и последующей работы; дидактические игры; рассматривание иллюстративного материала; игры и упражнения.
Содержание
1.Занятие “Это слово говорят, если вас благодарят“
Цель:
- Развивать умение уместно употреблять слова благодарности в зависимости от ситуации.
- Продолжать работу над интонационной выразительностью, учить сочетать движения и речь, развивать элементарные навыки мимики и жестикуляции.
- Развивать воображение, коммуникативные навыки, культуру речевого общения.
Ход занятия:
Речевая разминка
-
Дикционное упражнение.
Произнести с разной эмоциональной окраской голоса:
- Поешь овса из корыта,
Приятного аппетита!
- Спасибо! – лошадка сказала, -
Но этого мне очень мало!
(М. Дружинина)
2. Прохлопать ритм с разным темпом, четко проговаривая слова:
Пода-ри-ли Хрюш-ке
Пряни-ки и суш-ки.
Ра-да Хрюш-ка:
- Хрю-хрю-хрю!
Вас, друзья, благодарю!
Речевая ситуация
-
Чтение стихотворения И. Токмаковой.
Маша знала слов немало,
Но одно из них пропало.
И оно-то, как на грех,
Говорится чаще всех!
Это слово ходит следом
За подарком, за обедом.
Это слово говорят,
Если вас благодарят.