Файл: Практическое занятие Речевой этикет и проведение с дошкольниками занятий по речевому этикету.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 166

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
красоту и правильность поведения за столом; Эстетику доброжелательного обращения взрослого и детей во время игры, занятия, разговора со старшими и сверстниками.

      2.Упражнения: многократно повторяется то или иное действие, отрабатывается до машинального, сознательно не регулируемого. Но отрабатывать любое действие следует на основе осознания ребенком его необходимости и разумности. Например, мы приучаем ребенка к правильному использованию столовых приборов. Прежде всего, объясняем ему, как удобно и красиво держать их в руках, почему их следует использовать и т.д. Учим, правильно взять нож и вилку в руки, разрезать кусок мяса или колбасы.

      3.Воспитывающие ситуации: создаются условия, в которых ребенок стоит перед выбором речевых формул. Например, есть вилкой и ножом или одной вилкой, держать вилку в правой или левой руке. Л.С.Выготский отмечал: ”Самым характерным для овладения собственным поведением является выбор…”.

      4.Поощерение: проводится различными способами, активизирует дошкольников к обучению, к выбору правильного поведенческого шага.

      5.Наказание: применяется крайне редко и никогда не допускается наказание, приводящие к боли и физическому страданию. Недостатком этого метода является то, что ребенок в результате наказания знает, как поступать нельзя, но не знает, как поступать надо. Осуждение воспитателем и другими детьми негативного поступка товарища должно быть направленно на то, чтобы вызвать у провинившегося желание поступать хорошо.

      6.Пример для подражания: является своеобразным наглядным образцом и необходим ребенку. Им могут быть воспитатель, родитель, знакомый взрослый или ребенок, литературный и сказочный герой могут стать привлекательным, а значит, и желательным образцом для подражания.

      7.Разнообразие словесных методов: помогает более осознанному изучению поведенческих правил, но, применяя их, следует избегать скучной морализации и нотации. Рассказ реальной или сказочной истории создает эмоциональное восприятие поведенческих правил.

       8.Разъяснение: необходимо не только показать и рассказать, но и разъяснить, как и почему следует поступить в той или иной ситуации.

     
9.Беседа: помогает выяснить уровень знания и понимание детьми норм и правил поведения. Ее разумнее проводить с небольшой группой в 5-8 человек, в которой каждый ребенок может высказать свое мнение. Знание возможностей детей для ведения беседы, их взглядов, убеждений и привычек поможет воспитателю правильно ее построить.

        Рассмотрим формы работы по формированию и развитию речевого этикета.

       Главное место в работе занимает речь воспитателя. Общаясь с детьми, наблюдая за их играми, необходимо фиксировать проявления положительного и отрицательного речевого поведения. Позже, рассказывая детям о том, кто, чем сегодня нас удивил и порадовал, воспитатель должен объяснить, что и как лучше говорить друг другу (взрослому) в той или иной ситуации. Следует целеустремленно вводить в словарь детей слова и обороты речи, которые помогут им овладеть навыками культурной речи: ”Мне кажется, что ты ошибся…”, ”Ты не мог бы…”, “Я советую тебе…”, “Я думаю, что…”, “Не обижайся, но твое сегодняшнее поведение нельзя назвать пристойным. Попробую объяснить…”.

      Весьма полезно педагогу иногда проконтролировать и свое речевое поведение:

- пытаетесь ли вы, отдавая распоряжение, объяснить ребенку причину, побудившую вас обратится к нему… (“Расстегни застежки на туфлях. Ты сомнешь задники, и обувь будет натирать тебе пятки. И вид у башмаков будет неприглядным”);

- часто ли вы употребляете фразу “А почему бы тебе не попробовать…”;

- высказываете ли вы ребенку удовлетворение, которое получили от беседы с ним (“Тебя так интересно слушать! Расскажи что-нибудь еще о своем новом друге!”);

- восхищаетесь ли вы поступком ребенка или результатом его деятельности (“Это у тебя получилось замечательно!”)?

      Освоение речевого этикета необходимо осуществлять с изучением общих правил культуры поведения. Целесообразно использование ролевого принципа. Собеседники должны осознавать свои ролевые позиции (старший-младший, знакомый-незнакомый, мальчик-девочка) и соответственно строить свое речевое поведение, используя необходимые в конкретной ситуации этикетные стереотипы.

      С этой целью возможно использование художественных текстов, а также специально созданных дидактических текстов. В рассказах и диалогах возможно применение принципа контраста (один герой соблюдает правило этикета, другой их не соблюдает), что позволяет детям критически оценивать неправильное поведение и строить правильную этикетную речь по образцу.



      Эффективными методами и приемами обучения дошкольников правилам речевого этикета являются также игры-инсценировки, дидактические игры, речевые упражнения, речевые ситуации, словесные игры.

      Игра - одно из наиболее эффективных средств формирования поведения детей с позиций современного этикета. Она как способ познания окружающего мира дает ребенку в яркой, доступной и интересной форме представление о том, как принято себя вести в той или иной ситуации, заставляет задуматься над своими поведенческими манерами. Нельзя забывать о дисциплинирующем значении игры, так как соблюдение установленной дисциплины является важным условием выполнения этикетного правила. Для этих целей используют самые разнообразные виды игры.

      Чтобы каждый ребенок мог активно участвовать в играх и упражнения, необходимо проводить занятия с не большой группой по 10-12 человек.

Во время занятий, в других режимных моментах организуют дидактические игры, главная цель которых - развитие ребенка. Они хороши при отработке правил и норм этикета.

      Игры- инсценировки и дидактические игры позволяют закрепить в речи различные этикетные стереотипы. В качестве героев, поведение которых дети оценивают, или тех, которые помогают освоить речевой этикет, могут выступать знакомые детям персонажи детских книг - “Незнайка”, “Буратино”, “Карлсон”.

