Файл: Вопрос Общественный и государственный строй Древнерусского (Киевского) государства.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 108
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Глава 1 «О суде и судьях» установила состав суда и должностных лиц при суде. В состав суда входили: президент, асессоры, аудитор, а также технический персонал. Статья 6, определяя конструкцию судов, указывала на ее коллегиальность. Полный состав суда определялся в 13 членов, но допускался и сокращенный - 7 членов. Поскольку судьи не являлись специалистами в юриспруденции, то вводилась должность компетентного лица - аудитора, который наблюдал за правильным ведением судопроизводства.
Указ «О форме суда», изданный 5 ноября 1723 г., внес ряд новых положений в процессуальное законодательство. Закон различал два вида челобитчиков: истец - в гражданском процессе и доноситель в уголовном. Статья 3 указа запрещала возбуждение встречного иска или встречного обвинения до окончания судебного следствия по основному делу. Арестованные ответчики содержались за счет истца. Этим указом в большинство судов устанавливалась единая форма процесса, регламентировался порядок судебного следствия. Был введен институт доверенности. Указ установил единую форму процесса для большинства судов.
Вопрос 2. Уголовное и уголовно-процессуальное законодательство в СССР в 1930-е гг.
Развитие уголовного права характеризовалось ужесточением уголовного наказания в экономической сфере (защита социалистической собственности) и в государственной («контрреволюционные преступления»).
Изменения вносились общесоюзными органами, республиканские органы их последовательно воплощали в своем внутреннем законодательстве. Возраст привлечения к уголовной ответственности был понижен до 12 лет.
Развивается законодательство о государственных преступлениях:
Уголовный процесс характеризовался применением репрессий и массового террора. Был введен особый порядок рассмотрения дел о террористических организациях, вредительстве и диверсиях, который предусматривал очень короткий срок расследования - не более 10 суток. Прокурор не принимал участия в таких процессах, а защитник участвовал только на стадии судебного разбирательства. Устанавливался запрет на кассационное обжалование, приговор к высшей мере наказания, приводился в исполнение немедленно. Вне системы судебных органов стояли Особые совещания при НКВД СССР, которые проводили массовые репрессии без соблюдения уголовно-процессуальных норм.
Билет № 24
Вопрос 1. Реформы органов государственной власти в России в первой четверти XIX в.
Большинство исследователей выделяют в царствовании Александра I (1801–1825) два периода˸ до войны 1812-1814 гг., когда император стремился провести либеральные преобразования, и после победы над Наполеоном, когда во внутренней и внешней политике стали преобладать консервативные тенденции.
Молодой император мечтал об установлении конституционного строя. Планы таких преобразований обсуждались в Негласном комитете – неофициальном органе при императоре, в состав которого входили ᴇᴦο единомышленники.
Наиболее актуальной задачей было признано реформирование административного аппарата. 8 сентября 1802 г. были созданы министерства – новые отраслевые органы управления, заменившие собой коллегии, и Комитет министров – коллегиальный совещательный орган, призванный координировать деятельность министерств. Министры назначались императором. Они единолично принимали решения и несли за них персональную ответственность перед монархом.
В 1809 г. по поручению императора М.М.Сперанский подготовил проект широкомасштабных государственных преобразований. Предлагалось реформировать государственный механизм исходя из принципа разделения властей. В частности проект предусматривал создание новых органов власти – Государственной думы и Государственного совета. Из всего комплекса планируемых мероприятий Александр I решился только реализовать идею создания Государственного совета. Совет стал высшим законосовещательным учреждением.
В 1818–1819 гг. по поручению императора группой высокопоставленных чиновников во главе с Н.Н. Новосильцевым был разработан проект российской конституции – «Государственная уставная грамота Российской империи». Проект был представлен государю и одобрен им, однако, так и не был реализован.
Таким образом, реформы Александра I не изменили абсолютистского характера российского государства. Реформы инициировались ʼʼсверхуʼʼ, самим самодержцем, и при всей сложности и противоречивости личности Александра I трудно усомниться в искренности ᴇᴦο стремления осуществить в России либеральные реформы. Главная причина неудач состоит в отсутствии широкой общественной поддержки. В подавляющей своей массе дворянство не хотело либеральных преобразований
Вопрос 2. Судебная реформа в СССР по Закону о судоустройстве 1938 г.
