Файл: Основы технологии спуска обсадных колонн в скважину общие правила спуска ок.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 42

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

  1. Основы технологии спуска обсадных колонн в скважину – общие правила спуска ОК.

Спуск обсадной колонны - ответственная операция. До начала спуска должны быть закончены все исследовательские и измерительные работы в скважине, тщательно проверено состояние бурового оборудования и инструмента, соответствие грузоподъемности вышки и талевой системы весу подлежащей спуску колонны, подготовлен ствол скважины.

За несколько дней до спуска колонны на буровую завозят обсадные трубы, элементы технологической оснастки и необходимый дополнительный инструмент, тщательно проверенные и испытанные, а также специальную смазку для обеспечения герметичности резьбовых соединений при наиболее высоких температурах, возможных в данной скважине.

На буровой обсадные трубы вновь осматривают, проверяют овальность жесткими двойными шаблонами соответствующих диаметров; трубы поврежденные при транспортировке и повышенной овальности отбраковывают, а годные сортируют по группам прочности, толщинам стенок и видам резьбовых соединений и укладывают на стеллажи в порядке, противоположном очередности спуска их в скважину. При укладке каждую трубу нумеруют, измеряют ее длину; номер трубы, ее длину и нарастающую длину колонны записывают в специальный блокнот.

По данным каверно- и профилеграмм выявляют участки резкого искривления. Эти участки тщательно прорабатывают новыми долотами со скоростью не более 35 - 40 м/час и расширяют до нормального диаметра. При проработке целесообразно применять ту же компоновку низа бурильной колонны, которую использовали для бурения последнего интервала скважины (справочн.). После проработки ствол скважины, особенно если условия бурения сложные, калибруют; спускают бурильную колонну, низ которой имеет примерно такую же жесткость, как и подлежащая спуску обсадная колонна, и следят за успешностью прохождения такой компоновки до забоя. Если наблюдаются посадки или затяжки, ствол прорабатывают повторно с несколько меньшей скоростью. По окончании калибровки скважину тщательно промывают в течение одного-двух циклов циркуляции. При проработке применяют промывочную жидкость с минимальной фильтратоотдачей, низкими значениями статического и динамического напряжения сдвига и пластической вязкости, а также с хорошими смазочными характеристиками.


Спуск обсадной колонны в скважину

Успешный спуск обсадной колонны в скважину определяется правильной подготовкой обсадных труб, нижней и верхней частей обсадной колонны, буровой вышки, бурового оборудования, ин­струмента и ствола скважины.

Подготовка обсадных труб.Обсадные трубы, предназначенные для спуска в скважину, за 2...4 дня до спуска доставляются на буровую установку. Погрузку и разгрузку обсадных труб при пере­возке с базы технического снабжения на трубную базу и скважину необходимо производить только по специальным накатам или ав­токраном. Разгрузка обсадных труб путем сбрасывания категорически запрещается. Доставленные на буровую обсадные трубы ос­матривают для отбраковки негодных.

При осмотре труб необходимо обращать внимание на кривиз­ну, наличие плен, расслоение металла, деформацию муфт и на­резанных концов. Трубы проверяют на овальность и шаблонируют, а затем укладывают на приемном мосту в штабель в порядке пос­ледовательности спуска их в скважину, при этом каждую трубу нумеруют, замеряют стальной рулеткой (длину каждой трубы сле­дует определять от свободного торца муфт или от торца муфтовой части трубы до того места на конце трубы с наружной резьбой, которое соответствует положению торца муфты при закреплении соединения), а результаты замера записывают мелом на трубе и на листе по следующей форме:

 

Диаметр трубы, мм

№ трубы по порядку

Завод-изготовитель

Марка стали

Толщина стенки, мм

Заводской номер

№ плавки

Дата изготовления

2 ю >> & оЗ Ж §

Сумарная длина труб, м

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нарезку труб и муфт- тщательно очищают жесткой волосяной щеткой, промывают керосином и проверяют калибром. Запреща­ется очистка резьб металлическими скребками, металлическими щетками, концами расплетенного талевого каната и т.п. После очистки резьбы муфт и труб на них навинчивают ниппели и пре­дохранительные кольца.



