Файл: Третий закон Ньютона.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 18

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ОБЩАЯ ЧАСТЬ
Предмет
физика
Класс
Дата:
Тема урока
Третий закон Ньютона
Цель урока (для обучающегося)
Цель урока (для учителя)
Выяснить особенности сил, возникающих при взаимодействии двух тел.
Сформировать понятие о модуле и направлении двух сил.
Тип урока
Урок изучения нового материала
Планируемые образовательные результаты
Предметные
Метапредметные
Личностные
Изучить Третий закон Ньютона и сформировать понимание этого закона.
Формирование умения применения его для решения простых задач.
Формирование применения этого закона при объяснении движения тел.
1. Расширение кругозора
2. Приобретение опыта совместной работы
(чувство товарищества и ответственности за результаты своего труда);
3. Приобретение опыта
Развивать трудолюбие, дисциплинированность, уважение к одноклассникам, формировать интерес к предмету.
Оборудование:
Учебник А.В.Перышкин «Физика 9 класс».
Сборник задач по физике В.И.Лукашик 7-9 класс.
Штатив, 2 динамометра, стакан с водой, груз.
Образовательные интернет-ресурсы
https://interneturok.ru/subject/physics/class/9
Основные понятия
Сила, Третий Закон Ньютона
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
1. ЭТАП Оргмомент.
Цель – активизация учащихся.
Деятельность учителя
Здравствуйте, ребята! Давайте отметим, кто сегодня отсутствует на уроке?
Проверка домашнего задания.
Деятельность учащихся
Здравствуйте!
Все присутствуют.
Формирование УУД
Коммуникативные УУД
:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Позновательные УУД: организация своей учебной деятельности

Личностные УУД:
самоопределение.
2. ЭТАП
Актуализация опорных знаний.
Деятельность учителя
Мы с вами на последних уроках изучили 2 закона Ньютона, чтобы продвинуться дальше в знаниях по физике нужно вспомнить то, что мы узнали ранее:
-Давайте вспомним, о чем гласит закон Архимеда?
-Куда направлена сила Архимеда?
-Какая еще сила действует на тело, погруженное в
жидкость и обратна по направлению архимедовой силы?
-А напомните, как звучит формулировка первого закона
Ньютона.
-Второй
закон
Ньютона?
-Как записать Второй закон Ньютона математически?
Деятельность учащихся
- на тело, погружённое в жидкость или газ, действует выталкивающая или подъёмная сила, равная весу объёма жидкости или газа, вытесненного частью тела, погружённой в жидкость или газ.
-Вверх
-Сила тяжести
- существуют такие системы отсчёта, относительно которых тела сохраняют свою скорость неизменной, если на них не действуют другие тела или действия других тел компенсируются.
- ускорение тела прямо пропорционально равнодействующей сил, приложенных к телу, и обратно пропорционально его массе.
-F=ma
Формирование УУД
Познавательные УУД :
Анализ объектов с целью выделения признаков
Личностные УУД: Формулировать собственное мнение и аргументировать его.
Коммуникативные:вступать в диалог.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
3 ЭТАП.
Целеполагание и мотивация
.
Обеспечение мотивации учения детьми, принятия ими целей урока


Деятельность учителя
Итак. Первый закон Ньютона говорит, что в инерциальных системах отсчёта у тела нет ускорения, если на него не действуют другие тела. Второй закон Ньютона развивает сказанное: он говорит о том, какое именно ускорение появляется у тела, если на него начнёт действовать другое тело или другие тела.
Сегодня мы с вами познакомимся с третьим законом
Ньютона.
Тема урока: Третий закон Ньютона
Деятельность учащихся
Записывают тему урока
Регулятивные: Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют весь процесс их выполнения и четко выполняют требования к познавательной задаче.
4 ЭТАП. Изучение нового материала.
Цель – Изучить третий закон Ньютона, добиться понимания этого закона
Деятельность учителя
Действие одного тела на другое носит характер взаимодействия. Каждое из тел действуя на другое, в ответ на это действие получает противодействие. В этом легко убедиться на личном опыте, если ударить палкой по столбу, то наши руки получат ощутимую отдачу, возникшую в результате взаимодействия тел. Значит, в ответ на действие
(силу), возникает ответное действие (сила). В результате взаимодействия тел, возникает пара сил.
Но какова же эта сила? Давайте разберемся с помощью эксперимента.
Рассмотрим опыт, иллюстрирующий этот закон . Два круглых динамометра закреплены друг над другом в штативе.
-Что такое динамометр?
К верхнему динамометру подвешен груз, а на подставке нижнего динамометра стоит сосуд с водой.
Подействуем на верхний и нижний динамометр вверх и вниз, как видите, стрелка отклоняется в разные стороны, т.е.
сила действует, когда мы опускаем вниз и когда поднимаем вверх. Заметим показания динамометров до погружения груза в воду, запишем их. Теперь опустим нить с грузиком
Деятельность учащихся
-Прибор для измерения силы
Формирование УУД
КоммуникативныеУУД
(Постановка вопросов)
Познавательные УУД
(самостоятельное выделение- формулирование познавательной цели)
Познавательные: (эмпирический эксперимент, формулируют выводы наблюдений, сравнивают).
Познавательные:
применение полученных знаний в решении качественных задач.