В августе 1938г. Принят Закон о судоустройстве СССР, закреплялась унифицированная судебная система. В состав судов всех инстанций стали входить судья и два народ-х заседателя. 1-ой инстанцией являлся народный суд, 2-ой инстанцией выступали краевой, обл-ой, окружной суды и суд автономной области. Высшими судебными инстанциями были Верховный суд автономной республики, Верх-й суд союзной республики и Вер.суд СССР. Сохранились специал-е суды: военные трибуналы, линейные суды железнодор-го и водного транспорта.
Билет № 25
Вопрос 1. Систематизация российского законодательства в первой половине XIX века.
В 1804 г. была создана новая кодификационная комиссия под руководством М. М. Сперанского.
Комиссия создала проекты гражданского, уголовного и торгового уложения. Но уложения эти не были приняты, так как содержали в какой-то мере нормы буржуазного права представляли собой попытку реформировать законодательство. В 1826 г. комиссия возобновила работу и была преобразована во Второе отделение царской канцелярии.
К 1830 г. полное собрание законов Российской империи было подготовлено, а в апреле 1830 г. напечатано. Оно состояло из 40 томов и 6 томов приложений.
Полное собрание законов послужило основой для работы над Сводом действующих законов. В 1832 г. Свод законов Российской империи был опубликован и вступил в действие в 1835 г. Составители расположили акты по определенной системе, соответствовавшей отраслям права: Свод делился на восемь главных разделов, охватываемых 15 томами. Свод законов официально полностью переиздавался дважды: в 1842 и 1857 годах.
Вопрос 2. Закон о воинской обязанности от 1 сентября 1939 г. и реорганизация советских вооруженных сил в 1939–1941 гг.
1 сентября 1939 г. Верховным Советом СССР был принят новый Закон о всеобщей воинской обязанности.
По этому закону советские вооруженные силы состояли из Красной армии, подчиненной Наркомату обороны, военно-морского флота, подчиненного Наркомату военно-морского флота, и пограничных и внутренних войск НКВД. К особенностям указанного закона следует отнести:
во-первых, законодательство о военной службе было приведено в соответствие с Конституцией СССР 1936 года.
во-вторых - закрепил окончательный переход от территориальной к кадровой системе комплектования вооруженных сил.
в-третьих, был снижен призывной возраст — с 21 года до 19 лет, а для лиц, окончивших полную среднюю школу, — до 18 лет; увеличены сроки действительной службы — до 2 лет (в пехоте и кавалерии) и до 3 и даже 5 лет
Билет № 26
Вопрос 1. Полное собрание законов Российской империи. Свод законов Российской империи 1832 года. Общая характеристика, значение для развития права.
К 1830 г. полное собрание законов Российской империи было подготовлено, а в апреле 1830 г. напечатано. Оно состояло из 40 томов и 6 томов приложений.
Полное собрание законов послужило основой для работы над Сводом действующих законов. В 1832 г. Свод законов Российской империи был опубликован и вступил в действие в 1835 г. Составители расположили акты по определенной системе, соответствовавшей отраслям права: Свод делился на восемь главных разделов, охватываемых 15 томами. Свод законов официально полностью переиздавался дважды: в 1842 и 1857 годах.
Свод законов Российской империи является результатом уникальной систематизации законодательства. Однако, в Своде гражданских законов отсутствует чётко выделенная общая часть с определением важнейших понятий и институтов гражданского права. Хотя в Свод законов были включены нормы буржуазного права, было дано определение целому ряду новых понятий и институтов, тем не менее, следует отметить несоответствие законов развивавшимся буржуазным отношениям. Изменение правовых норм в первой половине XIX века, прежде всего, преследовало цель дальнейшего укрепления феодально-крепостного строя
Вопрос 2. Правовой режим военного и осадного положения в годы Великой Отечественной войны.
