Файл: Практическое занятие Речевой этикет и проведение с дошкольниками занятий по речевому этикету.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 170
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1. Беседа.
Педагог предлагает отправится в страну Вежливых слов, но сначала их нужно вспомнить. (Ответы детей.)
- Ребята, какие слова говорят друг другу, когда встречаются? (Ответы детей.)
Педагог:
- Слово “Здравствуйте“ – означает пожелание здоровья (здравия). Это слово – приветствие.
Оживление вызывает приход старухи Шапокляк. Она не прочь немного повредничать, но и поиграть с детьми ей тоже хочется. Дети подходят к Шапокляк со словами: “Здравствуй, здравствуй, Шапокляк!” “Здравствуйте, детишки! Где вы бывали, что вы видали?“ – спрашивает она лукаво. “Где мы были – мы не скажем, а что делали - покажем“, - отвечают дети и начинают пожимать друг другу руки. “Игрушки друг у друга отнимали!“ – догадывается Шапокляк, но слышит в ответ дружное “нет“. “Неужели здоровались?“ “Правильно!“ – Дети радуются и разбегаются. Старуха Шапокляк старается поймать их.
Шапокляк: Ребятки, помогите мне научится быть вежливой.
Дети предлагают ей вспомнить вежливые, добрые слова.
Шапокляк: Чего надо? (Дети хором отвечают: “Нет“)
- Ну!
- Здрасьте! (Как вы думаете, кому могут принадлежать эти приветствия?)
- Привет!
- Здравие желаю!
- Доброе утро! (День, вечер)
- Как поживаете, голубчик?
-Приветствую Вас, уважаемый!
Дети тут же отвечают. Шапокляк благодарит и уходит.
2.Инсценирование русского народного приветствия.
Педагог предлагает детям заранее приготовленные детали русских народных костюмов (сарафаны, платки, рубахи – косоворотки, колпаки, кушаки, ленты и т.д.) Под “Барыню“ ведущие зовут детей в хоровод, делают произвольные танцевальные движения, дети повторяют.
Педагог: Здравствуйте, добры молодцы, красны девицы!
Добро пожаловать в русскую старину!
Мы в костюмы нарядились,
Вкруг себя оборотились.
Вышли песенки попеть,
На людей посмотреть!
Вышли дружно поиграть –
Себя людям показать!
Педагог: В старину на Руси все люди были вежливые, всегда приветствовали друг друга поклоном и словами: здравствуйте, доброго здоровья, здорово ли живете и т. д. Давайте и мы поздороваемся, друг с другом и поклонимся, как в старину. (Дети говорят приветственные слова с поклоном).
Игра на имитацию заданных движений
-
Пройти, как красная девица (гордо подняв голову, опустив глаза, плавно, как лебедушка). -
Пройти, как добрый молодец (расправив плечи, руки в боки, твердо вышагивая). -
Пройти, как девица с коромыслом (положив руки на воображаемое коромысло, идти медленно, стараясь не расплескать воду). -
Пройти, как добрый молодец с красной девицей идут подругу по деревни (в руках у мальчика воображаемая гармонь или балалайка).
3. Чтение стихотворения В. Солоухина.
- Здравствуйте! –
Поклонившись, мы, друг другу сказали,
Хоть были совсем не знакомы.
- Здравствуйте! –
Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто “Здравствуйте“,
Больше ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца прибавилось в лице?
Отчего же на капельку роднее сделалась жизнь?
Педагог:
- Вы видите, дети, от волшебных, вежливых слов люди становятся радостнее, счастливее.
Побуждает детей ответить на вопросы, поставленные в стихотворении.
а) Хором читают стихотворение А. Яшина:
Я люблю, когда при встрече
Мы знакомым и родным
“С добрым утром!“, “Добрый вечер!“,
“Доброй ночи!“ говорим.
б) – Ребята, от вежливых слов мы становимся добрыми, доверчивыми, доброжелательными.
Доброе утро
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встречи здороваться:
- Доброе утро!
- Доброе утро! –
Солнцу и птицам.
- Доброе утро! –
Улыбчивым лицам.
И каждый становиться
Добрым, доверчивым…
Пусть доброе утро
Длится до вечера.
(Н. Красильников)
4. Найди слова-наоборот.
Воспитатель предлагает послушать стихотворение “Добрые слова“:
Добрые слова не лень
Повторять мне трижды в день.