На случай замены некачественных труб необходимо иметь за­пасные трубы из расчета не менее 20 м на каждые 1000 м колонны. Обсадные трубы до спуска их в скважину подлежат опрессовке во­дой при давлении, на 20 % превышающем давление опрессовки при испытании колонны на герметичность, но не выше максимальных опрессовочных давлений, предусмотренных ГОСТ 632 — 80. После подъема давления в трубе до установленной величины оно должно выдерживаться в течение 30 с. Для труб с пропусками в резьбе муфтового соединения после докрепления необходимо произво­дить повторную опрессовку.

Вместе с трубами на буровую доставляются: башмак и башмач­ный патрубок колонны, привинченные и приваренные к первой трубе на трубной базе, со свинченной и приваренной к башмаку чугунной направляющей пробкой; обратный клапан, опрессован-ный на давление, предусмотренное планом спуска колонны; упор ное кольцо, центрирующие фонари (центраторы), скребки и тур-булизаторы, а также, при необходимости, заколонные пакеры и оборудование верхней части обсадной колонны.

Подготовка вышки и бурового оборудования.Перед началом спуска колонны тщательно проверяют состояние вышки и бурово­го оборудования. При осмотре вышки все дефекты и нарушения в соединениях отдельных узлов, поясов, диагоналей и крепления опор немедленно устраняют. Проверяют вертикальность вышки и равномерность натяга угловых оттяжек.

При проверке лебедки и привода обращают внимание на проч­ность крепления лебедки, редуктора и двигателей к фундаментам, на состояние цепных колес, кулачковых сцеплений, шпонок и тор­мозов.Для предупреждения осложнений с талевой системой проверя­ют диаметр работающего талевого каната и возможность спуска об­садной колонны на этом канате и оснастке; в случае необходимости талевый канат заменяют новым перед последней промывкой сква­жины. Особенно тщательно должно быть проверено состояние крю­ка, талевого блока, кронблока и индикатора массы (веса).При подготовке буровых насосов к спуску и цементированию колонны проверяют состояние штоков, сальниковой набивки, гнезд, клапанов, соединений в приводной части и все замеченные дефекты ликвидируют, а сработанные детали заменяют новыми. Готовность двигателей выясняют по их состоянию, возможности работы в тяжелых условиях спуска обсадной колонны и продавки цементного раствора при высоком давлении.


Подготовка скважины к спуску обсадной колонны.К началу спус­ка колонны в скважине должны быть завершены все исследова­тельские и измерительные работы (каротажи, кавернометрия, инклинометрия, опробование перспективных объектов и т.д.). Перед последней промывкой скважины бурильные трубы под­вергают контрольному замеру при помощи стальной рулетки. Места сужения ствола по данным кавернометра прорабатыва­ют со скоростью 20... 50 м/ч. Перед проработкой по согласованию с геологической службой к раствору добавляется нефть или другие вещества, снижающие липкость глинистой корки. При промывке перед спуском колонны параметры бурового раствора тщательно контролируются и доводятся до установленной для данной сква­жины нормы. После проработки и промывки скважины ствол ее часто шаблонируют. Для этой цели в скважину спускают на бу­рильной колонне компоновку из трех-четырех обсадных труб и убеждаются в том, что они доходят до забоя посадок. По оконча­нии шаблонирования скважину промывают, длительность промыв­ки — один-два цикла циркуляции.В период подготовки ствола скважины к спуску колонны в бу­ровой проверяются необходимые для этой операции инструменты

и материалы: три исправных и проверенных элеватора, три точ­но пригнанных шарнирных ключа, запасной комплект клиньев; комплект штропов, круговой ключ для обсадных труб, пенько­вый канат; белила (сурик) или другая смазка, олифа, гвозди и др. Все подготовительные работы по спуску обсадной колонны про­изводятся в период проработки и промывки скважины.

