Файл: Вопрос Общественный и государственный строй Древнерусского (Киевского) государства.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 98

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


•проведения ряда реформ и политической амнистии,

•прекращения религиозной дискриминации.

В течение 1916г. легальная оппозиция умножила атаки против самодержавия.

Изменение в государственном аппарате:

  • 2 сентября 1918 года – ВЦИК объявил страну военным лагерем

  • 30 ноября 1918 – создается Совет рабочей и крестьянской обороны

  • 28 октября 1918 года – создана Советская Милиция. Наряду с чрезвычайными органами на протяжении

  • 1918 – 1920 годов продолжали действовать органы власти и управления: Всероссийский съезд Советов, ВЦИК, СНК, местные Советы и их исполкомы

Билет № 5

Вопрос 1. Особенности общественного и государственного строя Новгородской и Псковской феодальных республик.

Новгородская и Псковская земли были расположены на северо-западе Руси. До XII в. Новгородская земля входила в состав Киевской Руси. В начале XII в., предположительно в 1136г., бояре Новгорода, воспользовавшись восстанием городских низов и крестьянства против князя, захватили власть и установили свое политическое господство. В Новгороде сложился республиканский (феодальный) строй.

Псковская земля была частью Новгородской республики до середины XIV в. В 1348 г. Псков, выросший в крупный торговый и ремесленный центр, отделился от Новгорода и также стал феодальной республикой.

Господствующее положение занимали бояре — феодалы, крупные землевладельцы. Новгородское (псковское) боярство было тесно связано с торговлей с западными и русскими княжествами, ремеслом, эксплуатацией населения зависимых земель.

Интенсивное развитие ремесел и торговли привело к появлению широкого среднего класса новгородско-псковского общества, в который входили «житьи люди», «своеземцы» и купечество. К «житьим людям» относились средние феодалы, также занимавшиеся торговлей и ростовщичеством. «Своеземцами» назывались мелкие землевладельцы, обрабатывавшие землю самостоятельно или сдававшие ее в аренду. Купечество объединялось в сотни (гильдии) и торговало с русскими княжествами и с заграницей.

Городское население состояло из купцов и ремесленников — «старейших» и «черных людей».

Новгородское (псковское) крестьянство состояло из смердов-общинников, половников — зависимых крестьян, работающих за часть продукта на господской земле, закладников и холопов.

В Новгороде и Пскове сложилась необычная для средневековой Руси форма государственного правления —
феодальная республика.

Государственное управление Новгородом и Псковом осуществлялось вечем — собранием полноправных жителей мужского пола. Формально вече было высшим органом власти, решавшим все важнейшие экономические, политические, военные, судебные и административные вопросы. В полномочия веча входило избрание князя. Решения на собраниях должны были приниматься единогласно. Имелась вечевая администрация — вечевые дьяки, вечевая изба.

Реальная власть в Новгороде и Пскове принадлежала боярскому совету, включавшему знатных бояр и представителей городской администрации. Председательствовал в совете архиепископ. Боярский совет являлся организационным и подготовительным органом. К его компетенции относились: подготовка законопроектов, вечевых решений, контрольная деятельность, созыв вече, подготовка повестки дня, подбор кандидатур избираемых на вече должностных лиц и др.

Вооруженные силы включали княжескую дружину, владыческий полк и городское ополчение.

Высшими должностными лицами Великого Новгорода были посадник, тысяцкий, архиепископ и князь.

Посадник избирался вечем на один-два года из знатных бояр. Он председательствовал на вече, руководил боярским советом, ведал администрацией, внешнеполитическими делами; вместе с князем осуществлял вопросы управления, суда и командования вооруженными силами.

Тысяцкий избирался на вече из знатных представителей аристократии. Он занимался вопросами торговли и торгового суда, возглавлял народное ополчение и решал другие вопросы управления, помогая посаднику.

Архиепископ избирался из монахов, выходцев из боярской среды. Он был хранителем государственной казны, контролером торговых мер и весов. Основная же роль архиепископа сводилась к главенству в церковной иерархии.