Военное положение
характеризуется введением в действие определенной законом государства совокупности чрезвычайных мер по охране государственной безопасности и общественного порядка в стране. Устанавливается повышенная ответственность за неподчинение распоряжениям военных властей государства.
Тем не менее, военное положение может быть введено и из-за внутренних факторов. Так, например в мирное время военное положение вводилось во Франции (1948 году), в различных штатах и городах США для вооружённого подавления рабочих забастовок, а также расовых (1962 год) и негритянских волнений (например, в 1968 году), для подавления недовольства в Канаде (в 1970 году), из-за нарастающего недовольства населения, было введено военное положение в Польше.
Военное положение обычно предусматривает существенное ограничение некоторых прав и свободу граждан, в том числе таких основных, как свобода перемещения, свобода собраний, свобода слова, право на судебное рассмотрение дел, право на неприкосновенность имущества и тому подобное. Кроме того, судебная и исполнительная власть может быть передана военным судам и военному командованию.
Билет № 27
Вопрос 1. Общая характеристика «Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г.».
15 августа 1845 года указом императора Николая I было утверждено Уложение о наказаниях уголовных и исправительных. По существу, это был первый уголовный кодекс России, поскольку предшествующие законодательные источники объединяли, как правило, нормы многих отраслей права.
По Уложению о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. преступление определяется как противоправное виновное деяние. Данным определением не установлено четкого разграничения между преступлением и проступком.
По Уложению 1845 г. основаниями, устраняющими вменение, являлись: случайность; малолетство (до 10 лет вменение исключалось, с 10 до 12 было условным); безумие; сумасшествие; беспамятство; ошибка (случайная или результат обмана); принуждение; непреодолимая сила; необходимая оборона.
Субъективная сторона подразделялась на:
1) умысел: с заранее обдуманным намерением; с внезапным побуждением, непредумышленный;
2) неосторожность, при которой последствия деяния не могли быть с легкостью предвидены; вредных последствий невозможно было предвидеть вообще.
Указ «О форме суда», изданный 5 ноября 1723 г., внес ряд новых положений в процессуальное законодательство. Закон различал два вида челобитчиков: истец - в гражданском процессе и доноситель в уголовном. Статья 3 указа запрещала возбуждение встречного иска или встречного обвинения до окончания судебного следствия по основному делу. Арестованные ответчики содержались за счет истца. Этим указом в большинство судов устанавливалась единая форма процесса, регламентировался порядок судебного следствия. Был введен институт доверенности. Указ установил единую форму процесса для большинства судов.
Вопрос 2. Уголовное и уголовно-процессуальное законодательство в СССР в 1930-е гг.
Развитие уголовного права характеризовалось ужесточением уголовного наказания в экономической сфере (защита социалистической собственности) и в государственной («контрреволюционные преступления»).
Изменения вносились общесоюзными органами, республиканские органы их последовательно воплощали в своем внутреннем законодательстве. Возраст привлечения к уголовной ответственности был понижен до 12 лет.
Развивается законодательство о государственных преступлениях:
-
увеличиваются до 25 лет сроки лишения свободы за совершение государственных преступлений; -
особенная часть дополняется статьями об измене Родине, за совершение таких преступлений предусматриваются - расстрел; -
в связи с постановлением ЦИК и СНК СССР от 22 августа 1932 г. «О борьбе со спекуляцией» повышается санкция за спекуляцию продуктами сельского хозяйства и предметами массового потребления - до 5 лет лишения свободы; -
в связи с индустриализацией повышается уголовная ответственность за выпуск недоброкачественной продукции, данные преступления считаются противогосударственными и наказываются лишением свободы от 5 до 8 лет; -
хищение социалистической собственности рассматривается как государственное преступление; -
постановление ЦИК и СНК СССР от 7 августа 1932 г. «Об охране имущества государственных предприятий, колхозов и кооперации и укреплении общественной собственности» повысило меру наказания до расстрела, а при смягчающих обстоятельствах ее снижение до 10 лет лишения свободы.
