Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 1155
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Инновационная деятельность -это процесс, направленный на разработку инноваций, реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки.
1.2. Классификационные признаки и виды инновации
Для получения более высокой отдачи от инновационной деятельности осуществляется классификация нововведений. Необходимость классификации, т.е. разделения всей совокупности нововведений по тем или иным признакам на соответствующие группы, объясняется тем, что выбор объекта инновации является очень важной процедурой, поскольку она предопределяет всю последующую инновационную деятельность, результатом которой станут повышение эффективности производства, расширение номенклатуры наукоемкой продукции и рост ее объемов [6, С. 125].
Управление инновационной деятельностью может быть успешным при условии длительного изучения инноваций, что необходимо для их отбора и использования. Прежде всего, необходимо различать инновации и несущественные видоизменения в продуктах и технологических процессах (например, эстетические изменения, то есть цвет и т.п.); незначительные технические или внешние изменения в продуктах, оставляющие неизменными конструктивное исполнение и не оказывающие достаточно заметного влияния на параметры, свойства, стоимость изделия, а также входящих в него материалов и компонентов; расширение номенклатуры продукции за счет освоения производства не выпускавшихся прежде на данном предприятии, но уже известных на рынке продуктов, с цель. Удовлетворения текущего спроса и увеличения доходов предприятия.
1 Новизна инноваций оценивается по технологическим параметрам, а также с рыночных позиций. С учетом этого строится классификация инноваций.
2 По признаку возникновения инноваций выделяются две группы: защитные и стратегические.
3 Защитная группа инноваций обеспечивает необходимый уровень конкурентоспособности производства и продукции на основе внедрения соответствующих нововведений как способа защиты от конкурентов.
4 Стратегическая формирует перспективные преимущества в конкурентной борьбе.
5 В зависимости от технологических параметров инновации подразделяются на продуктовые и процессные.
6 Продуктовые инновации включают применение новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально новых продуктов.
7 Процессные инновации означают новые методы организации производства (новые технологии). Процессные инновации могут быть связаны с созданием новых организационных структур в составе предприятия (фирмы).
8 По типу новизны для рынка инновации делятся на: новые для отрасли в мире; новые для отрасли в стране; новые для данного предприятия (группы предприятий).
9 По степени новизны инноваций выделяют:
-нестандартные группы инноваций, включающие новый товар, произведенный на основе впервые разработанного технического решения, не имеющего аналога;
-улучшающие - новые товары или технологические процессы, разработанные на основе использования достижений научно-технического процесса и обеспечивающие совершенные технико-эксплуатационные характеристики в сравнении с действующими аналогами;
- модификационные - нововведения, расширяющие эксплуатационные возможности товара или технологического процесса.
Инновации могут быть классифицированы в зависимости от различных характеристик. Одна из классификаций представлена на рисунке 1.
Рисунок 1. Классификация инноваций
Также, в зависимости от места инновации в производственном цикле выделяют продуктовые инновации, сырьевые инновации,
обеспечивающие(связывающие) инновации.
В зависимости от ожидаемого охвата доли рынка выделяют стратегические инновации, системные инновации, локальные инновации.
В зависимости от степени распространения различают диффузные инновации, единичные инновации.
В зависимости от инновационного потенциала различают, радикальные инновации, совершенствующие инновации, комбинаторные инновации.
В зависимости от степени новизны выделяют, инновации для конкретного предприятия или группы предприятий, инновации для отрасли/региона страны, инновации для отрасли в мире.
В зависимости от глубины изменения выделяют инновации, направленные на регенерированные первоначальных способов, инновации, направленные на изменение количества, инновации, направленные на перегруппировку, инновации, направленные на адаптивные изменения, инновации, направленные на разработку нового варианта, нового поколения, нового вида, нового рода.
В зависимости от разработчика различают инновации, разработанные внешними, по отношению к предприятию, силами, инновации, разработанные внутренними силами предприятия.
В зависимости от времени выхода на рынок выделяют инновации-лидеры, инновации-последователи. По критерию «преемственность» выделяют открывающие инновации, отменяющие инновации, замещающие инновации, возвратные инновации, ретро введения.
В зависимости от характера удовлетворяемых потребностей выделяют инновации, направленные на более эффективное удовлетворение существующих потребностей, инновации, направленные на удовлетворение существующих потребностей новым способом, инновации, направленные на формирование новых потребностей.
В зависимости от значимости различают следующие виды инноваций базовые или базисные инновации –научные открытия и значимые изобретения в сфере техники и технологий, ведут к революции в сфере техники и технологий, к новой технологической эре; улучшающие инновации –видоизменяют и улучшают имеющиеся технологии, способствуют распространению базовых инноваций, появлению новых отраслей и рынков; микро инновации – направлены на улучшение отдельных производственных или потребительских параметров выпускаемых моделей техники и применяемых технологий на основе использования мелких изобретений, способствуют более эффективному производству этих моделей или повышению эффективности их использования; псевдо инновации– незначительно совершенствуют базовые и улучшающие инновации и повышают их эффективность, расширяя сферу применения и рынок сбыта инноваций. По мнению Ю.В. Яковца, направлены на улучшение моделей машин и технологий, представляющих вчерашний день техники. (Г. Менш, Ю.В. Яковец).
В зависимости от направления воздействия на процесс производства различают расширяющие инновации –направлены на глубокое проникновение в разные отрасли и рынки имеющихся базисных инноваций; рационализирующие или улучшающие инновации –видоизменения; заменяющие инновации – предполагают замену старых продуктов или технологий новыми на базе выполнения аналогичной функции.
В зависимости от уровня воздействия на факторы производства выделяют комплексны инновации, локальные инновации.
В зависимости от причин возникновения различают:
– стратегические инновации –инновации перспективного характера, направлены на обеспечение конкурентоспособности продукта или услуги фирмы;
– реактивные инновации – инновации ретроспективного характера (в ответ на действия конкурентов, направлены на повышение конкурентоспособности товара или услуги фирмы.
Научно-исследовательским институтом системных исследований (РНИИСИ) предложена расширенная классификация инноваций по сферам деятельности предприятия:
– технологические инновации;
– производственные инновации;
– торговые инновации;
– экономические инновации;
– социальные инновации;
– инновации в области управления.
В зависимости от области применения в научно-производственном процессе различают:
– научно-исследовательские инновации – направлены на изменение процесса в сфере НИОКР;
– технические или продуктовые инновации – предполагают производство товаров с новыми или улучшенными свойствами;
– технологические инновации – предполагают производство товаров по новым, более совершенным или улучшенным технологиям;
– логистические инновации – предполагают изменение в сфере организации движения потоков, снабжении и сбыте;
– маркетинговые инновации -предполагают изменение в области исследования рынков и работе на них, модернизация брендов товаров и организаций;
– информационно-коммуникационные инновации –направлены на изменение технологий обработки информации и технологии связи у потребителя;
– организационно-управленческие инновации –приводят к изменению и совершенствованию организационной структуры и систем управления;
– социально-экономические, правовые и прочие инновации –направлены на совершенствование социальных, экономических и правовых условий функционирования предприятия.
Детальная классификация инноваций по различным классификационным признакам обладает значительной практической значимостью, поскольку дает возможность отнести инновацию к тому или иному типу, оценить ее значимость и возможности применения, и на основе этого принять правильное управленческое решение по разработке стратегии развития и совершенствованию менеджмента.