так, чтобы груз погрузился в воду, не касаясь дна. Тогда верхний динамометр покажет уменьшение силы действия груза на нить, а нижний – увеличение силы давления сосуда с водой на подставку.
Как же груз, не касаясь дна, увеличивает силу давления на подставку? Обратите внимание: уровень воды повысился, и, согласно формуле p=rgh , возросло давление на дно сосуда.
Значит, возросла и сила давления.
Показания динамометров изменились на равные
значения, но в разных направлениях.
-Как вы можете это объяснить?
Наблюдаемую вами закономерность можно описать с помощью третьего закона Ньютона, который гласит, что
, взаимодействующие тела действуют друг на друга с
силами, векторы которых равны по модулю и
противоположны по направлению. Давайте запишем это
То есть сила действия воды на груз по модулю равна силе действия груза на воду, но противоположна ей по направлению.
Как видите, третий закон Ньютона справедлив как для твёрдых, так и для жидких тел. Он также справедлив для тех сил, которые возникают между телами, не касающимися друг друга. Это, например, магниты или массивные космические тела, взаимодействующие силами тяготения.
Так же следует заметить, что силы, возникающие при взаимодействии двух тел, всегда одной и той же природы.
Например, если на тело действуют силой упругости, то оно и «ответит» силой упругости.
Следует отличать третий закон Ньютона от равнодействующей сил, поскольку, в законе Ньютона
Затрудняются
Записывают в тетради
говориться о силах, которые действуют на два различных тела, если мы говорим о равнодействующей силе, то рассматриваем одно тело и действующие только на него силы. Силы, которые рассматриваются в третьем законе
Ньютона, не уравновешивают друг друга, они приложены к различным телам.
Изобразим это.
Это означает, что взаимодействуют два тела, и каждая из сил действует только на свое конкретное тело.
Запишем третий закон Ньютона математически.
Учитывая, что под действием силы, тела приобретают ускорение (согласно второму закону Ньютона) третий закон Ньютона будет выглядеть так:
Такая запись закона напоминает о том, что несмотря на то, что при взаимодействии двух тел силы их взаимодействия равны, большее ускорение приобретет тело меньшей массы.
Равенство сил при взаимодействии имеет место всегда, независимо от того, находятся ли взаимодействующие тела в относительном покое или они движутся.
Рисунок в тетради
4 ЭТАП
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Деятельность учителя
-Сформулируйте третий закон Ньютона
- Компенсируют ли друг друга силы, которые возникают
при взаимодействии двух тел?
Почему при столкновении легковой автомашины с нагруженным грузовиком повреждения у легковой
Деятельность учащихся
-
Все тела действуют друг на друга с силами, равными по модулю и противоположными по направлению.
-Нет, так как силы, возникающие при взаимодействии двух тел,
приложены к разным телам.
-Т.к. согласно III закону Ньютона при взаимодействии тел силы, с
Формирование УУД
Коммуникативные УУД : принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
Позновательные УУД: определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной

автомашины всегда больше, чем у грузовой?
которыми тела действуют друг на друга равны по модулю, а в свою очередь, сила равна произведению массы на ускорение, то т.к. масса груженого грузового автомобиля гораздо больше, чем масса легкового автомобиля, то, соответственно, он приобретет гораздо меньшее ускорение после столкновения и меньше деформируется.
деятельности;