Уголовный процесс характеризовался применением репрессий и массового террора. Был введен особый порядок рассмотрения дел о террористических организациях, вредительстве и диверсиях, который предусматривал очень короткий срок расследования - не более 10 суток. Прокурор не принимал участия в таких процессах, а защитник участвовал только на стадии судебного разбирательства. Устанавливался запрет на кассационное обжалование, приговор к высшей мере наказания, приводился в исполнение немедленно. Вне системы судебных органов стояли Особые совещания при НКВД СССР, которые проводили массовые репрессии без соблюдения уголовно-процессуальных норм.
Билет № 24
Вопрос 1. Реформы органов государственной власти в России в первой четверти XIX в.
Большинство исследователей выделяют в царствовании Александра I (1801–1825) два периода˸ до войны 1812-1814 гг., когда император стремился провести либеральные преобразования, и после победы над Наполеоном, когда во внутренней и внешней политике стали преобладать консервативные тенденции.
Молодой император мечтал об установлении конституционного строя. Планы таких преобразований обсуждались в Негласном комитете – неофициальном органе при императоре, в состав которого входили ᴇᴦο единомышленники.
Наиболее актуальной задачей было признано реформирование административного аппарата. 8 сентября 1802 г. были созданы министерства – новые отраслевые органы управления, заменившие собой коллегии, и Комитет министров – коллегиальный совещательный орган, призванный координировать деятельность министерств. Министры назначались императором. Они единолично принимали решения и несли за них персональную ответственность перед монархом.
В 1809 г. по поручению императора М.М.Сперанский подготовил проект широкомасштабных государственных преобразований. Предлагалось реформировать государственный механизм исходя из принципа разделения властей. В частности проект предусматривал создание новых органов власти – Государственной думы и Государственного совета. Из всего комплекса планируемых мероприятий Александр I решился только реализовать идею создания Государственного совета. Совет стал высшим законосовещательным учреждением.
В 1818–1819 гг. по поручению императора группой высокопоставленных чиновников во главе с Н.Н. Новосильцевым был разработан проект российской конституции – «Государственная уставная грамота Российской империи». Проект был представлен государю и одобрен им, однако, так и не был реализован.
Таким образом, реформы Александра I не изменили абсолютистского характера российского государства. Реформы инициировались ʼʼсверхуʼʼ, самим самодержцем, и при всей сложности и противоречивости личности Александра I трудно усомниться в искренности ᴇᴦο стремления осуществить в России либеральные реформы. Главная причина неудач состоит в отсутствии широкой общественной поддержки. В подавляющей своей массе дворянство не хотело либеральных преобразований
Вопрос 2. Судебная реформа в СССР по Закону о судоустройстве 1938 г.
В августе 1938г. Принят Закон о судоустройстве СССР, закреплялась унифицированная судебная система. В состав судов всех инстанций стали входить судья и два народ-х заседателя. 1-ой инстанцией являлся народный суд, 2-ой инстанцией выступали краевой, обл-ой, окружной суды и суд автономной области. Высшими судебными инстанциями были Верховный суд автономной республики, Верх-й суд союзной республики и Вер.суд СССР. Сохранились специал-е суды: военные трибуналы, линейные суды железнодор-го и водного транспорта.
Билет № 25
Вопрос 1. Систематизация российского законодательства в первой половине XIX века.
В 1804 г. была создана новая кодификационная комиссия под руководством М. М. Сперанского.
Комиссия создала проекты гражданского, уголовного и торгового уложения. Но уложения эти не были приняты, так как содержали в какой-то мере нормы буржуазного права представляли собой попытку реформировать законодательство. В 1826 г. комиссия возобновила работу и была преобразована во Второе отделение царской канцелярии.
К 1830 г. полное собрание законов Российской империи было подготовлено, а в апреле 1830 г. напечатано. Оно состояло из 40 томов и 6 томов приложений.
Полное собрание законов послужило основой для работы над Сводом действующих законов. В 1832 г. Свод законов Российской империи был опубликован и вступил в действие в 1835 г. Составители расположили акты по определенной системе, соответствовавшей отраслям права: Свод делился на восемь главных разделов, охватываемых 15 томами. Свод законов официально полностью переиздавался дважды: в 1842 и 1857 годах.
Вопрос 2. Закон о воинской обязанности от 1 сентября 1939 г. и реорганизация советских вооруженных сил в 1939–1941 гг.
