Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 694
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, исключить и маргинализировать убеждённых противников и апеллировать только к сторонникам.
Во время того же Майдана сотни тысяч людей протестовали против госпереворота, но не имея своих крупных СМИ, они были безмолвны, а, значит, и не существовали. В нарративе «народ вышел на Майдан» из народа как бы отсеяли несогласных, тех, кто не выходил или выходил против, представив их либо как необразованных дураков, со мнением которых бессмысленно считаться, либо как проплаченных агентов режима, либо как агентов российских спецслужб. Говорить с несогласными даже не пробовали, их сначала «отменили», а затем задавили силовым способом.
Неориторика руководствуется принципом того, что переубедить оппонента если не невозможно, то чрезмерно затратно и долго3.
Соответственно, ответы на разделившие общество вопросы появляются не путём наращивания всё более убедительных агрументов, а путём обращения к исходным убеждениям политически выгодной группы интерпретантов. С той же Бучей, обсуждения альтернативных версий причин трагедии, помимо магистральной западной версии – зверства российских военных – в западной прессе не найти. Потому что обсуждение требует классической риторики – борьбы аргументов. Неориторика отметает это как избыточно дорогой метод с непредсказуемым результатом.
Немецкие нацисты готовили Лейпцигский процесс как предлог для государственного переворота.
Однако, поскольку нацисты ещё не полностью пришли к власти в Германии и не было фашистского переворота, процесс должен был осуществляться так, как он должен был осуществляться, включая присутствие иностранных корреспондентов.
В итоге аргументы обвинения оказались намного слабее аргументов защиты, и обвиняемый Георгий Димитров был освобождён.
Другими словами, классическая риторика даёт непредсказуемые результаты. Гораздо надёжнее, если обвиняемый не имеет права голоса. Как говорит Арендт, дискриминация сама по себе не так уж страшна, а юридическая невидимость полностью снимает моральный запрет на насилие.
Если тебя нет, ты даже не можешь ссылаться на несправедливые и дискриминационные законы.
«Их проклятие не в том, что они не равны перед законом, а в том, что для них не существует никакого закона; не в том, что они угнетены, а в том, что никто не хочет даже угнетать их».
Неориторика не предполагает учёт противоположного мнения. Она предполагает его маргинализацию и «отмену», после чего оратор больше не должен быть убедительным, он должен быть эффектным и эффективным.
Что, по-видимому, привело к появлению особой концепции в преподавании риторики, так это «ораторское» понимание риторики. Эта концепция ограничивается техниками и методами публичных выступлений.
Эта концепция подвергается критике, поскольку современное общество не может быть ограничено стереотипными средствами коммуникации.
В современном обществе ценится человек, свободно и импровизационно говорящий в любой коммуникативной ситуации, и Р.Р. Львов подчёркивает, что в России наконец-то осознали необходимость «таких курсов, которые не только объясняют структуру изучаемого языка, но и знакомят учащихся с его социальными функциями»4. Это соответствует обобщающему характеру риторики и позволяет определить риторику не только как технику речевого общения, но и как её философию; В.И. Анушкин отмечает, что риторика появилась одновременно с философией в Древней Греции, и что «убеждающая речь была частью философии М.Т. Баранова», которая «ставила целью обучение умению подбирать слова для убеждающей речи, тогда как философия ставила целью поиск истины и мысли»5оппонирует этому утверждению. Платон критиковал ложную риторику софистов и определял истинного оратора как мудреца. В качестве доказательства В.И. Анушкин приводит определение риторики, данное Н.Ф. Кошанским, преподавателем А.С. Пушкина в Царскосельском лицее: «Риторика есть изучение составления, организации и выражения мыслей»6. Поэтому риторика всегда была связана с идеологическим и философским образованием и стремилась убеждать через исследование идей и аргументов.
1 Аннушкин В. И. Что есть риторика и возродится ли она в России? // www.pereplet.ru.
2 Ивин, А. А. Риторика : учебник и практикум для вузов / А. А. Ивин. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 278 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-01111-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/511845.
3 Виноградова, С. М. Риторика : учебник и практикум для вузов / С. М. Виноградова, И. С. Силин ; под редакцией С. М. Виноградовой. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 316 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-01235-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/511293.
4 Введение в литературоведение в 2 т. Том 1 : учебник для вузов / Л. В. Чернец [и др.] ; под редакцией Л. В. Чернец. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 393 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12423-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/514539
5 Баранов М. Т. От риторики к развитию речи в школах России // Русский язык в школе. 1998. № 4.
6 Аннушкин В. И. Что есть риторика и возродится ли она в России? // www.pereplet.ru
Во время того же Майдана сотни тысяч людей протестовали против госпереворота, но не имея своих крупных СМИ, они были безмолвны, а, значит, и не существовали. В нарративе «народ вышел на Майдан» из народа как бы отсеяли несогласных, тех, кто не выходил или выходил против, представив их либо как необразованных дураков, со мнением которых бессмысленно считаться, либо как проплаченных агентов режима, либо как агентов российских спецслужб. Говорить с несогласными даже не пробовали, их сначала «отменили», а затем задавили силовым способом.
