Файл: Практическое занятие Речевой этикет и проведение с дошкольниками занятий по речевому этикету.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 167

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
здравствуйте; пожалуйста.)

- Попробуйте позвонить маме на работу и попросить ее к телефону.

     Текст для чтения 

Юра звонит Феде:

- Алло! Федя, это ты? Здравствуй. Говорит Юра. Я хочу пригласить тебя вместе с Нюшой на день рождения. Приходите, пожалуйста, завтра, в три часа дня. Только обязательно. Буду ждать.

- Спасибо, что позвонил, спасибо за приглашение. Обязательно прейдем.

     Беседа (опорные материалы)

- Правильно ли говорят мальчики по телефону? (Это разговор – приглашение. Юра приглашает Нюшу и Федю и использует для этого этикетные выражения, называет имена друзей, точно указывает время. И Федя правильно отвечает: благодарит за приглашение. Чувствуется, что мальчики очень дружны.)

     Текст для чтения

Звонит телефон. Федя берет трубку:

- Алло! Кто говорит? Федя?

- Ну-у.

- Федя, это ты?

- Ну.

- Ты меня узнал?

- Ну.

- Это Юра.

- Ну.

- Знаешь, что я хочу сказать?

- Ну что?

- Ребята во дворе в футбол играют. Пойдем?

- Ага, давай.

     Беседа

- Понравился ли вам разговор мальчиков? Как вы думаете, какие слова не нужно употреблять в речи? Исправьте Федины ошибки. Научите Федю правильно разговаривать по телефону.

- Как следует правильно набрать номер телефона?

     Тексты для чтения

А. Федя звонит Юре. Трубку берет Юрин папа.

- Юру позовите.

- Юры нет дома. А с кем я говорю?

- Ну ладно, потом позвоню.

Б. Нюша звонит Машиной маме:

- Алло! Здравствуйте. Это говорит Нюша Муратова. Мы с Машей играем в больницу. Разрешите ей, пожалуйста, еще немного побыть у нас.

- Хорошо, Нюша, играйте. Передай Маше, чтобы через час она была дома. Спасибо, что позвонила.

- Пожалуйста. До свидания.

     Беседа (опорные материалы)

- Сравните эти два разговора. Кто из детей лучше умеет говорит по телефону? Нюша здоровается и называет себя. Она вежливо выражает свою просьбу. А Федя? Понравился ли Юриному папе такой разговор? Исправьте Федины ошибки.

     Тексты для чтения

А. Раздается телефонный звонок. Нюша берет трубку.

- Алло! Это квартира Ивановых?

- Нет, вы ошиблись номером.

- Извините.

- пожалуйста.

Б. Раздается телефонный звонок. Федя берет трубку.

- Алло! Это поликлиника?

- Не-ет… это бассейн… ха-ха-ха!

     Беседа (опорные материалы)

- Как вы думаете, удачно ли пошутил Федя? Как он должен был ответить? Вспомним, как в этой ситуации поступила Нюша.

     Игровые ситуации


Раздается телефонный звонок. Ты, Витя, берешь трубку.

- Алло, это школа?..

Что ты ответишь?

А что бы вы ответили?

Ты, Костя, звонишь Юре. К телефону подходит Юрина мама. Попроси, чтобы она пригласила Юру.

Ты, Ира, звонишь Маше. К телефону подходит Маша. Пригласи ее на день рождения.

Ты, Борис, хочешь самостоятельно записаться в кружок “Умелые руки“. Представь себе, что нужно поговорить с руководителем кружка. Позвони в Дом культуры. Сообщи по телефону, как твоя фамилия, сколько тебе лет, какой детский сад или какую школу ты посещаешь, в какое время ты можешь заниматься в кружке. А кто будет работником Дома культуры? Ты, Игорь? Вот и прекрасно. Беседуйте.

5. Игры и упражнения на развитие навыков общения у детей  

                      старшего дошкольного возраста:

     “Назови себя”. Цель.Учить представлять себя коллективу сверстников.

Ход.Ребенку предлагают представить себя, назвав свое имя так, как ему больше нравится, как называют дома или как он хотел бы, чтобы его называли в группе.

     “Позови ласково”. Цель. Воспитывать доброжелательное отношение детей друг другу. Ход. Ребенку предлагаютбросить мяч или передать игрушку любому сверстнику (пожеланию), ласково назвав его по имени.