Только выйду за ворота,
Всем идущим на работу – кузнецу, ткачу, врачу:
“С добрым утром!“ – я кричу.
“Добрый день!“ – кричу я вслед
Всем, идущим на обед.
“Добрый вечер!“ – так встречаю
Всех, домой спешащих к чаю
Если что-то натворил,
Чувствую свою вину.
“Извините, жаль, простите.
Не хотел я“, - говорю.
Если я прощаюсь с кем-то
Просто так не ухожу:
“Буду рад вас видеть снова,
До свидания“, - говорю.
Педагог:
- Какие добрые слова вы запомнили? О каких словах можно сказать, что они слова противоположные? (С добрым утром – добрый вечер).
Доброе утро – это значит здравствуйте, а слово - до свидания…и т. д).
Игра “Назови вежливое слово - приветствие“ (прощание)
Стоя в центре круга, педагог бросает мяч каждому ребенку, а ребенок возвращает его, произнося вежливое слово.
-
Итог занятия.
Беседа “Зачем нужны вежливые слова?“
а) Педагог:
- Что было бы если бы никто не знал таких слов?
- Можно ли поздороваться со взрослым человеком словом “привет“? Почему?
- Когда лучше поздороваться не словом, а поклоном или жестом руки?
- Можно ли во время приветствия сидеть, держать руки в карманах? Жевать жевательную резинку?
- Кто первым говорит слова приветствия: взрослый или ребенок, мальчик или девочка?
- Надо ли здороваться со своими близкими?
- Что означают слова расставания?
б) Игра со звуками и рифмами.
Воспитатель читает детям стихи, приглашая принять участие в этом.
- Просыпайся!
- Просыпаюсь!
- Поднимайся!
- Поднимаюсь!
- Умывайся!
- Умываюсь!
- Обливайся!
- Обливаюсь!
- Вытирайся!
- Вытираюсь!
- Одевайся!
- Одеваюсь!
- Собирайся!
- Собираюсь!
- И прощайся!
- И прощаюсь!
- До свидания!
(И. Лопухина)
Детям предлагается придумать слова – прощания: всего хорошего, всего доброго, счастливого пути, в добрый час, желаю удачи (пока, чао, до скорой встречи, до скорого, до завтра и т. д).
3. Занятие “ Поведение в общественном транспорте“
Цель: показать ребенку, как принято вести себя в общественном транспорте, научить его вежливо уступать место старшим, обучить несложным правилам оплаты проезда.
Материалы для беседы (некоторые установки)
Конечно, вы пользуетесь общественным транспортом. В свободное время и в часы пик вы обращали внимание на то, как нервничают пассажиры, когда замечают невоспитанность детей. Нужно твердо знать, что на сиденье сидят, а не стоят, за поручни держатся рукой, а талон (или абонемент) компостируют. Младший уступает место старшему, мужчина уступает место женщине. Необходимо также уступать место больному человеку, инвалиду. Ответом на услугу всегда служит благодарность.
Объясните ребенку, что в присутствии посторонних желательно говорить тихо, так, чтобы стоящие рядом люди не слышали, о чем ты говоришь. Не следует делать себя предметом всеобщего внимания.
Поиграйте в транспорт. Отработайте несложные формы поведения: как войти в автобус; как выйти из автобуса; как протянуть руку, помогая выйти из автобуса бабушке; как обратиться с просьбой к пассажиру и др.
Следите, чтобы дети вели себя в общественном транспорте по правилам.
Текст для чтения.
Садитесь, пожалуйста!
Мама, Нюша, и Федя отправились в гости к Нине Михайловне. Мама сказала:
- Мы проедем автобусом три остановки. Садитесь, дети.
Нюша села у окна, Федя – рядом с ней.
- Нюша! – закричал Федя на весь автобус. –
Ты заслоняешь все окно. Ничего не видно!
Он вскочил на сиденье и, стоя на коленях, стал смотреть в окно.
- Мальчик, - сказала женщина, которая стояла рядом, - если тебе не трудно, уступи, пожалуйста, место.
Федя смутился:
- Садитесь, пожалуйста. Извините, я не заметил, что вы стоите.
- Спасибо, мальчик.
- Пожалуйста, не стоит благодарности.
