Файл: Исследование мотивации достижений начали проводиться еще в середине прошлого века. Д. С. МакКлеланд, в результате исследования, он выявил, что существуют индивидуальные различия в мотивации достижений..doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 113
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Таблица 2 Методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса.
Группа испытуемых | Уровень мотивации к избеганию неудач | |||
низкий | средний | умеренно высокий | слишком высокий | |
Гр.вид (гандбол) | 24% | 28% | 20% | 28% |
Инд.вид (лёгк.атлетика) | 12% | 36% | 28% | 24% |
φ* | | | 0.66 | 0.32 |
Таблица 3 Мотивация успеха и боязнь неудачи” (А.А. Реан).
Группа испытуемых | Преобладающая мотивация | |||
Мотивация на неудачу | Невыраженный мотивационный полюс | Мотивация на успех | ||
Ближе кнеудаче | Ближе к успеху | |||
Гр.вид (гандбол) | 12% | 24% | 24% | 40% |
Инд.вид (лёгк.атлетика) | 12% | 32% | 18% | 38% |
φ* | | 0.63 | 0.52 | |
По результатам углового преобразования Фишера не было выявлено статистически значимых различий.
Суммируя все приведенные выше данные испытуемых можно разделить на три основные группы:
-
Яркая выраженность мотивации достижения успеха. -
Яркая выраженность мотивации избегания неудачи. -
Невыраженный мотивационный полюс.
В группу 1 и 2 соответственно были включены испытуемые, у которых между мотивацией достижения успеха и мотивацией избегания неудачи наблюдалась значительная корреляция в сторону преобладания мотивации достижения успеха у 1-ой группы и доминирования мотивации избегания неудачи у 2-ой группы.
Результаты исследования для гандбола:
-
40% -
48% -
48%
Результаты исследования для лёгкой атлетики:
-
38% -
52% -
50%
По приведенным выше данным из таблицы можно сделать следующие выводы:
-
По мотивации достижения успеха: т.к. 40%>38%, то у представителей командного вида спорта уровень мотивации достижения будет выше, чем у представителей индивидуального вида спорта. Мотивация на успех относится к позитивной мотивации. При такой мотивации человек, начиная дело, имеет в виду достижение чего-то конструктивного, положительного. В основе активности человека лежит надежда на успех и потребность в достижении успеха. Такие люди обычно уверены в себе, в своих силах, ответственны, инициативны и активны. Их отличает настойчивость в достижении цели. целеустремленность. -
По мотивации избегания неудач: т.к. 48%<52%, то среди представителей индивидуальных видов спорта больше тех, кто ориентирован на избегание неудач, чем среди тех, кто занимается командными видами спорта. Мотивации на неудачу относится к негативной мотивации. При данном типе мотивации активность человека связана с потребностью избежать срыва, порицания, наказания, неудачи. Вообще в основе этой мотивации лежит идея избегания и идея негативных ожиданий. Начиная дело, человек уже заранее боится возможной неудачи, думает о путях избегания этой гипотетической неудачи, а не о способах достижения успеха. Люди, мотивированные на неудачу, обычно отличаются повышенной тревожностью, низкой уверенностью в своих силах. Стараются избегать ответственных заданий, а при необходимости решения сверхответственных задач могут впадать в состояние близкое к паническому. По крайней мере, ситуативная тревожность у них в этих случаях становится чрезвычайно высокой. Все это, вместе с тем, может сочетаться с весьма ответственным отношением к делу. -
Мотивационный полюс не выражен: т.к 48%<50%, то у представителей командного вида спорта меньше тех, у кого мотивационный полюс не выражен, чем тех у кого есть четкая тенденция.
Гистограмма 1. 1 кв Результаты теста 1 2 кв Результаты теста 2
Как показано на гистограмме 1, юноши-спортсмены более ориентированы на успех в спорте, чем девушки. Это обнаруживается по многим признакам. Они более озабочены завоеванием авторитета среди соперников. У мужчин стремление к мотивации достижения проявляется у 24%, у девушек этот показатель: 16%. Касательно мотивации избегания неудач: юноши-12%, девушки-36%. В результате исследований можно сделать вывод, что для спортсменов-мужчин более характерна ориентация на достижение победы, тогда как женщины-спортсменки в большей степени стремятся к улучшению собственных результатов.
Следовательно, потребность в достижении успеха можно рассматривать по двум параметрам: высокий или низкий уровень и степень однородности (гомогенности). Весьма желательно в команде, члены которой тесно взаимодействуют друг с другом, иметь спортсменов с высокой потребностью в достижении успеха. Однако, если всех членов команды одинаково отличают высокие потребности в достижении успеха, может возникнуть внутригрупповой конфликт. Однако и в командных, и в индивидуальных видах спорта высокая потребность спортсменов в достижении успеха частично выступает как фактор, позволяющий предсказать успех спортсмена или команды. Исследование группового и индивидуального уровней притязаний также показывает, что формирование потребности в достижении успеха зависит от соотношения потребности группы сохранить положительное представление о группе и избежать неудачи или достичь успеха. Как правило, высокая потребность в достижении успеха чаще бывает результатом потребности избежать боязни потерпеть неудачу. В основе умеренных потребностей в достижении – потребность группы в достижении успеха.[8, c. 178]
Таким образом, на основе данного исследования можно сделать следующие выводы:
-
Студентам-спортсменам, достигающим больших успехов, нравится соревноваться с равными соперниками или выполнять задания, которые не отличаются большой легкостью. Студенты-спортсмены, не достигающие больших успехов, избегают таких ситуаций, отдавая предпочтение легким заданиям, где успех гарантирован или, наоборот, чрезмерно трудным, где вероятность неудачи практически очевидна. -
Мотивацию на успех мы относим к положительной мотивации. При такой мотивации, по нашим данным, спортсмен стремится к достижению, к победе. В основе активности его личности лежит надежда на успех и потребность в достижении успеха. Мотивацию на неудачу относим к отрицательной мотивации. В данном случае активность спортсмена опосредуется потребностью избежать поражения, порицания со стороны тренера, неудачи.