Неориторика руководствуется принципом того, что переубедить оппонента если не невозможно, то чрезмерно затратно и долго3.
Соответственно, ответы на разделившие общество вопросы появляются не путём наращивания всё более убедительных агрументов, а путём обращения к исходным убеждениям политически выгодной группы интерпретантов. С той же Бучей, обсуждения альтернативных версий причин трагедии, помимо магистральной западной версии – зверства российских военных – в западной прессе не найти. Потому что обсуждение требует классической риторики – борьбы аргументов. Неориторика отметает это как избыточно дорогой метод с непредсказуемым результатом.
Немецкие нацисты готовили Лейпцигский процесс как предлог для государственного переворота.
Однако, поскольку нацисты ещё не полностью пришли к власти в Германии и не было фашистского переворота, процесс должен был осуществляться так, как он должен был осуществляться, включая присутствие иностранных корреспондентов.
В итоге аргументы обвинения оказались намного слабее аргументов защиты, и обвиняемый Георгий Димитров был освобождён.
Другими словами, классическая риторика даёт непредсказуемые результаты. Гораздо надёжнее, если обвиняемый не имеет права голоса. Как говорит Арендт, дискриминация сама по себе не так уж страшна, а юридическая невидимость полностью снимает моральный запрет на насилие.
Если тебя нет, ты даже не можешь ссылаться на несправедливые и дискриминационные законы.
«Их проклятие не в том, что они не равны перед законом, а в том, что для них не существует никакого закона; не в том, что они угнетены, а в том, что никто не хочет даже угнетать их».
Неориторика не предполагает учёт противоположного мнения. Она предполагает его маргинализацию и «отмену», после чего оратор больше не должен быть убедительным, он должен быть эффектным и эффективным.
Заключение
Что, по-видимому, привело к появлению особой концепции в преподавании риторики, так это «ораторское» понимание риторики. Эта концепция ограничивается техниками и методами публичных выступлений.
Эта концепция подвергается критике, поскольку современное общество не может быть ограничено стереотипными средствами коммуникации.
В современном обществе ценится человек, свободно и импровизационно говорящий в любой коммуникативной ситуации, и Р.Р. Львов подчёркивает, что в России наконец-то осознали необходимость «таких курсов, которые не только объясняют структуру изучаемого языка, но и знакомят учащихся с его социальными функциями»4. Это соответствует обобщающему характеру риторики и позволяет определить риторику не только как технику речевого общения, но и как её философию; В.И. Анушкин отмечает, что риторика появилась одновременно с философией в Древней Греции, и что «убеждающая речь была частью философии М.Т. Баранова», которая «ставила целью обучение умению подбирать слова для убеждающей речи, тогда как философия ставила целью поиск истины и мысли»5оппонирует этому утверждению. Платон критиковал ложную риторику софистов и определял истинного оратора как мудреца. В качестве доказательства В.И. Анушкин приводит определение риторики, данное Н.Ф. Кошанским, преподавателем А.С. Пушкина в Царскосельском лицее: «Риторика есть изучение составления, организации и выражения мыслей»6. Поэтому риторика всегда была связана с идеологическим и философским образованием и стремилась убеждать через исследование идей и аргументов.
Библиографический список
-
Аннушкин, В. И. Что есть риторика и возродится ли она в России? // www.pereplet.ru. -
Аннушкин В. И. Эволюция предмета риторики в русской филологии. М., 1997. -
Баранов, М. Т. От риторики к развитию речи в школах России // Русский язык в школе. 1998. № 4. -
Вендина, Т. И. Введение в языкознание : учебник для вузов / Т. И. Вендина. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 333 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-02537-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/510677. -
Виноградова, С. М. Риторика : учебник и практикум для вузов / С. М. Виноградова, И. С. Силин ; под редакцией С. М. Виноградовой. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 316 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-01235-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/511293. -
Ивин, А. А. Риторика : учебник и практикум для вузов / А. А. Ивин. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 278 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-01111-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/511845. -
Панова, Г. И. Морфология современного русского литературного языка : учебное пособие для вузов / Г. И. Панова. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 564 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14637-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/518495.
1 Аннушкин В. И. Что есть риторика и возродится ли она в России? // www.pereplet.ru.
2 Ивин, А. А. Риторика : учебник и практикум для вузов / А. А. Ивин. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 278 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-01111-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/511845.
3 Виноградова, С. М. Риторика : учебник и практикум для вузов / С. М. Виноградова, И. С. Силин ; под редакцией С. М. Виноградовой. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 316 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-01235-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/511293.
4 Введение в литературоведение в 2 т. Том 1 : учебник для вузов / Л. В. Чернец [и др.] ; под редакцией Л. В. Чернец. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 393 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12423-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/514539
5 Баранов М. Т. От риторики к развитию речи в школах России // Русский язык в школе. 1998. № 4.
6 Аннушкин В. И. Что есть риторика и возродится ли она в России? // www.pereplet.ru