Файл: Исследование мотивации достижений начали проводиться еще в середине прошлого века. Д. С. МакКлеланд, в результате исследования, он выявил, что существуют индивидуальные различия в мотивации достижений..doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 114
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В противоположность предвосхищению неуспеха, лишь суживающему зону проб, ограничивающих поведение, следы прошлых успехов открывают субъекту конструктивные решения, направляют поведение.
3-я подгруппа: обобщенный успех-неуспех.
Опыт многочисленных радостей и горестей в прошлом, актуализирующийся в виде предвосхищающих эмоций, по мере пополнения обобщается. За эмоцией отчаяния лежит, как правило, не единичный неуспех, а ряд переживаний, следовавших за всевозможными, но безуспешными попытками достижения цели. Подобным образом и обобщаются переживания. Обобщенная эмоция успеха-неуспеха взаимодействует с ведущим эмоциональным явлением, побуждающим к деятельности, усиливая его, когда предвосхищается скорый успех, и лишая его побуждающей силы при предвосхищении трудностей и неудач. Таким образом, именно данная разновидность эмоций успеха-неуспеха осуществляет по отношению к ведущему побуждению «стоп»-функцию. [1, c. 78]
Изучение мотивации касается процессов, побуждающих человека к действию или бездействию. Мотивации можно рассматривать с различных точек зрения. Мотивы могут формироваться под влиянием относительно недавнего опыта, под влиянием событий, которые произошли несколько месяцев и даже много лет назад. Некоторые мотивации могут отражать физиологические и биохимические процессы, тогда как другие имеют психологическую или социологическую природу. Мотивации можно также классифицировать по их источнику - исходят они от самого индивида или обусловлены характером выполняемой задачи (интересная работа), или социальными и материальными поощрениями. Используя поощрения, тренер может влиять на поведение и деятельность спортсмена – от общих отношений и установок до специфических изменений при выполнении спортсменом отдельных движений и навыков.[1, c. 123-127]
Мотивацию можно оценивать разными способами, включая метод прямого опроса, проективные тесты и анализ автобиографических данных. Кроме того, с помощью специально составленных анкет можно также исследовать и влияние факторов, способствующих эффективным тренировкам.
Тренерам лучше всего мотивировать спортсменов, опираясь на его чувство собственного достоинства, здравый смысл и потребность в самосовершенствовании. При работе с современной молодежью всякого рода эмоциональные призывы и лозунги типа «Выложиться за свою старую добрую школу» или «Доказать свою мужественность» не принесут должный эффект.
Таким образом, мотивация достижения — это, прежде всего стремление к успеху, к высоким результатам в своей деятельности. И если человек, стремится достичь успеха, высоких результатов в деятельности, то у него достаточно сильная мотивация достижения. Одни люди отводят достижению успехов слишком большую роль, для других — это менее важно. В зависимости от этого человек и определяет род и интенсивность своих занятий.
2 ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА И ИЗБЕГАНИЯ НЕУДАЧ У СПОРТСМЕНОВ ЗАНИМАЮЩИХСЯ КОМАНДНЫМИ И ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ ВИДАМИ СПОРТА
2.1 Методика исследования
На базе университета было проведено исследование по изучению мотивации достижения успеха и избегания неудач у спортсменов занимающихся индивидуальными и групповыми видами спорта. В нём принимали участие спортсмены занимающиеся лёгкой атлетикой(индивидуальный вид спорта) и спортсмены занимающиеся гандболом(женская и мужская команды – командный вид спорта). Количество испытуемых: 50 спортсменов.
Говоря о методике изучения мотивационной сферы личности, исследователи отмечают несколько моментов, определяющих трудности в их изучении. Первый момент – несоответствие степени мотивационной напряженности ее эффективности. Высокая напряженность не всегда совпадает с высокой эффективностью. Второй момент – отношение испытуемых и деятельности, выполняемой во время тестирования. Эффективное проведение тестирования становится возможным только при наличии у всех обследуемых положительного отношения к предъявленному заданию, когда нет стремления достичь максимального результата, объективно выполняя задание. Наряду с этим можно отметить и другие трудности.