      Введению в словарь детей разнообразных этикетных формул способствуют дидактические игры и речевые упражнения – “Кто скажет больше слов – приветствий”, “Скажи по другому”, “Как сказать бабушке (маме) приятное слово”, а также обыгрывание ситуаций – “Пригласи подругу на день рождения, чтобы она поняла, что ты будешь очень рада ее приходу”, “Поблагодари друга за подарок так, чтобы он понял, что его подарок тебе очень понравился”. В беседах с использованием иллюстративного материала дети предлагают свои варианты диалогов героев в различных ситуациях. Большой интерес у дошкольников вызывают настольно – печатные игры. Например, игра – лото “Как мы одеваемся” поможет отработать навыки детей в культуре внешнего вида, игра “Настольный телефон”, в которой на полотне будут двигаться фишки, а участники отвечать на вопросы, связанные с этикетом телефонного разговора, укрепит приобретенные знания о правилах телефонного общения.


      Нельзя принуждать детей к выполнению заданий и упражнений. Для активизации их деятельности можно использовать положительные оценки, награждение призами победителей и проигравших: утешительные призы снижают эмоциональное переживание от проигрыша и настраивают на дальнейшее участие в конкурсах и состязаниях.

      Творческий подход к делу и фантазия воспитателя помогут в разнообразии игровой деятельности детей, в ходе которой они осваивают мир. Роль воспитателя в самой игре может быть различна. Воспитатель и дети – соавторы любой игры. Нельзя забывать о детской самостоятельности и инициативе, надо только направлять их для обучения правильному обучению. Тогда не будет скучных нотаций, жестких и непонятных детям требований, а поведенческая регламентация легко войдет в жизнь маленького человека, осознавшего в ходе игры ее разумность и необходимость.

      Большое значение в освоении речевого этикета имеет прием словесных поручений. Первоначально педагог дает образец словесной просьбы. По мере развития речевых умений ребенок сам выбирает форму обращения.

      К формам общения, способствующим установлению дружеских взаимоотношений, относятся комплименты. В толковом словаре Ожегова “комплемент” определяется, как любезные, приятные слова, лестный отзыв. До настоящего времени в практике воспитания культуры поведения дошкольников комплементы не нашли широкого применения. В исследовании М.Малетиной показана возможность использования комплементов в работе со старшими дошкольниками и воспитательная ценность комплементов.

      Ситуация комплемента, в сравнении с другими ситуациями речевого этикета, менее стандартизирована, более ориентирована на партнера, предполагает творчество в отборе способов выражения одобрения или похвалы.

      М.Малетина предлагает следующие формулы комплементов:

- одобрение внешности (“Ты сегодня выглядишь очень нарядно”, “У тебя красивая улыбка”);

- одобрение личностных качеств “Ты очень веселый”;

- одобрение деловых качеств “Ты хорошо рассказываешь сказки”.

      Важнейшим условием обучения старших дошкольников комплементам является создание в группе положительного эмоционального фона, дружеских взаимоотношений, личный пример взрослого в искренности и уместности включения комплементов в различные ситуации общения. Введению комплементов в речевое общение дошкольников способствуют также специальные дидактические игры и упражнения – “Лучший комплемент для мамы”, “Доброе слово для друга”.


      Работая с детьми, воспитатели уделяют большое внимание формированию их поведения на занятиях, в играх, труде и недостаточно оценивают возможности повседневной бытовой деятельности, зачастую проходя мимо тех педагогических ценностей, которые таят в себе повседневную жизнь дошкольного учреждения.

      В силу того, что дети годами посещают, детский сад, появляется возможность упражнять их в хорошем поведении многократно, и это способствует выработки привычек.

      Каждый день дети здороваются и прощаются, убирают после игры игрушки, умываются, одеваются на прогулку и раздеваются. Ежедневно ребенку приходится аккуратно вешать одежду, ставить обувь и т. д. Во всех этих ситуациях дети не только практически овладевают различными навыками и умениями, но осваивают определенные нормы речевого этикета в коллективе сверстников.

      Приучая детей здороваться со своими товарищами, воспитатель использует и утренний приход в детский сад и встречи в течение дня с врагом, заведующей, музыкальным руководителем, поваром и т. д. Многократные упражнения помогают ребенку осознать общее правило: ”Здороваться надо со всеми, кого увидел в этот день впервые”. Такая постоянная связь формирует у детей положительную привычку.

      Имеет значение и то, как будет сказано детьми “Здравствуйте” или “Доброе утро”, ведь внешняя форма вежливости выражает уважение и доброжелательное отношение к окружающем. Одни здороваются охотно и приветливо, другие - только после напоминания, третьи – не здороваются совсем или здороваются нехотя. Однако не стоит каждый случай приветливости рассматривать как факт появления невежливости. Лучше разобраться, почему ребенок не поздоровался, и помочь ему справиться.

      Часто дети здороваются формально, не понимая смысла этого правила. Например: Сережа входит в группу и сразу направляется к игрушкам. Воспитатель напоминает мальчику, что сначала нужно поздороваться. Ребенок отвечает: “Я уже здоровался там…” и рукой показывает на дверь. Это свидетельствует, что мальчик не понимает, почему при входе надо приветствовать друг друга. Воспитатель объясняет Сереже, что, здороваясь, люди желают друг другу хорошего здоровья и настроения. Только в единстве моральных знаний и поведения можно решать задачи нравственного воспитания дошкольников. Важен также пример взрослых - сотрудников детского сада и родителей – их приветствовать и доброжелательность при встречах передаются детям.