Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 277
Скачиваний: 12
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
расширяется перечень товаров; -
захватываются новые позиции; -
ведется активная борьба с конкурентами за рынок сбыта; -
отмечается существенный рост продаж.
Между тем, предприятие не желает инвестировать средства в свое развитие, точнее, выполняются некоторые модификации, и проводится работа, необходимая для улучшения реализуемой продукции. На этом этапе фирма достигает уровня дохода, допускающего существование предприятия без дополнительного субсидирования.
Изменяется и способ менеджмента, так как собственник:
-
отходит от решения оперативных вопросов; -
приступает к выполнению стратегических планов; -
некоторые свои полномочия передает управленцам среднего уровня.
На данной стадии есть риск возникновения кризиса. Он провоцируется уклонением владельца от передачи своих полномочий. Неминуемо это нежелание приводит к остановке роста фирмы, и предприятие замедляет работу на вершине своей продуктивности. Рост подходит к завершению, когда увеличение объемов сбыта останавливается.
На этапе зрелости организации уровень продаж стабилизируется, рост замедляется. Такая ситуация вызвана высоким уровнем конкуренции и насыщением рынка. На этапе зрелости компани также могут приносить хороший уровень прибыли, если имеют правильно сбалансированный портфель продуктов. Основной задачей бизнеса становится максимизация прибыли, что может быть достигнуто повышением стабильности работы и эффективности управления. Все управленческие ресурсы компании сфокусированы на внутренней эффективности, установлении жесткого контроля за ключевыми процессами [12].
На этапе зрелости делегирование власти уменьшается, появляется консерватизм в принятии решений и бюрократизируется структура компании. Внедренные процессы контроля и координации процессов создают определенную волокиту, замедляется процесс принятия решений. Теперь каждое решение анализируется со всех сторон и принимается очень взвешенно. Цель такой работы – не раскачивать бизнес, не идти на риск, улучшать то, чего уже достигла компания.
В развитии ассортимента компания также придерживается взвешенного подхода: детально контролирует расходами и оптимизирует ассортимент. Разработка направлена на поддержание продукта, не на создание реальных рискованных инноваций. Пока продажи и прибыль компании стабильны, она не предпринимает никаких решений в сторону изменения своего курса. Инновационный потенциал компании снижается, а все инновационные проекты и решения не получают требуемое поддержки и значимого финансирования.
Последняя стадия в жизненном цикле – этап упадка, который означает прекращение существования предприятия. На данном рубеже происходят следующие процессы [10]:
-
организация начинает брать на себя ответственность за сохранение ресурсов; -
показатели продаж резко падают из-за отсутствия новых технологий и слабого ассортиментного обновления; -
связь между отделами ослабевает; -
отсутствует развитый механизм обработки информации.
Во время ослабления организация проигрывает в схватке с конкурентами, уровень сбыта и доходы резко снижаются.
Нехватка или полное отсутствие инноваций приводят к падению прибыли. Ход принятия решений усложняется, а сами они становятся все консервативнее. Организация прекращает любые нововведения, сводит все опасности к минимуму. В фирме наступает режим жесткой экономии. Происходит ее плавное вытеснение с рынка. В результате прохождения этапа бизнес выходит на линию «возрождения».
Стадия спада является наихудшей в жизненном цикле организации, поскольку люди озадачены личными целями и проблемами, а не целями и задачами организации. Это медленно и неуклонно разрушает возможности и функциональность всей компании.
Обновление происходит тогда, когда компания понимает, что теряет свою конкурентоспособность. Если у компании есть силы и возможности, она начинает бороться за свое существование и переходит к стратегии диверсификации бизнеса, развитию инноваций и новым приобретениям.
Компания уже не имитирует инновации конкурентов, а сама начинает инвестировать в создание абсолютных инновационных решений. Часто руководство компании полностью обновляется и создаются проектные группы для быстрой модернизации внутренних процессов. Принятие решений ускоряется, бюрократизация снижается. Компания фокусируется на разработке новых продуктов и повышение конкурентоспособности бизнеса. Стадия возрождения может быть как успешной, так и не привести к росту продаж.
Таким образом, жизненный цикл организации представляет собой систему предсказуемых изменений с определенной последовательностью состояний, которые организация проходит в течение определенного времени: от момента ее рождения до момента ее ликвидации. Выделяют различные модели жизненных циклов, наиболее распространенная включает в себя пять последовательных этапов. Состояние и перспективы организации оцениваются исходя из того, на каком этапе жизненного цикла она находится на данный момент.
-
Статическое и динамическое состояние организации
Основные этапы жизненного цикла организации можно объединить в две группы: статическую и динамическую.
Статическая группа включает в себя следующие этапы жизненного цикла организации [4, c. 64]:
-
этап формирования; -
этап упадка или ликвидации (утилизации).
Другими словами, в таких организациях протекающие процессы находятся либо в состоянии зарождения, либо в состоянии исчезновения.
Порог нечувствительности включает следующие фазы организации:
-
подготовка документов для создания организации; -
регистрация организации; -
физическое создание; -
преобразование организации.