Для диагностики мотивационных качеств можно использовать как субъективные критерии, получаемые при опросе, наблюдении за субъектами, применении метода самооценок, так и объективные критерии, вытекающие из лабораторного тестирования. Использование только первых, часто приводит к ошибочным выводам, так как у наблюдателя и опрашиваемого человека часто создается общее мнение о мотивационной сфере опрашиваемого. При этом ошибка порой состоит не столько в том, что неверно определяется мотивационная сфера, сколько в том, что на основании проявления одного мотивационного качества делается заключение о развитии у данного человека мотивации «вообще», т.е. осуществляется перенос наблюдаемого поведения на все случаи жизни. В действительности же в различных ситуациях мотивация проявляется по разному. Когда спортсмену задаются вопросы о жизненных, но не имеющих отношения к его деятельности ситуациях, то говорить о выявлении особенностей его спортивной мотивации не приходится [7, с. 119].
Это требует дифференцированного подхода к диагностике мотивационных качеств и дифференцированных методик.
Возникает задача создания методик, которые позволяли бы моделировать ситуации, требующие проявления того или иного мотивационного полюса.
Проблемой методов изучения мотивации спортивной деятельности занимались: Е.П. Ильин, Е.С. Кузьмин, А.Д. Суханов, Р.А. Пилоян, Д.Я. Богданова, И.П. Волков, Ю.А. Коломейцев и другие ученые. Неудовлетворительная разработанность проблемы мотивации достижения и избегания неудач у спортсменов, отсутствие единства и четкости в определении существа этого явления наложили отпечаток и на методики его исследования. Р.А. Пилоян выделил три группы методов, применяемых для исследования мотивации спортсменов. К первой группе относятся так называемые проективные тесты. Суть их состоит в том, что спортсмену предъявляют картинки с различными жизненными ситуациями и просят рассказать, как он их понимает. Таким образом, по ответам судят о его мотивах и интересах [7, с. 23]. Проективные тесты широко используются на Западе психологами-клиницистами. В спортивной практике, по мнению Б.Д. Кретти, эти методы могут быть применены в комплексе с другими, поскольку они дают лишь общие наметки о характере личностных особенностей спортсмена [6, с. 58].
В отечественной спортивной психологии были попытки внедрения проективных тестов в практику работы. Однако, по мнению большинства исследователей, они не оправдали связанных с ними надежд, и в первую очередь в вопросе изучения мотивов спортивной деятельности [8, с. 91].
Вторая группа методов, используемых для изучения мотивации спортсменов, связана с различными модификациями метода анкетирования и бесед. Примером может быть специальный опросник, разработанный Б.Д. Кретти, в котором спортсмену предлагается с помощью десятибалльной шкалы оценить различные факторы, помогающие ему хорошо тренироваться. Этим же методом исследователи пользуются при выяснении мотивов выбора того или иного вида спорта. В подобных опросниках суждение о развитости того или иного мотивационного качества выносится по частоте проявления этого качества в различных ситуациях, т.е. как ведет (или как вел) себя человек в той или иной воображаемой ситуации.
Интересные результаты можно получить в ходе анализа автобиографий, написанных спортсменами по специально разработанным планам (например, сочинение на тему «Моя спортивная биография»). Самоотчет как метод изучения мотивации является, пожалуй, единственным способом проникновения в интимную сферу личности спортсмена. Однако этот метод имеет определенные недостатки. Для того чтобы их избежать, необходимо, по мнению исследователей, во-первых, систематизировать сами вопросы и, во-вторых, не ставить их, что называется, «в лоб». И, наконец, к третьей группе методов, применяемых при изучении мотивации спортсменов, может быть отнесен способ опосредованной оценки силы побуждения. Данный метод успешно использует Ю.Ю. Палайма (1973), определяющий силу морального мотива (чувство коллективизма) через оценку эффективности действий юных спортсменов. Полученные в ходе этого исследования результаты, показывают эффективность использования опосредованной оценки, однако видна и определенная ограниченность этого подхода. Во многих случаях оценки сферы человека соответствуют истине, но часто бывают и ошибочными. Причина этих ошибок кроется, прежде всего, в том, что у наблюдателя (спортивного психолога, тренера) большей частью создается общее мнение о развитии мотивационных качеств у человека. Исследователя же интересуют конкретные мотивационные проявления (качества).
Действительно, по результативности отдельных действий спортсмена и деятельности в целом можно опосредованно судить о его мотивации. Однако если мы захотим глубже заглянуть в структуру мотивации спортсмена и выяснить, что же в ней является ведущим, то почувствуем недостаточность этого методического приема. А для психолога именно эта сторона проблемы мотивации очень важна [7, с. 27].
