Файл: Курсовая работа студента 3 курса 321 группы направления 44. 03. 01 Педагогическое образование профиля Дошкольное образование.docx
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 214
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНОБРНауки РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«САРАТОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО»
Кафедра методологии образования
Современные способы познавательного развития дошкольника
КУРСОВАЯ РАБОТА
студента 3 курса 321 группы
направления 44.03.01 Педагогическое образование
профиля «Дошкольное образование»
факультета психолого-педагогического и специального образования
Стешиной Анастасии Юрьевны
Научный руководитель
канд. пед. наук, доцент __________________ М. Н. Бурмистрова
Зав. кафедрой
д– р пед. наук, профессор Е. А. Александрова
Саратов 2023
Содержани
Кафедра методологии образования 1
Стешиной Анастасии Юрьевны 1
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 7
1.1. Структура познавательного развития дошкольников 7
1.2 Познавательная деятельность детей старшего дошкольного возраста: средства развития 15
2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 23
2.1 Диагностика уровня развития познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в ДОУ 23
2.2 Программа ТРИЗ как средство развития познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в ДОУ 36
2.3 Результаты реализации программы ТРИЗ как средства развития познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в ДОУ 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Структура познавательного развития дошкольников 6
1.2 Познавательная деятельность детей старшего дошкольного возраста: средства развития 15
2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 23
2.1 Диагностика уровня развития познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в ДОУ 23
2.2 Программа ТРИЗ как средство развития познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в ДОУ 36
2.3 Результаты реализации программы ТРИЗ как средства развития познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в ДОУ 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) регламентирует образовательную деятельность дошкольной образовательной организации и подтверждает заинтересованность со стороны государства вопросами воспитания и развития детей дошкольного возраста.
Модернизация дошкольного образования предполагает, что целью и результатом образовательной деятельности дошкольных учреждений будет являться не сумма знаний, умений и навыков, а приобретаемые ребёнком способности и качества. Достижение таких результатов возможно за счет обновления содержания дошкольного образования и технологий, используемых в ходе образовательной деятельности.
Одной из актуальных задач ФГОС ДО в развитии старших дошкольников является познавательное развитие. Стандарт впервые выделил его в отдельную образовательную область – «познавательное развитие».
Под познавательным развитием в ФГОС понимается совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах ребёнка под влиянием среды и собственного опыта ребёнка. Ядром познавательного развития является развитие умственных способностей. Способности, в свою очередь, рассматриваются, как условия успешного овладения и выполнения деятельности (ФГОС ДО).
Одним из эффективных педагогических средств для развития познавательной деятельности у детей является ТРИЗ – теория решения изобретательских задач. Технология ТРИЗ позволяет развивать, с одной стороны, такие качества мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – познавательный интерес, познавательную потребность, познавательную активность, стремления к новизне; творческому воображению.
Степень разработанности темы, ее место и значение в науке и практике. Вопросы познавательного развития старших дошкольников нашли отражение в трудах отечественных Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддьяков, и др. и зарубежных ученых Ж. Пиаже, Т. Рибо и других.
Однако отмечается недостаток теоретических и практических разработок по организации образовательной среды, методического обеспечения в дошкольном учреждении с целью познавательной деятельности старших дошкольников.
Вышесказанное определило выбор темы исследования «Технология ТРИЗ как средство развития познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста».
Объект исследования – процесс развития познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – возможности технологии ТРИЗ в развитии познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Цель работы – на основании теоретического анализа литературы и эмпирического исследования выявить и обосновать возможности технологии ТРИЗ как средства развития познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в ДОУ.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть психолого-педагогическую характеристику старшего дошкольного возраста.
2. Проанализировать познавательную деятельность детей старшего дошкольного возраста: понятие, виды, средства развития.
3. Охарактеризовать технологию ТРИЗ.
4. Провести диагностическое исследование уровня развития познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в ДОУ.
5. Разработать программу развития познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
6. Реализовать программу ТРИЗ как средство развития познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в ДОУ и проанализировать результаты ее реализации.
Для реализации цели и задач исследования, применялись следующие
методы исследования:
- теоретические (теоретический анализ и синтез психолого- педагогической и методической литературы, обобщение);
- эмпирические (анализ документов, наблюдение, изучение продуктов детской деятельности по методикам, разработанным Д.А. Кашириным, А.А. Кашириной);
- методы обработки результатов исследования.
1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1. Структура познавательного развития дошкольников
Человечество пыталось осмыслить сущность познавательного интереса ещё в древности, в то время познавательные процессы представлялись им, как активные действия, происходящие вне человека. Так, Демокрит считал, что познание происходит благодаря тому, что от всех предметов окружающего мира «проистекают» образы (копии) тех предметов, от которых они «проистекли».
В средние века познавательные процессы характеризуются как дарованные человеку Богом. Связь Бога и человека проецируется в этот период через систему философских понятий, а связь человека и природы отождествляется через системы действий с природными объектами, благодаря которым выявляются возможные границы такой связи.
Жан Жак Руссо, Мария Монтессори и Лев Выготский – это три выдающихся мыслителя прошлого, которые оставили значительный вклад в понимание познавательного развития дошкольника.
Жан Жак Руссо (1712-1778) был французским философом и писателем, который считал, что ребенок рождается с чистым листом и все знания и навыки приобретаются опытом. Он утверждал, что дети должны иметь свободу и возможность изучать мир в своем собственном темпе, без принуждения со стороны взрослых.
Мария Монтессори (1870-1952) была итальянской врачом и педагогом, которая разработала метод обучения, основанный на наблюдении и опыте. Она верила в то, что дети должны быть активными участниками своего обучения и иметь возможность самостоятельно исследовать мир вокруг себя. Метод Монтессори сегодня широко используется в дошкольных учреждениях по всему миру.
Лев Выготский (1896-1934) был российским психологом и педагогом, который разработал теорию социального конструктивизма. Он считал, что обучение и развитие происходят через социальное взаимодействие между детьми и взрослыми. Выготский утверждал, что ребенок должен быть включен в процесс обучения и иметь возможность общаться и работать в группе. [10,160].
Все три мыслителя признавали важность опыта и наблюдения в познавательном развитии дошкольника. Они также считали, что дети должны быть активными участниками своего обучения и иметь свободу и возможность исследовать мир вокруг себя. Их теории и методы до сих пор широко используются в дошкольных учреждениях по всему миру.