Порог ликвидации включает ликвидацию (утилизацию).
Динамическая группа включает фазы функционирования организации:
-
рост; -
зрелость; -
обновление.
Динамическая организация включает в себя этапы роста, развития и зрелости организации. Эти этапы характеризуются решением внешних и внутренних проблем компании во взаимосвязи [17].
Таким образом, динамическое и статическое состояния организации принципиально отличаются, согласно рисунку 1.3.
Рис. 1.3. Состояние организации
Организация, находящаяся в статистической группе, называется статистической, а в динамической – динамической.
Статика – уравновешенное состояние организации, в котором она находится независимо от негативных или позитивных изменений, происходящих во внешней среде. При этом все параметры организации, отражающие ее деятельность, остаются неизменными в течение длительного времени. Статическая организация удовлетворяется достигнутым и стремится к спокойной жизни без проблем. Если нет изменений, то нет и развития. Такая организация в современное и сложное время не сможет долго держаться «на плаву» [1, c. 57].
Такая манера поведения была свойственна, в основном, большим организациям, успешно работавшим в течение длительного времени в достаточно стабильных условиях планового ведения хозяйства. Переход России к новым рыночным отношениям, связанный с экономической нестабильностью, отсутствием сформировавшейся рыночной структуры, привел к тому, что деловые организации статического типа оказались нежизнеспособными в несоответствия объективным потребностям общественного развития. Это привело к гибели многих крупных организаций или к их разукрупнению, т.е. к распаду на несколько более мелких и относительно жизнеспособных организаций.
Особенно интенсивно процесс деления организаций протекал в ходе приватизации и акционирования. Это связано с тем, что деловые организации, работающие по статическому принципу, видят основную свою цель в оптимизации прибыли путем сокращения издержек и сохранении при этом стабильности организационной структуры. Структурные изменения в организации проводятся зачастую только в том случае, когда организация сталкивается с проблемами, представляющими реальную угрозу ее дальнейшему существованию.
В процессе перехода к новым рыночным отношениям на смену большинству организаций статического типа пришли организации, действующие по принципу динамически развивающихся систем. Для них характерна быстрая приспособляемость к любым изменениям во внешней и внутренней среде. С этой целью система управления деловой организацией ведет систематизацию внешней среды и постоянно контролирует свое внутреннее состояние [18].
Динамика – развитие организации и ее поступательные движения вперед к новым целям под влиянием воздействий (например, 1-й закон Ньютона: изменить состояние инерции может только сила). Для динамически развивающейся организации характерно стремление постоянно наращивать темпы своего развития, осваивать новые технологии, увеличивать выпуск продукции, расширять круг решаемых задач, осваивать новые рынки для увеличения прибыли, стремясь к состоянию устойчивого равновесия.
Развитие компании по кривой жизненного цикла организации неизбежно, предсказуемо и последовательно. Такая эволюция обусловлена тремя причинами. Во-первых, успешная компания всегда растет, превращаясь в сложную организационную структуру, в ней появляется все больше заинтересованных лиц (иногда с противоположными приоритетами). Во-вторых, по мере роста компании требуется внедрение новых процессов обработки информации и принятия решений. В-третьих, компания постоянно «прыгает» между введением инноваций и укреплением данных инноваций в компании, меняя подходы к управлению.
Смена состояния происходит в момент, когда внутренние процессы компании начинают конфликтовать с условиями внешней среды, что приводит к неэффективности бизнеса. Компания вступает на путь выживания и меняет подход к управлению. Такой переход часто бывает болезненным, так как руководители бизнеса не сразу понимают, что их ранее успешные подходы нуждаются в изменении. Но если знать и планировать такой переход заранее, компания будет иметь возможность усилить свою эффективность.
Время прохождения этапов цикла у различных организаций значительно отличается. На средний срок жизни организации влияет множество факторов, в их числе: размер фирмы, отрасль приложения, тип товара, степень комбинирования, диверсификации, горизонтальной и вертикальной интегрированности, технический уровень, общее состояние общенациональной и мировой рыночной конъюнктуры, успешность менеджмента (структура, стратегия, имидж, корпоративная идеология, корпоративная культура, уровень издержек) и многие другие.
При этом войти в статическое состояние можно из любого этапа жизненного цикла двумя путями, согласно рисунку 1.4.
Рис. 1.4. Пути входа в статическое состояние
Модель жизненного цикла позволяет прогнозировать изменения, ожидаемые в организации, стоящей на любом из этапов развития. Зная, на каком из этапов находится фирма, руководитель может более точно и уверенно оценить правильность принятого стиля руководства. Кроме того это помогает предусмотреть негативные явления, ожидающие компанию на следующей стадии и заблаговременно предупредить их появление, либо (при неизбежности их возникновения) подготовиться к ним и предотвратить возможные последствия [3, c. 113].
Таким образом, основные этапы жизненного цикла организации можно объединить в две группы: статическую и динамическую. Статическое состояние организации характерно для этапа формирования и упадка, а также ликвидации. Динамическое состояние охватывает этапы роста и зрелости, считается более рациональным и эффективным в нынешних условиях.