     “Волшебный стул”. Цель. Воспитывать умение быть ласковым, анализировать в речи детей нежные, ласковые слова. Ход. Один ребенок садится в центр на “волшебный стул” остальные говорят о нем добрые, ласковые слова, комплименты. Можно погладить сидящего, обнять, поцеловать.

     “Передача чувств”. Цель. Учить передавать различные эмоциональные состояния невербальным способом. Ход. Ребенку дается задание передать “по цепочке” определенное чувство с помощью мимики, жестов, прикосновений. Затем дети обсуждают, что они чувствовали при этом.

     “Перевоплощение”. Цель. Учить умению перевоплощаться в предмет (по очереди) загадывают определенный “образ”, изображают его, не называя. Остальные отгадывают, давая словесный портрет.

     “Моя любимая игрушка”. Цель. Развивать умение слушать друг друга; описывать любимую игрушку, отмечая ее настроение, поведение, образ жизни. Ход. Дети выбирают, какую игрушку будут описывать, не называя ее, и рассказывают о ней. Остальные отгадывают.

     “Подарок другу”. Цель. Развивать умение невербально “описывать” предметы. 

Ход. Один ребенок становится “именинником”; остальные, “дарят” ему подарки, передавая движениями и мимикой свое отношение к “имениннику”.

     “Скульптор”. Цель. Учить договариваться и взаимодействовать в группе сверстников. Ход. Один ребенок – скульптор, трое – пятеро детей – глина. Скульптор “лепит” композицию из “глины”, расставляя фигуры по задуманному проекту. Остальные помогают, затем вместе дают название “композиции “.

     “Волшебный цветок”. Цель. Учить выражать свою индивидуальность, представлять себя другим детям в группе. Ход. Детям предлагают представить себя маленькими ростками цветов. По желанию они выбирают, кто какими цветком будет. Далее под музыку показывают, как цветок распускается. Затем каждый ребенок рассказывает о себе: где и с кем он растет, как себя чувствует, о чем мечтает.

     “Разноцветный букет”. Цель. Учить взаимодействовать друг с другом, получая от этого радость и удовольствие. Ход. Каждый ребенок объявляет себя цветком и находит себе другой цветок для букета, объясняя свой выбор. Затем все “букетики” объединяются в один “букет” и устраивают хоровод цветов.

     “Солнечный зайчик”. Цель. Продолжать воспитывать дружелюбное отношение детей друг к другу, развивать атмосферу тепла, любви и ласки. Ход. Детям предлагают с помощью зеркала “поймать” “солнечного зайчика“. Затем воспитатель говорит, что он тоже поймал “зайчика“, предлагает передать его по кругу, чтобы каждый мог приласкать его, согреться его теплом. Когда “зайчик“ возвращается к воспитателю, он обращает внимание на то, что за это время “зайчик“, обласканный детьми, вырос и уже не умещается в ладонях. “Зайчика“ выпускают, но каждый ловит частички его тепла, нежные лучики своим сердцем.

     “Пирамида любви“. Цель. Воспитывать уважительное, заботливое отношение к миру и людям; развивать коммуникативные способности.

Ход. Дети сидят в кругу. Воспитатель говорит: “Каждый из нас что-то или кого-то любит; всем нам присуще это чувство, и все мы по-разному его выражаем. Я люблю свою семью, своих детей, свой дом, свой город, свою работу. Расскажите и вы, кого и что любите вы. (Рассказы детей). А сейчас давайте построим “пирамидку любви“ из наших с вами рук. Я назову что-то любимое и положу свою руку, затем каждый из вас будет называть свое любимое и класть свою руку. (Дети выстраивают пирамидку.) Вы чувствуете тепло рук? Вам приятно это состояние? Посмотрите, какая высокая у нас получилась пирамида. Высокая, потому что мы любимы и любим сами.“


                                      6. Игра “Эхо“.

Это игра в соответствии с ее содержанием позволяет организовать восприятие и воспроизведение разнообразных формул речевого этикета практически для всех типичных ситуаций общения (приветствие, знакомство, благодарность, прощание и т. д). Эта игра используется для первичного ознакомления детей с речевым материалом словесной вежливости.

     Цель игры: обогащать речь детей различными вариантами формул речевого этикета. По каждой ситуации речевой материал обыгрывается отдельно.

