Файл: Риторика и неориторика понятия и основные задачи.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 692

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Направление подготовки:

38.03.03 Управление персоналом

Эссе по дисциплине «Риторика»

Тема «Риторика и неориторика: понятия и основные задачи»

Автор: студент 4 курса очной формы обучения _______________________



Содержание

Введение 3

1 Риторика 3

1.1 Понятие риторики 4

1.2 Основные задачи риторики 5

2 Неориторика 8

2.1 Понятие неориторики 8

2.2 Основные задачи неориторики 10

Заключение 12

Библиографический список 13

Введение



Риторика как наука и дисциплина пережила возрождение в конце XX века. Прежде всего, изменился статус риторики, в инновационном плане она перестала быть просто «модным открытием». Были опубликованы серьёзные теоретические монографии по риторике, появились многочисленные методические пособия и программы, в 1997 году была основана «Ассоциация исследователей, преподавателей и учителей риторики», ежегодно проводились международные конференции по риторике, возникли новые научные школы, появилась профессия «учитель русского языка, русской литературы и риторики».

Однако, с конца XVII до середины XIX века риторика играла большую роль в культурном и образовательном наследии России, но затем была полностью забыта. Исследователи подробно анализируют причины исчезновения риторики в исторической перспективе. Одной из первых причин является включение русского языка в программу средней школы по указу царя Николая I в 1828 году. В связи с этим риторика появилась в качестве «конкурента». Ведь уроки грамматики должны были знакомить учащихся со стилистическими особенностями изучаемого языкового явления.

Однако, несмотря на значительный вклад в российское языкознание, риторика пошла по пути расширения сферы своих исследований, что привело к её дальнейшей дифференциации. Множество новых дисциплин лишили риторику новых перспектив. В связи с этим преподаватели XIX века отмечали, что риторика была академической и не приспособленной к новым литературным формам и новым языковым законам. Ещё одной причиной упадка дисциплины стала сосредоточенность риторики на теории создания прозы в устной и письменной формах, основанной на теории трёх жанров. Это противоречило тому, как в то время в гимназиях преподавалось сочинение.

1 Риторика

1.1 Понятие риторики



Риторика – это отрасль лингвистики, изучающая искусство речи, ораторское искусство, мировоззрение и красноречие. Первоначальное значение слова «риторика» – ораторское искусство – позже было расширено и стало включать в себя теорию прозы и аргументации.


Слово риторика происходит от греческого «rhetorike», что в переводе означает «ораторское искусство».

Таким образом, риторика – это наука о публичных выступлениях и искусство публичного выступления перед аудиторией. Риторика призвана научить людей, как эффективно воздействовать на слушателей во время выступления, и как добиться успеха в публичных выступлениях.

В современных книгах термин «риторика» употребляется не только в указанном смысле – «мастерство публичного выступления».

Как справедливо отмечают в своей книге «Общая риторика» современные исследователи Е.Л. Юнина и Г.М. Сагач, термин «риторика» «никогда в истории не отличался однозначным толкованием»1.

Основоположником риторики как науки считается великий древнегреческий философ Аристотель. Его всемирно известный труд «Риторика» доминировал в европейской научной традиции вплоть до нового времени.

Аристотель определял риторику как «способность находить возможные способы убеждения относительно каждою данного предмета», как «общие принципы ведения спора». Таким образом, в понимании Аристотеля риторика есть искусство убеждать, спорить. И это понятно, потому что именно в Древней Греции зародилось искусство спора и возникли первые школы риторики.

Так называемые софисты обучали приёмам полемики, спора с целью победы в споре любой ценой. При этом они стремились именно одержать победу в споре, а не установить истину. Это приводило к сознательному использованию ошибочных или выдуманных положений, предположений и рассуждений. Знаменитым софистом был Горгий. Сократ, его ученик Платон, а также Аристотель выступали против софистов, обвиняя их в отсутствии заботы об истине, нравственности.

Сократ не оставил письменных трудов, и его идеи известны только по работам Платона. Платон развивал дальше метод своего учителя. Он доказывал, что искусство убеждения должно строиться на принципах диалектики и психологии: надо доказывать истину с учётом психологических особенностей тех людей, которым ты эту истину пытаешься доказать.

Платон является основателем сократического или диалектического метода полемики – когда в диалоге сталкиваются противоположные мнения.

Платон следующим образом понимал диалектический метод полемики:

Сопоставляя мнение с фактами и «твёрдыми свидетельствами», человек либо устанавливает истину, либо видоизменяет мнение.



Аристотель разграничивал нетехнические способы убеждения и технические.

Нетехнические средства убеждения – это, по сути, аргументы, свидетельские показания, договоры, клятвы и даже показания, полученные под пытками. Нетехнические средства – это умозаключения, выводы и рассуждения. Основными техническими средствами убеждения являются факты, а нетехническими – их представление. Это различие очень важно и плодотворно для риторики.

Концепции Аристотеля придали античной риторике законченную форму.

Римские ораторы и теоретики риторики, такие как Цицерон и Квинтилиан, внесли важный вклад в развитие риторики. Публичное ораторское искусство процветало в Риме, и римские писатели обобщили ораторскую практику и сформулировали законы и правила ораторского искусства.

1.2 Основные задачи риторики



Основная цель риторики – сделать речь впечатляющей, точной, убедительной и уместной, в конечном итоге создавая эффективное воздействие на аудиторию2.