1 сентября 1939 г. Верховным Советом СССР был принят новый Закон о всеобщей воинской обязанности.
По этому закону советские вооруженные силы состояли из Красной армии, подчиненной Наркомату обороны, военно-морского флота, подчиненного Наркомату военно-морского флота, и пограничных и внутренних войск НКВД. К особенностям указанного закона следует отнести:
во-первых, законодательство о военной службе было приведено в соответствие с Конституцией СССР 1936 года.
во-вторых - закрепил окончательный переход от территориальной к кадровой системе комплектования вооруженных сил.
в-третьих, был снижен призывной возраст — с 21 года до 19 лет, а для лиц, окончивших полную среднюю школу, — до 18 лет; увеличены сроки действительной службы — до 2 лет (в пехоте и кавалерии) и до 3 и даже 5 лет
Билет № 26
Вопрос 1. Полное собрание законов Российской империи. Свод законов Российской империи 1832 года. Общая характеристика, значение для развития права.
К 1830 г. полное собрание законов Российской империи было подготовлено, а в апреле 1830 г. напечатано. Оно состояло из 40 томов и 6 томов приложений.
Полное собрание законов послужило основой для работы над Сводом действующих законов. В 1832 г. Свод законов Российской империи был опубликован и вступил в действие в 1835 г. Составители расположили акты по определенной системе, соответствовавшей отраслям права: Свод делился на восемь главных разделов, охватываемых 15 томами. Свод законов официально полностью переиздавался дважды: в 1842 и 1857 годах.
Свод законов Российской империи является результатом уникальной систематизации законодательства. Однако, в Своде гражданских законов отсутствует чётко выделенная общая часть с определением важнейших понятий и институтов гражданского права. Хотя в Свод законов были включены нормы буржуазного права, было дано определение целому ряду новых понятий и институтов, тем не менее, следует отметить несоответствие законов развивавшимся буржуазным отношениям. Изменение правовых норм в первой половине XIX века, прежде всего, преследовало цель дальнейшего укрепления феодально-крепостного строя
Вопрос 2. Правовой режим военного и осадного положения в годы Великой Отечественной войны.
Военное положение
характеризуется введением в действие определенной законом государства совокупности чрезвычайных мер по охране государственной безопасности и общественного порядка в стране. Устанавливается повышенная ответственность за неподчинение распоряжениям военных властей государства.
Тем не менее, военное положение может быть введено и из-за внутренних факторов. Так, например в мирное время военное положение вводилось во Франции (1948 году), в различных штатах и городах США для вооружённого подавления рабочих забастовок, а также расовых (1962 год) и негритянских волнений (например, в 1968 году), для подавления недовольства в Канаде (в 1970 году), из-за нарастающего недовольства населения, было введено военное положение в Польше.
Военное положение обычно предусматривает существенное ограничение некоторых прав и свободу граждан, в том числе таких основных, как свобода перемещения, свобода собраний, свобода слова, право на судебное рассмотрение дел, право на неприкосновенность имущества и тому подобное. Кроме того, судебная и исполнительная власть может быть передана военным судам и военному командованию.
Билет № 27
Вопрос 1. Общая характеристика «Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г.».
15 августа 1845 года указом императора Николая I было утверждено Уложение о наказаниях уголовных и исправительных. По существу, это был первый уголовный кодекс России, поскольку предшествующие законодательные источники объединяли, как правило, нормы многих отраслей права.
По Уложению о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. преступление определяется как противоправное виновное деяние. Данным определением не установлено четкого разграничения между преступлением и проступком.
По Уложению 1845 г. основаниями, устраняющими вменение, являлись: случайность; малолетство (до 10 лет вменение исключалось, с 10 до 12 было условным); безумие; сумасшествие; беспамятство; ошибка (случайная или результат обмана); принуждение; непреодолимая сила; необходимая оборона.
Субъективная сторона подразделялась на:
1) умысел: с заранее обдуманным намерением; с внезапным побуждением, непредумышленный;
2) неосторожность, при которой последствия деяния не могли быть с легкостью предвидены; вредных последствий невозможно было предвидеть вообще.