     Игровая задача: повторить вслед за воспитателем произнесенную фразу, точно следуя образцу или корректируя ее (по договоренности).

     Игровые действия: поймать брошенный мяч и вернуть его, повторив речевую фразу, сказанную воспитателем.

     Правила игры: “Эхом“ становится тот, кому брошен мяч; мяч возвращается быстро, без задержки; если ребенок не ответил или повторил неправильно (с пропусками, перестановками), он тут же платит фант; если ведущий бросает мяч в пол, “эхом“ становятся играющие.

     Ход игры. Воспитатель рассказывает, что в лесу и горах живет эхо, он повторяет все, что кто-нибудь скажет. Предлагает детям поиграть в эхо, объясняет правила.

Воспитатель бросает мяч по кругу (никого не пропускает; через одного; вперемешку).

Вначале воспитатель использует отдельные формулы речевого этикета, соответствующие какой-нибудь ситуации, а затем по мере усвоения детьми синонимического ряда формул присоединяется к ним обращение, “развертывая“ его: “Доброе утро, Маша“. Ребенок должен ответить, заменяя обращение: “Доброе утро, Ирина Алексеевна“.

Таким образом, при этой игре воспитанники получают образцы вежливых обращений и у них появляется возможность их повторить. Содержание игры позволяет использовать ее в разные режимные моменты: перед занятием как игру малой подвижности; на занятии в качестве физминутки; на прогулке; в часы самостоятельной деятельности детей. В этой игре дети запоминают вежливые фразы. Их закрепление и активизация происходит в играх второй группы, которые стимулируют воспроизведение всех усвоенных формулировок словесного выражения вежливости.

              7. Дидактическая игра  “Умей извиняться“

     Цель. Игра учит детей уместно употреблять различные формы извинений.

     Ход игры. Педагог спрашивает детей, с какими вежливыми словами они уже знакомы. Говорят, что есть еще вежливые слова, которыми пользуются, если обидели кого-нибудь или поступили неправильно и т. д. Это слова “извините“, “простите“.


Педагог читает стихотворение А. Кузнецовой “Поссорились“:

                      Мы поссорились с подругой

                      И уселись по углам.

                      Очень скучно друг без друга!

                      Помириться нужно нам.

                      Я ее не обижала,

                      Только мишку подержала,

                      Только с мишкой убежала

                      И сказала: “Не отдам!“

Педагог. Как же могут помириться девочки? (Конкурс ответов.) Автор стихотворения предлагает такой путь примирения:

                      Дам ей мишку, извинюсь,

                      Дам ей мячик, дам трамвай

                      И скажу:

                     “Играть давай!“

Дополнительно может быть использовано стихотворение Н. Юсупова “Кто кого любит“. Педагог предлагает послушать стихотворение и оценить поступок мальчика.

Пошел я гулять,

И в саду по привычке

Я дернул девчонку

За обе косички.

На крик прибежала

Девчонкина мать.

Меня изловчилась

За ухо поймать.

Попробовать, что ли?

В сторонку куда-то

“Простите меня“, -

Я шепнул виновато.

- Ступай, - улыбнулась, -

Прощаю пока, -

И ухо мое отпустила рука.

“Простите“…

Ура! Убедился я снова,

Какое оно

Интересное слово.

      Педагог. Можно ли считать извинение мальчика искренним? Может быть, он извинился только потому, что ему стало больно?

   

                 

                 

                 8. Игра – драматизация “Угощение“

       Цель. Игра формирует навыки правильного поведения за столом и общения с присутствующим здесь же гостем; учит детей быть гостеприимными.

     Дидактический материал – игрушечный чайный сервиз, скатерть (салфетки), кукла Таня, игрушечные стол и стулья.

     Ход игры. Дети садятся на поставленные полукругом стулья. Педагог сообщает о том, что кукла Таня обещала сегодня прийти в гости.

Педагог. Как мы встретим Таню?

Саша. Скажем: “Здравствуй!“

Педагог. Да, скажем: “Здравствуй, Таня!“ И сделаем поклон головой. (Показывает.) А как мы предложим Тане стул? Посмотрите, дети, как нужно предложить стул. (Педагог ставит стул и говорит: “Садись, Таня, пожалуйста“.)

(Раздается стук в дверь. Няня вводит большую куклу Таню. Таня здоровается. Дети отвечают ей так, как показывал педагог.)