Беседа (опорные материалы)
- Как вы думаете, правильно ли вел себя в автобусе Федя? (Сначала нет, потому что громко, на весь автобус, разговаривал. Кроме того, он не сидел на сиденье, а стоял на коленях. Он не обратил внимание на то, что рядом стояла женщина.)
- Но потом Федя понял свою ошибку. Можно ли сказать, что он поступил, как вежливый мальчик? Объясните.
- А вежливой ли была женщина, которой он уступил место? Повторите их разговор.
- А вы уступаете место пожилым людям? Какие слова вы при этом говорите? Никогда не забывайте: к старшим нужно относиться с уважением.
Текст для чтения.
Передайте, пожалуйста, на абонемент…
Федя спокойно стоял, держась за спинку сиденья. И тут его попросили:
- Передай, пожалуйста, деньги на абонементы (талоны).
Федя растерялся…
- Девочка, - обратилась к Нюше старушка. –
Закомпостируй, пожалуйста, абонемент.
- Простите, пожалуйста, - ответила Нюша, - я не знаю, что нужно сделать…
Беседа (опорные материалы)
- А вы знаете, что нужно сделать, когда пассажир просит передать деньги на абонементы? Научите Федю, как следует вести себя в таком случае и что нужно сказать в ответ на просьбу.
- А вы знаете, как закомпостировать абонемент? Что означает слово “закомпостировать“?
- Как вы будете вести себя, если пассажир обратится к вам с просьбой закомпостировать абонемент?
Игровые ситуации.
Давайте поиграем в трамвай. Все садятся на места и готовят “абонементы“. Пусть те, кто сидят далеко от компостера, передадут свои абонементы. Поговорите между собой. А теперь в трамвай входит Таня – “бабушка“. Как вы поступите? Кто должен встать первым? (Тот, кто сидит ближе к “бабушке“.) Что он при этом скажет? Что ответит “бабушка“? А на следующей остановке войдет Вера с “ребенком“ (куклой) на руках. Что будет дальше?..
4. Занятие “Вежливый разговор по телефону“
Цель: сформировать навыки вежливого разговора по телефону: в процессе игры добиться автоматической реализации в речи ребенка этикетных выражений, которые сопровождают телефонный разговор.
Некоторые установки.
Наш век – век телефонного общения. Независимо от того, есть ли у всех детей дома телефон, надо научить их говорить по телефону. Объясните, как набирать номер телефона, с помощью какого выражения устанавливать, кто ответил на телефонный звонок, как следует представиться, когда звонишь по телефону.
По телефону следует говорить правильно, ровным, спокойным голосом. Обратите внимание, что разговор ребенка со взрослым должен быть подчеркнуто вежливым.
Сложным видом разговором по телефону является официальный разговор. Попробуйте научить детей не бояться звонить в клуб, спортивную школу, в домоуправление, в поликлинику. Для этого нужно, чтобы ребенок запомнил правила начала и конца телефонного разговора и знал твердо, о чем он будет говорить.
Разговор между друзьями должен быть непринужденным, но такие словечки, как “ну“, “ага“, “чо“, портят речь, делают ее уродливой, затрудняют понимание.
Текст для чтения содержит несколько диалогов, среди которых есть образцовые (например, разговор по телефону бабушки и папы), не вполне образцовые и неправильные. Беседуя о каждом из разговоров, вы объясните детям, как следует и не следует говорить по телефону.
Текст для чтения.
Бабушка звонит папе на работу:
- Алло! Будьте любезны, пригласите, пожалуйста, к телефону Александра Ильича Муратого. Его спрашивает мать.
- Подождите, пожалуйста. Сейчас я его приглашу.
Беседа (опорные материалы)
- Бабушка хорошо умеет разговаривать по телефону. Какие вежливые слова она употребляет? (Будьте любезны, пожалуйста. Слова будьте любезны обычны для речи взрослого человека. Ребенку лучше сказать пожалуйста, будьте добры.)
- Вежливо ли ответили бабушке? Как именно?
Текст для чтения
Нюша звонит маме на работу:
- Алло! Здравствуйте! Позовите, пожалуйста, маму.
- Какую маму?
- Нюшину и Федину…
Беседа (опорные материалы)
- Как вы думаете, поговорила ли Нюша по телефону со своей мамой? Научите Нюшу, как нужно было разговаривать. (На работе маму не называют мамой – следует назвать ее фамилию, имя и отчество. Хотя вообще Нюша была вежливой, сказала