Наконец, при субъективной оценке мотивационных проявлений опрашиваемый может плохо представлять сущность данного мотивационного качества, не знать, чем одно качество отличается от другого.
Субъективный подход оценки мотивационной сферы бывает продуктивным, если оценивающий хорошо знает оцениваемого, общается с ним уже несколько лет и видел его поведение в различных ситуациях. Поэтому дать оценку мотивации другого человека может не каждый. Отсюда следует, что основное внимание надо уделять разработке объективных экспериментальных методов диагностики степени развития мотивационных качеств. Существуют и экспериментальные методы, применяемы для более глубокого и адекватного изучения личности спортсмена. Естественные экспериментальные методы в настоящее время нашли широкое применение в психологических исследованиях. Организуя эксперимент, исследователь не ждет, а сам вызывает интересующие его явления. Преимущество эксперимента перед другими методами состоит еще и в том, что в экспериментальном исследовании имеется возможность точно учитывать влияние условий на психические явления, раскрывать причины явлений, повторять опыт и накапливать необходимые факты [3, c. 203]. На наш взгляд, при изучении мотивации достижения успеха и избегания неудачи студентов-спортсменов целесообразно использовать следующие методы: 1) метод наблюдения, который дает наиболее полную характеристику мотивации субъекта; 2) экспериментальные методы (естественные и лабораторные); 3) психодиагностические методы.
Для достижения поставленной цели мы использовали методики: методика диагностики мотивации к достижению успеха Т. Элерса и методика «Измерение мотивации достижения» А.А. Реана), Первый опросник предназначен для определения уровня мотивации к достижению цели к успеху. Испытуемым предлагалось ответить на 41 вопрос, выражая свое согласие или несогласие ответами "да" или "нет". Ответы суммируются по одному баллу при совпадении с ключом. Мотивация к достижению цели считается высокой при числе баллов больше или равном 22; средней — 11-21; невысокой — меньше или равной 10. А также методика «Опросник для оценки мотивации успеха и боязни неудачи» А.А. Реана. Испытуемым предлагалось ответить на 20 вопросов. Обработка проводилась следующим образом:
За каждое совпадение ответа с ключом испытуемому дается 1 балл. Подсчитывается общее количество набранных баллов. Если количество набранных баллов от I до 7, то диагностируется мотивация на неудачу (боязнь неудачи). Если количество набранных баллов от 14 до 20, то диагностируется мотивация на успех (надежда на успех). Если количество набранных баллов от 8 до 13; то следует считать, что мотивационный полюс ярко не выражен. При этом можно иметь в виду, что если количество баллов 8,9, есть определенная тенденция метизации на неудачу, а если количество баллов 12,13, имеется определенная тенденция мотивации на успех.
Как видно из вышесказанного, диагностика мотивации достижения успеха и избегания неудачи является актуальным направлением деятельности спортивного психолога. Применение на практике адекватных методов, позволяет получить не только наиболее точные данные о развитии необходимых сторон мотивационных качеств студентов-спортсменов. На основе этих данных можно провести определенную коррекционную работу по усовершенствованию необходимого мотивационного качества, дать рекомендации тренеру, педагогу, студенту-спортсмену. [13, c. 45-47]
2.2 Интерпретация полученных результатов
Исследование проводилось на базе Гомельского государственного университета. В нем принимали участие спортсмены. Выборка составила 50 человек. Из них 25 человек – спортсмены занимающиеся лёгкой атлетикой; 11 спортсменов – представители мужской гандбольной команды и 14 человек представительницы женской гандбольной команды. Среди респондентов – студенты с разными спортивными достижениями. Возраст испытуемых находился в пределах от 17 до 21 года, стаж занятий – от нескольких лет до 5 – 7 лет. Исследование проводилось на добровольной основе.
По итогам проведенной методики мы получили следующие численные показатели. По итогам методики направленной на мотивацию достижения успеха мы получили следующие результаты:
Таблица 1 Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса.
Группа испытуемых | Уровень мотивации к успеху | |||
низкий | средний | умеренно высокий | слишком высокий | |
Гр.вид (гандбол) | 20% | 40% | 28% | 12% |
Инд.вид (лёгк.атлетика) | 12% | 48% | 24% | 16% |
φ* | | | 0.32 | 0.41 |