Предмет риторики сложен и неоднозначен. Поэтому объём задач риторики зависит от его определения. Риторика исследует многовековую культуру эффективного языка, который является частью общества. Риторику можно рассматривать с разных сторон: как искусство и теорию речи, как научную дисциплину, уходящую корнями в богатую культурную традицию, как комплексную программу воплощения идей в слова и как общую теорию мышления и речевой деятельности. Даже беглый взгляд на историю риторики не может не заметить её связей с различными дисциплинами, такими как философия, эстетика, логика, этика, психология, социология, лингвистика и семиотика.

Прежде чем установить предмет риторики, необходимо учесть тот факт, что за 2,5 тыс.лет существования данной науки в качестве определения использовались сотни формулировок. Среди них выделяют 3 основные направления:

1. Первое, условно называемое греческим, трактует риторику как «искусство убеждения».

2. Второе направление связано в большей мере с римской традицией понимать риторику как «искусство говорить хорошо». С этого времени в риторике усиливается интерес к литературно-языковому компоненту.

3. Третье характерно для средневековья и начального периода Возрождения, в нём риторика является «искусством украшения». В результате возрастания интереса риторов к литературному компоненту усилилась эстетическая характеристика речи, что в итоге привело к распаду единства логоса и выражения.


Каждое из перечисленных выше направлений, определяющих предмет и устанавливающих задачи риторики сообразно ему, не может быть строго приписано определённому периоду развития данной дисциплины, они полноправно сосуществуют и отражают объект с разных сторон.

Предмет и цель риторики также могут быть определены на основе литературных или логических концепций риторики. Новое понимание дисциплины отражено во многих современных определениях риторики.

В русле логики риторика – это наука об убеждении, наука об условиях и формах эффективного общения, убеждающая коммуникация и наука о речевом акте, которая, в первую очередь, учитывает особенности аудитории и различные формы языкового воздействия для достижения желаемого эффекта.

В русле литературного направления – это филологическая дисциплина, изучающая способы построения художественно-выразительной речи, прежде всего, прозаической и устной; близко соприкасается c поэтикой и стилистикой.

2 Неориторика

2.1 Понятие неориторики



Неориторика – это современная философская и лингвистическая теория.

Кеннет Берк писал о риторическом обновлении в своей «Риторике мотивов» на заре риторического обновления, но именно одноимённая работа Хаима Перельмана утвердила это название в дисциплине.

Неориторика, или Новая риторика – это современная философия и философская теория.

Новая риторика формировалась, в основном, под влиянием структуралистских методологий в антропологии, лингвистике и семиотике и в борьбе с традициями культурно-исторической школы и экзистенциальной эстетики.

Важнейшей предпосылкой неориторики является теория риторического диалога М.М. Бахтина, которая наиболее содержательно объясняет понятие риторики в литературных произведениях.

Наиболее общие теоретические принципы неориторики сформулированы Р.Бартом. Её внимание сосредоточено на проблемах структурно-риторического строения произведений, риторики повествования и сюжетосложения, риторических особенностях поэтической речи. В работах С.С. Аверинцева, посвящённых речевым практикам византийской культуры, было сформировано понятие «риторика культуры».

Новая риторика развивается на стыке с лингвистикой, теорией литературы, логикой, философией, этикой, эстетикой и психологией.

Цель обновленной риторики – определение наилучших вариантов общения. Например, исследуются роли участников диалога, механизмы порождения речи, языковые предпочтения говорящих и т. п. Таким образом, неориторика – это наука об убеждающей коммуникации. Риторика учила и учит, как осуществлять общение, логично и
выразительно излагать и развивать мысли, употреблять слова, как пользоваться речевой активностью в личной жизни и общественной деятельности, как выступать перед аудиторией. Современная риторика имеет междисциплинарный характер. Неориторика означает расширение области знаний, подключение многочисленных понятий и сфер деятельности. Ближайшее окружение неориторики составляют логика, философия, герменевтика, поэтика, лингвистика и, прежде всего, лингвистика текста. На протяжении всей истории своего существования риторика не имела однозначного толкования. Как наука об искусстве правильной речи с целью убеждения она предполагает выявление механизмов нюансированного воздействия. В отличие от лингвистики риторика имеет дело только с речью, а не с языком.

Неориторика оформляется в 50-х гг. В частности, в 1958 г. выходит труд Х.Перельмана и Л. Олбрехт-Титекы «Новая риторика: Трактат об аргументации». Эта работа знаменует собой начало нового этапа в развитии риторики. После нее интерес со стороны ученых к этой науке все более возрастает. Следует подчеркнуть, что неориторика не отрицает достижения классической риторики, а пытается их переосмыслить и исследовать механизмы влияния в различных типах сообщений.

Ее быстрое и продуктивное развитие вызвано появлением новых языковедческих наук - лингвистики текста, семиотики, герменевтики, теории речевой деятельности, психолингвистики. Неориторика занимается поиском путей практического применения этих дисциплин, разрабатывается на стыке языкознания, теории литературы, логики, философии, этики, эстетики, психологии. Цель обновленной риторики - определение наилучших вариантов (оптимальных алгоритмов) общения. Например, исследуются роли участников диалога, механизмы порождения речи, языковые предпочтения говорящих и т. п. Таким образом, неориторика – это наука об убеждающей коммуникации.


2.2 Основные задачи неориторики



Система риторических приёмов «постправды» известна как неориторика.

В классической риторике изощрённая аргументация привлекает оппонентов к своей позиции. Задача неориторики – не убедить оппонентов, а разделить аудиторию на альтернативные группы