Князь приглашался на княжение гражданами. Предварительно его кандидатура обсуждалась на боярском совете и затем вносилась на утверждение в вече. Главной целью князя была организация защиты республики от внешних врагов. Военную, судебную и административную деятельность князь осуществлял вместе с посадником.

Территория Новгородского государства делилась на пятины, управление в которых строилось на началах местной автономии. Каждая пятина была приписана к одному из пяти концов Новгорода: Плотницкому, Словенскому, Загородскому, Неревскому или Гончарскому. Пятины делились на волости, волости — на погосты. Центром самоуправления пятины являлся пригород.



Одним из пригородов был Псков, выросший в самостоятельный политический центр, вокруг которого сложилось Псковское государство. Государственная организация Пскова была похожей на новгородскую: вечевая система, выборный князь, два степенных посадника; шесть «концов», двенадцать пригородов.

Большое влияние на развитие права Новгородской и Псковской республик оказала Русская Правда. Важными правовыми документами были княжеские уставы и грамоты. Среди других источников следует отметить договоры города с князьями, судебную практику и иностранное законодательство.

Вопрос 2. Законодательство Временного правительства России: характеристика, особенности, значение.

Временное правительство, хотя и стремилось сохранить в неприкосновенности старую гос.машину, вынуждено было санкционировать многое из того, что уже совершилось в результате револ.действий народных масс. Последовало упразднение департамента полиции, взамен Временное правительство создало в системе МВД новый орган, который сначала назывался ГУ общественной полиции, а затем ГУ по делам милиции. Вынуждено были ликвидированы министерство императорского двора и канцелярия царя. Гос.дума и Гос.совет долгое время бездействовали, а были упразднены только 6 октября 1917 г. Временное правительство создает некоторые новые звенья гос.аппарата.

Проблема правов.регулирования труд.отношений вызвала необходимость появления министерства труда. Его основная функция -принимать рабочих с предпринимателями. Среди новых министерств создаются министерство продовольствия и министерство призрения (ведало благотворительными учреждениями). Учреждаются Эконом.совет—для выработки общих планов организации народного хозяйства, Главный экономический комитет—для регулирования хоз.жизни страны. В августе упраздняется Святейший Синод и должность обер-прокурора Синода. Взамен создается министерство вероисповеданий, которое состояло из Департамента по делам православной церкви и Департамента иноверческих религий.

В марте 1917 г. при министерстве юстиции учреждается Чрезв.следственная комиссия для расследования противозаконных по должности действий бывших министров, главноуправляющих и других высших должностных лиц.

Временное правительство не успело провести Учредит.собрание. Было лишь создано Особое совещание, подготовившее избирательный закон и назначен срок выборов на ноябрь. 14 сентября 1917 г. было создано Демократическое совещание, которое высказалось за создание третьего коалиционного Временного правительства. Оно избрало постоянно действующий орган Временный Совет Республики или предпарламент — для осуществления контроля за деятельностью Временного правительства в составе 555 человек. В условиях нарастания революционного подъема ЦК партии большевиков счел ошибочным участие в предпарламенте. На первом же заседании, 7 октября 1917 г., большевистская фракция покинула этот орган.


Определенные изменения происходили и в местном управлении. Временному правительству пришлось упразднить должности генерал-губернаторов, градоначальников, становых приставов, земских начальников. Вместо них органами государственного управления стали губернские, городские и уездные комиссары Временного правительства. Шел процесс дальнейшей демократизации. Создавались волостные, земские собрания и управы, упразднялись волостные сходы и правления, а также волостные суды.