2.3 Практические рекомендации тренерам и спортивным психологам
При формировании мотивации достижения успеха используется два метода. Метод опосредованного воздействия, который включает в себя комплекс мер по коррекции мотивационной сферы у спортсмена. И метод включенной коррекции - целенаправленная саморегуляция топологических особенностей мотивации спортивной деятельности. Под топологическими особенностями понимается поведение спортсмена в процессе тренировочной деятельности, внутри которой, возникают и изменяются его потребности (стремления, намерения...), имеющие определённую направленность, и характеризующие мотивацию поведения. Для коррекции мотивации разрабатываются и внедряются в практику блок-схемы педагогических воздействий.[13]
Одной из главных функций, которую должен выполнять тренер или психолог в своей деятельности – это организация совместной деятельности со своим учеником. Спортсмен должен участвовать в обсуждении вопросов предстоящих тренировок, отдыха, вместе необходимо ставить ближайшие и перспективные цели.
Хочется отметить, что управление должно вестись в трех направлениях: конструктивно-организационном, куда входит организация и методика учебно-тренировочного процесса; коммуникативном (управление системой общения); гностическом (планирование учебно-тренировочного процесса на основе прогнозируемого результата).
Тренер - это один из мощных факторов, которые влияют на успешность, результативность деятельности спортсменов. Оптимизм во всех случаях, в любых тренировочных и соревновательных ситуациях; эмоциональный самоконтроль; умение быть гибким и многоплановым в общении со спортсменами, быть в нужный момент и мягким и жестким; искренняя и глубокая вера в ученика, в его способности и возможности достичь большого успеха в спорте — это некоторые из качеств, которыми так важно, что бы обладал тренер, и не забывал их развивать.
На каком бы этапе спортивного пути не находился спортсмен, тренеру всегда необходимо ставить перед спортсменом далекие цели, которые в дальнейшем должны осуществляться через серию промежуточных.
Для того, чтобы сформировать у спортсмена устойчивую мотивацию достижения успеха, психологу и тренеру обязательно надо уделять внимание самоактуализации спортсмена, его совершенствованию себя через спорт.
А так же нельзя оставлять без внимания тот факт, что если спортсмен осознает то, для
чего он добивается высоких результатов, получает награды, какую пользу он несет для себя, родных и страны в целом, у него в значительной степени уже будет сформировано желание добиваться высоких результатов.
Исходя из сделанных выводов, можно дать следующие рекомендации тренеру, педагогу и психологу, которые работают с опрошенными студентами-спортсменами:
-
Для студентов-спортсменов, достигающих больших успехов, наибольшим стимулом вовлечения в поведение достижения являются условия с вероятностью успеха 50 на 50. В данном случае тренеру рекомендуется давать трудное, но вполне выполнимое задание. Спортсмены будут находить вызов в такой ситуации, так как им нравится соревноваться с равными соперниками или выполнять задания, которые не отличаются большой легкостью. -
Спортсменам, достигающим больших успехов, необходимо давать более соревновательные задания. Так как они предпочитают промежуточный риск и лучше выступают в оцениваемых ситуациях, тренеру рекомендуется создавать такие условия в процессе тренировки. -
Иной подход необходим тем студентам-спортсменам, которые не достигают больших успехов. Тренеру необходимо учитывать, что они избегают промежуточного риска и соревновательных заданий, хуже выступают в оцениваемых ситуациях, выбирая либо настолько трудные задания, что они практически обречены на неудачу, либо настолько легкие, что успех в них гарантирован. В этом случае рекомендуется спортсмену давать ориентацию на задание. Она чаще, чем ориентация на результат, приводит к более интенсивной работе, настойчивости перед лицом неудач и оптимальному результату. Тренер может выбирать задания средней трудности или реальные.[15]
Необходимо учитывать и то, что все спортсмены индивидуальны и достижение нужного уровня мотивации у спортсменов — одна из труднейших задач. Поэтому тренер должен знать самые разные методы подхода как к отдельному спортсмену, так и к команде в целом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мотивации достижения успеха и избегания неудач являются важными и относительно независимыми видами человеческой мотивации, они во многом определяют направленность личности и поведение человека. Диагностика мотивации спортивной деятельности является актуальным направлением практической работы спортивного психолога. Адекватные методы позволяют получить наиболее точные данные о развитии тех или иных мотивационных качеств студентов-спортсменов. На основе этих данных можно провести определенную коррекционную работу по усовершенствованию уровня мотивации достижения, дать рекомендации тренеру, педагогу, студенту-спортсмену.