Спуск обсадной колонны в скважину. Этот процесс, как прави­ло, должен осуществляться в один прием (одной сплошной сек­цией). Допускается спуск колонны двумя секциями с применени­ем стыковочных устройств, спрессованных перед спуском в сква­жину на давление, обеспечивающее испытание колонн на герме­тичность.

Работа по спуску обсадной колонны должна быть организова­на так, чтобы каждый член буровой бригады четко выполнял свои обязанности. Во избежание несчастных случаев при пуске обсадной колонны в скважину все члены бригады должны быть тщательно проинструктированы, рабочее место должно быть очи­щено от посторонних предметов. Работами по спуску колонны должно руководить одно лицо — буровой мастер, ответственный за работу по спуску колонны согласно разработанному техничес­кому плану.

При организации рабочего места и расстановке рабочей силы для спуска обсадной колонны в каждой вахте выделяется лицо, от­ветственное за проведение
повторного шаблонирования каждой трубы, сохранность шаблона во время спуска колонны и проверку соблюдения установленного порядка спуска труб. Колонну должны спускать при помощи клиновых захватов или клиньев для обсадных труб, позволяющих докреплять резьбовые соединения в процессе спуска. Можно использовать элеваторы для спуска в скважину обсадных труб, когда масса их недостаточна, а также при спуске тяжелых колонн, когда предварительно (до спуска колонны) докреплены муфты заводского крепления, или используются трубы с муфтами, навинченными на специальных клеевых смазках.

Для обеспечения герметичности резьбовых соединений эксплу­атационных колонн в газовых скважинах следует применять в ка­честве смазки специальные уплотнительные составы. Применять графитовую смазку или смазку, составленную из цинковых белил и сурика, на газовых скважинах запрещается. Для предотвраще­ния расслабления муфтового соединения промежуточной колонны и кондуктора от последующего воздействия на них бурильной ко­лонны первые 5... 10 труб от башмака после закрепления их ма­шинными ключами приваривают. Во избежание смятия колонны при спуске ее с обратным клапаном каждую навинченную трубу после снятия ее с клиньев или элеваторов спускают с такой ско­ростью, чтобы стрелка индикатора массы (веса) колебалась в пре­делах пяти делений.

При наличии обратного клапана колонну во время спуска запол­няют глинистым раствором через каждые 100...200 м. Чтобы избе­жать образования воздушной пробки, колонну следует заполнять при 50 %-й подаче насосов. В процессе спуска обсадной колонны устанавливают систематический контроль за плотностью и вязкос­тью вытесняемого из скважины глинистого раствора. В случае появ­ления признаков газирования глинистого раствора в муфту после­дней трубы ввинчивают заливочную головку и разгазированный раствор заменяют свежим. Скважину во время спуска промывают в интервалах, предусмотренных планом спуска. Продолжительность промывки не должна превышать одного цикла циркуляции, при­чем основным критерием для прекращения промежуточной про­мывки считается необходимое качество и постоянство показате­лей глинистого раствора по плотности и вязкости и падение дав­ления на манометре до величин, равных гидравлическим сопро­тивлениям. Режимы спуска обсадной колонны и последующего ее цементирования должны быть рассчитаны таким образом, чтобы не допустить гидроразрыва пород и связанных с ним осложнений. Обсадную колонну в наклонную скважину следует спускать по возможности быстрее. Для этого рекомендуется в период подготов­ки скважины к креплению собрать часть колонны в колена и уста­новить их за пальцем в буровой вышке. Эти трубы надо спускать в скважину первыми, причем длина их должна примерно соответ­ствовать глубине спуска промежуточной колонны. Так как при спус­ке труб колонна