в судебной системе. Прежде всего, последовало упразднение института земских начальников и суда с сословными представителями, но в целом судебная система осталась почти прежней, в ее основе лежали Судебные уставы 1864 г. Временному правительству пришлось все же пойти на уступки и санкционировать революционные суды, созданные по инициативе трудящихся масс. Приказом министра юстиции от 3 марта 1917 г. в Петрограде учреждались временные суды, которые действовали в составе мирового судьи (председатель) и двух представителей от армии и рабочих. Судебное разбирательство было устным и гласным, приговоры вступали в законную силу немедленно и обжалованию не подлежали. Однако министр юстиции в порядке надзора мог отменить любой приговор временного суда. Просуществовали временные суды недолго, поскольку их деятельность противоречила интересам буржуазии.

В связи с ростом массового движения крестьян, которые требовали решения аграрного вопроса, в апреле 1917 г. Временное правительство создало в стране разветвленную систему земельных комитетов.

Для улучшения продовольственного дела в стране, Временное правительство в мае 1917 г. создало широкую сеть продовольственных органов на местах. Была введена хлебная монополия. Несмотря на огромное количество продовольственных органов, их полезная деятельность равнялась нулю. Продовольственный кризис все больше обострился и неминуемо назревал голод.

Билет № 6

Вопрос 1.Основные институты гражданского права по Псковской судной грамоте.

ПСГ- 1467г. Право собственности знает деление вещей на недвижимые ("отчина") и движимые ("живот") земли, рыболовные участки, лес.

Кроме наследственной вотчины, Псковская Судная Грамота регулирует и владение "кормлями" - землями, полученными от республики или от частных лиц в пожизненное (но не наследственное) владение. Кормли запрещалось продавать.


-Договор купли-продажи недвижимого имущества заключался только в письменной форме, заключенная в нетрезвом состоянии могла быть признана недействительной по требованию одной из сторон.

-Договор займа. Для признания действительным договора займа на сумму больше 1 рубля необходимо было, чтобы он был заключен в письменной форме и обеспечивался записью и закладом.

-Договор поклажи. ПСГ был известен "договор поклажи" - хранения имущества. Судебные разбирательства по этим статьям производились только в том случае, если претензии были подкреплены "записями" - юридически заверенными актами:

-Договор найма имущества.- складских помещений, амбаров, квартир для приезжих.

-Договор личного найма, заключавшемся с различными работниками.

Формы заключения договоров:1) в устном порядке при свидетелях, 2) запись — письменный документ 3)доска — простой письменный документ хранящийся у составителя.

Преступления по ПСГ:

1) против государства (измена, или перевет);

2) против судебных органов (взятка, либо тайный посул судье, насильственное вторжение в судебное помещение);

3) имущественные преступления. Кража делилась на простую (кража из кладовой, с возу, лодки, скота) и квалифицированную (поджог, конокрадство, кража церковного имущества). За простую кражу полагался штраф в размере от 4 денег до 70 гривен (статья 1). За квалифицированную кражу полагалась смертная казнь.;

4) против личности (убийство, нанесение побоев, оскорбление действием).

Круг субъектов преступления ПСГ не определяет, но по мнению многих исследователей, субъектами преступления, как и по Русской правде, не могут быть холопы. При совершении преступления несколькими лицами для соучастников устанавливалась одинаковая ответственность. В ПСГ не были установлены формы вины, смягчающие и отягчающие вину обстоятельства, покушение.

Наследственное право - наследование по закону и наследование по завещанию

Вопрос 2.Второй Всероссийский съезд Советов и его основные декреты: характеристика и значение.

25 октября 1917 г. в Ф.И.Дан, от имени ЦИК, открыл II Всероссийский Съезд Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. Большинство депутатов составляли большевики. Разногласия по вопросу о вооруженном восстании с меньшевиками из Временного правительства и отказ большинства депутатов принять предложение Ю.Мартова о создании общедемократического правительства. После жаркой дискуссии меньшевики, правые эсеры и часть бундовцев покинули съезд. После перерыва было сообщено об аресте временного правительства. Утром 26 октября съезд утвердил написанное Лениным обращение «Рабочим, солдатам и крестьянам», провозгласив принятие съездом государственной власти, ее переход к Советам рабочих, крестьянских и солдатских депутатов.